Суд признал неправомерным отказ Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве (УФМС по г. Москве) в регистрации гражданина по месту жительства, в связи с отсутствием на то письменного согласия собственника жилого дома.
К Московским юристам обратились граждане Никифоров и Никифорова с просьбой помочь им в решении следующей проблемы. В настоящий момент Никифоров проживает в квартире, расположенной по адресу: город Москва, Ленинградское шоссе, дом 41, корпус 2. Вместе с Никифоровым в указанной квартире проживают и зарегистрированы по месту жительства его отец, мать, а также брат с женой и несовершеннолетним ребенком. Никакого договора социального, коммерческого или служебного найма, а также договора аренды с жильцами этой квартиры никем заключено не было. Данная квартира была предоставлена в 1967 году по служебному ордеру матери гражданина Никифорова, Каховской Н.Л.
Весной 2010 года Никифоров взял выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета на квартиру по адресу: город Москва, Ленинградское шоссе, дом 41, корпус 2, из содержания которых ему стало известно, что в данной квартире «проживают»!!! и имеют доли в праве собственности два юридических лица. Это ООО «ИК ВНЛ» (доля собственности в вышеуказанной квартире составляет 90 процентов) и ООО «Аксиома» (доля собственности – 10 процентов).
Далее гражданину Никифорову стало известно, что в 2006 году предприятие, которому ранее принадлежал вышеуказанный жилой дом, было ликвидировано, а кредиторы этого предприятия, ООО «ИК ВНЛ» и ООО «Аксиома», в процессе ликвидации предприятия-собственника жилого дома, получили часть его имущества, в состав которого входил и этот жилой дом.
В январе 2010 года Никифоров обратился в ОУФМС России по району «Войковский» САО г. Москвы с заявлением об оформлении регистрации по месту жительства по вышеуказанному адресу своей жены – гражданки Никифоровой.
В феврале 2010 года ОУФМС России по району «Войковский» САО г. Москвы гражданину Никифорову было выдано уведомление об отказе в приеме документов на оформление регистрации его жены по месту жительства на основании того, что не были представлены документы, являющиеся основанием для вселения граждан в жилое помещение, а именно согласие собственника жилой площади, то есть квартиры, расположенной по адресу: город Москва, Ленинградское шоссе, дом 41, корпус 2.
В связи с этим, Никифоров обратился с официальным запросом о предоставлении сведений о составе собственников вышеуказанной квартиры, в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
В марте 2010 года Никифоров получил из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве сообщение об отказе в предоставлении данных сведений. Причина отказа – в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о регистрации прав на вышеуказанную квартиру каких-либо физических или юридических лиц. Таким образом, официальных сведений о том, что ООО «ИК ВНЛ» и ООО «Аксиома» являются собственниками квартиры семьи Никифоровых по адресу: город Москва, Ленинградское шоссе, дом 41, корпус 2, не имелось.
Московские юристы помогли гражданам Никифоровым в составлении иска в суд против Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве о признании неправомерным отказа в оформлении регистрации гражданина по месту его жительства и обязании зарегистрировать гражданина по месту фактического проживания.
При рассмотрении судебного дела по данному иску суд учел нижеследующие обстоятельства.
Семья Никифоровых была вселена в квартиру, расположенную по адресу: город Москва, Ленинградское шоссе, дом 41, корпус 2, в 1967 году, не на основании каких-либо договоров с ООО «ИК ВНЛ» и ООО «Аксиома», и без ограничения срока пользования жилым помещением, в связи с чем к данным правоотношениям, по аналогии, подлежат применению нормы Жилищного кодекса РФ, связанные с вселением в жилое помещение члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 ЖК РФ) (Пленум Верховного суда Российской Федерации Постановление от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации»). Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение своего супруга, своих детей и родителей не поставлено в зависимость от согласия наймодателя.
Гражданка Никифорова является законной супругой гражданина Никифорова, зарегистрированного в квартире по адресу: город Москва, Ленинградское шоссе, дом 41, корпус 2. Остальные проживающие в вышеуказанной квартире граждане не возражали против регистрации гражданки Никифоровой по месту жительства в данной квартире.
Судом был сделан запрос в Управление Федеральной миграционной службы по городу Москве, в ответ на который суду были предоставлены сведения о том, что право собственности ООО «ИК ВНЛ» и ООО «Аксиома» на квартиру Никифоровых не зарегистрировано.
Представители ООО «ИК ВНЛ» в суд не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены судом надлежащим образом. ООО «Аксиома» предоставило суду отзыв на иск, в котором поставило суд в известность о том, что собственником квартиры Никифоровых не является, и просило суд рассмотреть данное судебное дело в их отсутствие.
Учитывая все вышеизложенные доводы, районный суд вынес решение, которым исковые требования граждан Никифоровых были удовлетворены в полном объеме.
Источник: Московские юристы