г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Статья 1. Предмет Закона и отношения, реализуемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон принимается на основании Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации", Устава города Москвы от 28 июня 1995 года, Законов города Москвы от 10 июля 1996 года N 26-77 "О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве", от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве" и устанавливает формы защиты прав граждан и иных субъектов при реализации градостроительных решений в городе Москве (далее - градостроительные решения).
2. Настоящий Закон регулирует отношения по защите прав физических и юридических лиц, а также органов власти и (или) должностных лиц городской администрации при реализации градостроительных решений.
3. К отношениям, регулируемым настоящим Законом, относятся защита прав жителей города, инвесторов, строителей и согласование законных интересов физических и юридических лиц и органов власти и (или) должностных лиц городской администрации в пределах собственного законодательного регулирования города Москвы, реализуемые посредством действий органов власти и (или) должностных лиц городской администрации в ходе реализации градостроительных решений на территории Москвы.
4. Настоящий Закон устанавливает права и обязанности физических и юридических лиц, а также органов власти и (или) должностных лиц городской администрации при согласовании их законных интересов в процессе подготовки и принятия органами власти и (или) должностными лицами городской администрации правовых актов, обеспечивающих реализацию градостроительных решений, регламентирует порядок информирования граждан о возможной реализации градостроительных проектов, устанавливает особенности процедуры проведения опросов граждан по поводу проектирования и строительства объектов недвижимости на территории Москвы.

Статья 2. Об участии граждан в процессе подготовки градостроительных решений

1. Граждане, проживающие в городе Москве и достигшие 18-летнего возраста, имеют право участвовать в процессе разработки предложений и подготовки проектов градостроительных решений до принятия органом власти или должностным лицом городской администрации правового акта о реализации конкретного архитектурно - строительного проекта.
2. При реализации градостроительных решений граждане имеют право:
- на получение от органов власти города Москвы и районов Москвы достоверной информации о конкретных градостроительных решениях по строительству, реконструкции, комплексному благоустройству территории в порядке, установленном законодательством;
- на независимую экспертизу градостроительных проектов за счет собственных средств, в том числе техническую и экологическую;
- на участие в обсуждении градостроительных планов и проектов развития территории до их утверждения органом власти района или Администрацией города Москвы.
3. Порядок участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по иным вопросам, связанным с использованием городской территории, определяется нормативными правовыми актами города Москвы и решениями районных Управ.
4. В качестве приоритетных задач (градостроительных приоритетов) развития территории устанавливаются:
- строительство школ, детских садов, поликлиник, спортивных сооружений и других объектов социальной инфраструктуры;
- развитие торговой сети, строительство предприятий бытового обслуживания и общественного питания;
- строительство жилых домов, в том числе социального использования, гостиниц, мотелей;
- развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе тепловых узлов, телефонных станций, многоэтажных и подземных автостоянок и гаражей, устройство транспортных развязок;
- строительство театров, кинотеатров, клубов и других учреждений культуры;
- реконструкция и реставрация памятников истории и культуры, восстановление церквей и молельных домов;
- комплексное благоустройство территории;
- вывод с территории экологически вредных предприятий и производств;
- расчистка завалов и пустырей, ликвидация свалок;
- вывод с территории складских помещений и оптовых торговых предприятий;
- снос плоскостных гаражей, гаражей - ракушек и предоставление лицам, обладающим такими гаражами на законных основаниях, льгот по приобретению мест в многоэтажных гаражах;
- снос сараев, временных и капитальных хозяйственных построек, вывод автостоянок из дворов жилых домов, скверов, детских площадок и иных земельных участков;
- использование в законных интересах граждан внутридворовых проездов, тротуаров, скверов и газонов;
- иные приоритетные задачи, установленные Генеральным планом города Москвы и утвержденной градостроительной документацией.
На основе выявленных интересов граждан по месту жительства и на уровне района, при отсутствии противоречий с городскими градостроительными программами и планами, Мэр Москвы или по его поручению Правительство Москвы принимает решение о сохранении или изменении приоритета архитектурно - строительного проекта или градостроительной программы.
5. Граждане в случае совершения противоправных действий в процессе реализации градостроительных решений несут ответственность в пределах и порядке, установленных законодательством.
6. Органы власти и (или) должностные лица городской администрации обязаны:
- до принятия правовых актов о реализации градостроительного проекта проинформировать граждан, проживающих в границах территорий, соответствующих градостроительному приоритету градостроительного проекта, о предполагаемой реализации такого проекта;
- обеспечить возможность обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного самоуправления.

Статья 3. О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в органах власти районов города Москвы

1. Граждане, проживающие на территории районов города Москвы, осуществляют свои права, в том числе относящиеся к подготовке и принятию градостроительных решений, через своих полномочных представителей - советников районного Собрания.
На уровне района или микрорайона права и законные интересы жителей в части подготовки и принятия решений по вопросам использования недвижимости реализуют и должны защищать районное Собрание и районная Управа, в том числе путем выпуска распорядительных документов, согласования в установленном порядке градостроительной документации, подачи предложений и замечаний в органы Администрации города Москвы, организации проведения опроса, а также с помощью иных в законном порядке установленных полномочий.
2. Районные Собрания и Управы обладают следующими полномочиями в области регулирования отношений при подготовке и реализации градостроительных проектов на уровне районов и микрорайонов города Москвы:
- на рассмотрение градостроительных проектов строительства и реконструкции объектов, иной градостроительной документации, предоставляемой по их запросам органами Администрации города Москвы или субъектами градостроительной и инвестиционной деятельности на территории района или микрорайона для выработки предложений;
- на передачу для обязательного рассмотрения в органы Администрации города Москвы предложений по реализации градостроительных решений и регулированию использования недвижимости в целях улучшения экологического состояния среды обитания, обеспечения бытовых, социально - культурных и иных условий проживания граждан;
- на внесение в органы Администрации города Москвы конкретных предложений по строительству школ, дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, спортивных сооружений, крытых автостоянок, многоэтажных и подземных гаражей и иных объектов;
- на получение информации от органов территориального общественного самоуправления по всем вопросам, относящимся к защите прав и согласованию законных интересов граждан по месту жительства;
- на рассмотрение коллективных жалоб граждан, решений органов территориального общественного самоуправления по поводу готовящихся или реализуемых градостроительных проектов, расположенных на территории соответствующего района;
- на создание согласительных комиссий по рассмотрению коллективных жалоб граждан, а также решений органов территориального общественного самоуправления по поводу готовящегося или реализуемого градостроительного проекта;
- на рассмотрение программы (плана) социально - экономического развития и застройки территории района, схемы зонирования территории района или микрорайона;
- на утверждение границ районов, в пределах которых создаются населением и осуществляют свою деятельность органы территориального общественного самоуправления, а также проводится согласование законных интересов граждан.
3. Общий порядок рассмотрения вопросов и принятия градостроительных решений в районах города Москвы определяется федеральным законодательством, Уставом города Москвы, законодательными актами города Москвы, распоряжениями Мэра Москвы и постановлениями Правительства Москвы.

Статья 4. О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в органах власти города

1. Граждане, проживающие на территории города Москвы, осуществляют свои права по реализации градостроительных решений через своих полномочных представителей - Мэра Москвы, Вице - мэра Москвы, депутатов Московской городской Думы.
В городе Москве реализацию градостроительных решений осуществляет Администрация города Москвы путем выпуска правовых нормативных актов, заключения инвестиционных контрактов и иных гражданско - правовых договоров с физическими и юридическими лицами, выдачи государственных актов, утверждения градостроительной документации, принятия обращений в органы власти Российской Федерации, выхода с законодательной инициативой, а также используя иные законным порядком установленные полномочия.
2. При осуществлении градостроительных решений органы власти города Москвы реализуют в полном объеме права и обязанности органов власти субъекта Российской Федерации и городского (местного) самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Уставом города Москвы.
3. Порядок согласования вопросов с органами власти Российской Федерации, в том числе при осуществлении городом Москвой столичных функций, определяется федеральным законодательством, указами Президента Российской Федерации и законами города Москвы.

Статья 5. Защита прав юридических и физических лиц, участвующих в реализации архитектурно - строительных проектов

Юридические и физические лица, участвующие в реализации архитектурно - строительных проектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной (проектно - разрешительной) документацией, имеют право на защиту своих прав и интересов, вытекающих из закона или договора.
Такая защита обеспечивается либо в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством, либо в досудебном порядке органами власти и (или) должностными лицами городской администрации в соответствии с их компетенцией.

Статья 6. Порядок согласования местных, районных и городских интересов при реализации градостроительных решений

1. Необходимость согласования частных интересов граждан, местных, районных и городских интересов возникает при инициации, разработке и реализации градостроительных проектов и планируемых изменений условий использования недвижимости, а также при возникновении или угрозе связанных с этим социальных конфликтов по месту жительства граждан. Целью процесса согласования является выявление общих социально значимых приоритетов и обеспечение механизмов их последующей реализации.
2. Инициаторами процесса согласования могут выступать:
- граждане по месту жительства посредством подачи в органы власти района петиционных листов за подписью не менее 500 граждан, достигших 18-летнего возраста и проживающих в границах территории одного района;
- органы территориального общественного самоуправления;
- инвестор или строитель, реализующий конкретный градостроительный проект;
- районное Собрание;
- глава районной Управы;
- префект административного округа;
- Премьер Правительства Москвы;
- Правительство Москвы;
- Московская городская Дума;
- Мэр Москвы.
3. При получении петиционного листа от граждан, инициативы инвестора или строителя, решения органов территориального общественного самоуправления глава районной Управы направляет полученные предложения на рассмотрение районного Собрания. В случае принятия районным Собранием решения об инициации процесса согласования глава районной Управы издает распоряжение, устанавливающее границы территории согласования интересов в соответствии с градостроительным приоритетом проекта, конкретные формы и сроки согласования.
При получении главой районной Управы решения районного Собрания или постановления (распоряжения) органа Администрации города Москвы процесс согласования инициируется и проводится в обязательном порядке в 3-месячный срок со дня получения такого решения (распоряжения, постановления).
4. Выявление интересов и приоритетов граждан в пределах границ не менее чем одного микрорайона проводится в соответствии с законодательством города Москвы, правовыми актами Администрации города Москвы и решениями районной Управы. Основными методами выявления интересов жителей являются:
- проведение схода с участием не менее 50% жителей микрорайона с принятием решений по вопросам простым большинством голосов;
- проведение конференции жителей при участии большинства делегатов от соответствующей территории с принятием решений по вопросам простым большинством голосов от числа присутствующих делегатов;
- получение решения органа территориального общественного самоуправления;
- опрос на территории не менее чем одного микрорайона;
- иные методы в соответствии с законодательством города Москвы.
5. После подведения итогов согласования районное Собрание рассматривает результаты выявления интересов и приоритетов граждан по месту жительства, вырабатывает предложения и принимает решения для включения в программы (планы) социально - экономического развития и застройки микрорайона (территории) и схемы зонирования территории.
6. Результаты выявления интересов граждан по месту жительства, решение районного Собрания, а в случае несогласия с этим решением особое мнение главы районной Управы направляются префекту административного округа, который направляет все эти документы в органы Администрации города Москвы.

Статья 7. Механизмы реализации и защиты приоритетных направлений развития территории при осуществлении градостроительной деятельности

1. Для стимулирования защиты приоритетных направлений и конкретных проектов по развитию территории при осуществлении градостроительной деятельности Администрация города Москвы использует следующие механизмы:
- предоставление в установленном порядке налоговых льгот или налогового кредита инвесторам, заказчикам и (или) подрядчикам при производстве строительных работ;
- частичное и полное освобождение социально значимых предприятий, организаций от арендной платы за землю и нежилые помещения, за использование городской инфраструктуры, а также от иных платежей;
- предоставление льготного кредита физическим и юридическим лицам уполномоченными банками под гарантии органов власти района или Администрации города Москвы;
- обеспечение внеочередного приема, рассмотрения и согласования градостроительной и иной документации в органах Администрации города Москвы;
- иные механизмы поддержки со стороны города Москвы.
2. При реализации приоритетных задач в целях пресечения противоречащего установленным градостроительным приоритетам использования объектов недвижимости, предотвращения нежелательной, экологически и социально вредной деятельности физических и юридических лиц на территории города Администрация города Москвы использует в отношении нарушителей:
- отказ в перезаключении договоров аренды или иных договоров владения, пользования и распоряжения земельными участками на новые сроки, применение повышенных ставок арендной платы за землю и иную недвижимость, применение повышенных ставок платежей за использование объектов городской инфраструктуры;
- применение штрафных санкций в соответствии с законами города Москвы и Российской Федерации;
- принуждение в судебном порядке к возмещению убытков и использованию обязательств в натуре;
- предъявление требований в судебном порядке о возмещении материального ущерба, причиненного физическими и юридическими лицами путем ущемления законных интересов граждан (при нарушении экологической безопасности, самовольном строительстве и самозахвате земель, чинении препятствий предприятиям и организациям при проведении приоритетной градостроительной деятельности, иных противоправных действиях);
- обращение в суд о пресечении любой деятельности, причиняющей материальный ущерб законным интересам граждан по месту жительства;
- иные законные способы воздействия.
3. Физические и юридические лица, чья деятельность признана несовместимой с приоритетными задачами развития территории, должны быть заблаговременно, не позднее чем за 3 месяца, предупреждены о возможном применении к ним установленных санкций путем направления им предписаний главой районной Управы.
4. При невозможности для граждан, проживающих на территории, без значительного для себя материального или морального ущерба в течение 3 месяцев с момента получения предписания прекратить пользование земельными участками и вывести с территории принадлежащие им плоскостные гаражи, временные сооружения для стоянки автомашин, художественные или иные мастерские, торговые павильоны, подсобные помещения и другие объекты районные Управы могут предоставить им отсрочку в пределах, установленных для данной территории правовым актом Администрации города Москвы.
5. При предоставлении гражданам такой отсрочки учитываются их согласие и готовность принять меры к прекращению не соответствующей приоритетам, экологически или социально вредной деятельности на территории. Среди таких мер могут быть: вступление в гаражно - строительный кооператив, долевое участие в строительстве многоэтажных и подземных гаражей и автостоянок, художественных мастерских, оформление прав пользования земельными участками для осуществления своей деятельности на другой территории, где она допустима, а также иные документально подтвержденные действия и намерения.
6. В ходе реализации приоритетных задач по месту жительства Администрация района или города Москвы обязана до начала вывода автостоянок и гаражей предоставить всем получившим предписание владельцам личного автотранспортного средства возможность приобрести или принять участие в долевом строительстве многоэтажного или подземного гаража или автостоянки на территории района или в близлежащих районах (территориях) города Москвы.

Статья 8. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
25 июня 1997 года N 28-51

0

Оставить комментарий


О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве

15 декабря 2004 года N 88

 
 
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
 
О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ ГОРОДА МОСКВЫ
 
(с изм., внесенными Законом г. Москвы от 25.06.2008 N 28)
 
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по созданию и ведению градостроительного кадастра города Москвы, при предоставлении и использовании содержащихся в нем сведений.
 
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
 
1. Настоящий Закон действует на территории города Москвы и распространяется на органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, других участников градостроительной деятельности на территории города Москвы, физических и юридических лиц - правообладателей земельных участков и иных объектов недвижимости в городе Москве независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, участников отношений по формированию и использованию информационных ресурсов градостроительного кадастра города Москвы.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с информационным обеспечением градостроительной деятельности города Москвы и городских организаций, осуществляемой за пределами территории города Москвы.
 
Статья 2. Основные понятия
 
1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) градостроительный кадастр города Москвы (далее - градостроительный кадастр) - систематизированный свод сведений об объектах градостроительной деятельности в городе Москве, о градостроительном планировании развития территории города Москвы, градостроительных регламентах, резервировании земель для государственных и муниципальных нужд и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности в городе Москве, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости;
2) объект градостроительной деятельности - объект, в отношении которого осуществляется или осуществлялась градостроительная деятельность. В соответствии с Законом города Москвы от 3 марта 2004 года N 13 "Об основах градостроительства в городе Москве" объектами градостроительной деятельности в городе Москве являются территория города Москвы, территории административных округов и районов города Москвы, иные части территории города Москвы, земельные участки с расположенными на них зданиями, сооружениями, иными объектами недвижимости и их комплексами, а также объекты особого регулирования градостроительной деятельности;
3) мониторинг объектов градостроительной деятельности - основанная на сведениях градостроительного кадастра система наблюдений за состоянием, использованием и изменением объектов градостроительной деятельности. Полученные в результате мониторинга объектов градостроительной деятельности сведения являются неотъемлемой составной частью информационных ресурсов градостроительного кадастра;
4) регистрация документа в градостроительном кадастре - действие, в результате совершения которого документ или его часть включается в информационные ресурсы градостроительного кадастра, а содержащиеся в нем градостроительные регламенты приобретают статус обязательных для соблюдения всеми участниками градостроительной деятельности и правообладателями земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимости;
5) кадастровая справка - документ, содержащий запрашиваемые потребителем официальные сведения градостроительного кадастра, характеризующие действующие на определенной территории города Москвы градостроительные регламенты и иные условия осуществления градостроительной деятельности, требования и ограничения к использованию земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимости, а также справочные сведения иных информационных систем;
6) паспорт градостроительного объекта - документ установленной формы, содержащий сведения о градостроительных регламентах и справочную информацию применительно к градостроительному объекту;
7) компоненты информационной системы градостроительного кадастра - информационные ресурсы градостроительного кадастра и информационные технологии. Информационные технологии включают в себя программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства, обеспечивающие проверку информационных ресурсов, их регистрацию, учет, хранение, актуализацию и предоставление пользователям.
2. В настоящем Законе используются также понятия, определения которых даны в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации, законах города Москвы, регулирующих отношения в области градостроительства, в области информации и информатизации, а также земельные отношения.
 
Статья 3. Цели создания и ведения градостроительного кадастра
 
1. Градостроительный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения градостроительной деятельности на территории города Москвы.
2. Помимо информационного обеспечения градостроительной деятельности сведения, содержащиеся в градостроительном кадастре, могут также использоваться для обеспечения иной не запрещенной законом деятельности в соответствии со статьей 23 настоящего Закона.
 
Статья 4. Принципы ведения градостроительного кадастра
 
Ведение градостроительного кадастра базируется на принципах:
1) обязательности регистрации и учета в градостроительном кадастре документов, необходимых для осуществления градостроительной деятельности и связанных с ее осуществлением;
2) открытости сведений;
3) непрерывности актуализации информационных ресурсов;
4) совместимости с информационными системами государственного земельного кадастра, государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, мониторинга реализации Генерального плана развития территории города Москвы, адресного реестра зданий и сооружений, иными кадастрами, реестрами и регистрами города Москвы.
 
Статья 5. Место градостроительного кадастра в системе городских информационных ресурсов
 
1. Градостроительный кадастр является общегородской информационной системой обеспечения градостроительной деятельности.
2. Градостроительный кадастр обеспечивает органы государственной власти Российской Федерации и города Москвы, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, инвесторов, проектировщиков, других участников градостроительной деятельности сведениями, необходимыми для принятия инвестиционных и градостроительных решений, и служит источником информационного обмена при осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственного контроля за градостроительной деятельностью, государственного контроля за использованием памятников истории и культуры, мониторинга реализации Генерального плана развития территории города Москвы, в иных случаях в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы.
3. При ведении градостроительного кадастра осуществляется взаимодействие с операторами других информационных систем в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы в соответствии с настоящим Законом, законами и другими нормативными правовыми актами города Москвы в области информационных ресурсов и информатизации, обеспечивающими интеграцию и эффективность использования информационных ресурсов города Москвы.
 
Статья 6. Обязательность регистрации и учета документов, необходимых для осуществления градостроительной деятельности
 
1. Документы, необходимые для осуществления градостроительной деятельности, подлежат регистрации или учету в градостроительном кадастре.
2. Состав документов и порядок их регистрации и учета в градостроительном кадастре устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
 
Статья 7. Открытость сведений градостроительного кадастра
 
1. Сведения градостроительного кадастра носят открытый характер и предоставляются всем заинтересованным лицам в соответствии с их письменными запросами, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
2. Сведения градостроительного кадастра, составляющие государственную тайну, предоставляются в порядке, установленном федеральным законодательством о государственной тайне.
3. Сведения градостроительного кадастра, предоставленные физическим и юридическим лицам, могут быть использованы ими для создания производной информации, в том числе в целях коммерческого распространения, с обязательным указанием источника информации, если иное не предусмотрено заключенным в соответствии с частью 6 статьи 19 настоящего Закона договором.
4. Производная информация и информация градостроительного кадастра, предоставленная пользователям в соответствии с частью 6 статьи 19 настоящего Закона, могут использоваться исключительно в качестве справочных сведений.
 
Статья 8. Финансирование деятельности по ведению градостроительного кадастра
 
Финансирование расходов на создание, развитие и эксплуатацию системы градостроительного кадастра осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, а также за счет средств, получаемых оператором в качестве платы за оказание информационных услуг.
 
Глава 2. ПРАВА НА ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КАДАСТРА
 
Статья 9. Право собственности и авторские права на информационную систему градостроительного кадастра и ее компоненты
 
1. Информационные ресурсы градостроительного кадастра, созданные или приобретенные за счет средств бюджета города Москвы, а также формируемые на основе документов, представляемых в обязательном порядке, являются государственной собственностью города Москвы и приватизации не подлежат.
2. Правомочия собственника информационных ресурсов градостроительного кадастра осуществляет Правительство Москвы.
3. Правительство Москвы вправе передать полномочия по управлению и распоряжению информационными ресурсами градостроительного кадастра уполномоченному Правительством Москвы органу.
4. Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию для формирования информационных ресурсов градостроительного кадастра в соответствии со статьей 14 настоящего Закона, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них, если договором не предусмотрено иное.
5. Собственником информационных технологий информационной системы градостроительного кадастра и их составных частей является город Москва или лицо, на средства которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке наследования, дарения или иным законным способом.
6. Авторские права на информационную систему градостроительного кадастра и ее компоненты охраняются в соответствии с федеральным законодательством об авторском праве и смежных правах.
 
Статья 10. Оператор информационной системы градостроительного кадастра
 
1. Оператор информационной системы градостроительного кадастра (далее - оператор) осуществляет деятельность по формированию и использованию информационных ресурсов градостроительного кадастра и ведению мониторинга объектов градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Выполнение функций оператора возлагается на специализированную организацию, подведомственную органу исполнительной власти города Москвы в области градостроительства (далее - орган архитектуры и градостроительства города Москвы), в порядке, установленном законодательством города Москвы в области информационных ресурсов и информатизации.
3. Оператор несет обязанность по предоставлению сведений о введенных в эксплуатацию информационных ресурсах для регистрации в Едином реестре информационных ресурсов и систем города Москвы.
4. Контроль за деятельностью оператора в пределах компетенции, установленной нормативными правовыми актами города Москвы, осуществляют орган по управлению имуществом города Москвы, орган по информатизации города Москвы, орган архитектуры и градостроительства города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы, наделенные в установленном порядке контрольными (надзорными) функциями в соответствующей сфере.
5. Научно-методическое руководство деятельностью оператора осуществляет орган архитектуры и градостроительства города Москвы.
 
Статья 11. Право использования информационных ресурсов градостроительного кадастра
 
1. Право использования информационных ресурсов градостроительного кадастра передается Правительством Москвы оператору на основании договора.
2. Лица, которым в установленном порядке оператором предоставлены сведения градостроительного кадастра, несут ответственность за соблюдение имущественных и авторских прав при их использовании в соответствии с федеральным законодательством.
 
Глава 3. СОСТАВ, ФОРМИРОВАНИЕ И ВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КАДАСТРА
 
Статья 12. Информационные ресурсы градостроительного кадастра
 
1. Информационные ресурсы градостроительного кадастра по своему статусу подразделяются на регламентные и справочные.
2. К регламентным информационным ресурсам градостроительного кадастра относятся сведения о градостроительных регламентах общего и особого вида, содержащиеся в утвержденных в установленном порядке Генеральном плане развития территории города Москвы, градостроительных планах развития территорий административных округов и районов города Москвы, проектах планировки территорий города Москвы, градостроительных обоснованиях размещения, реконструкции отдельных градостроительных объектов, разбивочных чертежах-актах линий градостроительного регулирования, актах резервирования территорий для государственных и муниципальных нужд, актах разрешенного использования участков территории градостроительных объектов, иной документации, а также сведения об иных градостроительных требованиях к использованию территории города Москвы.
3. Градостроительный кадастр является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
4. К справочным информационным ресурсам градостроительного кадастра относятся:
1) документы о фактическом состоянии и использовании территорий города Москвы;
2) сведения об объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных градостроительных объектах;
3) сведения о проектах строительства (реконструкции) зданий и сооружений;
4) нормативные правовые акты в области строительства, градостроительства и архитектуры, а также иные правовые акты, содержащие нормы, регламентирующие градостроительную деятельность;
5) нормативы и правила: градостроительные, строительные, санитарные, пожарной безопасности, промышленной безопасности и иные обязательные для учета при осуществлении градостроительной деятельности;
6) иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности документы и сведения, не отнесенные в установленном порядке к информационным ресурсам других общегородских информационных систем.
5. Информационные ресурсы градостроительного кадастра подлежат учету путем регистрации в Едином реестре информационных ресурсов и систем города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы.
6. Информационные ресурсы градостроительного кадастра включаются в хозяйственный оборот путем оказания на их основе информационных услуг.
 
Статья 13. Формирование информационных ресурсов градостроительного кадастра
 
1. Информационные ресурсы градостроительного кадастра формируются путем регистрации или учета документов. Регистрации подлежат документы, содержащие регламентные информационные ресурсы градостроительного кадастра. Справочные информационные ресурсы учитываются в градостроительном кадастре. Порядок регистрации и учета документов в градостроительном кадастре устанавливается Правительством Москвы.
2. Картографической основой для формирования информационных ресурсов градостроительного кадастра являются планы, карты, схемы Единой государственной картографической основы города Москвы (ЕГКО), предоставляемые оператору безвозмездно в электронном виде и актуальном состоянии уполномоченной на создание и ведение ЕГКО организацией в порядке, установленном Правительством Москвы.
3. Основой деления территории города Москвы для целей ведения градостроительного кадастра являются границы территориальных единиц города Москвы и границы участков территории, для которых установлены градостроительные регламенты или иные градостроительные требования к использованию.
4. На основе регламентных информационных ресурсов градостроительного кадастра формируется сводный план градостроительных регламентов города Москвы.
 
Статья 14. Документы, представляемые для формирования информационных ресурсов градостроительного кадастра в обязательном порядке
 
1. В целях формирования информационных ресурсов градостроительного кадастра и поддержания их в актуальном состоянии в обязательном порядке для регистрации и учета представляются:
1) градостроительная, предпроектная и проектная документация;
2) свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительных решений;
3) заключения по результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации;
4) решения о строительстве, реконструкции градостроительных объектов;
5) акты разрешенного использования участков территории градостроительных объектов;
6) разрешения на строительство, реконструкцию объектов;
7) акты разрешенного использования земельных участков;
8) документы о резервировании территорий города для государственных и муниципальных нужд;
9) документы о приемке в эксплуатацию градостроительных объектов.
2. Порядок обязательного представления документов для регистрации и учета в градостроительном кадастре, включающий определение ответственных лиц и сроки, устанавливается Правительством Москвы.
3. Перечень видов документов, представляемых в обязательном порядке для регистрации и учета в градостроительном кадастре согласно части 1 настоящей статьи, может дополняться Правительством Москвы в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
 
Статья 15. Актуализация информационных ресурсов градостроительного кадастра
 
1. Информационные ресурсы градостроительного кадастра поддерживаются оператором в актуальном состоянии посредством регистрации и учета новых документов и перевода в архивный режим хранения документов, которые в установленном порядке признаны недействующими или содержание которых изменено.
2. Порядок актуализации информационных ресурсов градостроительного кадастра устанавливается Правительством Москвы.
 
Статья 16. Хранение информационных ресурсов градостроительного кадастра
 
1. Информационные ресурсы градостроительного кадастра подлежат постоянному хранению.
2. Порядок хранения информационных ресурсов градостроительного кадастра устанавливается Правительством Москвы.
 
Статья 17. Защита информационных ресурсов градостроительного кадастра
 
1. Оператор, иные участники работ по созданию и эксплуатации информационной системы, формированию и использованию информационных ресурсов градостроительного кадастра обязаны соблюдать требования федерального законодательства о защите информации и обеспечении информационной безопасности.
2. С целью защиты имущественных интересов города Москвы может осуществляться страхование информационных ресурсов и других компонентов информационной системы градостроительного кадастра от утраты, повреждения и иных рисков за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
 
Статья 18. Мониторинг объектов градостроительной деятельности
 
1. Основной целью ведения мониторинга объектов градостроительной деятельности является обеспечение органов исполнительной власти города Москвы и иных органов власти в соответствии с их компетенцией сведениями о:
1) состоянии объектов градостроительной деятельности и изменениях их параметров на всех этапах создания и эксплуатации;
2) степени соответствия фактического состояния и использования объектов градостроительной деятельности градостроительным регламентам.
2. Ведение мониторинга объектов градостроительной деятельности включает:
1) фиксацию сведений об объектах градостроительной деятельности на различных этапах их развития, основанных на зарегистрированных или учтенных в градостроительном кадастре документах;
2) анализ динамики развития объектов градостроительной деятельности на предмет соответствия установленным градостроительным требованиям и ограничениям;
3) обеспечение аналитическими материалами органов исполнительной власти города Москвы и иных заинтересованных лиц.
3. Сведения мониторинга объектов градостроительной деятельности являются основанием для применения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы комплекса мер по приведению фактического использования территорий города Москвы в соответствие с градостроительными регламентами.
4. Порядок ведения мониторинга объектов градостроительной деятельности устанавливается Правительством Москвы.
 
Глава 4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КАДАСТРА
 
Статья 19. Предоставление сведений градостроительного кадастра
 
1. Сведения градостроительного кадастра предоставляются оператором в соответствии с настоящим Законом.
2. Сведения градостроительного кадастра могут предоставляться пользователю в виде кадастровых документов, а также путем обеспечения доступа к информационным ресурсам через средства связи и информационные сети, включая Интернет.
3. Кадастровыми документами являются:
1) кадастровая справка;
2) паспорт градостроительного объекта.
4. Кадастровая справка, используемая в соответствии с частью 1 статьи 23 настоящего Закона при принятии решений органами государственной власти города Москвы о размещении, строительстве, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте объектов, в обязательном порядке должна содержать минимально необходимый набор сведений в соответствии с перечнем, утверждаемым органом архитектуры и градостроительства города Москвы.
5. Форма паспорта градостроительного объекта, перечень подлежащих включению в него сведений и порядок его изготовления устанавливаются Правительством Москвы.
6. Доступ к информационным ресурсам градостроительного кадастра через средства связи и информационные сети, включая Интернет, предоставляется на условиях договора, заключаемого оператором с пользователем информационных ресурсов. Договором в зависимости от категории пользователя определяется объем информации, к которой обеспечивается доступ. Правительством Москвы может быть установлен иной порядок предоставления доступа к информационным ресурсам градостроительного кадастра через средства связи и информационные сети, включая Интернет.
 
Статья 20. Плата за услуги по предоставлению сведений градостроительного кадастра
 
1. За услуги оператора по предоставлению сведений градостроительного кадастра взимается плата, за исключением случаев, установленных законодательством. Тарифы и расценки на услуги по предоставлению сведений градостроительного кадастра устанавливаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом.
2. Льготы по плате за услуги по предоставлению сведений градостроительного кадастра устанавливаются Правительством Москвы.
3. Органам государственной власти города Москвы, органам государственного финансового контроля города Москвы, органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, государственным унитарным предприятиям (учреждениям) города Москвы, муниципальным унитарным предприятиям (учреждениям) по вопросам их компетенции и деятельности сведения градостроительного кадастра предоставляются на безвозмездной основе в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.
4. Жители города Москвы имеют право на бесплатное получение информации о планах градостроительного развития города, а также его территориальных единиц, в границах которых они проживают. При выдаче жителям такой информации в виде документов на бумажных носителях плата взимается в размере, обеспечивающем компенсацию затрат на их изготовление. Состав сведений, предоставляемых жителям города Москвы бесплатно, устанавливается Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством.
5. Затраты оператора по предоставлению сведений градостроительного кадастра на бесплатной и льготной основе компенсируются в порядке, устанавливаемом договором между оператором и Правительством Москвы.
 
Статья 21. Отказ в предоставлении информации
 
1. Основаниями для отказа оператора в предоставлении запрошенных сведений являются установленные федеральным законодательством запреты и ограничения на предоставление информации.
2. В случае отсутствия в градостроительном кадастре запрошенных сведений оператором выдается справка соответствующего содержания.
3. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в судебном порядке.
 
Статья 22. Возмещение убытков, связанных с предоставлением недостоверной информации
 
1. Убытки, причиненные предоставлением недостоверных сведений градостроительного кадастра, возмещаются оператором.
2. Оператор вправе принимать меры для компенсации своих расходов на возмещение убытков за счет средств лиц, разработавших содержащую недостоверные сведения документацию или представивших ее для включения в информационные ресурсы градостроительного кадастра.
3. Споры о возмещении убытков решаются в судебном порядке.
 
Статья 23. Использование сведений градостроительного кадастра
 
1. Использование сведений градостроительного кадастра о градостроительных регламентах является обязательным для органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, иных участников градостроительной деятельности в городе Москве при принятии решений о:
1) размещении, строительстве, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте градостроительных объектов;
2) установлении границ и разрешенного использования формируемых земельных участков;
3) установлении и изменении разрешенного использования земельных участков, границы которых сформированы ранее;
4) приведении фактического использования земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимости в соответствие с градостроительными требованиями и ограничениями;
5) резервировании территорий города для государственных и муниципальных нужд.
2. Решения по вопросам, указанным в части 1 настоящей статьи, не соответствующие зарегистрированным в градостроительном кадастре градостроительным регламентам, являются недействительными.
3. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории города Москвы в части, не относящейся к изменению в установленном порядке действующих градостроительных регламентов, акты разрешенного использования участков территории градостроительных объектов, предпроектная и проектная документация на строительство и реконструкцию градостроительных объектов, не соответствующие зарегистрированным в градостроительном кадастре градостроительным регламентам, не подлежат утверждению.
4. Сведения градостроительного кадастра могут использоваться также:
1) при определении соответствия использования земельных участков и находящихся на них иных объектов недвижимости градостроительным требованиям и ограничениям при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель;
2) при оценке объектов недвижимости;
3) при установлении размеров платы за землю и иные объекты недвижимости;
4) при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о градостроительстве;
5) при ведении мониторинга объектов градостроительной деятельности;
6) в иных случаях, установленных законодательством.
 
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 24. Вступление настоящего Закона в силу
 
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Правовые акты органов исполнительной власти города Москвы приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
 
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
15 декабря 2004 года
N 88
0

Оставить комментарий