г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Статья 1. Предмет Закона и отношения, реализуемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон принимается на основании Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации", Устава города Москвы от 28 июня 1995 года, Законов города Москвы от 10 июля 1996 года N 26-77 "О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве", от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве" и устанавливает формы защиты прав граждан и иных субъектов при реализации градостроительных решений в городе Москве (далее - градостроительные решения).
2. Настоящий Закон регулирует отношения по защите прав физических и юридических лиц, а также органов власти и (или) должностных лиц городской администрации при реализации градостроительных решений.
3. К отношениям, регулируемым настоящим Законом, относятся защита прав жителей города, инвесторов, строителей и согласование законных интересов физических и юридических лиц и органов власти и (или) должностных лиц городской администрации в пределах собственного законодательного регулирования города Москвы, реализуемые посредством действий органов власти и (или) должностных лиц городской администрации в ходе реализации градостроительных решений на территории Москвы.
4. Настоящий Закон устанавливает права и обязанности физических и юридических лиц, а также органов власти и (или) должностных лиц городской администрации при согласовании их законных интересов в процессе подготовки и принятия органами власти и (или) должностными лицами городской администрации правовых актов, обеспечивающих реализацию градостроительных решений, регламентирует порядок информирования граждан о возможной реализации градостроительных проектов, устанавливает особенности процедуры проведения опросов граждан по поводу проектирования и строительства объектов недвижимости на территории Москвы.

Статья 2. Об участии граждан в процессе подготовки градостроительных решений

1. Граждане, проживающие в городе Москве и достигшие 18-летнего возраста, имеют право участвовать в процессе разработки предложений и подготовки проектов градостроительных решений до принятия органом власти или должностным лицом городской администрации правового акта о реализации конкретного архитектурно - строительного проекта.
2. При реализации градостроительных решений граждане имеют право:
- на получение от органов власти города Москвы и районов Москвы достоверной информации о конкретных градостроительных решениях по строительству, реконструкции, комплексному благоустройству территории в порядке, установленном законодательством;
- на независимую экспертизу градостроительных проектов за счет собственных средств, в том числе техническую и экологическую;
- на участие в обсуждении градостроительных планов и проектов развития территории до их утверждения органом власти района или Администрацией города Москвы.
3. Порядок участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по иным вопросам, связанным с использованием городской территории, определяется нормативными правовыми актами города Москвы и решениями районных Управ.
4. В качестве приоритетных задач (градостроительных приоритетов) развития территории устанавливаются:
- строительство школ, детских садов, поликлиник, спортивных сооружений и других объектов социальной инфраструктуры;
- развитие торговой сети, строительство предприятий бытового обслуживания и общественного питания;
- строительство жилых домов, в том числе социального использования, гостиниц, мотелей;
- развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе тепловых узлов, телефонных станций, многоэтажных и подземных автостоянок и гаражей, устройство транспортных развязок;
- строительство театров, кинотеатров, клубов и других учреждений культуры;
- реконструкция и реставрация памятников истории и культуры, восстановление церквей и молельных домов;
- комплексное благоустройство территории;
- вывод с территории экологически вредных предприятий и производств;
- расчистка завалов и пустырей, ликвидация свалок;
- вывод с территории складских помещений и оптовых торговых предприятий;
- снос плоскостных гаражей, гаражей - ракушек и предоставление лицам, обладающим такими гаражами на законных основаниях, льгот по приобретению мест в многоэтажных гаражах;
- снос сараев, временных и капитальных хозяйственных построек, вывод автостоянок из дворов жилых домов, скверов, детских площадок и иных земельных участков;
- использование в законных интересах граждан внутридворовых проездов, тротуаров, скверов и газонов;
- иные приоритетные задачи, установленные Генеральным планом города Москвы и утвержденной градостроительной документацией.
На основе выявленных интересов граждан по месту жительства и на уровне района, при отсутствии противоречий с городскими градостроительными программами и планами, Мэр Москвы или по его поручению Правительство Москвы принимает решение о сохранении или изменении приоритета архитектурно - строительного проекта или градостроительной программы.
5. Граждане в случае совершения противоправных действий в процессе реализации градостроительных решений несут ответственность в пределах и порядке, установленных законодательством.
6. Органы власти и (или) должностные лица городской администрации обязаны:
- до принятия правовых актов о реализации градостроительного проекта проинформировать граждан, проживающих в границах территорий, соответствующих градостроительному приоритету градостроительного проекта, о предполагаемой реализации такого проекта;
- обеспечить возможность обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного самоуправления.

Статья 3. О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в органах власти районов города Москвы

1. Граждане, проживающие на территории районов города Москвы, осуществляют свои права, в том числе относящиеся к подготовке и принятию градостроительных решений, через своих полномочных представителей - советников районного Собрания.
На уровне района или микрорайона права и законные интересы жителей в части подготовки и принятия решений по вопросам использования недвижимости реализуют и должны защищать районное Собрание и районная Управа, в том числе путем выпуска распорядительных документов, согласования в установленном порядке градостроительной документации, подачи предложений и замечаний в органы Администрации города Москвы, организации проведения опроса, а также с помощью иных в законном порядке установленных полномочий.
2. Районные Собрания и Управы обладают следующими полномочиями в области регулирования отношений при подготовке и реализации градостроительных проектов на уровне районов и микрорайонов города Москвы:
- на рассмотрение градостроительных проектов строительства и реконструкции объектов, иной градостроительной документации, предоставляемой по их запросам органами Администрации города Москвы или субъектами градостроительной и инвестиционной деятельности на территории района или микрорайона для выработки предложений;
- на передачу для обязательного рассмотрения в органы Администрации города Москвы предложений по реализации градостроительных решений и регулированию использования недвижимости в целях улучшения экологического состояния среды обитания, обеспечения бытовых, социально - культурных и иных условий проживания граждан;
- на внесение в органы Администрации города Москвы конкретных предложений по строительству школ, дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, спортивных сооружений, крытых автостоянок, многоэтажных и подземных гаражей и иных объектов;
- на получение информации от органов территориального общественного самоуправления по всем вопросам, относящимся к защите прав и согласованию законных интересов граждан по месту жительства;
- на рассмотрение коллективных жалоб граждан, решений органов территориального общественного самоуправления по поводу готовящихся или реализуемых градостроительных проектов, расположенных на территории соответствующего района;
- на создание согласительных комиссий по рассмотрению коллективных жалоб граждан, а также решений органов территориального общественного самоуправления по поводу готовящегося или реализуемого градостроительного проекта;
- на рассмотрение программы (плана) социально - экономического развития и застройки территории района, схемы зонирования территории района или микрорайона;
- на утверждение границ районов, в пределах которых создаются населением и осуществляют свою деятельность органы территориального общественного самоуправления, а также проводится согласование законных интересов граждан.
3. Общий порядок рассмотрения вопросов и принятия градостроительных решений в районах города Москвы определяется федеральным законодательством, Уставом города Москвы, законодательными актами города Москвы, распоряжениями Мэра Москвы и постановлениями Правительства Москвы.

Статья 4. О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в органах власти города

1. Граждане, проживающие на территории города Москвы, осуществляют свои права по реализации градостроительных решений через своих полномочных представителей - Мэра Москвы, Вице - мэра Москвы, депутатов Московской городской Думы.
В городе Москве реализацию градостроительных решений осуществляет Администрация города Москвы путем выпуска правовых нормативных актов, заключения инвестиционных контрактов и иных гражданско - правовых договоров с физическими и юридическими лицами, выдачи государственных актов, утверждения градостроительной документации, принятия обращений в органы власти Российской Федерации, выхода с законодательной инициативой, а также используя иные законным порядком установленные полномочия.
2. При осуществлении градостроительных решений органы власти города Москвы реализуют в полном объеме права и обязанности органов власти субъекта Российской Федерации и городского (местного) самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Уставом города Москвы.
3. Порядок согласования вопросов с органами власти Российской Федерации, в том числе при осуществлении городом Москвой столичных функций, определяется федеральным законодательством, указами Президента Российской Федерации и законами города Москвы.

Статья 5. Защита прав юридических и физических лиц, участвующих в реализации архитектурно - строительных проектов

Юридические и физические лица, участвующие в реализации архитектурно - строительных проектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной (проектно - разрешительной) документацией, имеют право на защиту своих прав и интересов, вытекающих из закона или договора.
Такая защита обеспечивается либо в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством, либо в досудебном порядке органами власти и (или) должностными лицами городской администрации в соответствии с их компетенцией.

Статья 6. Порядок согласования местных, районных и городских интересов при реализации градостроительных решений

1. Необходимость согласования частных интересов граждан, местных, районных и городских интересов возникает при инициации, разработке и реализации градостроительных проектов и планируемых изменений условий использования недвижимости, а также при возникновении или угрозе связанных с этим социальных конфликтов по месту жительства граждан. Целью процесса согласования является выявление общих социально значимых приоритетов и обеспечение механизмов их последующей реализации.
2. Инициаторами процесса согласования могут выступать:
- граждане по месту жительства посредством подачи в органы власти района петиционных листов за подписью не менее 500 граждан, достигших 18-летнего возраста и проживающих в границах территории одного района;
- органы территориального общественного самоуправления;
- инвестор или строитель, реализующий конкретный градостроительный проект;
- районное Собрание;
- глава районной Управы;
- префект административного округа;
- Премьер Правительства Москвы;
- Правительство Москвы;
- Московская городская Дума;
- Мэр Москвы.
3. При получении петиционного листа от граждан, инициативы инвестора или строителя, решения органов территориального общественного самоуправления глава районной Управы направляет полученные предложения на рассмотрение районного Собрания. В случае принятия районным Собранием решения об инициации процесса согласования глава районной Управы издает распоряжение, устанавливающее границы территории согласования интересов в соответствии с градостроительным приоритетом проекта, конкретные формы и сроки согласования.
При получении главой районной Управы решения районного Собрания или постановления (распоряжения) органа Администрации города Москвы процесс согласования инициируется и проводится в обязательном порядке в 3-месячный срок со дня получения такого решения (распоряжения, постановления).
4. Выявление интересов и приоритетов граждан в пределах границ не менее чем одного микрорайона проводится в соответствии с законодательством города Москвы, правовыми актами Администрации города Москвы и решениями районной Управы. Основными методами выявления интересов жителей являются:
- проведение схода с участием не менее 50% жителей микрорайона с принятием решений по вопросам простым большинством голосов;
- проведение конференции жителей при участии большинства делегатов от соответствующей территории с принятием решений по вопросам простым большинством голосов от числа присутствующих делегатов;
- получение решения органа территориального общественного самоуправления;
- опрос на территории не менее чем одного микрорайона;
- иные методы в соответствии с законодательством города Москвы.
5. После подведения итогов согласования районное Собрание рассматривает результаты выявления интересов и приоритетов граждан по месту жительства, вырабатывает предложения и принимает решения для включения в программы (планы) социально - экономического развития и застройки микрорайона (территории) и схемы зонирования территории.
6. Результаты выявления интересов граждан по месту жительства, решение районного Собрания, а в случае несогласия с этим решением особое мнение главы районной Управы направляются префекту административного округа, который направляет все эти документы в органы Администрации города Москвы.

Статья 7. Механизмы реализации и защиты приоритетных направлений развития территории при осуществлении градостроительной деятельности

1. Для стимулирования защиты приоритетных направлений и конкретных проектов по развитию территории при осуществлении градостроительной деятельности Администрация города Москвы использует следующие механизмы:
- предоставление в установленном порядке налоговых льгот или налогового кредита инвесторам, заказчикам и (или) подрядчикам при производстве строительных работ;
- частичное и полное освобождение социально значимых предприятий, организаций от арендной платы за землю и нежилые помещения, за использование городской инфраструктуры, а также от иных платежей;
- предоставление льготного кредита физическим и юридическим лицам уполномоченными банками под гарантии органов власти района или Администрации города Москвы;
- обеспечение внеочередного приема, рассмотрения и согласования градостроительной и иной документации в органах Администрации города Москвы;
- иные механизмы поддержки со стороны города Москвы.
2. При реализации приоритетных задач в целях пресечения противоречащего установленным градостроительным приоритетам использования объектов недвижимости, предотвращения нежелательной, экологически и социально вредной деятельности физических и юридических лиц на территории города Администрация города Москвы использует в отношении нарушителей:
- отказ в перезаключении договоров аренды или иных договоров владения, пользования и распоряжения земельными участками на новые сроки, применение повышенных ставок арендной платы за землю и иную недвижимость, применение повышенных ставок платежей за использование объектов городской инфраструктуры;
- применение штрафных санкций в соответствии с законами города Москвы и Российской Федерации;
- принуждение в судебном порядке к возмещению убытков и использованию обязательств в натуре;
- предъявление требований в судебном порядке о возмещении материального ущерба, причиненного физическими и юридическими лицами путем ущемления законных интересов граждан (при нарушении экологической безопасности, самовольном строительстве и самозахвате земель, чинении препятствий предприятиям и организациям при проведении приоритетной градостроительной деятельности, иных противоправных действиях);
- обращение в суд о пресечении любой деятельности, причиняющей материальный ущерб законным интересам граждан по месту жительства;
- иные законные способы воздействия.
3. Физические и юридические лица, чья деятельность признана несовместимой с приоритетными задачами развития территории, должны быть заблаговременно, не позднее чем за 3 месяца, предупреждены о возможном применении к ним установленных санкций путем направления им предписаний главой районной Управы.
4. При невозможности для граждан, проживающих на территории, без значительного для себя материального или морального ущерба в течение 3 месяцев с момента получения предписания прекратить пользование земельными участками и вывести с территории принадлежащие им плоскостные гаражи, временные сооружения для стоянки автомашин, художественные или иные мастерские, торговые павильоны, подсобные помещения и другие объекты районные Управы могут предоставить им отсрочку в пределах, установленных для данной территории правовым актом Администрации города Москвы.
5. При предоставлении гражданам такой отсрочки учитываются их согласие и готовность принять меры к прекращению не соответствующей приоритетам, экологически или социально вредной деятельности на территории. Среди таких мер могут быть: вступление в гаражно - строительный кооператив, долевое участие в строительстве многоэтажных и подземных гаражей и автостоянок, художественных мастерских, оформление прав пользования земельными участками для осуществления своей деятельности на другой территории, где она допустима, а также иные документально подтвержденные действия и намерения.
6. В ходе реализации приоритетных задач по месту жительства Администрация района или города Москвы обязана до начала вывода автостоянок и гаражей предоставить всем получившим предписание владельцам личного автотранспортного средства возможность приобрести или принять участие в долевом строительстве многоэтажного или подземного гаража или автостоянки на территории района или в близлежащих районах (территориях) города Москвы.

Статья 8. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
25 июня 1997 года N 28-51

0

Оставить комментарий


О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве

4 июня 1997 года N 16

 
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
 
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
 
(в ред. Законов г. Москвы
от 27.06.2001 N 33, от 29.09.2004 N 59)
 
Московская городская Дума, основываясь на предоставленных ей п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 32, 33, 34 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации и Уставом города Москвы полномочиях, с целью всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, и с учетом особенностей города принимает настоящий Закон.
 
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе
 
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
Ребенок - лицо в возрасте до 18 лет.
Благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.
Развитие ребенка - физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие.
Права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.
Дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь, или находятся в условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления.
План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка (определение формы защиты прав ребенка и (или) формы, сроков и места его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия) и сроки их выполнения.
(абзац в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
Попечительство в форме патронажа - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять установленные законом обязанности.
Подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества установлена опека (попечительство).
Подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных, либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над одинокими совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
Уполномоченная служба (организация) по опеке и попечительству - служба (организация), на которую возложена работа по опеке и попечительству на основании настоящего Закона.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Патронат - воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната.
(абзац введен Законом г. Москвы от 27.06.2001 N 33)
Патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с уполномоченной службой (организацией) о патронатном воспитании или о социальном патронате.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.
(абзац введен Законом г. Москвы от 27.06.2001 N 33)
Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.
(абзац введен Законом г. Москвы от 27.06.2001 N 33)
 
Статья 2. Органы опеки и попечительства
 
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по опеке и попечительству.
 
Статья 3. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства
 
Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", уставом соответствующего муниципального образования, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности органов опеки и попечительства.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 4. Основные задачи органов опеки и попечительства
 
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
1) обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 5. Организация работы по опеке и попечительству в городе Москве
 
1. Исключена. - Закон г. Москвы от 29.09.2004 N 59.
2. В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции, и по осуществлению его функций в соответствии с настоящим Законом руководитель органа опеки и попечительства вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации).
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3. Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству определяется настоящим Законом и уставом соответствующего муниципального образования.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4. К числу уполномоченных служб (организаций) могут относиться учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, осуществляющие работу по выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5. В целях координации деятельности по защите прав и законных интересов граждан, проживающих в городе Москве, органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления могут создавать совместные городские координационные советы как временные, так и постоянно действующие.
В целях координации деятельности в области защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, территориальными органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления создаются постоянно действующие совместные окружные координационные советы по защите прав детей.
Совместные окружные координационные советы по защите прав детей создаются префектами административных округов города Москвы по согласованию с руководителями соответствующих органов опеки и попечительства.
(часть 5 в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6. Методическое обеспечение работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на орган исполнительной власти города Москвы в области образования, в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в патронаже, - на орган исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения, в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - на орган исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения.
(часть 6 в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 6. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
 
1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей относится издание распоряжений:
1) о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии с настоящим Законом);
2) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
3) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав;
5) об опеке, попечительстве;
6) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;
7) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного;
8) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав;
9) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
10) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об их праве на жилое помещение, о выделении им жилого помещения;
11) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
12) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
13) о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
14) издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2. Руководитель органа опеки и попечительства заключает договоры:
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
1) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) о доверительном управлении имуществом.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3. Руководитель органа опеки и попечительства утверждает план по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений на основании результатов проверок его выполнения, утверждает заключение о пересмотре плана по защите прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривает жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
В случае признания ребенка нуждающимся в государственной защите комиссией по охране прав детей составляется план по защите прав ребенка с обязательным привлечением специалистов образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений социальной защиты населения, органов внутренних дел и представителей других организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана. План по защите прав ребенка, а равно изменения и дополнения в него принимаются комиссией по охране прав детей и утверждаются руководителем органа опеки и попечительства. Изменения и дополнения в план по защите прав ребенка вносятся по результатам комплексных проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка.
(абзац введен Законом г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства:
1) организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, могут заключать договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату, ведут учет детей, в отношении которых установлен социальный патронат;
2) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
3) дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу усыновления (удочерения);
4) осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
5) подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей, заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя;
6) ведут учет лиц, в отношении которых установлены опека или попечительство, переданных на патронатное воспитание;
7) в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
8) готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы;
9) участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
10) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
11) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка;
12) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
13) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности - в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
14) ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного муниципального образования, способных к выполнению обязанностей усыновителя;
15) в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного муниципального образования, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
16) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
17) проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;
18) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных;
19) дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
20) дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
21) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;
22) возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным вопросам;
23) дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;
24) проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
25) участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;
26) готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия;
27) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
28) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
29) предоставляют сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в срок, установленный Семейным кодексом Российской Федерации.
(часть 4 в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите. Порядок, в соответствии с которым производится обследование условий жизни и воспитания ребенка для признания его нуждающимся в государственной защите, и порядок организации работы по социальному патронату утверждаются Правительством Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети:
- родители которых неизвестны;
- утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;
- отобранные у родителей;
- родители которых ограничены в родительских правах;
- родители которых лишены родительских прав;
- безнадзорные дети;
- родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;
- родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);
- родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;
- другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.
Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя, законного представителя ребенка органом опеки и попечительства (уполномоченной службой (организацией) установлены основания, указанные во втором абзаце настоящей части.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
В исключительных случаях при отсутствии оснований для признания ребенка нуждающимся в государственной защите, установленных первым и вторым абзацами настоящей части, вопрос об отнесении ребенка к категории нуждающегося в государственной защите решается руководителем органа опеки и попечительства как главой органа опеки и попечительства.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6. Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Ребенок, достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.
Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией).
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Порядок организации патронатного воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, устанавливается Правительством Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
7. Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.
Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Абзац исключен. - Закон г. Москвы от 29.09.2004 N 59.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
8. Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет.
Срок патроната устанавливается в плане по защите прав ребенка и договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) индивидуально исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего.
Патронат над ребенком может устанавливаться:
- краткосрочно - на срок от одного дня до шести месяцев;
- долгосрочно - от шести месяцев и более.
Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. При передаче на усыновление ребенка, помещенного на патронатное воспитание в семью, преимущественное право усыновления этого ребенка предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок.
В случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью он может быть незамедлительно временно устроен в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме его устройства.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
9. Разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, - это распределение прав и обязанностей по законному представительству его интересов между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка является постановление (распоряжение) руководителя органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над этим ребенком.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании. При этом на патронатного воспитателя не могут быть возложены:
- полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);
- полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;
- решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.
Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
- лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
- лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляются уполномоченной службой (организацией) в индивидуально определяемый для него срок.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
10. Исключена. - Закон г. Москвы от 29.09.2004 N 59.
10. Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации), патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) в соответствии с действующим законодательством, планом по защите прав ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Родители имеют право на участие в составлении плана по защите прав ребенка, на добровольное заключение договора о разграничении прав и обязанностей по защите прав их ребенка между ними и органом опеки и попечительства.
План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.
Уполномоченная служба (организация) обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате), плане по защите прав ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Патронатный воспитатель обязан отвечать за жизнь и здоровье ребенка, переданного на воспитание в его семью, выполнять условия договора о патронатном воспитании.
Патронатный воспитатель, уполномоченная служба (организация) совместно определяют способы воспитания и форму обучения ребенка с учетом его мнения. Окружное управление образования оказывает содействие в устройстве ребенка в образовательные учреждения и при необходимости в воспитании и образовании ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации), а также родителей (законных представителей) ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы города Москвы и Московской области договор о патронатном воспитании расторгается.
(нумерация части в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) в виде регулярных посещений ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.
Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.
(нумерация части в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
12. В течение действия договора о патронатном воспитании патронатный воспитатель несет ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
(нумерация части в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 7. Создание условий для организации и осуществления опеки и попечительства
 
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
1. В целях создания условий для организации и осуществления опеки и попечительства устанавливается следующий количественный норматив специалистов органа опеки и попечительства по охране прав граждан:
1) 1 специалист по охране прав детей на 5000 человек детского населения (в возрасте от 0 до 18 лет включительно), проживающего на территории муниципального образования, но не менее 3 на орган опеки и попечительства;
 
Пункт 2 части 1 статьи 7 введен в действие с 1 января 2005 года (статья 2 Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59).
 
2) 1 специалист по охране прав совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, и лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа.
Оплата труда указанных специалистов осуществляется за счет средств местных бюджетов.
2. Размер денежных средств, выплачиваемых на питание и текущее содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть ниже норматива, исчисляемого из расчета соответствующих натуральных норм, установленных Правительством Российской Федерации.
3. Устанавливаемый органом опеки и попечительства размер денежных средств, выделяемых как единовременная материальная помощь детям, проживающим в семье и нуждающимся в государственной защите, не должен быть ниже установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 
Статья 8. Комиссия по охране прав детей
(название в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
1. Для подготовки решений органа опеки и попечительства по принятию и пересмотру плана по защите прав ребенка, рассмотрению результатов комплексных проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка, иным сложным вопросам организации и деятельности органа опеки и попечительства руководитель органа опеки и попечительства образует комиссию по охране прав детей (далее - Комиссия) и руководит ее работой.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2. Положение о Комиссии утверждается муниципальным Собранием.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3. Комиссия является коллегиальным органом с рекомендательными функциями.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4. Руководитель органа опеки и попечительства как председатель Комиссии определяет численный и персональный состав Комиссии. В состав Комиссии могут входить специалисты муниципалитета по охране прав детей, специалисты социального отдела управы района, работники государственных и муниципальных органов, образовательных учреждений (организаций), учреждений социальной защиты населения, учреждений здравоохранения. Для рассмотрения конкретного дела каждого ребенка в состав Комиссии могут приглашаться работники соответствующих учреждений и организаций, в компетенцию которых входит непосредственная работа с детьми, а также представители общественных организаций.
(часть 4 в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 9. Оплата труда приемных родителей, патронатных воспитателей, материальное обеспечение ребенка, переданного на патронат
 
(в ред. Закона г. Москвы от 27.06.2001 N 33)
 
1. В целях обеспечения преемственности государственной политики в организации работы по охране прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите, заработная плата приемного родителя устанавливается в размере 3,5 минимального размера оплаты труда в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2. На ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите и помещенного на патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку, попечительство.
Размер денежных средств, выделяемых на ребенка, в отношении которого установлен социальный патронат, определяется органом опеки и попечительства в плане по защите прав ребенка и в договоре о социальном патронате.
Денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя, на питание ребенка, одежду, обувь, мягкий инвентарь, приобретение предметов хозяйственного обихода, учебных пособий, игрушек, на культмассовые мероприятия выплачиваются из средств городского бюджета, выделяемых по установленным нормативам уполномоченной службе (организации), и перечисляются на личные счета патронатным воспитателям в размерах и сроках в соответствии с действующими нормативами, с договором о патронатном воспитании и сроками поступающего бюджетного финансирования.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Патронатный воспитатель ведет учет расходов по простейшей форме в виде записей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются ежеквартально в службу (организацию) по патронату. Материальные ценности, приобретенные за счет выделенных пособий на содержание детей, включаются в письменные отчеты воспитателей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3. Труд патронатного воспитателя является социально значимым трудом.
Оплата труда патронатного воспитателя производится в размере не менее 3,5 и не более 5,5 минимального размера оплаты труда в расчете на каждого ребенка, переданного ему на воспитание, в зависимости от сложности задач, возлагаемых на патронатного воспитателя договором о патронатном воспитании.
Оплата труда патронатного воспитателя для работы по социальному патронату производится в размере не менее 3,5 и не более 4,5 минимального размера оплаты труда в зависимости от сложности задач, возлагаемых на патронатного воспитателя договором о патронатном воспитании, и в расчете на 40-часовую рабочую неделю.
Денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя ежемесячно выделяются уполномоченной службе по патронату органом, в ведении которого находится учреждение.
Порядок оплаты труда патронатного воспитателя определяется Правительством Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 10. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными
 
1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, относится издание следующих распоряжений:
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
1) об установлении опеки, попечительства;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) об освобождении, отстранении опекуна, попечителя от исполнения им своих обязанностей;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) о прекращении опеки, попечительства;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4) о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5) о реализации имущества недееспособного в случаях направления его в психоневрологический дом-интернат на полное государственное обеспечение, об учреждении доверительного управления недвижимым или ценным движимым имуществом или о реализации имущества;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6) о создании в стационарном учреждении социальной защиты населения опекунской комиссии, об утверждении ее персонального состава и положения.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства:
1) устанавливают опеку над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также попечительство над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, назначают опекунов и попечителей;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) назначают опекунов и попечителей над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 37 и 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4) выносят решение о помещении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в психоневрологические дома-интернаты на полное государственное обеспечение, предварительно решив имущественные вопросы недееспособного;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5) принимают меры по защите жилищных прав подопечных;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6) решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии со статьями 28 и 37 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
7) дают разрешение на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
8) возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
9) выносят решение о создании в стационарных учреждениях социальной защиты населения опекунских комиссий, утверждают их персональный состав и положение, осуществляют контроль за их деятельностью;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
10) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним меры.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3. Органы здравоохранения как уполномоченные службы (организации):
1) выявляют и ведут учет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) подбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, а также об освобождении или отстранении опекуна от выполнения возложенных на него обязанностей;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5) в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6) осуществляют надзор за деятельностью опекунов, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
7) осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
8) возбуждают в судах дела о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и другие дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
9) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и принимают по ним меры.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4. Стационарные учреждения социальной защиты населения как уполномоченные службы (организации):
- осуществляют функции опекуна либо попечителя над лицами, признанными судом недееспособными либо ограниченными судом в дееспособности, поступившими к ним на постоянное проживание;
- осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных, через опекунские комиссии распоряжаются текущими доходами в интересах опекаемых лиц.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 11. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа
 
1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению попечительства в форме патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в этом по состоянию здоровья, относится издание распоряжений по следующим вопросам:
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
1) об установлении попечительства в форме патронажа;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) о разрешении регистрации попечителя на площадь подопечного на время исполнения им попечительских обязанностей;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) об освобождении или отстранении попечителя от исполнения им своих обязанностей;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4) о прекращении попечительства в форме патронажа.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства:
1) устанавливают попечительство в форме патронажа в соответствии со статьей 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и назначают попечителей над совершеннолетними дееспособными лицами;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) освобождают и отстраняют попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) выносят решения о прекращении попечительства в форме патронажа в соответствии с п. 4 статьи 41 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4) принимают меры по защите жилищных прав подопечных, дают разрешение на обмен жилой площади в интересах подопечного;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5) возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3. Муниципальные управления социальной защиты населения как уполномоченные службы (организации):
1) оказывают до установления попечительства в форме патронажа необходимую помощь совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) в случае необходимости оказывают содействие в подборе лиц, способных к выполнению обязанностей попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения попечителя, а также об освобождении или отстранении попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) ведут учет лиц, в отношении которых установлено попечительство;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4) в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования попечителем попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без ухода и необходимой помощи;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5) осуществляют устройство совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа, в учреждения системы социальной защиты;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 12. Ответственность за неисполнение настоящего Закона
 
Должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченных служб (организаций) несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Закона в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
 
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
 
Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
 
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
4 июня 1997 года
N 16
0

Оставить комментарий