Приемка квартиры в новостройке - важное событие в жизни дольщика. Но в преддверии новоселья ему следует потрудиться – проверить, в каком состоянии сдается квартира, и в случае если обнаружатся дефекты, обязать застройщика устранить их бесплатно и в установленный законом срок.
Если квартира построена с явными недостатками, дольщик может потребовать от застройщика устранить их безвозмездно или соразмерно уменьшить цену договора, или возместить расходы на устранение недостатков. Эту норму содержит ч.6 ст.7 ФЗ № 214.
Срок устранения недостатков в каждом конкретном случае зависит от их характера. Если он письменно не согласован, то по закону «О защите прав потребителей» он не может превышать 45 дней. По этому же закону за нарушение сроков устранения недостатков покупатель вправе требовать от продавца неустойку в размере 1% от цены квартиры за каждый день просрочки. Довольно часто суды существенно уменьшают размер такой неустойки, оценивая ее как чрезмерную.
Когда квартира приобретена по ФЗ №214, то по ч.3.ст.7, если в намеченные сроки выявленные недостатки не устранены или расходы по их устранению не компенсированы, дольщик имеет право потребовать от застройщика вернуть вложенные им деньги и уплатить проценты за их пользование в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Но тот же 214-й закон защищает и строителя. Согласно ч.7 ст.7 ФЗ №214 застройщик не несет ответственности за дефекты, если не он виноват в их появлении. То есть если эти изъяны появились в результате неправильной эксплуатации, даже во время гарантийного срока.
Кстати, гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, не может составлять менее чем пять лет. По закону №214 «Об участии в долевом строительстве» именно такой срок фигурирует как гарантийный в течение пяти лет с момента сдачи дома. Ну а если покупатель не нашел понимания у застройщика, то остается только одно – судиться, пишет журнал www.metrinfo.ru