г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Предложено ввести новые основания для отмены судебных постановлений и прекращения исполнительных производств

Минюст России предлагает отнести к новым обстоятельствам, влекущим пересмотр вступившего в законную силу судебного решения:

  • признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации акта или его отдельного положения, на котором основано оспариваемое судебное постановление, не исполненное или частично не исполненное на момент вынесения постановления КС РФ;
  • расходящееся с примененным истолкование КС РФ акта или его отдельного положения, на котором основано оспариваемое судебное постановление, не исполненное или частично не исполненное на момент вынесения постановления КС РФ.

Соответствующими изменениями планируется1 дополнить Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он разработан в связи с позицией КС РФ, выраженной по жалобам граждан, которым судами было отказано в пересмотре судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Основанием для отказа послужила норма о том, что новым обстоятельством, влекущим пересмотр вступившего в законную силу судебного постановления, является признание КС РФ неконституционным закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения, по которому заявитель обращался в КС РФ (п.3 ч.4 ст.392 ГПК РФ).

Однако КС РФ пояснил, что с момента вступления в силу постановления КС РФ никто не вправе применять закон, признанный КС РФ не соответствующим Конституции РФ, равно как и применять закон, служивший предметом рассмотрения КС РФ, в каком-либо ином, отличном от выявленного КС РФ, правовом смысле (постановление КС РФ от 26 июня 2020 г. №30-П). В этой связи, отмечается, что предлагаемые изменения позволят судам отменять судебные постановления, принятые на основе неконституционных актов, что будет являться основанием для прекращения исполнительного производства.

Независимая антикоррупционная экспертиза положений законопроекта завершится 27 августа 2020 года.

0

Оставить комментарий