г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

В Госдуму внесены законопроекты о прекращении исполнения постановлений ЕСПЧ

Предлагается предусмотреть, что постановления ЕСПЧ, вынесенные после 16 марта 2022 года, не подлежат исполнению в России. Соответствующие законопроекты "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" будут рассмотрены нижней палатой российского парламента.

Кроме того, поправками предполагают внесение изменений в отдельные положения процессуального законодательства РФ, касающиеся пересмотра судебных актов, принятых российскими судами, на основании постановлений ЕСПЧ. Соавтор проектов, Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы Павел Крашенинников отметил, что постановления ЕСПЧ больше не будут основанием для пересмотра решений, принимаемых российскими судами. При этом в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан РФ вплоть до 1 января 2023 года Генеральная прокуратура РФ сможет осуществлять выплату денежной компенсации заявителю по постановлениям ЕСПЧ, вынесенным до 16 марта 2022 года.

"По моему мнению, членство России в Совете Европы и возможность для граждан обратиться в Европейский суд по правам человека носили положительный характер. Однако в последнее время стало сильно политизироваться. После прекращения членства в Совете Европы необходимо юридическое оформление этого факта и внесение изменений в соответствующие законодательные акты Российской Федерации, нравится это кому-то или нет", – приводятся слова парламентария.

В пояснительных записках к инициативам, в свою очередь, указывается следующее. Российская Федерация уведомила Генерального секретаря Совета Европы о выходе из международной организации на основании ст. 7 Устава Совета Европы (далее – Устав), в которой предусмотрено, что любой член Совета Европы может выйти из его состава при наличии официального уведомления. Несмотря на наличие этого заявления о выходе, при котором применяться должна бы была данная статья, Комитет министров Совета Европы в своей резолюции применил ст. 8 Устава для исключения России из Совета Европы. Положения статьи, в свою очередь, предусматривают, что право на представительство любого члена Совета Европы, грубо нарушающего положения Устава Совета Европы (что является сугубо оценочным понятием), может быть приостановлено, и Комитет министров Совета Европы может предложить ему выйти из состава Совета Европы на условиях, предусмотренных ст. 7 Устава. Если такой член Совета Европы не выполняет это предложение, то Комитет министров Совета Европы может принять решение о том, что член, о котором идет речь, перестает состоять в Совете Европы с даты, которую определяет сам Комитет министров Совета Европы. Применив в одностороннем порядке в отношении России формально-принудительный механизм прекращения членства на основании якобы несоблюдения ценностей Совета Европы, соответствующее сообщество стран не может требовать соблюдения условий документов, относящихся к праву Совета Европы. Более того, использование Комитетом министров Совета Европы ст. 8 Устава для прекращения членства РФ в Совете Европы в значительной степени повысило свободу усмотрения федерального законодателя в вопросе определения сроков дальнейшего исполнения в стране постановлений ЕСПЧ.

7

Оставить комментарий