В статье 10 Закона города Москвы №29 от 14 июня 2006 года “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” сказано нижеследующее:
1. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.
2. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
- изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
- обмен жилыми помещениями;
- невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
- изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
- вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
- выдел доли собственниками жилых помещений;
- отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
3. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;
3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
- обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
- безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
- отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.
Из содержания вышеуказанной нормы видно, как само понятие “намеренное ухудшение жилищных условий”, так и последствия такого ухудшения жилищных условий.
К намеренному ухудшению жилищных условий граждан могут быть отнесены:
- Совершение каких-либо сделок, направленных на изменение порядка пользования квартирой (например, соглашение о выделе доли или об определении порядка пользования комнатами в квартире);
- Совершение жильцами сделки обмена жилья, при котором ухудшаются их жилищные условия;
- Намеренное (фиктивное) расторжение брака.
- Вселение детей, родителей и иных лиц, объединенных с проживающими в квартире гражданами признаками родства или свойства и ранее проживавшими (зарегистрированными по месту жительства) в другом жилом помещении на территории Российской Федерации;
- Расторжение городом с жильцами квартиры договор найма или договора социального найма за нарушение жильцами его условий;
- Совершение сделок дарения, мены, купли-продажи, на основании которой жильцы квартиры произвели отчуждение принадлежащего им жилья или части жилого помещения, после чего они получили право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязательными условиями всех вышеперечисленных действий является то, что они совершаются самими жильцами квартиры (или комнаты в коммунальной квартире), и результатом совершения ими таких действий является то, что приходящаяся на каждого проживающего в квартире (или комнате в коммунальной квартире) площадь уменьшается до такой степени, что становится возможным их постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в городе Москве это общая площадь менее 10 кв.м. на одного человека в отдельной квартире или 15 кв.м. на одного человека в коммунальной квартире) или разделение ранее заведенных на них учетных дел (что дает очередникам право на предоставление нескольких отдельных квартир в рамках улучшения жилищных условий).
Однако, вышеперечисленные случаи вовсе не означают, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеют право совершать вообще никаких действий с занимаемым (или принадлежащим им на праве собственности) жильем, рискуя быть внесенными в список граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.
Граждане вправе совершать следующие действия, не считающиеся в качестве намеренного ухудшения жилищных условий:
1. Вселение в квартиру к родителям их несовершеннолетних детей, а также вселение лиц, ранее не обладавших самостоятельным правом пользования жилым помещением (например, новорожденный ребенок или гражданин, ранее не имевший регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации);
2. Вселение супруга, нетрудоспособных родителей или иных граждан (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), если ранее, по прежнему месту жительства, они уже были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий;
3. Расторжение получателем ренты договора ренты (т.е. когда получатель ренты снова становится собственником квартиры, в которой он проживает);
4. Признание какой-либо сделки с квартирой недействительной в судебном порядке (например, расприватизация квартиры через суд);
5. Вселение в квартиру нетрудоспособных родителей, если до вселения они проживали в непригодном для постоянного проживания помещении, расприватизировали его во внесудебном порядке;
6. Расторжение договора дарения по инициативе дарителя или одаряемого, если предметом такого договора было жилое помещение.
В любом случае, совершение действий, которые могут быть квалифицированы, как намеренное ухудшение жилищных условий, влечет всего к одному-единственному последствию – пятилетнему мораторию на учет этих действий органами жилищного учета (в городе Москве это районная Управа и окружное Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы).
Иными словами, если граждане совершат действия, направленные на ухудшение их жилищных условий, то их либо не поставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ближайшие после этого события пять лет (если они ранее не стояли на таком учете), либо отсрочат предоставление им нового жилья или разделение их учетного дела на несколько учетных дел (если ранее они уже были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), на тот же пятилетний срок. Однако, в любом случае, совершение гражданами вышеперечисленных действий по ухудшению жилищных условий не может служить основанием для снятия таких граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Читайте еще по данной теме:
- Намеренное ухудшение жилищных условий
- Судебная практика: Расторжение брака не является ухудшением жилищных условий
Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист
Телефон: 8 (495) 740-55-17
Источник: Московские юристы
Согласно ст.1 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года вы считаетесь членом семьи очередника в том случае, если заявителем (лицом, по чьему заявлению семья была поставлена на жилищный учет) является ваш муж. Только в этом случае к вам может быть применена норма ст.9 вышеуказанного Закона г.Москвы и учтена занимаемая вами площадь.
Соответственно, если заявителем является не ваш муж, то ваша перерегистрация из г.Брянска в г.Москву на меньшую площадь не должна приниматься в расчет, и, соответственно, не будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий.
Здравствуйте! Я, являясь госслужащей, выиграла конкурс и переводом принята на работу в те же органы г.Москва. Имею в Москве временную регистрацию. Из квартиры в родном городе, собственниками которой являются мои родители, выписалась, так как не могу пользоваться правом проживания в ней. Комиссия сочла это ухудшением жилищных условий, на 5 лет лишив меня возможности претендовать на субсидию. Правомерно ли это?
Всё зависит от площади, которая приходилась на вас по прежнему месту жительства.
Если эта площадь была больше той, что приходится на вас в московской квартире, то такая перерегистрация может быть оценена, как намеренное ухудшение жилищных условий.
Если же приходившаяся на вас по прежнему месту жительства площадь была меньше (!!!) площади по нынешнему месту жительства, то в этом случае намеренного ухудшения жилищных условий нет в принципе, и такой отказ в предоставлении субсидии может быть обжалован вами в судебном порядке.
Здравствуйте!
Я проживаю в Москве в коммунальной квартире по договору социального найма вместе с матерью (занимаем 2 комнаты из 3-х), общая площадь в договоре указана 42 кв.метра на нас. В 2012 я женился и в 2013 году родился сын. Сына прописал к нам с мамой в коммуналку. После подал документы на расширение жилищных условий в связи с тем, что учетная норма в коммунальных квартирах 15 метров, а нас 3-ое. Мне отказали в расширении в связи с тем, что жена так же прописана в Москве по договору социального найма (ее отец является нанимателем) и ее жилая площадь так же учитывается, и они не нуждаются в расширении. В связи с чем вопрос: после прописки жены к себе в квартиру, могу ли я встать на учет по расширению жилой площади? Перечитав ваш форум понял, что дадут отсрочку в 5 лет, НО 5 лет с момента заключения брака или с момента прописки ее к себе? И будет ли в дальнейшем, после 5-и летнего ожидания, учитываться ее старый адрес прописки?
В данном случае лучше будет подать новое заявление о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в котором указать в качестве заявителя не вас, а вашу маму. Тогда у ДГИ г.Москвы не будет законных оснований для учета площади вашей жены, поскольку согласно ст.1 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года ваша жена не будет считаться членом семьи заявителя (до тех пор, пока вы НЕ зарегистрируете свою жену в квартиру по вашему месту жительства).
А заявителем на расширении и была мама, но нам дали отказ. Сейчас мы подали документы на смену главного нанимателя, для того чтобы в дальнейшем всеми делами я занимался и платежи приходили мне (так как у мамы проблемы со здоровьем). Я так полагаю, нам неправомерно отвергли наше заявление. Можем ли мы заново подать заявление, только заявление (как вы сказали) будет снова подавать мама, при этом я главный наниматель? И в дальнейшем их решение оспаривать в судебном порядке?
Согласно ст.1 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2017 года, членами семьи заявителя (то есть лицами, чье право пользования иными жилыми помещениями учитывается на основании ст.9 указанного Закона) являются супруг, дети и родители заявителя, вне зависимости от места их проживания, а также иные лица, если они были вселены (то есть зарегистрированы по месту жительства) в качестве членов семьи заявителя.
Судебная практика, причем однозначная, по порядку применения этой нормы права уже давно сложилась. Департамент знает о наличии такой судебной практики, но всё равно продолжает отказывать гражданам в постановке на учет, в связи с наличием у лиц, не являющихся членами семьи заявителя, права пользования иными жилым помещениями. Затем, на основании соответствующих судебных решений, Департамент всё же ставит граждан на жилищный учет.
Вы имеете право на обжалование неправомерного отказа Департамента в судебном порядке, в течение трех месяцев с даты получения отказа. Если с указанной даты прошло более трех месяцев, то лучше будет снова подать заявление, в котором в качестве заявителя снова указать вашу маму (при этом, заранее переоформив договор социального найма с вас на неё), и в случае получения очередного отказа Департамента – обжаловать этот отказ в судебном порядке.
Спасибо большое за вашу консультацию. Подскажите, обязательно ли снова менять главного нанимателя и ставить маму в качестве главного? Могу ли я оставить себя главным, а мама быть заявителем, и в случае отказа оспаривать в суде?
Прямого указания в Законе г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года на то, что заявителем может быть только наниматель жилого помещения, не имеется. Поэтому суды отказ в принятии на жилищный учет по такому основанию признают незаконным. Соответственно, ваша мама может повторно подать заявление о постановке на жилищный учет в качестве заявителя, без переоформления на её имя договора социального найма.
Здравствуйте. Мой будущий муж имел в ипотеку квартиру до женитьбы. Но уволился с работы и не смог платить ипотеку и продал. Это ухудшение жилищных условий? ОН прописался у мамы, где не имеет доли. У меня 1/4 с приватизацией в 56 кв. метров у родителей, прописано там 4 человек. Если мужа прописать у себя и подать документы, что нуждаюсь в улучшении жилищных условий, будет ли влиять, что муж выписался от матери, вписался к нам?
Если вы проживаете в г.Москве, то прописка мужа в вашу квартиру будет иметь негативные последствия. Дело в том, что согласно ст.1 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года, к членам семьи заявителя относятся его дети, супруг и родители, без учета места их проживания, а также иные лица, если они были вселены в жилое помещение заявителя, в качестве членов его семьи. Если заявление о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях будет подано не вами, а каким-либо другим жильцом вашей квартире, то ваш муж не будет считаться членом семьи заявителя, и сделка по отчуждению его квартиры не может быть учтена в качестве намеренного ухудшения жилищных условий. Если же он пропишется в вашей квартире, то с этого момента он будет считаться членом семьи заявителя, и отчуждение им ипотечной квартиры будет являться основанием для пятилетней отсрочки в постановки жильцов вашей квартиры на жилищный учет.
Суд 21 августа принял решение иск удовлетворить по п.2 ст.292 ГК РФ - признать прекратившими право пользования ЖП и снять с регистрационного учета многодетную семью с несовершеннолетними детьми. Снимут ли теперь ГГС п.12б постановления правительства РФ №63 с учета для получения единовременной субсидии на приобретение ЖП, из-за ухудшения жилищных условий?
Данная льгота может быть снята не по причине ухудшения жилищных условий, а по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации. Поэтому, чтобы не утратить льготу, вам следует перерегистрироваться (хотя бы формально) по другому адресу.
С 2018 г. дочь состоит на очереди нуждающихся составом: мама, дочь и внучка. Мама единоличный собственник квартиры. Дочь и внучка лишь имеют в квартире регистрацию. В 2023 г. мама принудительно выписала дочь и внучку. Является ли это для дочери ухудшением жилищных условий, если у дочери и внучки нет никакого жилья и регистрации?
Здравствуйте. Намеренным ухудшением жилищных условий такое принудительное снятие с регистрационного учета не является. Однако теперь всех членов семьи снимут с очереди на жилье, поскольку мама превысит учетную норму из расчета на одного очередника (ведь она теперь будет зарегистрирована одна в принадлежащей ей квартире), а дочь с внучкой будут считаться утратившими право на улучшение жилищных условий в связи со сменой места жительства (ведь им теперь предстоит регистрация по другому адресу).
Дочери и внучке некуда вселяться и возможно оформление только временной регистрации. Смогут ли они быть признаны нуждающимся и будет ли в этом случаи карантин на 5 лет?
Дочь и внучка в этой ситуации будут сняты с жилищного учета, поскольку теперь они юридически не являются жильцами того региона, в котором их поставили на очередь. Постановка на жилищный учет и предоставление жилья очередникам ведется в субъекте РФ по месту их проживания (регистрации по месту жительства). Если очередник перестал быть жильцом соответствующего субъекта РФ, то его снимают с жилищного учета, поскольку он утрачивает право на получение жилья за счет регионального бюджета.
Если мать снимет дочь и внучку с регистрации, то у них есть возможность оформить только временную регистрацию. У них нет своего жилья и постоянной регистрации. Соответственно, должен быть произведен перерасчет учётной нормы, только теперь без учёта жилья матери. Кроме этого, дочь фактически выехала от матери ещё в 2004 г., и, по сути, перестала быть членом семьи собственника. Почему вы полагаете, что дочь должны снять с учёта и принять на учет через 5 лет?
Регистрация по месту пребывания, которую Вы называете "временной регистрацией", НЕ является подтверждением места постоянного проживания гражданина в определенном субъекте РФ. Таким подтверждением является исключительно регистрация по месту жительства, которая теперь у дочери и внучки отсутствуют. Именно поэтому их обеих обязаны будут снять с жилищного учета.
Что же касается их новой постановки на жилищный учет, то это произойдет не через 5 лет, а значительно позже. В каждом субъекте РФ действуют свои нормы по длительности НЕПРЕРЫВНОГО проживания в регионе до момента постановки на жилищный учет. Например, в Москве стаж непрерывного проживания для постановки на жилищный учет должен быть не менее 10 лет подряд. Соответственно, когда дочь и внучка будут где-то зарегистрированы по месту жительства (а не по месту пребывания), то лишь с этого момента начнется отсчет срока, по истечении которого местным законодательством предусмотрена сама возможность для подачи ими документов для постановки на жилищный учет.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, если у меня была больная смертельно родственница и написала завещание на меня и умерла, я стала обладательницей ее старого дома деревянного, который продала в итоге. Является ли это намеренное ухудшение жилищных условий?!
Здравствуйте. Да, такая сделка по отчуждению дома будет учитываться в качестве намеренного ухудшения жилищных условий в течение пяти лет с даты регистрации договора купли-продажи.
Здравствуйте! Нам отказали в постановке на учет в Москве с формулировкой изменение состава семьи (часть людей выписалась с квартиры и они не являются моей семьей). Это законно?
Здравствуйте. В данном случае всё зависит от метража жилых помещений, в отношении которых указанные граждане обладают самостоятельным правом пользования.
Например, квартира заявителя имеет общую площадь 50 кв.м. В этой квартире, вместе с завителем, зарегистрированы ещё 6 человек. Итого: В квартире площадью 50 кв.м проживает 7 человек (заявитель и 6 членов его семьи). В результате на каждого жильца приходится менее 10 кв.м на человека (учетная норма на одного человека в отдельной квартире в г.Москве). Однако у одного из вышеуказанных членов семьи имеется жилой дом в Тверской области площадью 120 кв.м. Если учесть эту площадь, то семья заявителя уже не вправе рассчитывать на улучшение жилищных условий. В этом случае выписка из квартиры заявителя вышеуказанного члена семьи (чтобы не учитывалась площадь его дома в Тверской области) будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий и приведет к пятилетней отсрочке в постановке семьи заявителя на жилищный учет.
Если же ни у кого из выписавшихся из квартиры заявителя нет другого жилья на праве собственности или праве пользования (то есть, их выписка из квартиры заявителя не влечет за собой ухудшение жилищных условий заявителя и членов его семьи), то применение такой пятилетней отсрочки будет признано судом незаконным.
Здравствуйте. Дело в том, что те, кто выписался из квартиры, не являются членами семьи заявителя, а только прописаны были на одной площади.
Здравствуйте.
Понятие "Члены семьи" в семейном и жилищном законодательстве различается. В семейном законодательстве - это граждане, объединенные признаками родства или свойства. В жилищном законодательстве - это супруг, дети и родители заявителя, вне зависимости от места их проживания, а также иные лица, ранее вселенные в жилое помещение заявителя в качестве членов его семьи.
Соответственно, если эти граждане были зарегистрированы в одном с заявителем жилом помещении, то они признаются членами его семьи, вне зависимости от наличия/отсутствия родства или свойства с заявителем.