г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Затоп при замене отопительного радиатора

Все, кто проживают в многоквартирном доме, рано или поздно сталкиваются с проблемой замены приборов отопления. Причем менять подобные приборы иной раз приходится не потому, что они приходят в негодность, а просто потому, что существует угроза затопления соседей, живущих этажами ниже. Но уж если случилось подобное, то что делать пострадавшим? На кого идти жаловаться и с кого взыскивать убытки? С управляющей компании, которой жильцы платят за техобслуживание, или с соседей, у которых батареи в ненадлежащем состоянии? В этом мы и попытаемся разобраться.

Батарея - личное имущество

Сначала необходимо определиться, что собой представляет отопительный радиатор. Для этого стоит обратиться к п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) (далее - Правила), который прибор отопления относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома - "в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях". Однако, применяя в совокупности с п. 6 Правил п. 2 Правил, можно увидеть, что "в состав общего имущества включаются: оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры)".

Также исходя из положения ст. 36 ЖК РФ "собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения...", и из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения. Например, в подвале, на лестничной клетке и т.д.

Приборы отопления в квартире не могут быть отнесены к общему имуществу и, соответственно, являются собственностью граждан - собственников квартиры.

Пункт 5 Правил закрепляет, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Следовательно, по смыслу п. 6 Правил во взаимосвязи с подп. "д" п. 2 и п. 5 Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).

Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (ст. 26 ЖК РФ).

Как мы определили, отопительные радиаторы не являются общим имуществом собственников многоквартирного дома и поэтому согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, однако бывают спорные ситуации.

Если все-таки потоп...

Несколько советов, как себя вести в случае прорыва отопительного радиатора.

1. Прежде всего надо вызвать аварийщиков. Описать ущерб и назвать виновных аварийщики не могут. Они только зафиксируют факт выезда к вам. Поэтому далее следует обратиться в обслуживающую ваш дом организацию (ДУК или ТСЖ) с письменным требованием создать техническую комиссию для установления ущерба, выяснения причин и виновников аварии. Обслуживающая организация в течение трех суток должна составить акт, фиксирующий время, место, степень повреждения декоративного ремонта в помещении, а также причину и виновника аварии. Затем в течение 10 дней составляется повторный акт, описывающий повреждения после высыхания.

Закон в данном случае на стороне потерпевшего. Согласно ст. 1064 ГК РФ причиненный вам и вашей квартире ущерб возмещают в полном объеме виновники затопления.

Например, если владелец квартиры или квартиросъемщик без согласования с управляющей компанией заменил батареи, обвинят его. Если же прорвало систему отопления, сделанную во время строительства дома, комиссия будет разбираться. Если она признает виновной обслуживающую организацию, вы должны написать претензию в ее адрес с приложением акта фиксации ущерба.

2. Управляющая компания обязана в течение месяца после вашего письменного обращения дать опять-таки письменный ответ о принятом решении. Либо они сделают ремонт своими силами, либо выплатят денежную компенсацию.

Если же виновниками затопления стали соседи, претензию вы относите им. Причем делаете ее в двух экземплярах и просите соседа написать, согласен он с требованием возмещения убытков или нет.

3. Не удалось договориться по-хорошему с соседями о компенсации или они не согласны с суммой - обращайтесь в суд.

Миновать попытку мирного разрешения конфликта у вас не получится, потому что при обращении в суд потребуют подтверждения вручения претензии виновнику. Это должны быть либо подпись на претензии, либо подтверждение отправки адресату (уведомление о вручении заказного письма или иные почтовые документы). Если подтверждения нет, в суде вам предложат все же урегулировать спор мирным путем. При малейшем недовольстве со стороны ответчика (виновника) судья назначает судебную экспертизу. При этом затраты на нее ложатся на виновную сторону.

Автор: Ю. Матюкова

0

Комментарии (1)

Чтобы так "изнахратить" Правила содержания имущества общего пользования, нужен незаурядный талант! Вам, госпожа Матюкова, не стыдно со своими бездарными рассуждениями появляться в интернете? Вам необходимо набраться технической грамотёшки. Так вот, для Вашего сведения и размышления, существуют два вида систем отопления: однотрубная и двухтрубная. Когда Вы "лепили" свой комок из положений Постановления в их совокупности, вы не учли, что понятие "обслуживание" более одного помещения не равнозначно с понятием "отопление" (обогрев) более одного помещения. В частности, при однотрубной системе отопления, теплоноситель (горячая вода) проходит с верхнего этажа по нижний через все батареи отопления на стояке отопления всех этажей. Таким образом, любая из батарей отопления, находящаяся на указанном стояке, является проводником для теплоносителя (горячей воды) и, следовательно, обслуживает более одного помещения. А обогрев (выделение тепла) является лишь следствием прохождения через батарею горячей воды. Вам необходимо "покрутить" мозгами из изложенного мной. Это только малая часть в подтверждение того, что батареи отопления входят в состав единой неделимой системы отопления, в работу которой, кстати, не могут вмешиваться собственники помещений, что свидетельствует о принадлежности их (батарей) к имуществу общего пользования. Пока. Если что, обращайтесь.

Оставить комментарий