Вопрос: Возможно ли направление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по почте?
Ответ: Направление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по почте возможно.
Обоснование: С 1 марта 2010 г. вступили в силу внесенные Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) изменения. Они допускают представление заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для такой регистрации, посредством почтового отправления.
Особенности такого представления установлены п. 2 ст. 16 Закона о регистрации. Согласно данной норме заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые документы могут представляться в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
Для такого способа предоставления документов закон установил дополнительные требования:
- подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
- сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если подлежит государственной регистрации эта сделка либо на ее основании право или ограничение (обременение) права на объект недвижимого имущества;
- подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем является уполномоченное на то правообладателем, стороной или сторонами договора лицо;
- доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;
- к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица либо выписка из ЕГРЮЛ.
До 1 марта 2010 г. этот вопрос носил спорный характер, однако судебная практика шла по пути признания возможным отправки документов на государственную регистрацию по почте (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2005 N А74-878/05-Ф02-4986/05-С2). Суд обоснованно признал незаконными действия Управления Федеральной регистрационной службы по возврату документов, необходимых для регистрации права собственности на земельный участок, поскольку закон не запрещает направлять заявление о государственной регистрации права собственности с приложением необходимых документов по почте.
Таким образом, направление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по почте допускается законом.
Автор: Д.А.Ждан-Пушкина