г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Жилищные права и обязанности лиц, брак между которыми признан недействительным

В одной из своих более ранних публикаций мы уже обращались к проблематике исследования жилищных правоотношений, возникающих между супругами в случае расторжения их брака <1>. Данная статья является логическим продолжением ранее проведенного исследования и будет посвящена жилищно-правовому анализу прав и обязанностей, которые возникнут у супругов в случае признания их брака недействительным.

--------------------------------

<1> См.: Мыскин А.В. Юридическая регламентация жилищных прав и обязанностей супругов при расторжении брака // Нотариальное право. 2013. N 3(9). С. 24 - 33.

Вопросам признания брака недействительным посвящена гл. 5 Семейного кодекса РФ (СК РФ). Статья 27 указанного Кодекса устанавливает, что брак признается недействительным при нарушении условий, установленных ст. 12 - 14, п. 3 ст. 15 СК РФ, а также в случае заключения фиктивного брака. Если конкретизировать данную норму семейного законодательства, то в настоящее время брак, заключенный между супругами, может быть признан недействительным в результате наступления (существования) следующих юридических обстоятельств.

1. Один из супругов не выразил надлежащего согласия на заключение брака с конкретным человеком. Например, такой брак может быть заключен в результате неправомерного психического и (или) физического воздействия на волю (поведение) будущего супруга с целью его склонения к заключению брака (шантаж, избиение, пытки, удержание в заложниках и др.). В момент заключения брака лицо может находиться в таком психофизическом состоянии, которое не позволит ему надлежащем образом воспринимать окружающую обстановку и адекватно выразить свое согласие на вступление в брак (алкогольное или наркотическое опьянение, гипноз и др.) <2>.

--------------------------------

<2> Подробнее см.: Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М.: Норма; ИНФРА-М, 2002. С. 89 - 90.

2. В момент заключения брака хотя бы один из супругов не достиг установленного брачного возраста (18 лет), при условии что брачный возраст не был официально снижен органами местного самоуправления при наличии уважительных причин у лиц, вступающих в брак.

3. В момент заключения брака лицо состояло в другом зарегистрированном и нерасторгнутом браке (нарушение принципа моногамии брачного союза).

4. Брак заключен между близкими родственниками. К близким родственникам в соответствии с абз. 3 ст. 14 СК РФ относятся родственники по прямой восходящей и нисходящей линии первой и второй степеней родства. К таким родственникам относятся родители и дети, бабушки (дедушки) и внуки (внучки), полнородные и неполнородные братья и сестры.

5. Брак заключен между усыновителем и усыновленным (удочеренным) ребенком.

6. Брак заключен между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано в судебном порядке недееспособным вследствие психического расстройства.

7. Брак заключен с лицом, которое скрыло от другого супруга наличие у него венерического заболевания или ВИЧ-инфекции.

8. Супругами заключен так называемый фиктивный брак, т.е. брак без реального намерения супругами (одним из них) создать полноценную семью с фактическими брачно-семейными отношениями. В подавляющем большинстве случаев недобросовестный супруг, заключая фиктивный брак, будет преследовать какие-либо корыстные цели. Например, реальной целью фиктивного брака может быть получение права на жилплощадь вселяющего супруга, получение постоянной или временной регистрации на такой жилплощади, получение гражданства и ряд аналогичных факторов.

Теперь рассмотрим следующую юридическую ситуацию, которая в практической деятельности, насколько можно судить, встречается достаточно часто. Мужчина и женщина вступают в брак посредством его государственной регистрации в органах загса. Один из супругов вселяет другого супруга в принадлежащее ему жилое помещение. Возможно, вселенный супруг получит в таком помещении регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. В последующем брак между супругами на основании решения суда признается недействительным. В связи с этим закономерно возникает следующий важный вопрос. Что произойдет с жилищно-правовым положением вселенного супруга, если супруг перестанет быть таковым в результате признания заключенного брака недействительным? Сохранит ли такой "супруг" дальнейшее право проживания в предоставленном ему жилом помещении или такое право должно быть прекращено? Имеет ли право вселяющий супруг требовать принудительного выселения своего несостоявшегося супруга из принадлежащего ему жилого помещения и (или) аннулирования произведенной регистрации по месту жительства (месту пребывания)? Именно поиски ответов на данные злободневные вопросы и предприняты в рамках настоящей статьи.

Однако для начала небольшое пояснение концептуального характера. Вполне известно, что человек может проживать в жилом помещении в силу самых различных юридических оснований. Это может быть и договор коммерческого найма, и договор найма специализированного жилого помещения (например, общежития). Лицо может проживать в жилом помещении в силу установленного в его пользу завещательного отказа (легата) или в рамках договора пожизненного содержания с иждивением (в качестве получателя ренты). Однако самыми распространенными в настоящее время юридическими основаниями проживания в жилых помещениях являются только два правовых типа: это договор социального найма жилья и право собственности. Именно на базе данных гражданско-правовых моделей и будут рассмотрены жилищно-правовые последствия признания брака, заключенного между супругами, недействительным.

I. Договор социального найма. Наниматель, проживающий в жилом помещении в рамках договора социального найма, может в любой момент вселить в занимаемое им помещение своего супруга, детей, родителей и иных родственников. Об этом прямо говорится в ст. 69 и 70 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ). Вселенный в жилое помещение к основному нанимателю супруг в соответствии с терминологией жилищного законодательства будет именоваться термином "член семьи нанимателя". В силу прямого указания ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Но что произойдет в жилищно-правовых взаимоотношениях сторон, если брак между супругами будет признан недействительным в результате его аннулирования? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд.

С одной стороны, в тексте СК РФ есть генеральная норма на этот счет, в соответствии с которой брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов (п. 1 ст. 30). В п. 2 ст. 30 СК РФ даже специально поясняется, что к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения гражданского законодательства о долевой собственности, а брачный договор, заключенный супругами, также признается недействительным. Однако в тексте ЖК РФ есть прямая норма о жилищно-правовых последствиях прекращения семейных отношений между нанимателем и вселенным им членом семьи. Часть 4 ст. 69 ЖК РФ устанавливает, что "если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и [действующие] члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма".

Для того чтобы разобраться, какой из этих двух норм (общей "семейной" или специальной "жилищной") необходимо отдать предпочтение, целесообразно обратиться к актам толкования норм жилищного законодательства.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" <3> (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 14) положения о юридических последствиях прекращения семейных отношений с нанимателем жилого помещения толкуются следующим образом. "В силу части 4 статьи 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (например, в связи с расторжением брака, прекращением ведения общего хозяйства), но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи, в том числе: право бессрочно пользоваться жилым помещением, сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, право вселять в жилое помещение других лиц с соблюдением правил статьи 70 ЖК РФ, право требовать принудительного обмена жилого помещения в судебном порядке, право заключать договор поднайма и др.".

--------------------------------

<3> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 9.

Итак, Верховный Суд РФ в рамках данных разъяснений приводит конкретные практические примеры, что считать прекращением семейных отношений между нанимателем и членом его семьи применительно к ч. 4 ст. 69 ЖК РФ. Это расторжение брака между супругами или прекращение ведения общего хозяйства. Например, если муж и жена состояли в браке и были социальными нанимателями жилого помещения в рамках соответствующего договора, то в случае расторжения их брака у бывшего супруга (как бывшего члена семьи нанимателя) сохранится пожизненное право проживания в таком помещении и полный спектр иных прав и обязанностей, присущий основному нанимателю и действующим членам его семьи. Но в рамках данного Постановления Пленума ВС РФ нет ни единого указания на то, что признание брака недействительным также является одним из случаев прекращения семейных отношений между супругами. И отсутствие такого указания отнюдь не является случайным.

На наш взгляд, жилищно-правовые последствия признания брака, заключенного между супругами, недействительным, если указанные супруги проживают в жилом помещении в рамках договора социального найма, должны выглядеть следующим образом. В случае признания брака недействительным у вселенного супруга (пока еще члена семьи нанимателя) право пользования жилым помещением прекращается на будущее время. Такой "супруг" подлежит принудительному выселению без предоставления другого жилого помещения по иску заинтересованного нанимателя и снятию с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания). У такого "супруга" будет отсутствовать право пожизненного проживания в предоставленном ему когда-то жилом помещении.

Каким же образом можно обосновать данные юридические тезисы? Обоснование именно такого положения вещей видится в следующем. В случае если брак, заключенный между супругами, по решению суда признается недействительным, между ними семейные отношения не прекращаются. Ведь прекращение семейных отношений означает, что в прошлом эти семейные отношения действительно были и существовали на полном юридическом основании (именно поэтому расторжение брака влечет прекращение семейных отношений). Совсем иное положение сложится в ситуации признания брака недействительным. В п. 4 ст. 27 СК РФ прямо отмечается, что брак признается недействительным со дня его заключения. Иными словами, признание брака недействительным влечет не прекращение, а аннулирование семейных отношений. Вынесение судом решения о признании брака недействительным означает, что заключенного брака на самом деле никогда не существовало; супруг никогда не являлся супругом другого лица; между такими супругами никогда не было семейно-юридических отношений; все брачно-семейные отношения аннулируются задним числом с момента заключения брака.

Применительно к жилищным отношениям признание брака недействительным означает, что вселенный супруг вселился в жилое помещение на самом деле не как супруг, а как постороннее лицо. А на вселение чужого (постороннего) лица вселяющий наниматель вряд ли мог сделать надлежащее и осознанное волеизъявление. Как на этот счет отмечается в литературе, "если брак признается недействительным, супруг, вселившийся в жилое помещение в качестве супруга нанимателя, никаких прав на это жилое помещение иметь не будет. Он не подпадает под категорию "бывших членов семьи нанимателя", которые могут продолжать пользоваться жилым помещением наравне с нанимателем, так как речь в этом случае идет не о расторжении брака, а об аннулировании его" <4>.

--------------------------------

<4> Домашняя юридическая энциклопедия. Брак. Развод. М.: Изд-во АСТ, 1998. С. 404 (автор - М.Ю. Ильичева).

Еще раз подчеркнем, что в Постановлении Пленума ВС РФ N 14 не зря отсутствует указание на то, что признание брака недействительным является частным случаем прекращения семейных отношений между супругами. Если бы такое указание было, это прямо означало, что недействительный брак все равно порождает право проживания в жилом помещении у "бывшего супруга" со всеми вытекающими отсюда жилищно-правовыми последствиями. Однако такой юридический расклад не только бы противоречил генеральной идее конструкции недействительного брака (брак как "юридический ноль"), но и был бы крайне несправедлив в ситуации заключения фиктивного брака с корыстной целью приобретения права проживания в жилом помещении и (или) получения регистрации в нем. Еще раз повторим этот важный тезис, что признание брака недействительным влечет полное и безоговорочное прекращение права пользования чужим жилым помещением; вселенный супруг подлежит выселению из такого помещения, но не как бывший супруг, а как постороннее лицо (не член семьи нанимателя). Действующая судебная практика, насколько можно судить, также идет именно по этому пути <5>.

--------------------------------

<5> Более подробно см.: Латынова Е.В. Практика применения законодательства о правах собственности на жилье. М.: Юрайт, 2012. С. 263 - 264.

II. Право собственности. Собственник жилого помещения, как и социальный наниматель, может оказаться в аналогичном юридическом положении. Собственник жилого помещения вступает в брак, своего супруга он поселяет в принадлежащем ему помещении и, возможно, предоставляет такому супругу регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Затем по решению суда брак между супругами признается недействительным. На данной почве закономерно возникает вопрос о жилищно-правовых последствиях признания такого брака недействительным.

В принципе данные общественные отношения в настоящее время напрямую регулируются нормами жилищного законодательства, а именно ст. 31 ЖК РФ. Часть 4 ст. 31 ЖК РФ устанавливает правило следующего содержания: "В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи". Достаточно развернутый правовой комментарий к указанной норме ЖК РФ можно обнаружить в Постановлении Пленума ВС РФ N 14. В п. 13 данного документа разъясняется следующее: "По общему правилу в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его. В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения".

Но является ли признание брака недействительным частным случаем прекращения семейных отношений в контексте ч. 4 ст. 31 ЖК РФ? Однозначный ответ на этот вопрос содержится в абз. 2 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ N 14, где отмечается следующее: "По смыслу статьи 31 ЖК РФ к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах загса, в суде, признание брака недействительным".

Таким образом, анализ норм жилищного законодательства и актов судебного толкования позволяет прийти к однозначному выводу, что признание брака недействительным, заключенным между супругом - собственником жилого помещения и вселенным им супругом - членом семьи собственника, является основанием для прекращения права пользования таким помещением со стороны бывшего супруга, который перейдет в разряд бывшего члена семьи собственника жилого помещения. Такой "супруг" будет обязан освободить жилое помещение (выехать из него) и сняться с регистрационного учета. В противном случае у собственника жилья появится право требовать совершения данных действий в судебно-принудительном порядке. В Постановлении Пленума ВС РФ N 14 прямо указывается, что признание брака недействительным является одним из случаев прекращения семейных отношений между супругами, а это, в свою очередь, влечет и прекращение права пользования жилым помещением со стороны бывшего члена семьи собственника. Данное указание является вполне правильным и обоснованным с той небольшой поправкой, что признание брака недействительным влечет на самом деле не прекращение семейных отношений между супругами, а их полное аннулирование. Однако в контексте ч. 4 ст. 31 ЖК РФ данное разграничение не имеет принципиального характера.

В завершение настоящей статьи отметим, что в модели недействительного брака, заключенного между собственником жилья и вселенным супругом - несобственником, может оказаться фигура добросовестного супруга. Вселенный супруг как член семьи собственника жилого помещения может заключить брак в результате физического или психического принуждения; такой супруг может быть заражен от другого супруга венерическим заболеванием или ВИЧ-инфекцией и др. Вполне справедливо, если за таким добросовестным супругом все же будут сохранены некоторые жилищные права. ЖК РФ (ч. 4 ст. 31) на этот счет дает следующие указания: "Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда".

Литература

1. Домашняя юридическая энциклопедия. Брак. Развод / М.Ю. Ильичева, С.Э. Семенова. М.: АСТ; Олимп, 1998. 604 с.

2. Латынова Е.В. Практика применения законодательства о правах собственности на жилье / Е.В. Латынова. М.: Юрайт, 2012. 589 с.

3. Мыскин А.В. Юридическая регламентация жилищных прав и обязанностей супругов при расторжении брака / А.В. Мыскин // Нотариальное право. 2013. N 3(9). С. 24 - 33.

4. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Л.М. Пчелинцева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2002. 696 с.

Автор: А.В. Мыскин

0

Оставить комментарий