г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Допустимо ли заключение договора цессии с участием учреждений?

Вопрос: Допустимо ли заключение договора цессии с участием учреждений?

Ответ: По общим правилам заключение договора уступки права требования с участием учреждения допускается законодательством. В отдельных случаях статус учреждения ограничивает заключение договоров цессии как сделок, противоречащих закону.

Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Передача прав на основании сделки согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ именуется уступкой требования. Уступка требования кредитором (цессия) другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору (п. 1 ст. 388 ГК РФ). Законодательство не содержит прямого запрета на заключение учреждением договора уступки права требования, как на стороне цедента, так и цессионария. Рекомендации, данные Минфином России по бухгалтерскому учету деятельности учреждений в Письмах от 30.10.2012 N 02-06-10/4554, от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, позволяют сделать вывод о допустимости передачи своего права требования путем заключения договора цессии с третьим лицом, и это не является нарушением законодательства.

Поскольку единственным препятствием к заключению сделки по уступке права требования является несоответствие ее закону, то следует учитывать, что деятельность учреждений регулируется не только гражданским, но и бюджетным законодательством, а также законодательством о контрактной системе. В связи с этим необходимо учитывать следующее:

  1. В соответствии с п. 4 ст. 388 ГК РФ соглашением между должником и цедентом может быть запрещена или ограничена уступка права на получение неденежного исполнения.
  2. В силу п. 7 ст. 448 ГК РФ если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
  3. В случае с государственными и муниципальными учреждениями следует учитывать, что ст. 31 БК РФ установлено право органов государственной власти и органов местного самоуправления на самостоятельное определение направления расходования бюджетов в соответствии с БК РФ. Анализируя возможность заключения договора цессии таким учреждением, следует учитывать, разрешены ли такие формы расходов бюджета, как оплата коммерческой организации уступленного ею права, направлен ли договор на обеспечение задач, отнесенных законом к сфере ведения местного самоуправления, не противоречит ли договор интересам населения муниципального образования и не причиняет ли договор вреда экономическим интересам муниципального образования. Иными словами, договор уступки, заключаемый в данном случае учреждением, не должен повлечь несанкционированного расходования бюджетных средств.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: Н.В. Гурьянова

0

Оставить комментарий