г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Согласие законных представителей несовершеннолетнего на совершение сделок с его имуществом. Спорные моменты

Правоприменительная практика нотариальной деятельности многогранна и разнообразна, в связи с чем насыщена различного рода вопросами и дискуссионными темами. Несмотря на достаточно подробное и детальное урегулирование действующим законодательством сферы нотариата, источником спорных моментов и проблемных ситуаций, возникающих на практике, зачастую является неоднозначность толкования правовых норм.

Одной из тем, обладающих определенной популярностью и дискутабельностью, является "Нотариальное удостоверение сделок, влекущих уменьшение имущества несовершеннолетнего". Данная тема, несмотря на неоднократное ее обсуждение на протяжении последних нескольких лет, не теряет своей актуальности по сегодняшний день.

Вышеуказанная тематика имеет спектр спорных моментов, среди которых необходимо обратить особое внимание на такой аспект правоприменения, возникающий в процессе нотариального удостоверения сделок по отчуждению имущества несовершеннолетнего, как "согласие законных представителей несовершеннолетнего на совершение сделок с его имуществом", а именно:

  1. Является ли отметка о наличии совместного заявления родителей несовершеннолетнего, содержащаяся в разрешении органа опеки и попечительства об отчуждении имущества ребенка, письменным согласием законных представителей на совершение указанной сделки, выраженным в надлежащей форме?
  2. Может ли нотариус, удостоверяя сделку, направленную на отчуждение имущества несовершеннолетнего, руководствоваться согласием законных представителей несовершеннолетнего, содержащимся в соответствующем разрешении органа опеки и попечительства, или нотариусу не следует полагаться на действительность и достоверность представленных в разрешении органа опеки и попечительства данных относительно обоюдного согласия законных представителей несовершеннолетнего на совершение сделки по отчуждению его имущества?

Прежде чем ответить на вышеуказанные вопросы, необходимо отметить, что нотариальная практика неоднозначна и существуют различные мнения по поводу того, является ли обязательным получение согласия обоих родителей несовершеннолетнего на совершение сделок с его имуществом. Одни полагают, что такая необходимость отсутствует, поскольку это прямо не предусмотрено гражданским законодательством РФ, другие - что необходимость получения согласия двух законных представителей несовершеннолетнего следует из буквального толкования норм гражданского и семейного законодательства РФ, третьи - что согласия одного из родителей достаточно. Несмотря на разнообразие мнений и правоприменительной практики, представляется, что согласие обоих родителей несовершеннолетнего является необходимым при нотариальном удостоверении соответствующих сделок в некоторых определенных случаях.

Первоочередной задачей законных представителей несовершеннолетнего, имеющих намерение совершить сделку, влекущую уменьшение имущества последнего, является получение в обязательном порядке предварительного разрешения органа опеки и попечительства на ее совершение в связи с особой правовой защитой имущественных прав и интересов ребенка со стороны государства, которое имеет своей целью увеличение, улучшение и сохранение его имущества.

Документами, являющимися основанием выдачи органом опеки и попечительства предварительного разрешения, являются заявление, поданное родителями ребенка, чья собственность является предметом последующей сделки, а также иные документы, предусмотренные Административными регламентами органов опеки и попечительства соответствующего субъекта и муниципального образования Российской Федерации. Таким образом, каждый орган опеки и попечительства, руководствуясь собственным Административным регламентом, предъявляет свои определенные требования к документам, которые необходимо представить законным представителям несовершеннолетнего для получения разрешения на совершение конкретной сделки.

Заявление об отчуждении (распоряжении) имущества несовершеннолетнего должно подаваться, как правило, двумя родителями при наличии такой возможности. Необходимо отметить, что нотариус не может быть уверен в том, что при получении согласия от двух законных представителей несовершеннолетнего на совершение рассматриваемой сделки органом опеки и попечительства в полном объеме и надлежащим образом проверена их дееспособность, поскольку ни Гражданский кодекс РФ <1> (далее - ГК РФ), ни Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <2>, ни Административные регламенты не содержат такого полномочия органа опеки и попечительства, как проверка дееспособности обратившихся к ним лиц. В объем полномочий специалиста, уполномоченного на прием заявлений и документов, входят установление личности заявителя и проверка документов, удостоверяющих личность.

--------------------------------

<1> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.

<2> Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

В связи с этим возможна ситуация, когда на момент подачи заявления законными представителями несовершеннолетнего о выдаче органом опеки и попечительства предварительного разрешения один из родителей был недееспособен, а в последующем не смог явиться на заключение основного договора. В свою очередь нотариус удостоверил сделку в отсутствие этого родителя, полагаясь на отметку о наличии соответствующего согласия в разрешении органа опеки и попечительства. На практике возникает вопрос о том, кто будет нести ответственность за совершение такой сделки: нотариус или органы опеки и попечительства?

Возможна и другая ситуация, когда один из родителей хотя и являлся дееспособным на момент дачи соответствующего согласия органу опеки и попечительства, но находился в таком состоянии, когда не был способен понимать значение своих действий или руководить ими или заблуждался относительно условий сделки в связи с тем, что данные условия не были ему разъяснены надлежащим образом. Следует предположить, что впоследствии удостоверенная нотариусом сделка, основанная на согласии такого родителя, выраженном в разрешении органа опеки и попечительства, может являться оспоримой.

Таким образом, во избежание указанных выше спорных моментов представляется целесообразным при наличии двух родителей и в ситуации невозможности одного из них присутствовать при удостоверении сделки запрашивать согласие данного родителя в нотариальной форме, так как именно нотариально удостоверенное согласие будет являться гарантией того, что законный представитель при даче такого согласия являлся дееспособным, вменяемым и действительно имел намерение согласиться с отчуждением имущества своего ребенка.

На основании изложенного рекомендуется применять п. 26 Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования от 30 августа 2017 г. N 156 <3>, в том числе в отношении рассмотренных ситуаций.

--------------------------------

<3> Приказ Минюста России от 30 августа 2017 г. N 156 "Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования".

Так, согласно данному пункту "информацию о наличии согласия на совершение сделки, выданного физическим или юридическим лицом, органом юридического лица, органом опеки и попечительства, финансовым управляющим, нотариус устанавливает по сведениям из представленных нотариусу документов (например, согласий, решений, распоряжений)". Таким образом, следует отметить, что буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что согласие (разрешение) органа опеки и попечительства нотариус получает из выданного данным органом распоряжения, а согласие родителя, как законного представителя и физического лица, нужно получать на основании соответствующего согласия. Поскольку какой-либо специальной формы для него законодательством не предусмотрено, рекомендуется в указанных выше ситуациях руководствоваться дальнейшим содержанием данного пункта Регламента, который гласит: "В установленных законодательством Российской Федерации случаях указанная информация может быть получена только из документов, удостоверенных нотариусом или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации".

Таким образом, предлагается данную норму спроецировать на указанный случай и запрашивать нотариально удостоверенное согласие второго родителя на совершение сделки по отчуждению имущества несовершеннолетнего, но только в том случае, когда второй родитель не имеет возможности присутствовать при удостоверении сделки лично, а именно когда такое согласие уже было получено органом опеки и попечительства, что означает, что данный орган с достоверностью уверен в наличии такого родителя (нахождении его в живых), осведомлен о месте его пребывания или жительства и имел реальную возможность получить от него согласие, являющееся основанием для выдачи разрешения, но по каким-либо обстоятельствам такой родитель к нотариусу не явился, вследствие чего у нотариуса возникает спорная ситуация, заключающаяся в целесообразности использования информации органов опеки и попечительства о наличии согласия данного родителя. На основании изложенного рекомендуется закрепить в ГК РФ обязательную нотариальную форму для согласия законных представителей несовершеннолетнего с указанием конкретных случаев. В статьи, посвященные сделкам с имуществом несовершеннолетнего, внести соответствующие изменения, например, ч. 1 ст. 26 ГК РФ после слов "с письменного согласия" дополнить словами "в том числе нотариально удостоверенного согласия в предусмотренных законом случаях".

На практике возможно возникновение и иной ситуации, когда один из родителей, предоставивший все необходимые документы и являющийся полностью дееспособным, через некоторое время после выдачи органом опеки и попечительства разрешения на отчуждение имущества несовершеннолетнего может отказаться от данного им согласия.

Так, согласно Апелляционному определению СК по административным делам Сахалинского областного суда от 20 апреля 2017 г. по делу N 33а-855/2017 было установлено, что в мае 2016 г. родители несовершеннолетней Г.А.А. получили разрешение от Департамента образования на отчуждение собственности несовершеннолетней. В апреле 2016 г. был заключен предварительный договор купли-продажи жилого помещения, принадлежащего их дочери, однако Департаментом было отменено указанное разрешение на основании нотариально удостоверенного заявления отца несовершеннолетней от 4 мая 2016 г. об отмене заявления о согласии на отчуждение квартиры, принадлежащей его несовершеннолетней дочери. Судом было принято решение о признании правомерным распоряжения Департамента об отмене разрешения, поскольку законным представителем были представлены соответствующие доказательства <4>.

--------------------------------

<4> Апелляционное определение СК по административным делам Сахалинского областного суда от 20 апреля 2017 г. по делу N 33а-855/2017.

Данная судебная практика является яркой иллюстрацией того, что при удостоверении сделки по отчуждению имущества несовершеннолетнего нотариусу необходимо получить нотариально удостоверенное согласие второго родителя. Представим ситуацию: нотариус, удостоверяя сделку, направленную на отчуждение имущества несовершеннолетнего, руководствовался отметкой о наличии совместного заявления родителей несовершеннолетнего, отраженной в соответствующем разрешении органа опеки и попечительства. Спустя некоторое время после совершения данной сделки один из законных представителей несовершеннолетнего решил отозвать свое согласие (как и в представленной выше судебной практике). Наступит ли у нотариуса ответственность при оспаривании данной сделки одним из законных представителей несовершеннолетнего в связи с отсутствием его согласия в письменной форме? Думается, что в данном случае ссылка нотариуса на то, что согласие законных представителей несовершеннолетнего было получено органом опеки и попечительства, не будет иметь правового значения, так как самим нотариусом не было предпринято никаких действий по получению такого согласия.

При отсутствии возможности получения согласия от второго родителя лично на органы опеки и попечительства возлагается обязанность предпринять все необходимые меры и действия, направленные на обеспечение получения такого согласия иными способами или на обеспечение полного и достаточного документального подтверждения абсолютной невозможности его получения. В частности, от единственного родителя несовершеннолетнего могут быть затребованы такие документы, как: решение суда о лишении родительских прав, о признании безвестно отсутствующим, в случаях невозможности установления места нахождения второго родителя - документ о проведении в отношении него разыскных мероприятий и другое. Однако не все органы опеки и попечительства требуют именно такие документы, поскольку Административные регламенты субъектов Российской Федерации, которыми руководствуются органы опеки и попечительства, содержат свой исчерпывающий перечень. После получения необходимых документов и при наличии предусмотренных законом обстоятельств органы опеки и попечительства выдают разрешение, в котором указывают, один или оба родителя дали согласие на соответствующую сделку.

Необходимо обратить внимание, что некоторым органам опеки и попечительства в соответствии с их Административным регламентом может быть достаточно свидетельства о расторжении брака, представленного одним из законных представителей несовершеннолетнего для выдачи разрешения, необходимого для совершения сделки по отчуждению имущества несовершеннолетнего, вследствие чего необходимость получения согласия второго родителя на совершение сделки у данного органа отпадает (например, Административный регламент предоставления государственной услуги Краснодарского края "Выдача предварительного разрешения на совершение сделок по отчуждению недвижимого имущества несовершеннолетнего подопечного" от 11 мая 2016 г. <5>).

--------------------------------

<5> Приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 11 мая 2016 г. N 582 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача предварительного разрешения на совершение сделок по отчуждению недвижимого имущества несовершеннолетнего подопечного". URL: //docs.cntd.ru/document/439047904

Следовательно, в разрешении органа опеки и попечительства будет указан один из законных представителей несовершеннолетнего.

Следует предположить, что в указанной ситуации, так же как и в иных рассмотренных случаях, нотариус не может полностью полагаться на решение органа опеки и попечительства, поскольку факт расторжения брака между законными представителями несовершеннолетнего не является основанием для удостоверения сделки по распоряжению его имуществом без учета мнения второго родителя. Но если один из законных представителей несовершеннолетнего отсутствует по таким причинам, как, например, безвестное отсутствие, смерть, признание умершим, лишение родительских прав и т.п., которые могут быть подтверждены документально, то у нотариуса не будет сомнений в удостоверении соответствующей сделки, поскольку получение согласия в данных случаях не представляется возможным.

Необходимо сделать вывод, что разрешение органа опеки и попечительства, содержащее в себе ссылку на наличие заявлений двух или одного родителя несовершеннолетнего или указание общей формулировки "согласие всех заинтересованных лиц имеется", не может заменить собой согласие законных представителей на совершение сделки по отчуждению имущества несовершеннолетнего, поскольку нотариус отвечает за законность совершаемых им действий.

На основании изложенного рекомендуется изучение нотариусами Административных регламентов тех органов опеки и попечительства, с которыми они непосредственно взаимодействуют в процессе осуществления своей деятельности. Каждый нотариус вправе решить рассматриваемую спорную ситуацию тем способом, который считает наиболее верным и приемлемым с учетом анализа как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Российской Федерации, в том числе Административных регламентов органов опеки и попечительства.

Однако следует отметить, что во избежание подобных спорных моментов в нотариальной практике при наличии возможности взять согласие от обоих родителей несовершеннолетнего и при отсутствии одного из них нотариусу необходимо взять нотариально удостоверенное согласие такого законного представителя, несмотря на то что отметка о таком согласии содержится в разрешении органа опеки и попечительства.

Читайте еще по этой теме:

Автор: К.В. Пряженникова

2

Оставить комментарий