В последнее время на территории Санкт-Петербурга отмечается значительное увеличение числа преступлений, связанных с незаконным завладением жилой площадью граждан. Анализ показал, что такие преступления совершаются в отношении социально незащищенных слоев населения путем обмана, введения в заблуждение, в том числе относительно совершаемых гражданами юридически значимых действий, направленных на изменение прав на недвижимое имущество. Не секрет, что сделки с недвижимостью, особенно в последнее время, с учетом резкого скачка цен на жилье, являются высокодоходным бизнесом, позволяющим получать значительную прибыль уже при совершении только одной сделки с жильем. Однако такая деятельность невозможна в одиночку, без привлечения к преступной деятельности немалого круга лиц, начиная от риелторов и заканчивая должностными лицами государственных органов. Потому этот вид преступности следует рассматривать с точки зрения деятельности организованных преступных групп (сообществ), с четким распределением ролей каждого участника преступной группы.
До настоящего времени проблема не была предметом обсуждения всех заинтересованных государственных и правоохранительных органов города, в связи с чем борьба с нарушением законов в этой сфере велась разрозненно, отдельными государственными органами и отдельными службами правоохранительных органов с использованием малоэффективных форм и методов.
Прокуратура города приняла ряд мер, направленных на усиление взаимодействия правоохранительных и государственных органов в сфере борьбы с незаконным отчуждением частной жилой площади. Так, с учетом особой важности данного направления работы в прокуратуре города создана постоянно действующая рабочая группа. На ее заседаниях был обсужден вопрос внесения дополнений в ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в части закрепления возможности и сроков приостановления государственным регистратором действий по регистрации сделок с недвижимостью в случае расследования по уголовному делу или проведения правоохранительными органами проверок по этим фактам. Результаты обсуждения с проектом дополнений в Закон направлены в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
В июле 2007 г. была организована телефонная "горячая линия" по этой проблеме. По всем поступившим от граждан обращениям проведены соответствующие проверки. Кроме того, полученная информация направлена в правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности.
26 декабря 2007 г. в прокуратуре города проведено межведомственное совещание руководителей правоохранительных и государственных органов Санкт-Петербурга, на котором принято решение о выделении на базе УБОП при ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области самостоятельного направления работы по линии борьбы с незаконным отчуждением частной жилой площади.
Во исполнение постановления указанного совещания в рамках проведенных заседаний межведомственной рабочей группы прокуратурой города разработан проект совместных указаний для правоохранительных и контролирующих органов по алгоритму действий всех ведомств по предупреждению и пресечению незаконного отчуждения жилья граждан и снятия их с регистрационного учета по месту жительства. Указаниями в первую очередь в целях предупреждения и своевременного выявления незаконных действий с недвижимостью определен четкий алгоритм действий органов, участвующих в процессах регистрации объектов недвижимости, постановки и снятия с учета граждан по месту жительства и проведения проверок.
В разработанных указаниях определены категории социально незащищенных граждан - это одинокие престарелые лица, инвалиды, получившие жилье сироты, лица, страдающие видимыми психическими заболеваниями, алкоголизмом. Определены основные способы совершения преступлений в сфере незаконного отчуждения частной жилой площади: снятие с регистрации проживающих в отчуждаемой квартире лиц, заключение и регистрация договора ренты; внесение изменений в договор социального найма; сделки с жильем без вести пропавших лиц.
Кроме того, дано определение подозрительным сделкам с недвижимостью. К ним отнесли те, которые содержат элементы вышеуказанных способов совершения преступлений, которые совершаются с участием перечисленных социально незащищенных категорий граждан и вызывают у государственного регистратора сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Эти определения и алгоритм действий государственных органов, закрепленный в разработанных прокуратурой города совместных указаниях, позволяют незамедлительно реагировать на все возможные факты незаконных действий по отчуждению частной жилой площади граждан. Так, информация о рассматриваемых фактах будет незамедлительно поступать из контролирующих органов (УФРС, УФМС) для организации проверки в ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Прокуратурой города ход проверки будет браться на контроль и, в случае вынесения по материалу проверки решения об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно осуществляться проверка законности и обоснованности принятого по нему процессуального решения. Одновременно информация об указанных фактах будет направляться прокуратурой города в УБОП при ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление и пресечение деятельности организованных преступных групп, совершающих такие преступления.
Применение предложенного прокуратурой города и закрепленного в совместных указаниях механизма позволит если не победить преступность в этой области, то по крайней мере значительно затруднить осуществление этого преступного бизнеса, который уже не будет таким простым и доходным.
Автор: Гуришев А.