Передача жилых помещений по договорам может регулироваться не только Жилищным, но и Гражданским кодексом РФ (например, главами 35, 36 ГК РФ), но вопросы пользования жильем в этих случаях не могут быть решены без учета норм Жилищного кодекса о назначении жилого помещения, недопустимости нарушения прав и законных интересов других граждан и пр. Поэтому важно определить отношения между собственником жилого помещения и другими гражданами, проживающими в принадлежащем ему жилье, а это зависит от оснований возникновения права пользования жилым помещением у граждан-несобственников.
КОГО СЧИТАТЬ СЕМЬЕЙ?
К членам семьи собственника жилого помещения относятся его супруг, дети, родители при условии совместного проживания (ст. 31 Жилищного кодекса РФ). Таких лиц часто называют бесспорными членами семьи. Супругами с точки зрения семейного права могут быть только лица, состоящие в зарегистрированном браке или в приравненном к таковому. Семейный кодекс не обязывает супругов проживать совместно, но с позиции жилищных отношений приобретение права на жилую площадь супруга возникает лишь с момента вселения в жилое помещение. Что касается детей, то к их числу ЖК РФ относит общих детей супругов и ребенка собственника от другого брака. Для отнесения данной категории лиц к членам семьи собственника необходимо, чтобы факт их родства был удостоверен в установленном законом порядке (гл. 10 Семейного кодекса РФ). Детьми собственника жилого помещения являются также несовершеннолетние усыновленные (удочеренные) им лица (гл. 19 СК РФ).
Кроме того, право на жилое помещение собственника имеют его мать и отец, а также его усыновители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если в этом качестве они вселены собственником в жилое помещение. При этом не имеет значения, ведут они совместное хозяйство с собственником или нет. Степень родства законодатель не определил, достаточно доказать, что лицо состоит в родственных отношениях с собственником. Иждивенцы могут быть признаны членами семьи, если они нетрудоспособны по возрасту или по состоянию здоровья.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и иные лица, но это допускается лишь в порядке исключения. Как и ЖК РСФСР, ЖК РФ не содержит перечня случаев признания членом семьи собственника иных лиц, не называет и признаков, позволяющих выявить таких лиц. Следовательно, ответ на вопрос зависит только от судебной практики. Это могут быть, в частности, дети другого супруга, родители (родитель) другого супруга, фактический супруг, т.е. иные лица могут иметь семейно-правовые связи с собственником, а могут и не иметь (например, фактический супруг). Признание фактического супруга членом семьи собственника, имеющим право на жилое помещение, возможно только в жилищных отношениях с точки зрения жилищного права, так как субъектом семейного права такое лицо не является.
Факт вселения в жилое помещение обычно подтверждается регистрацией в нем. При ее отсутствии проживание в жилом помещении может быть подтверждено как свидетельскими показаниями, так и документом, доказывающим факт признания лица членом семьи.
В литературе уже обращалось внимание на трудности, с которыми сопряжено доказывание намерений собственника при вселении граждан в свое жилое помещение, и на необходимость определения условий и порядка такого вселения (Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения // Жилищное право. 2005. N 7. С. 21 - 29; Чефранова Е.А. Права супругов на жилые помещения // Законы России. Опыт, анализ, практика. 2006. N 9; Гришаев С.П. Право пользования жилым помещением членами семьи собственника // Жилищное право. 2006. N 6. С. 29 - 31).
Видимо, для того чтобы названные лица могли быть признаны членами семьи собственника, им необходимо заключить письменное соглашение с собственником. Это устранило бы неопределенность в их правовом положении и упростило бы доказывание характера вселения, так как только собственник может принимать решение, у кого, кроме его супруга, детей и родителей, возникает право пользования принадлежащим ему жилым помещением.
МОЖЕТ ЛИ РЕБЕНОК СТАТЬ БЫВШИМ?
Жилищные права членов семьи собственника заключаются в возможности использовать жилое помещение для своего проживания. Такое право возникает вследствие семейных отношений (наряду с другими фактами) и заканчивается с их прекращением. Бывший член семьи собственника может быть выселен из занимаемого жилого помещения без предоставления другой жилой площади (ч. 4 ст. 31; ч. 1 ст. 35 ЖК).
При этом из содержания ч. 4 ст. 31 ЖК можно сделать вывод, что к бывшим членам семьи собственника относятся не только супруги, расторгнувшие брак, но и другие лица, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства. А это могут быть родители, дети, нетрудоспособные супруги (ст. ст. 80 - 120 СК РФ). Поэтому к бывшим членам семьи с точки зрения жилищного права судебная практика относит не только лиц, расторгнувших брак с собственником жилого помещения, но при определенных условиях - детей и родителей, которые с точки зрения семейного права не могут стать бывшими. В частности, речь идет о случаях, когда после расторжения брака родители ребенка стали проживать раздельно, а ребенок - с тем из родителей, который в собственности жилья не имеет. По мнению Верховного Суда Российской Федерации (в настоящее время измененному), если ребенок по соглашению родителей остается проживать с тем из них, у которого в собственности жилья не имеется, он становится бывшим членом семьи собственника жилого помещения и подлежит выселению вместе с бывшим супругом на основании и в порядке, которые предусмотрены ч. 4 ст. 31 ЖК (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда. 2006. N 3. С. 25). Мнение Верховного Суда базировалось на ч. 1 ст. 31 ЖК и п. 3 ст. 65 СК РФ.
Впоследствии Верховный Суд изменил свою позицию, изложив прямо противоположное мнение по данному вопросу: в силу требований Семейного кодекса, касающихся обязанностей родителей в отношении своих детей, право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребенком и после расторжения брака (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2007 г.). Но поскольку законодательного обоснования такого сохранения жилья за несовершеннолетними в СК РФ все-таки нет, на рассмотрение в Госдуму были внесены поправки в Семейный кодекс, предлагающие обязать родителей при разводе обеспечивать детей жильем. Это должна быть благоустроенная квартира площадью не ниже социальной нормы. Располагаться жилье должно в том же районе, где дети жили раньше. Как будет осуществляться исполнение этих требований с учетом ограничения, содержащегося в законопроекте (расходы родителя вместе с алиментами не могут превышать половину его доходов), не совсем ясно, если исходить из среднего размера заработной платы в России (17,5 тыс. руб.) и цен на жилье.
В мае 2007 года Госдума приняла в первом чтении поправки в ЖК РФ (так и не ставшие законом), суть которых заключалась в том, что после развода родителей несовершеннолетние дети сохраняют свое право на жилье родителя-собственника. Законодатель также оговорил право матери потребовать совместного проживания с малолетним ребенком, который нуждается в ее уходе.
ПУСТИТЕ ПОЖИТЬ...
Но эти поправки не меняют сути вопроса. При принятии Жилищного кодекса проблема состояла в том, чтобы учесть интересы не только членов семьи, но и прежде всего собственника, так как нормы ЖК РСФСР и ст. 292 ГК РФ (в редакции до 30.12.2004) существенно ограничивали права собственника в распоряжении жилым помещением. Новая редакция ст. 292 Гражданского кодекса РФ и ЖК РФ учла интересы собственника, но положение членов семьи, в том числе бывших, заметно ухудшилось.
В то же время их права имеют определенную защиту. Может быть, вместо того, чтобы вносить изменения в ст. 31 ЖК и дополнять Семейный кодекс, стоит использовать те возможности, которые есть в действующем законодательстве? (Отметим, кстати, что Семейный кодекс дает возможность супругам заключить брачный договор, урегулировав свои имущественные права и обязанности, в том числе и в отношении будущих детей.)
Норма ч. 4 ст. 31 ЖК диспозитивна - собственник может не возражать против того, чтобы в принадлежащем ему жилом помещении проживал бывший член семьи. Между ними может быть заключено соглашение, где оговаривается срок такого проживания, условия проживания и др.
Закон предусматривает и другую возможность. Если бывший член семьи собственника не способен обеспечить себя жильем, суд может установить определенный срок, в течение которого бывший член семьи собственника вправе пользоваться жилым помещением. При этом суд должен учитывать его имущественное положение, отсутствие у него другого жилья и прочие заслуживающие внимания обстоятельства.
Так, кассационная инстанция, отменяя решение городского суда о выселении ответчиков (бывших членов семьи), указала, что суд не принял во внимание ч. 4 ст. 31 ЖК, в частности ряд немаловажных факторов, не позволяющих ответчикам обеспечить себя иным жилым помещением: "с учетом всех конкретных обстоятельств судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение, предоставив ответчикам право пользования спорным помещением до 1 января 2010 г." (Определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 06.07.2006 N 33-8097).
Если между собственником жилого помещения и бывшими членами его семьи имеются алиментные обязательства, суд вправе принудить собственника жилого помещения обеспечить бывших членов семьи, в пользу которых он исполняет алиментные обязательства, иным жилым помещением по их требованию. Это может быть жилье, переданное как по договору на срок, так и в собственность, и в пользование.
Вопрос об определении срока, на который жилое помещение может быть сохранено за бывшим членом семьи собственника, по мнению Верховного Суда, решается в пределах иска о прекращении права пользования жилым помещением, поскольку требования о прекращении и сохранении такого права связаны между собой и возникают из одних правоотношений (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ. Бюллетень Верховного Суда 2006. N 5. С. 27). Следовательно, в данном случае предъявления встречного иска не требуется, а просьба ответчика о предоставлении ему жилого помещения по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 31 ЖК, может быть выражена в возражениях на иск. По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, право пользования жилым помещением у бывшего члена семьи собственника прекращается, если в соглашении между собственником и бывшим членом семьи не оговорено иное. Это право у бывшего члена семьи собственника может прекратиться и раньше, если отпали обстоятельства, которые были учтены судом при установлении срока пользования (например, бывший член семьи купил себе другое жилье, переехал на другое постоянное место жительства).
ЖИВИТЕ БЕССРОЧНО!
Пользование жилым помещением может прекратиться также до истечения установленного судом срока в связи с переходом права собственности на жилое помещение к другому лицу, так как правомочие пользования жилым помещением для бывших членов семьи (как и для членов семьи) связано с наличием у лица статуса собственника. Согласно ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса..." действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК о несохранении права пользования жилым помещением при прекращении семейных отношений с собственником жилья не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим (если иное не установлено законом или договором).
Речь идет о лицах, которые по каким-либо причинам отказались участвовать в приватизации занимаемого жилого помещения, но дали на нее согласие. Следовательно, у этих лиц сохраняется право бессрочного пользования жилым помещением, которое они имели по договору социального найма.
Как считает Верховный Суд, право пользования жилым помещением лица, давшего согласие на приватизацию, будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу, поскольку иное толкование нарушило бы положение ст. 40 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен (Бюллетень Верховного Суда. 2006. N 5. С. 27). И уже более определенная позиция по этому же вопросу (о применении ст. 19 ФЗ N 189-ФЗ) сформулирована в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2008 г.: "Право пользования жилым помещением сохраняется за бывшим членом семьи собственника и при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу".
Читайте еще по данной теме:
Автор: С. Куцина