В силу своей профессиональной деятельности мне приходилось сталкиваться со случаями, когда на просьбы граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ) право на получение жилья вне очереди, органы местного самоуправления отвечали отказом, ссылаясь на то, что предоставлением жилья заявителям будут нарушены права иных граждан, которые также обладают аналогичной льготой, поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма (далее - список внеочередников), ранее заявителей, но до настоящего времени не обеспечены жилыми помещениями.
Поскольку в ЖК РФ отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено вне очереди, оно будет выделяться с установленной очередностью по списку внеочередников, который формируется и ведется органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ.
В некоторых случаях суды общей юрисдикции при рассмотрении исков граждан о предоставлении жилья вне очереди, несмотря на имеющееся у граждан право на получение жилья вне очереди, отказывали гражданам в удовлетворении их требований. Так, решением Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2007 г., оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 7 февраля 2008 г., гражданке К., страдающей тяжелой формой хронического заболевания, которая дает право на внеочередное получение жилого помещения, было отказано в удовлетворении иска о предоставлении жилья вне очереди.
В решении суд первой инстанции указал следующее:
"Несмотря на то что истица К. имеет право на получение жилого помещения вне очереди, суд при разрешении данного спора учитывает наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором К. состоит под номером 275. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истице К., то суд приходит к выводу о том, что предоставление жилья семье истицы должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней".
В связи с изложенным возникают интересные вопросы: предполагает ли внеочередное предоставление жилья включение гражданина в какую-либо очередь и должно ли жилье внеочередникам предоставляться в порядке очередности по списку внеочередников (исходя из времени включения их в данный список)?
Постараемся ответить на эти вопросы.
ЖК РФ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЬЯ ВНЕ ОЧЕРЕДИ
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Как известно, из общего правила есть исключение. И это исключение установлено ч. 2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
- Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
- Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых не возможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 (далее - Перечень N 378).
ЖК РФ, закрепив за гражданами, указанными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан. Полагаю, что отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, указанным в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников), так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.
В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. в порядке очередности лиц равной категории. Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не свидетельствует о том, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.
Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок определен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2), а внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди.
Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя в силе решение Самарского областного суда от 12 октября 2007 г., которым признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД "О жилище", предусматривавший, что граждане, имеющие в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, указала, что установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства <2>.
--------------------------------
<2> Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. N 46-Г07-33.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЬЯ ВНЕ ОЧЕРЕДИ
"В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет" <3>.
--------------------------------
<3> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2. С. 36.
Изложенная позиция также отражена в Определении Верховного Суда РФ от 30 сентября 2008 года N 85-В08-3, которым были отменены вышеназванные решение Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2007 г. и Определение Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 7 февраля 2008 г.
В отношении детей-сирот Верховный Суд РФ отметил следующее:
"Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчиков при рассмотрении дел о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе" <4>.
--------------------------------
<4> Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 10. С. 21.
Итак, с учетом изложенного, считаю, что можно следующим образом ответить на вопросы, поставленные выше: внеочередное предоставление жилья не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь; жилье гражданам, которые в соответствии с ЖК РФ имеют право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данных граждан в орган местного самоуправления с целью реализации имеющегося у них субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.
Читайте еще по данной теме:
• Сняли с очереди на квартиру. Что делать?
Автор: Гурченков С.А.
Просьба продолжить тему внеочередников.
Жилищный Департамент издевается над тяжелобольными инвалидами Москвы, применяя разные технологии. Проиграв суды, имитирует исполнение Решения суда предложением жилья то по социальному найму, то по договору мены с изъятием собственности лица, обеспеченного по норме предоставления и не желающего отдавать свою собственность. Департамент упорно не желает предоставить жильё по пункту 2) части 1 ст. 22 Закона № 29 "Об обеспечении...", а по пункту 1) нет согласия собственника.
В результате,Департамент после отказа от предложенных 3 нигде не заявленных квартир исключил из списка получения 2011г., пообещал внеочереднику в конце 2012 года предложить ещё 2 варианта, после отказа снять с учёта.
На мой взгляд правило 5 смотровых на внеочередников не распространяется.
Буду благодарна за совет.
Формально у Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы нет оснований для снятия внеочередника с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в этой ситуации. Поэтому, если распоряжение о снятии с учета всё же будет вынесено, вы можете его обжаловать в суде, как необоснованное (не основанное на нормах действующего московского законодательства). Но в этом случае решение районного суда предугадать будет невозможно. Поскольку в отношении внеочередников в г.Москве просто не существует правовых норм, указывающих на то, как решать с ними вопросы предоставления смотровых при неоднократных отказах внеочередников от ранее предложенных им вариантов улучшения жилищных условий, то районный судья может пойти по пути наименьшего сопротивления, и просто применить по аналогии норму права о пяти смотровых талонах, которая формально предусмотрена только в отнощении очередников, а вовсе не в отношении внеочередников.
Благодарю за ответ. Однако Вы не обратили внимание на существенные нарушения:
1. Департамент упорно не желает предоставить жильё по пункту 2) части 1 ст. 22 Закона № 29 "Об обеспечении...", а по пункту 1) нет согласия собственника.
Если собственник обеспечен по норме предоставления и желает сняться с учёта (т.е. соблюдены условия статьи), тогда кто решает по какому п.1 или 2 предлагается жильё?
В том-то и суть нарушения: вопреки волеизъявлениям, Решению суда,статье 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», статье 17 Закона Москвы № 29 "Об обеспечении...", судебной практике (см. Определение СК ВС РФ от 30 сентября 2008 г. N 85 - В08 - 3) жильё предоставляется не Заявителю-Истцу-Взыскателю в моём лице, а его семье, о которой нигде не упоминалось.
2. В последнем абзаце Вашей замечательной статьи однозначно указано:
"внеочередное предоставление жилья не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь;".
А меня исключили из одного Списка очередников 2011 года и включили в другой Список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после авполнения программы обеспечения на 2012 год.
Программы, списки, очереди - разве это для внеочередников? Теория Вашей статьи, столкнувшись с практикой, посылает меня в суд, из которого я 4 года не вылезаю. А Департамент продолжит не исполнять любое следующее Решение, как не исполняет свои же НПА.
Благодарю за ответ. Однако Вы не обратили внимание на существенные нарушения:
1. Департамент упорно не желает предоставить жильё по пункту 2) части 1 ст. 22 Закона № 29 "Об обеспечении...", а по пункту 1) нет согласия собственника.
Если собственник обеспечен по норме предоставления и желает сняться с учёта (т.е. соблюдены условия статьи), тогда кто решает по какому п.1 или 2 предлагается жильё?
В том-то и суть нарушения: вопреки волеизъявлениям, Решению суда,статье 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», статье 17 Закона Москвы № 29 "Об обеспечении...", судебной практике (см. Определение СК ВС РФ от 30 сентября 2008 г. N 85 - В08 - 3) жильё предоставляется не Заявителю-Истцу-Взыскателю в моём лице, а его семье, о которой нигде не упоминалось.
2. В последнем абзаце Вашей замечательной статьи однозначно указано:
"внеочередное предоставление жилья не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь;".
А меня исключили из одного Списка очередников 2011 года и включили в другой Список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы обеспечения на 2012 год.
Программы, списки, очереди - разве это для внеочередников? Теория Вашей статьи, столкнувшись с практикой, посылает меня в суд, из которого я 4 года не вылезаю. А Департамент этого и хочет. Он продолжит не исполнять любое следующее Решение, как не исполняет свои же НПА.
3. Извините, уточняю почему речь зашла о 5 смотровых. Дело в том , что все смотровые присланы на 2-комнатные квартиры, когда во всех моих обращениях речь шла об однокомнатной на меня одну.
Дочь обеспечена по норме предоставления и не желает отдавать свою собственность.
Значит в этой тупиковой ситуации через год нам снова пришлют 2-комнатные квартиры, чтобы мы отказались.
Почему ДЖП действует в рамках 1999 года, когда дочь была (ребёнком) поставлена на учёт со мной?
А если она пропишет супруга и тройню детей, ДЖП будет предоставлять жильё носителю федеральной льготы, т.е. мне одной. Такие ситуации мне известны.
Здравствуйте, уважаемые юристы.
Довожу до сведения, что согласно вышеизложенному:
"В том-то и суть нарушения: вопреки волеизъявлениям, Решению суда,статье 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», статье 17 Закона Москвы № 29 "Об обеспечении...", судебной практике (см. Определение СК ВС РФ от 30 сентября 2008 г. N 85 - В08 - 3) жильё предоставляется не Заявителю-Истцу-Взыскателю в моём лице, а его семье, о которой нигде не упоминалось". а точнее статьям 17, 28.2 и 31 ФЗ от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» имею право выбрать ст. 28.2, по которой жильё должно предоставляться только инвалиду или семье детей - инвалидов. Возможно ли Ваше сотрудничество?
Мы оказываем консультационные услуги на сайте и в офисе нашей фирмы и представляем интересы наших клиентов в судах.
Здравствуйте, уважаемые юристы. Просьба обратить внимание на дополнительные данные по этому делу.
Первый смотровой ДЖП прислал по договору социального найма с изъятием собственности дочери, где я проживаю как отказавшаяся от приватизации в её пользу. После моих намёков на мошенничество (дают в аренду на время, а изымают навсегда) смотровые приходят по договору мены с изъятием собственности дочери, которая не желает её отдавать. Однако я не имею долю в её собственности, тогда что мне обменивать? Своё пожизненное право на проживание? По этому эпизоду у Вас имеется судебная практика?
Указанное вами требование ДЖП и ЖФ г.Москвы является незаконным, поскольку речь идет об улучшении Ваших жилищных условий, а не об улучшении жилищных условий собственника квартиры (Вашей дочери). Однако это дело не типичное, и судебной практики по таким делам очень мало. Поэтому гарантировать успех по такому делу невозможно.
Благодарю за ответ. Уважаемые юристы КМ, если требование ДЖП и ЖФ г.Москвы является незаконным, то по каким основаниям суд станет на их сторону?
Моя совершеннолетняя дочь, собственница коммунальной комнаты, где я проживаю как отказавшаяся от приватизации в её пользу, намерена выписаться из этой комнаты в сторону Франции.
Решит ли это нашу проблему, смотровые пришлют мне одной?
Подскажите, кто должен быть ответчиком по иску об обязании предоставить жилье вне очереди? В одном из решений МГС указано, что ДЖП и ЖФ не является надлежащим ответчиком (дело № 33-30701 от 30.09.2010 года). Указано, что эти вопросы решает Префектура. Кто сегодня будет надлежащим ответчиком в исковом производстве?
Как лучше работать в суде, заявлять иск об обязании, либо обжаловать отказ в предоставлении внеочередного жилья в порядке гл. 25 ГПК? Спасибо.
Иногда (особенно это стало актуально после внесенных в ГПК РФ изменений, вступивших в силу с 01 января 2012 года) судьи не указывают в своих решениях правовые основания, по которым они отказали истцу в удовлетворении иска против ДЖП и ЖФ г.Москвы. Такие судебные решения можно отменять через суд апелляционной инстанции, как необоснованные.
С 2011 года вопросами о предоставлении жилья ведает ДЖП и ЖФ г.Москвы, а не Префектура округа. В иске нужно будет указать и требование о признании неправомерным отказа в предоставлении жилья вне очереди, и требование об обязании предоставить новое жилье по норме предоставления вне очереди.
Здравствуйте. Я бывшая воспитаница детского дома. Мне 26, и я бы хотела узнать, стою ли я на очереди по получению жилья! Своего не имею.
Ведением жилищного учета занимаются жилищные отделы при местных администрациях. Вам нужно подать заявление о местную администрацию по месту, где вы сейчас зарегистрированы, и попросить предоставить вам информацию о вашем нахождении на жилищном учете. Из местной администрации вам должны будут письменно ответить на ваш запрос в течение 30 дней с даты его подачи. Так вы сможете узнать, стоите вы на жилищном учете или нет.
Здравствуйте! Помогите понять. Зарегистрированы в комнате 15,6 кв.м в 4-х комнатной коммунальной квартире: мать и отчим (в разводе с 2011 г.), дочь и малолетний ребёнок (почти два годика). Стоим на очереди, как малоимущая семья, с 2010 г. У отчима имеется 2 группа инвалидности по психическому заболеванию, которое подходит под перечень Минздрава РФ для внеочередного получения жилья. Департамент жилья в 2014 году предлагал нам вариант трёхкомнатной квартиры в Некрасовке. Мы, конечно же, отказались. Жить опять в одной квартире с психически больным просто страшно... Я и так с маленьким ребёнком и мужем вынуждена скитаться по съемным общежитиям и коммуналкам, т.к. просто невыносимо жить в одной комнате с таким человеком. У мужа тоже жилищные условия почти такие же, как у меня... На сегодняшний день ДЖиЖП расформировали, и все перешло в руководство ДГИ г.Москвы. От них получаем только одни отписки, что ждите своей очереди, перед вами 73000 семей. Вопрос такой: никак не пойму, что же все-таки нам положено, какое это жилье - либо только отчиму однокомнатную квартиру, либо на нас на всех однушка и двушку, либо трёшку? А может ничего не положено, может и правда ждать 20 лет? Или же есть какие-то другие варианты? И как добиться справедливости?
В данном случае следует различать очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, и очередников, стоящих в общей очереди на предоставление жилья.
Ваш отчим имеет право на внеочередное предоставление жилья. Соответственно, либо он сам (если он не лишен дееспособности), либо его опекун (если отчим был лишен дееспособности) имеет право подать в суд иск против Департамента городского имущества Москвы об обязании предоставить жилье в виде однокомнатной квартиры в порядке внеочередного улучшения жилищных условий. Положительная практика по такой категории дел уже сложилась.
После того, как отчиму будет предоставлена отдельная однокомнатная квартира, если на остальных членов вашей семьи будет приходиться менее 18 кв.м общей площади на человека, вы сможете дождаться своей очереди и получить новое жилье отдельно от отчима, по норме предоставления, установленной ст.20 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года.
Добрый вечер, Уважаемые юристы КМ!!! Я уже писала Вам волнующий меня вопрос от 24.11.2015 г. И получила от вас очень подробный ответ!!!!! Спасибо огромное!!!! Я хотела бы ещё уточнить один вопрос. Выше у вас опубликована статья от 28.05.2009 г. Скажите, пожалуйста, насколько эта статья актуальна на текущий год, можно ли из статьи воспользоваться вердиктом Верховного суда РФ о внеочередниках?????? Завтра у нас приём у заместителя руководителя ДГИ, хочется отстоять свою правду!!!!!! Спасибо вам огромное за ответ!!!!!!!!!!!
Указанная в статье судебная практика актуальна в настоящий момент. Более того, по состоянию на данный момент появилось много аналогичных по своему смыслу постановлений Верховного Суда РФ. Однако Департамент городского имущества города Москвы не признает право на улучшение жилищных условий вне очереди во внесудебном порядке. Поэтому 99 процентам внеочередников приходится доказывать своё право на незамедлительное улучшение своих жилищных условий в судебном порядке.
Здравствуйте, уважаемые юристы! Простите, что опять обращаюсь к вам с вопросами. Из ваших развёрнутых ответов я поняла, что нам нужно обращаться в суд. Я все-таки наберусь наглости и спрошу вас ещё раз! ДГИ упорно настаивает на том, что нашей семье вместе с психически больным предлагается только вариант трёхкомнатной квартиры, ссылаясь на то, что у него в этой трешке будет отдельно-изолированное помещение. Что даже если мы все не являемся одной семьёй, на нас заведено одно учетное дело и у нас один финансово-лицевой счёт, то мы все равно одна семья, а значит, вам только трешка положена и все. Как нам было сказано на приеме у зам. руководителя ДГИ, вы государству, в плане расселения, невыгодны, т.к. у вас всего одна комната в коммуналке. И у государства на данный момент нет ресурсов, чтобы выделять вашей семье двушку и однушку, либо только однушку психбольному, а вас дальше оставлять в коммуналке на очереди. Подскажите, пожалуйста, действительно ли у нас вариант расселения только в трёхкомнатную квартиру? И если обращаться в суд, нужно будет составить правильное и грамотное исковое заявление? Возможно ли это сделать через Вас, и какова вероятность выигрыша этого дела? Спасибо вам огромное ещё раз за ответ и извините, за моё недопонимание и назойливость.
Департамент городского имущества г.Москвы, как и его предшественник – Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы – за последние восемь лет не предоставлял отдельное жилье тяжелобольным очередникам во внесудебном порядке. Однако сложилась положительная судебная практика, которая позволят гражданам добиваться раздельного предоставления жилья в указанном случае. При возникновении необходимости, наши юристы могут составить вам соответствующее исковое заявление в суд. О вероятности выигрыша такого дела в суде можно будет судить лишь после ознакомления с имеющимися у вас по делу документами.