г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Законодательство Российской Федерации не связывает реализацию гражданином права на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах РФ с наличием у него регистрации по месту жительства. Однако на практике россияне сталкиваются с множеством сложностей при реализации собственных прав...

Сам по себе отказ в постановке на регистрационный учет по месту жительства/пребывания не является нарушением субъективного права гражданина на выбор места жительства/пребывания, поскольку регистрационный учет, представляющий собой административный акт, носящий уведомительный характер, не порождает прав и не устанавливает обязанности. Более того, положения ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.93 N 5242-1 содержат запрет на любые ограничения в реализации гражданином принадлежащих ему конституционных и других прав и свобод ввиду отсутствия регистрации по месту жительства.

Также было бы необоснованным констатировать, что отказ в совершении регистрационных действий ограничивает права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах РФ, поскольку не препятствует проживанию в самовольно возведенных строениях и не создает иных изъятий из их правового статуса.

Однако, несмотря на это:

  • плановая первичная медико-санитарная помощь оказывается населению, прикрепленному к медицинскому учреждению муниципальной системы здравоохранения по месту жительства, соответственно, при обращении за медицинской помощью требуется документ, подтверждающий место жительства гражданина;
  • значительная часть кредитов предоставляется по месту регистрации заемщиков и при обязательном наличии регистрации по месту жительства/пребывания;
  • решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина при наличии регистрации по месту жительства/пребывания;
  • для обеспечения гарантии бесплатного начального и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях необходима регистрация по месту жительства/пребывания;
  • сдать квалификационные экзамены, получить водительское удостоверение или осуществить другие действия и формальности в РЭО ГИБДД без наличия регистрации по месту жительства практически невозможно.

А ЧТО В ТЕОРИИ?

Согласно ст. 3 Закона от 25.06.93 N 5242-1 граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Данный регистрационный учет введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация по месту жительства является обязанностью гражданина, и, более того, проживание/пребывание без регистрации по месту жительства/пребывания может влечь наступление административной ответственности, предусмотренной ст. 19.15 КоАП РФ.

Важно заметить, что в правильности, законности, обоснованности и своевременности регистрационного учета граждан РФ заинтересовано прежде всего государство, поскольку это как раз и служит соблюдению условий, решению задач, достижению целей, в связи с которыми введен регистрационный учет граждан.

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

Жилым помещением в силу ст. ст. 15, 17 ЖК РФ, п. 4 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47) признается изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом, предназначенным и пригодным для постоянного проживания, то есть данное помещение должно быть юридически признано жилым уполномоченным на то органом (межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях) при условии его соответствия градостроительным, строительным, санитарным, техническим и иным требованиям СП, СНиП.

Закон РФ от 25.06.93 N 5242-1 определяет местом жительства жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Тот же Закон устанавливает, что документами, служащими основанием для вселения гражданина в жилое помещение и его регистрации по месту жительства, выступают ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, иной документ или его надлежаще заверенная копия.

Отказ должностных лиц, ответственных за регистрацию, зарегистрировать граждан РФ по месту жительства обусловливается тем, что, не будучи принятой в эксплуатацию в закрепленном законом порядке, самовольная постройка (неплановая) по закону не считается жилым помещением, в отношении которого разделом III Правил регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713) введен порядок постановки граждан РФ на регистрационный учет, и до установления законного режима помещения и придания ему правового юридического статуса как жилого оно в соответствии со ст. 222 ГК РФ подлежит сносу.

В сферу применения этой процедуры, как следует из вышеприведенных норм права, входит регистрация только в тех жилых помещениях, которые принадлежат гражданам РФ на оговоренных законом основаниях (на праве собственности, по договорам найма (поднайма), социального найма и т.п.), в связи с чем п. 16 Правил предписывает гражданину представить вместе с заявлением установленной формы документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).

Отсутствие документов, подтверждающих законность возведения и придание в установленном законом порядке статуса жилого помещения строению, его неплановый характер не дают оснований для совершения органами регистрационного учета граждан требуемых последними действий, поскольку во внимание должны приниматься исключительно нормы действующего законодательства и принятых на его основе подзаконных актов.

Федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, то есть предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.

РЕГИСТРАЦИЯ КАК НАКАЗАНИЕ

Выявляя конституционно-правовой смысл института регистрации граждан РФ по месту жительства, КС РФ в Постановлении от 02.02.98 N 4-П пришел к выводу, что регистрация не может использоваться для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждения и выступать в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав. У института регистрации имеется специальная цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Закон РФ от 25.06.93 N 5242-1 не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено (хотя КС РФ не считает право на свободу выбора места жительства абсолютным, реализация которого может нарушить охраняемые законом права и интересы других лиц).

Следовательно, не исключается возможность постоянного проживания в таких самовольно возведенных домах и допустимость их правовой трансформации в жилые дома в контексте ст. ст. 15 - 17 ЖК РФ, в которых граждане РФ могут быть зарегистрированы по месту жительства практически безусловно, соблюдая только предварительные условия, предопределяющие регистрацию по месту жительства/пребывания, а именно законность вселения в жилое помещение.

Правоприменительные же органы признают возможность регистрации только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях, хотя самовольная постройка также может являться жилым домом (ст. 222 ГК РФ).

Как указал КС РФ в своем Постановлении от 14.04.2008 N 7-П, тот факт, что ЖК РФ прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".

Из вышесказанного следует, что постоянное проживание в жилых домах, возведенных самовольно, находящихся во владении граждан, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, законом не запрещено, то есть однозначно не исключено.

В силу п. 5 Постановления КС РФ от 14.04.2008 N 7-П до принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК РФ).

Таким образом, осуществление постановки граждан РФ на регистрационный учет по месту жительства в самовольно возведенных домах, находящихся на землях населенных пунктов, факт пригодности для постоянного проживания в которых и права пользования которыми за гражданами признаны судами, однозначно не исключено и возможно.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: С. Останин

0

Оставить комментарий