Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, предусматривая, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, закреплены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 14.
Критерии нуждаемости, установленные названной статьей ЖК РФ, применяются при предоставлении гражданам жилого помещения не только по договору социального найма, но и в других случаях, например на основании пункта 6 ст. 13, пункта 7 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <2> или пункта 3 ст. 1, ст. 6 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" <3>. Так, последствия аварии, произошедшей на производственном объединении "Маяк", затронули несколько районов Курганской, Свердловской и Челябинской областей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. N 1005 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" <4> определен перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, жители которых были эвакуированы (отселены) в 1949 - 1962 годах и к которым отнесен ряд населенных пунктов Далматовского района Курганской области. Соответственно, для данного района актуальным является обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично). Таким гражданам за счет средств федерального бюджета предоставляется социальная выплата на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" <5>.
--------------------------------
<2> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.
<3> СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 585.
<4> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 42. Ст. 4002.
<5> СЗ РФ. 2006. N 13. Ст. 1405.
В правоприменительной практике органов государственной власти, местного самоуправления и судов общей юрисдикции при определении уровня жилищной обеспеченности для оценки нуждаемости конкретного гражданина в жилье возникают некоторые вопросы, обусловленные совместным проживанием с ним иных лиц. В таких случаях важно прежде всего установить их семейный статус, поскольку в силу части 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как следует из части 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Однозначно следует считать членами семьи и тех лиц, которые были признаны таковыми судом, что вытекает из принципа обязательности судебных постановлений по гражданскому делу (ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) <6>, ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <7>).
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
<7> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
Например, решением Далматовского районного суда Курганской области от 8 ноября 2016 г. по делу N 2-605/2016 <8>, оставленным без изменения Апелляционным определением Курганского областного суда от 26 января 2017 г. (в апелляционной инстанции дело N 33-315/2017) <9>, истцу П. было отказано в признании его нуждающимся в жилом помещении по мотиву утраты основания, дающего право на получение жилья по договору социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилых помещений на одного члена семьи выше учетной нормы. Судом было учтено, что проживавшему вместе с ним внуку, ранее признанному членом семьи истца, решением Далматовского районного суда Курганской области от 8 августа 2013 г. (дело N 2-466/2013) <10>, принадлежит право долевой собственности на другое жилое помещение.
--------------------------------
<8> //dalmatovsky.krg.sudrf.ru
<9> //oblsud.krg.sudrf.ru
<10> //dalmatovsky.krg.sudrf.ru
Казалось бы, ситуация, при которой лицо, претендующее на признание его нуждающимся в жилом помещении, проживает совместно с собственником жилого помещения, являясь его ближайшим родственником - супругом, ребенком либо родителем, является вполне однозначной и отвечает буквальному толкованию части 1 ст. 31 ЖК РФ.
Однако складывающаяся практика Верховного Суда Российской Федерации показывает, что для целей признания лица членом семьи собственника (и, соответственно, оценки его нуждаемости в жилье) требование о совместном проживании с ним не является безусловным. Так, в ряде судебных актов за 2015 - 2017 годы <11> высшим судом обращено внимание на следующее.
--------------------------------
<11> См., например: Определения Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2015 г. N 9-КГ15-7, от 22 августа 2016 г. N 45-КГ16-12, от 9 февраля 2017 г. N 210-КГ16-26.
Согласно части 2 ст. 31 ЖК РФ, вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 14) <12> разъяснено, что судам следует разрешать вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения с учетом положений части 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
--------------------------------
<12> Бюллетень ВС РФ. 2009. N 9.
Однако приведенное разъяснение дано применительно к ситуации, когда у собственника есть единственное жилое помещение. В случае же, когда одному лицу на праве собственности принадлежат несколько жилых помещений, в одном из которых проживает претендент на признание его нуждающимся в жилом помещении, могут возникать вопросы.
Гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и он может проживать в любом из них, а не только в том, в котором проживают члены его семьи или вселенные им в качестве членов семьи другие лица. Факт проживания собственника жилого помещения отдельно от таких лиц не свидетельствует о прекращении между ними семейных отношений и не прекращает их право пользования занимаемым жилым помещением в соответствии с частью 2 ст. 31 ЖК РФ. Следовательно, если претендент на признание его нуждающимся в жилом помещении вселен в жилое помещение как член семьи и проживает в нем без заключения с его собственником, проживающим в другом принадлежащем ему жилье, какого-либо соглашения, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, то при оценке жилищной обеспеченности претендента учитывается соответствующая его доле в праве пользования часть общей площади занимаемого жилого помещения и иных принадлежащих вселившему его гражданину жилых помещений.
Изложенная позиция находит отражение в судебных актах, принятых по спорам, связанным с признанием граждан нуждающимися в жилом помещении <13>.
--------------------------------
<13> См., например: Апелляционные определения Самарского областного суда от 29 ноября 2016 г. по делу N 33-15688/2016 // //oblsud.sam.sudrf.ru/; Курганского областного суда от 17 мая 2016 г. по делу N 33-1618/2016 // //oblsud.krg.sudrf.ru.
Вместе с тем в практике встречаются и случаи, когда Верховный Суд Российской Федерации расценивал отдельное проживание супруга лица, претендующего на признание нуждающимся в жилом помещении, в принадлежащем ему на праве собственности жилье как отсутствие между этим супругом и членами семьи другого супруга (претендента на признание нуждающимся в жилом помещении) отношений, предусмотренных частью 2 ст. 31 ЖК РФ <14>.
--------------------------------
<14> См., например: Определения Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2012 г. N 5-В12-5, от 11 января 2012 г. N 5-В11-96.
При рассмотрении исков о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях следует выяснять содержание воли членов семьи по вопросу вселения других лиц в принадлежащее им на праве собственности или занимаемое ими жилое помещение.
Например, решением Далматовского районного суда Курганской области от 5 апреля 2017 г. по делу N 2-156/2017 <15>, оставленным без изменения Апелляционным определением Курганского областного суда от 20 июня 2017 г. (в апелляционной инстанции дело N 33-2013/2017) <16>, удовлетворен иск гражданина П. к администрации г. Далматово о признании незаконным постановления о снятии его с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужил факт заключения истцом брака с проживавшей вместе с ним в одном жилом помещении Ш., в связи с чем для оценки его жилищной обеспеченности стала учитываться общая площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности самому истцу, его супруге и не состоящим с истцом в родстве сыну и внучке Ш. от предыдущего брака. Судом было установлено, что сын и внучка Ш. old.kmcon.ru не являлись членами семьи истца и не стали ими после заключения брака между П. и Ш., так как проживали от них отдельно и не выражали волю на вселение П. в качестве члена своей семьи в принадлежащее им жилое помещение, совместное хозяйство с истцом не вели, в судебном порядке этих лиц членами своей семьи П. не признавал. По этой причине суд при определении нуждаемости П. в улучшении жилищных условий исключил из расчета его жилищной обеспеченности общую площадь жилых помещений, принадлежащих на праве долевой собственности сыну и внучке Ш.
--------------------------------
<15> //dalmatovsky.krg.sudrf.ru
<16> //oblsud.krg.sudrf.ru
При разрешении данного дела судом были учтены разъяснения п. 11 для целей признания лица членом семьи Постановления N 14 о том, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники, независимо от степени родства, и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях - иные граждане, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи, или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).
После установления семейного статуса лиц, проживающих совместно с лицом, претендующим на отнесение его к категории нуждающихся в жилых помещениях, следует произвести расчет его обеспеченности общей площадью жилого помещения. В судебной практике высказывалась точка зрения, что если доля в праве собственности на жилое помещение, в котором проживает такое лицо, принадлежит гражданину, не являющемуся членом его семьи, то при оценке жилищной нуждаемости претендента следует учитывать всю общую площадь жилого помещения в случае отсутствия соглашения между долевыми сособственниками жилого помещения о порядке пользования им, выделении долей в натуре, разделе общего совместного имущества участников общей долевой собственности <17>. Однако мы скорее склонны согласиться с позицией Верховного Суда Российской Федерации <18>, поддерживаемой нижестоящими судами <19>, о том, что в рассматриваемой ситуации нет оснований соотносить суммарный размер общей площади жилого помещения с количеством всех зарегистрированных по адресу данного жилого помещения лиц для оценки их жилищной обеспеченности, поскольку это нарушает закрепленные в ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <20> права долевого собственника, не являющегося членом семьи претендента.
--------------------------------
<17> См., например: Определение Кемеровского областного суда от 21 декабря 2011 г. по делу N 33-14222; Кассационное определение Калининградского областного суда от 18 января 2012 г. по делу N 33-145/2012 // //oblsud.kln.sudrf.ru.
<18> См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2014 г. N 18-КГ4-122.
<19> См., например: Кассационное определение Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2011 г. по делу N 33-9314.
<20> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Также следует обратить внимание на ситуацию, когда гражданин, претендующий на признание его нуждающимся в жилом помещении, отчуждает имевшееся у него в собственности жилое помещение (долю в праве собственности на него) с сохранением права проживать в указанном жилом помещении и дальнейшим фактическим проживанием в нем.
В случае выявления факта совершения такой сделки суды, рассматривающие спор о правах граждан на улучшение жилищных условий, как правило, суммарно учитывают общую площадь (часть общей площади, соответствующую размеру доли в праве собственности) жилого помещения, выступавшего предметом сделки с отчуждением недвижимости при определении нуждаемости бывшего собственника в жилье <21>.
--------------------------------
<21> См., например: Апелляционные определения Свердловского областного суда от 5 июня 2015 г. по делу N 33-7779/2015 // //oblsud.svd.sudrf.ru; Владимирского областного суда от 20 февраля 2014 г. по делу N 33-566/2014 // //oblsud.wld.sudrf.ru; Курганского областного суда от 13 декабря 2016 г. по делу N 33-4312/2016 // //oblsud.krg.sudrf.ru.
Если имеются данные, позволяющие расценивать указанные действия как недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), то, с учетом их длящегося характера при бессрочном сохранении бывшим собственником права проживания в отчужденном им жилом помещении, представляется правильным, чтобы в силу ст. 10 ГК РФ не применялся пятилетний срок, по истечении которого допускается принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, намеренно совершившего действия, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилом помещении (ст. 53 ЖК РФ).
Задача обеспечения граждан жилыми помещениями не утрачивает своей актуальности, поэтому проблемы института предоставления жилья требуют внимания и понимания. Их разрешение имеет важное практическое значение, тем более что неоднозначное и противоречивое толкование положений ЖК РФ в правоприменительной практике может привести к нарушению жилищных прав лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Читайте ещё по этой теме:
- Особенности предоставления жилых помещений по договору социального найма
- Право на получение жилья вне очереди
Автор: С.В. Бузаев