Содержание исполнительных документов строго определено нормативными актами, однако на практике их оформление часто не соответствует закону. Особенно это касается исполнительных документов, выдаваемых органами, которым предоставлено право административного взыскания. Изо дня в день судебные приставы-исполнители вынуждены возвращать постановления о взыскании административных штрафов для их надлежащего оформления.
Сведения, которые указываются в исполнительном документе, важны для судебного пристава-исполнителя, так как в них содержится первоначальная информация о деле. Наиболее важна информация о должнике, потому что исходя из сведений, указанных в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель должен точно идентифицировать личность лица, обязанного к уплате штрафа.
К примеру, на исполнении у судебного пристава-исполнителя находился исполнительный лист в отношении гражданки Н. Судебным приставом-исполнителем было обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счете в банке. После списания денежных средств в службу судебных приставов поступило заявление о том, что деньги списаны со счета третьего лица. Было установлено, что у должника и третьего лица совпали фамилия, имя, отчество и полная дата рождения. Таким образом, в исполнительном документе необходимо указывать все необходимые реквизиты, предусмотренные законом.
СОДЕРЖАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА
При поступлении исполнительного документа на исполнение судебный пристав-исполнитель обязан проверить его на соответствие действующему. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе должны быть указаны:
- наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;
- дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;
- дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;
- наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;
- резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;
- дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;
- дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.
Применительно к постановлениям об административных правонарушениях необходимо отметить, что они должны также соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, а именно в них должны быть указаны:
- должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
- дата и место рассмотрения дела;
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
- статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение данного административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
- мотивированное решение по делу;
- срок и порядок обжалования постановления.
Таким образом, постановление об административном правонарушении должно соответствовать требованиям и ст. 8 Закона, и ст. 29.10 КоАП РФ. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью органа или лица, его выдавшего. В силу ст. 29.10 КоАП РФ в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, т.е. банковские реквизиты.
СРОКИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
В соответствии со ст. 14 Закона постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены на исполнение в течение трех месяцев со дня их вынесения. Указанный срок прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению, а также частичным исполнением исполнительного документа должником. Некоторые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, направляют в службу судебных приставов постановления для исполнения за пределами трехмесячного срока, ссылаясь на то, что КоАП РФ определен срок предъявления постановления на исполнение, равный одному году.
Вопрос о сроке предъявления постановления об административных правонарушениях был разрешен в Обзоре судебной практики ВС РФ от 29.11.2006, в котором указано, что ст. 31.9 КоАП РФ установлен срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, который равен одному году. Срок предъявления постановления на исполнение определен ст. 14 Закона и равен трем месяцам.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА
В случае если исполнительный документ не соответствует требованиям, указанным в законе, или если срок предъявления его к исполнению истек, судебный пристав-исполнитель возвращает его в орган, выдавший исполнительный документ (п. 1 ст. 10 Закона).
При этом в постановлении о возвращении исполнительного документа судебным приставом-исполнителем указывается срок, в течение которого орган, выдавший исполнительный документ, может устранить допущенные недостатки. Следует учесть, что если данные исправления будут произведены в указанный срок, то документ будет считаться принятым в день его первоначального предъявления на исполнение. Это правило актуально в ситуации, когда истекает срок предъявления исполнительного документа на исполнение, потому как нарушение срока, установленного судебным приставом-исполнителем, не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа на исполнение после устранения недостатков.
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ
В то же время в соответствии со ст. 31.8 КоАП РФ органам, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, подведомственны вопросы отсрочки, рассрочки, приостановления и прекращения исполнения постановления. Исходя же из норм ст. 24 Закона, приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом.
В первом случае речь идет о прекращении или приостановлении исполнения постановления, во втором - исполнительного производства. На практике после вступления в силу КоАП РФ все вопросы прекращения и приостановления исполнения постановления, а также исполнительного производства разрешаются органом, выдавшим исполнительный документ.
ПРИЧИНЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
Как показывает практика, наиболее частыми причинами, по которым постановления об административных правонарушениях возвращаются судебным приставом-исполнителем до возбуждения исполнительного производства, являются:
- отсутствие даты вступления в силу акта, подлежащего исполнению;
- отсутствие банковских реквизитов для перечисления;
- отсутствие номера дела;
- пропуск срока предъявления постановления на исполнение.
Другой причиной, по которой судебный пристав-исполнитель вынужден возвращать постановления о взыскании административных штрафов, выступает их заполнение неразборчивым почерком. Зачастую орган, выдавший постановление об административном наказании, не отслеживает уплату штрафа должником, так как на момент предъявления его к исполнению оказывается, что штраф оплачен. Связано это в основном с тем, что должники, оплачивая штраф, в нарушение ст. 32.2 КоАП РФ не направляют в орган, вынесший постановление, копию документа, свидетельствующего о его уплате.
При взыскании штрафов служба судебных приставов сталкивается со следующей проблемой - выносящие постановления органы указывают в них адреса должников, по которым те не проживают. Бывают случаи, когда в постановлении указывают должником умершего гражданина. Самым ярким примером из своей практики считаю постановление, выданное в отношении умершего должника, который, будучи покойным на момент его вынесения, расписался в нем о том, что с ним ознакомлен. Кстати, в отношении умерших граждан выносят и судебные приказы. Например, после смерти гражданина в отношении его мировым судьей был выдан судебный приказ. Позже судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство, мировым судом была произведена замена должника на его правопреемника. Однако определение мирового суда о замене должника было отменено в надзорном порядке Президиумом ВС Республики Карелия, так как, по сути, гражданин не обладал на момент вынесения судебного приказа гражданской процессуальной правоспособностью, был лишен возможности представления возражений, а судебный приказ не вступил в законную силу.
Читайте ещё по этой теме:
Автор: Ермолинская Т.