г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Оформление исполнительных документов

Содержание исполнительных документов строго определено нормативными актами, однако на практике их оформление часто не соответствует закону. Особенно это касается исполнительных документов, выдаваемых органами, которым предоставлено право административного взыскания. Изо дня в день судебные приставы-исполнители вынуждены возвращать постановления о взыскании административных штрафов для их надлежащего оформления.

Сведения, которые указываются в исполнительном документе, важны для судебного пристава-исполнителя, так как в них содержится первоначальная информация о деле. Наиболее важна информация о должнике, потому что исходя из сведений, указанных в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель должен точно идентифицировать личность лица, обязанного к уплате штрафа.

К примеру, на исполнении у судебного пристава-исполнителя находился исполнительный лист в отношении гражданки Н. Судебным приставом-исполнителем было обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счете в банке. После списания денежных средств в службу судебных приставов поступило заявление о том, что деньги списаны со счета третьего лица. Было установлено, что у должника и третьего лица совпали фамилия, имя, отчество и полная дата рождения. Таким образом, в исполнительном документе необходимо указывать все необходимые реквизиты, предусмотренные законом.

СОДЕРЖАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА

При поступлении исполнительного документа на исполнение судебный пристав-исполнитель обязан проверить его на соответствие действующему. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе должны быть указаны:

  • наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;
  • дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;
  • дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;
  • наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;
  • резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;
  • дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;
  • дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

Применительно к постановлениям об административных правонарушениях необходимо отметить, что они должны также соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, а именно в них должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение данного административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

Таким образом, постановление об административном правонарушении должно соответствовать требованиям и ст. 8 Закона, и ст. 29.10 КоАП РФ. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью органа или лица, его выдавшего. В силу ст. 29.10 КоАП РФ в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, т.е. банковские реквизиты.

СРОКИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ

В соответствии со ст. 14 Закона постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены на исполнение в течение трех месяцев со дня их вынесения. Указанный срок прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению, а также частичным исполнением исполнительного документа должником. Некоторые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, направляют в службу судебных приставов постановления для исполнения за пределами трехмесячного срока, ссылаясь на то, что КоАП РФ определен срок предъявления постановления на исполнение, равный одному году.

Вопрос о сроке предъявления постановления об административных правонарушениях был разрешен в Обзоре судебной практики ВС РФ от 29.11.2006, в котором указано, что ст. 31.9 КоАП РФ установлен срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, который равен одному году. Срок предъявления постановления на исполнение определен ст. 14 Закона и равен трем месяцам.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА

В случае если исполнительный документ не соответствует требованиям, указанным в законе, или если срок предъявления его к исполнению истек, судебный пристав-исполнитель возвращает его в орган, выдавший исполнительный документ (п. 1 ст. 10 Закона).

При этом в постановлении о возвращении исполнительного документа судебным приставом-исполнителем указывается срок, в течение которого орган, выдавший исполнительный документ, может устранить допущенные недостатки. Следует учесть, что если данные исправления будут произведены в указанный срок, то документ будет считаться принятым в день его первоначального предъявления на исполнение. Это правило актуально в ситуации, когда истекает срок предъявления исполнительного документа на исполнение, потому как нарушение срока, установленного судебным приставом-исполнителем, не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа на исполнение после устранения недостатков.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ

В то же время в соответствии со ст. 31.8 КоАП РФ органам, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, подведомственны вопросы отсрочки, рассрочки, приостановления и прекращения исполнения постановления. Исходя же из норм ст. 24 Закона, приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом.

В первом случае речь идет о прекращении или приостановлении исполнения постановления, во втором - исполнительного производства. На практике после вступления в силу КоАП РФ все вопросы прекращения и приостановления исполнения постановления, а также исполнительного производства разрешаются органом, выдавшим исполнительный документ.

ПРИЧИНЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

Как показывает практика, наиболее частыми причинами, по которым постановления об административных правонарушениях возвращаются судебным приставом-исполнителем до возбуждения исполнительного производства, являются:

  • отсутствие даты вступления в силу акта, подлежащего исполнению;
  • отсутствие банковских реквизитов для перечисления;
  • отсутствие номера дела;
  • пропуск срока предъявления постановления на исполнение.

Другой причиной, по которой судебный пристав-исполнитель вынужден возвращать постановления о взыскании административных штрафов, выступает их заполнение неразборчивым почерком. Зачастую орган, выдавший постановление об административном наказании, не отслеживает уплату штрафа должником, так как на момент предъявления его к исполнению оказывается, что штраф оплачен. Связано это в основном с тем, что должники, оплачивая штраф, в нарушение ст. 32.2 КоАП РФ не направляют в орган, вынесший постановление, копию документа, свидетельствующего о его уплате.

При взыскании штрафов служба судебных приставов сталкивается со следующей проблемой - выносящие постановления органы указывают в них адреса должников, по которым те не проживают. Бывают случаи, когда в постановлении указывают должником умершего гражданина. Самым ярким примером из своей практики считаю постановление, выданное в отношении умершего должника, который, будучи покойным на момент его вынесения, расписался в нем о том, что с ним ознакомлен. Кстати, в отношении умерших граждан выносят и судебные приказы. Например, после смерти гражданина в отношении его мировым судьей был выдан судебный приказ. Позже судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство, мировым судом была произведена замена должника на его правопреемника. Однако определение мирового суда о замене должника было отменено в надзорном порядке Президиумом ВС Республики Карелия, так как, по сути, гражданин не обладал на момент вынесения судебного приказа гражданской процессуальной правоспособностью, был лишен возможности представления возражений, а судебный приказ не вступил в законную силу.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: Ермолинская Т.

0

Оставить комментарий