г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Психологические аспекты защиты прав в суде

Далекий от юриспруденции человек, столкнувшись с правовым (гражданско-правовым, уголовно-правовым) процессом (судопроизводством), может испытать и, с вероятностью, будет испытывать ряд психологических трудностей, связанных со спецификой правовой деятельности. Мы кратко рассмотрим три наиболее типичных психологических аспекта, которые необходимо учитывать участникам судебного разбирательства.

Во-первых, психологическая готовность отстаивать свои требования и психологическая готовность к принимаемым в ходе процесса решениям. Процесс с психологической точки зрения - это форма конфликтного взаимодействия. К участию в этого рода конфликтной ситуации тяжущийся должен быть психологически готов. Он должен быть готов проявить способность аргументированно защищать свои права и законные интересы.

Согласно законодательству судебные решения, облеченные в процессуальную форму, - определения, постановления - должны быть законными и обоснованными. К сожалению, в судебной практике могут иметь место противоречащие установленным требованиям решения. Такие решения тяжущийся также должен быть психологически готов своевременно и в установленном порядке обжаловать. Для этого необходимы знания основных положений законов по решаемым в суде спорным вопросам и помощь сведущих лиц - iurisprudentes (знатоков права), юристов. Ни у кого из участвующих в процессе лиц не должно быть иллюзии, что успешное участие в процессе возможно без квалифицированной юридической помощи.

Второй психологический аспект - особенности профессионального общения в ходе судебного разбирательства. В рамках судебного процесса общение юриста представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности. Начало, ход, развитие коммуникативных форм, процедур поведения юриста определяются правовыми процессуальными нормами, предписывающими обязательное соблюдение установленных законодателем формул общения, процессуальный порядок речевого взаимодействия сторон. Не имеющий достаточного опыта человек, как правило, самостоятельно не способен учитывать данные особенности профессиональной коммуникации.

Так, в ходе судебного процесса по иску о взыскании алиментов ответчик А. на первом заседании устно заявил о необходимости решения вопроса о том, с кем из родителей должны проживать несовершеннолетние дети. Мировой судья К. пояснил, что данный вопрос не входит в его компетенцию, и порекомендовал обратиться с иском в вышестоящий суд, но процесс о взыскании алиментов продолжил. На втором заседании ответчик А., стремясь первоначально решить вопрос о проживании несовершеннолетних детей, подал иск "Об определении, с кем из родителей должны проживать несовершеннолетние дети". Мировой судья К. принял постановление об отказе в иске, так как он не связан с рассматриваемым делом. Только на третьем заседании, где ответчик подал иск "Об определении взаимной обязанности содержания общих несовершеннолетних детей с учетом решения спора о том, с кем из родителей должны проживать дети" мировой судья принял решение о передаче дела для дальнейшего рассмотрения в вышестоящую судебную инстанцию.

Данный пример демонстрирует то, как аналогичное, по сути, требование, но выраженное в разных формах коммуникации, отклоняется или принимается судом. Практическая помощь участникам судебного разбирательства по учету данного аспекта видится более эффективной в рамках юридической консультации.

Третий психологический аспект, на котором хотелось бы остановиться, - это проблема соответствия норм закона нормам нравственности. Тяжущийся должен быть осведомлен и психологически готов к тому, что мораль и право - это два разных социальных регулятора. Они схожи (оба нацелены на регулирование поведения людей и т.д.), но не тождественны. Не любая и всякая моральная (нравственная) норма является одновременно и правовой нормой. Более того, некоторые правовые нормы могут субъективно восприниматься кем-то из участников процесса как безнравственные. Так, например, множество критических замечаний в последнее время прозвучало по поводу практики применения ст. 31 Жилищного кодекса РФ, которая регулирует права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.

Таким образом, участник судебного разбирательства должен быть психологически готов к отстаиванию своих требований по поводу принимаемых судебных решений, обладать способностями по учету особенностей профессионального общения в ходе судебного разбирательства, сознавать, что нормы права и закона не тождественны, понимать, что успешное участие в современном процессе невозможно без квалифицированной юридической помощи.

Автор: Георгадзе М.С.

0

Оставить комментарий