23 мая был принят во втором чтении законопроект N 528836-5 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства" (далее - законопроект). Законопроект предполагает существенно расширить сферу применения упрощенного производства (далее также - упрощенный порядок), что, по мнению авторов законопроекта, позволит снизить нагрузку на арбитражных судей.
Напомним, что в настоящее время в Арбитражном процессуальном кодексе РФ закреплены три категории дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства:
- дела с небольшими суммами исковых требований (до 20 тыс. руб. по требованиям к юрлицам и до 2 тыс. руб. по требованиям к индивидуальным предпринимателям);
- дела по оплате задолженности, связанной с эксплуатацией помещений, которые используются в предпринимательских целях (арендная плата, оплата электроэнергии и т.д.);
- дела, по которым ответчик признает имущественные обязательства, но не исполняет их.
Также Арбитражный процессуальный кодекс РФ позволяет суду рассмотреть в упрощенном порядке любое дело, если требования истца носят бесспорный характер или признаются ответчиком либо иск заявлен на незначительную сумму (ст. 226 АПК РФ). В данном случае с предложением о рассмотрении дела в упрощенном порядке может выступить как арбитражный суд (требуется согласие обеих сторон), так и истец, подав соответствующее ходатайство (достаточно отсутствия возражений со стороны ответчика).
КАТЕГОРИИ ДЕЛ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БУДУТ РАССМАТРИВАТЬСЯ В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ
Согласно законопроекту дела, перечисленные в новой редакции гл. 29 АПК РФ, в установленных случаях предлагается рассматривать в упрощенном порядке независимо от согласия сторон. В иных ситуациях переход к упрощенному производству будет возможен по обоюдному согласию сторон.
Дела, которые авторы законопроекта предлагают рассматривать в порядке упрощенного производства независимо от согласия сторон, будут подразделяться на две группы. В одну войдут дела с определенным характером требований без учета суммы этих требований. В другую - дела, для которых помимо характера требований также будет определена и максимальная сумма требований.
1. К первой группе будут отнесены дела по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору.
Таким образом, две из трех категорий дел, содержащихся в действующей редакции ст. 227 АПК РФ, будут рассматриваться в порядке упрощенного производства без согласия участников процесса и вне зависимости от мнения суда. Отметим, однако, что совпадение категорий дел в действующей редакции ст. 227 АПК РФ и в редакции Законопроекта не совсем полное.
Так, в законопроекте говорится о "денежных обязательствах" ответчика и "задолженности" по договору как о предмете иска, в то время как в действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ указаны "имущественные требования" и "имущественные обязательства ответчика", а данные правовые категории не тождественны.
Кроме того, законопроектом, в отличие от действующей редакции ст. 227 АПК РФ, предполагается рассмотрение в упрощенном порядке не только споров, вытекающих из договоров по эксплуатации помещений, но и споров, связанных с взысканием задолженности по любым договорам.
Законопроект также предусматривает дополнительное установление еще одной категории дел, которые будут рассматриваться в упрощенном порядке независимо от цены иска, - это дела по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.
2. Вторая группа дел, которые будут рассматриваться в порядке упрощенного производства, определяется не только характером требований, но также и их максимальной суммой. К ней планируется отнести дела:
- по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает 300 тыс. руб. для юрлиц и 100 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей. Как уже говорилось, в действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ есть схожее условие для рассмотрения дел в порядке упрощенного производства, однако заявленная сумма значительно ниже: для юрлиц предельная сумма исковых требований установлена в 20 тыс. руб., а для индивидуальных предпринимателей - в 2 тыс. руб.;
- об оспаривании ненормативных правовых актов, если предметом спора является оспаривание таких актов (решений публичных органов), в которых содержится требование об уплате денежных средств (о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на имущество должника). Ненормативный акт (решение) должен оспариваться только в части требования об уплате денежных средств (о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на иное имущество заявителя), а оспариваемая заявителем сумма не должна превышать 100 тыс. руб.;
- об административных правонарушениях, если наказание установлено только в виде штрафа, размер которого не превышает 100 тыс. руб. Отметим, что к этой категории могут относиться дела и о привлечении к административной ответственности, и об оспаривании решений уполномоченных органов о привлечении к такой ответственности;
- о взыскании обязательных платежей и санкций, если их общая сумма, указанная в заявлении, не превышает 100 тыс. руб.
Кроме того, согласно законопроекту на стадии подготовки дела к судебному разбирательству стороны могут договориться о рассмотрении дела в упрощенном порядке, даже если оно не входит в категории вышеназванных дел. Для этого истец должен будет заявить ходатайство, а ответчик - представить согласие. Отметим, что суд в соответствии с законопроектом лишится возможности предложить сторонам рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
НОВЫЕ ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В ПОРЯДКЕ УПРОЩЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В законопроекте предлагается более подробное регулирование действий суда и участников процесса в случае рассмотрения дела в упрощенном порядке.
Важнейшим элементом рассмотрения дел в порядке упрощенного производства будет информационный обмен между участниками процесса, который будет вестись через официальный сайт арбитражного суда. Отличием упрощенного производства от обычного порядка рассмотрения дел будет то, что исковые и другие заявления, отзывы, доказательства и иные документы, полученные от участников, будут размещаться на официальном сайте арбитражного суда. Доступ к таким данным будет ограничен - только стороны будут знать сведения, необходимые для доступа к материалам дела в электронном виде.
Если дело рассматривается в упрощенном порядке по предписаниям закона (ч. 1 и 2 ст. 227 АПК РФ в редакции законопроекта), то арбитражный суд указывает об этом непосредственно в определении о принятии искового заявления (либо в определении о принятии заявления к производству) и начинает процедуру рассмотрения дела в упрощенном порядке. Если же процедура рассмотрения дела в упрощенном порядке проводится по ходатайству стороны, поданному на стадии подготовки к судебному разбирательству, и при одновременном согласии другой стороны, то суд выносит отдельное определение о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
Истцы и заявители будут вправе присылать в арбитражный суд исковое заявление или иные заявления о начале процесса и прилагающиеся к ним документы в электронном виде либо на бумажных носителях, о чем прямо указано в законопроекте.
Срок разбирательства при упрощенном производстве согласно законопроекту увеличивается до двух месяцев. Данный срок не подлежит продлению, за исключением случаев, если в процессе участвуют иностранные лица, которые проживают или постоянно находятся за пределами Российской Федерации. В такой ситуации срок может быть продлен по правилам ч. 3 ст. 253 АПК РФ.
Законопроектом предлагается установить сокращенные сроки для представления сторонами доказательств и подачи документов в обоснование своей позиции. Эти сроки устанавливает суд в определении о принятии искового заявления (определении о принятии заявления к производству либо определении о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства). Согласно законопроекту минимальный срок для подачи доказательств будет составлять 15 дней, а для подачи документов, обосновывающих позицию и объясняющих существо заявленных требований и возражений - 30 дней. Оба этих срока не могут превышать общего срока разбирательства дела в порядке упрощенного производства, то есть двух месяцев. Впоследствии стороны не вправе ссылаться в письменных объяснениях на доказательства, которые не были представлены в срок, установленный судом.
Предполагается также, что если какие-либо документы поступят в арбитражный суд по окончании установленного срока, то суд не будет их рассматривать и возвратит лицам, которые их подали, однако из этого правила есть исключение: документы будут приняты, если эти лица докажут, что не имели возможности представить документы в установленный срок по независящим от них причинам.
После истечения сроков подачи документов судья арбитражного суда рассмотрит дело без вызова сторон и без проведения предварительного судебного заседания. Рассматриваться будут только представленные сторонами документы (заявления, объяснения, возражения, доказательства). В ходе рассмотрения дела в упрощенном порядке не ведется протокол.
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПО ДЕЛУ, ПОРЯДОК И СРОКИ ЕГО ОБЖАЛОВАНИЯ
В соответствии с законопроектом решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Ко второму чтению в законопроект была добавлена норма, по которой суд апелляционной инстанции может приостановить исполнение судебных актов по ходатайству лиц, участвующих в деле, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения либо предоставил обеспечение в размере, равном оспариваемой сумме.
По делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, предусматривается сокращенный срок обжалования решения суда. Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Дополнительные доказательства апелляционный суд принимать не будет. Исключением станут случаи, если апелляционный суд будет рассматривать дело в качестве суда первой инстанции при наличии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ (рассмотрение дела в незаконном составе, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле и др.).
Отметим, что в ч. 4 ст. 270 АПК РФ указывается семь безусловных оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в том числе отсутствие в деле протокола. Между тем законопроектом устанавливается, что протокол при упрощенном порядке производства не ведется, и никаких изменений в положения ч. 4 ст. 270 АПК РФ в связи с этим не вносится. В подобной ситуации, вероятно, должна будет применяться специальная норма об упрощенном порядке производства по делу.
В настоящее время идет подготовка законопроекта к третьему чтению.
Документ:
Законопроект N 528836-5 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства".
Автор: И.В. Керенский