В конце 1990-х - начале 2000-х годов стал широко использоваться такой способ решения жилищной проблемы, как договор участия в долевом строительстве. Идея договора сводилась к тому, что дольщик финансировал застройщика на начальных этапах строительства, поэтому застройщику не приходилось брать на эти суммы кредиты в банке и платить на них проценты. За счет этого стоимость будущей квартиры на этапе котлована была намного ниже, чем стоимость готового жилья, однако и рисков для приобретателя было больше. Е.А. Суханов относится к идее заключения такого договора с изрядной долей скепсиса, утверждая, что застройщик торгует воздухом (см. [1, с. 20]). Без сомнения, пока дом не построен, купить квартиру в нем нельзя, поэтому предметом договора участия в долевом строительстве и выступает право требования дольщика к застройщику в строительстве и передаче квартиры.
Аналогичная модель договора существует в Германии. О германском опыте А.Р. Кирсанов пишет: "Застройщик получает право распоряжаться денежными средствами частями в соответствии с процессом строительства" [2].
Существует множество позиций по поводу того, к какому виду отнести договор участия в долевом строительстве. Сначала господствовала точка зрения о том, что он является разновидностью договора о совместной деятельности. Одни исследователи отмечали в нем черты подрядных отношений, другие рассматривали его как договор купли-продажи будущей вещи. Имеются и иные точки зрения. В настоящее время большинство исследователей считают договор участия в долевом строительстве самостоятельным видом договора.
Федеральный закон N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) был принят только в 2004 году, до этого договор участия в долевом строительстве законодателем не регламентировался, поэтому появилось много "обманутых дольщиков", которые внесли денежные средства, но не получили квартиры.
В соответствии со статьей 1 Закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан для строительства до 1 июля 2018 года допускалось только:
- на основании договора участия в долевом строительстве;
- посредством выпуска эмитентом, имеющим право на земельный участок и получившим разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
- жилищно-строительными кооперативами (далее также - ЖСК);
- жилищными накопительными кооперативами.
С 1 июля 2018 года привлечение денежных средств граждан для строительства посредством размещения жилищных сертификатов осталось возможным только для тех эмитентов, которые начали размещение жилищных сертификатов до 1 июля 2018 года.
С 1 июля 2018 года привлечение денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами осталось возможным только для кооперативов, созданных до 1 июля 2018 года. Исключение сделано для жилищно-строительных кооперативов, которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной или государственной собственности, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", или созданы в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Такие ЖСК могут привлекать денежные средства граждан для строительства, даже если они созданы после 1 июля 2018 года.
Наибольшее количество гарантий всегда имели граждане, использовавшие договор участия в долевом строительстве (подробнее см. [6]), поэтому при привлечении денежных средств граждан для строительства посредством использования жилищных сертификатов или создания жилищных кооперативов чаще происходил обман граждан, надеявшихся получить жилье. В связи с этим представляется оправданным постепенный отказ от таких способов привлечения денежных средств граждан для строительства, как размещение жилищных сертификатов и создание жилищных кооперативов без государственной поддержки. Между тем в некоторых случаях создание ЖСК может решить жилищную проблему граждан даже лучше, чем использование договора участия в долевом строительстве.
С 2011 года внедряется практика создания ЖСК при банкротстве застройщика по договорам участия в долевом строительстве. Статьей 201.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что в ходе процедур банкротства собрание участников строительства вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу. Хотя проблем у таких ЖСК достаточно, тем не менее их создают во многих регионах России (см., например, [7 - 9]).
В соответствии со статьей 16.5 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" единый институт развития осуществляет передачу земельных участков определенным видам жилищных кооперативов под строительство бесплатно, к которым относятся кооперативы, объединяющие государственных служащих, военных, педагогических, научных работников и иные льготные категории граждан. Во исполнение указанной статьи были изданы Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2012 года N 558 и от 9 февраля 2012 года N 108. Кроме того, на уровне различных министерств и ведомств принимаются приказы о формировании списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" (см., например, [12, 13]).
Представляется, что следует наделить правом вступать в такие кооперативы любых малоимущих нуждающихся граждан, иначе возникает дискриминация внутри одного и того же учреждения - административно-технический и обслуживающий персонал не может получить жилье через ЖСК.
И. Невинная отмечает: "Доля расходов на землю в себестоимости жилья составляет, по экспертным оценкам, 6 - 13 проц. для многоквартирных домов и от 25 проц. и выше - для "малоэтажки" (см. [14]). В связи с этим себестоимость жилья в таких ЖСК может снизиться по сравнению с рыночной стоимостью в среднем на 1/4. Это очень большая сумма для целевой категории граждан (в основном для бюджетников), на которых рассчитаны такого рода ЖСК, поэтому для них вступить в ЖСК будет выгоднее, чем заключить договор участия в долевом строительстве.
Согласно пункту 11 статьи 16.5 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" земельные участки единого института развития, предназначенные для размещения многоквартирных домов, передаются кооперативам в безвозмездное пользование на срок осуществления жилищного строительства. Между тем представляется, что участки могли бы передаваться и на более длительные сроки. Статья 16.5 была введена Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 244-ФЗ [15]. За прошедшее с тех пор время было принято огромное количество правовых актов во исполнение этой нормы.
По всей России создаются ЖСК на "бесплатной земле", некоторые из них даже уже закончили строительство и вселили своих членов в новостройки. Но количество таких ЖСК пока невелико, а их руководство сталкивается с массой трудностей. На слушаниях в Общественной палате Российской Федерации "Система поддержки развития жилищных некоммерческих объединений граждан по 161-ФЗ. Первые результаты, алгоритм реализации и проблемные вопросы", прошедших 31 мая 2018 года, отмечалось, что работа таких ЖСК проходит "в ручном режиме" (подробнее см. [16]). То есть вопросы приходится решать посредством обращения в вышестоящие органы.
При вступлении в жилищно-строительный кооператив каждый член вносит первую часть паевого взноса. Взамен внесенных денег член кооператива приобретает право на паенакопление. Однако если гражданин является малоимущим, то деньги даже на первую часть паевого взноса он не всегда может найти, поэтому ему приходится обращаться в банк для получения кредита. Но банки требуют какое-то обеспечение исполнения обязательства по возврату кредита. А таким гражданам иногда нечего предложить для обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита, взятого для выплаты первого паевого взноса, кроме самого права на паенакопление. Однако возможность залога права на паенакопление российским законодательством не предусмотрена, и редкий банк соглашается на такой способ обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита. Получается, что государственная поддержка отдельным категориям граждан, предусмотренная пунктом 4 статьи 16.5 Федерального закона N 161-ФЗ, предоставляется преимущественно лицам, у которых есть первоначальный капитал. Такое положение противоречит смыслу, изначально заложенному законодателем в указанной норме. Чтобы государственная поддержка отдельным категориям граждан, предусмотренная пунктом 4 статьи 16.5 Федерального закона N 161-ФЗ, стала реальной и для малообеспеченных групп населения, необходимо доктринально проработать и законодательно закрепить возможность залога права на паенакопление в ЖСК.
Пока же в выигрышной ситуации оказываются граждане, приобретающие квартиры по договору долевого участия в строительстве. Они могут получить кредит под залог строящейся квартиры, а члены ЖСК не могут.
Наибольшее количество гарантий при привлечении денежных средств граждан для строительства, как уже отмечалось, законодатель предусмотрел для договоров участия в долевом строительстве.
Федеральный закон N 214-ФЗ ввел обязательную государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве, постоянно ужесточаются требования к застройщикам. Совершенствуются и способы обеспечения исполнения обязательств застройщика перед дольщиком. В первоначальной редакции Закона N 214-ФЗ был предусмотрен в качестве обязательного только один такой способ - залог строящегося дома и прав на земельный участок, возникавший в силу закона с момента государственной регистрации договора участия в долевом строительстве.
Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 111-ФЗ [17] в качестве альтернативы залогу была предусмотрена возможность поручительства банка. При этом сохранялась норма о возникновении права залога в силу закона. Таким образом, право выбора между залогом и поручительством, хотя и декларировалось в Законе, но не могло быть реализовано из-за сохранения нормы об автоматическом возникновении права залога на дом и участок у дольщика с момента государственной регистрации договора участия в долевом строительстве.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 294-ФЗ [18] указанное противоречие было устранено. Этот Закон предусматривал, что обязательства застройщика должны быть обеспечены как минимум двумя способами. Теперь альтернативы первому способу (упомянутому залогу) не стало. Также законом предусматривалось, что исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства наряду с залогом должно было обеспечиваться по выбору застройщика одним из следующих способов: поручительство банка или страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору.
На практике использовалось в основном страхование. Однако к 2017 году стало ясно, что оно не является эффективным механизмом защиты прав участников долевого строительства. 14 июня 2017 года на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Н.Е. Стасишин констатировал: "По данным Центрального банка, действующая система страхования находится на пределе возможностей по объему принимаемых рисков. Накоплена огромная ответственность у страховых компаний и у общества взаимного страхования, 91 процент ответственности приходится на четыре страховые компании. Общий объем страховых премий, собранных страховщиками за этот период, составил порядка 27,5 миллиарда рублей. Несмотря на наличие страховых случаев по застройщикам, находящимся в процедуре банкротства, на сегодняшний день ни одной выплаты не произведено" (см. [19, с. 37]). В связи с этим Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ [20] была отменена обязанность застройщика получить поручительство банка либо застраховать свою гражданскую ответственность для застройщиков, оформивших договор с первым дольщиком после 20 октября 2017 года. Вместо этого были введены обязательные взносы в компенсационный фонд (публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"). Возможность страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по договору закон сохранил в качестве права, а не обязанности застройщика, помимо взносов в компенсационный фонд.
Первоначально Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ было предусмотрено, что обязанность застройщика вносить взносы в компенсационный фонд возникала, если договор участия в долевом строительстве с первым участником представлен на государственную регистрацию после 20 октября 2017 года (дата государственной регистрации Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства). Федеральный закон от 25 декабря 2018 года N 478-ФЗ [21] изменил это правило. С 25 декабря 2018 года возникает обязанность застройщиков уплачивать взносы в компенсационный фонд и в том случае, когда договор участия в долевом строительстве с первым участником был представлен на государственную регистрацию до 20 октября 2017 года. Соответственно, по договорам, по которым будут уплачиваться взносы в компенсационный фонд, отпадает обязанность застройщика получить поручительство банка либо застраховать свою гражданскую ответственность.
А.Р. Кирсанов предполагает, что "Компенсационный фонд будет защищать права дольщиков так же надежно, как защищает права вкладчиков Агентство по страхованию вкладов" (см. [6]).
В настоящее время компенсационный фонд уже активно работает. По состоянию на декабрь 2018 года с фондом работают 2 040 застройщиков, 161 310 договоров долевого участия зарегистрированы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, 647,488 миллиарда рублей - общая стоимость зарегистрированных квартир (9,8 миллиона квадратных метров), 7,733 миллиарда рублей находится на счете компенсационного фонда (см. [22]). В настоящее время разрабатывается законопроект, предусматривающий, что компенсационному фонду будут переданы все средства, собранные страховщиками с девелоперов в рамках страхования гражданской ответственности застройщика за время до учреждения фонда (см. [23]).
Однако на создании компенсационного фонда не прекратилось формирование механизмов защиты прав дольщиков. Следующим этапом стало утверждение Правительством Российской Федерации 21 декабря 2017 года "Плана мероприятий ("дорожной карты") по поэтапному замещению в течение трех лет средств граждан, привлекаемых для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, банковским кредитованием и иными формами финансирования, минимизирующими риск для граждан". План мероприятий по переходу к целевой модели финансирования жилищного строительства был в основном реализован Федеральным законом от 1 июля 2018 года N 175-ФЗ [24], которым первоначально было предусмотрено, что привлечение средств дольщиков по объектам недвижимости, не введенным в эксплуатацию, допустимо только с использованием счетов эскроу, если договор участия в долевом строительстве с первым дольщиком представлен на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года. Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 478-ФЗ это правило было изменено. Теперь по всем не введенным в эксплуатацию объектам новые договоры участия в долевом строительстве, представленные на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года, должны предусматривать использование счетов эскроу. Исключение составят строящиеся многоквартирные дома, которые будут соответствовать определенным критериям по степени готовности объекта и количеству заключенных договоров участия в долевом строительстве.
Методика определения соответствия многоквартирного дома таким критериям и перечень документов, необходимых для определения соответствия таких объектов этим критериям, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Заключение о степени готовности объекта будет выдавать региональный орган исполнительной власти, контролирующий долевое строительство.
В течение строительства застройщик не сможет воспользоваться деньгами со счета эскроу, но может получить кредит под строительство в том же банке, в котором будут открыты счета эскроу. Процент по этим кредитам будет более низким, чем обычно, поскольку застройщик привлекает в банк средства участников строительства на счета эскроу. Деньги дольщиков со счетов эскроу застройщик получит только после представления банку разрешения на ввод дома в эксплуатацию и регистрации права собственности в отношении одного объекта долевого строительства. При этом обязанность застройщика вносить взносы в компенсационный фонд отпадает. Кроме того, при использовании счетов эскроу утрачивается очень важный способ обеспечения исполнения обязательств застройщика, изначально предусмотренный в Законе N 214-ФЗ. Более 10 лет действовало правило, что с момента государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в силу закона возникал залог строящегося дома и прав на земельный участок. При использовании счета эскроу залог в силу закона на такие объекты возникать больше не будет, поскольку застройщику надо будет что-то предложить банку в качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита.
А.Р. Кирсанов комментирует правило об использовании счетов эскроу так: "Это требование основано на предположении о том, что банки являются более надежным партнером дольщика, чем девелоперские компании. В том, что это утверждение спорное, можно убедиться, обратившись к официальному сайту Агентства по страхованию вкладов" (см. [6]).
Законом N 175-ФЗ также предусмотрено, что в случае отзыва лицензии у банка, в котором размещен счет эскроу, возмещение по счету эскроу, открытому для расчетов по договору участия в долевом строительстве, выплачивается в размере 100 процентов от суммы, находящейся на указанном счете на момент наступления страхового случая, но не более 10 миллионов рублей. Таким образом, если "прогорит" банк, а не застройщик, а цена по договору долевого участия будет выше 10 миллионов рублей, то часть цены выше 10 миллионов рублей дольщик потеряет. Это особенно актуально для крупных городов, в которых цены на квартиры очень высокие.
С переходом на банковское финансирование вообще теряется смысл договора участия в долевом строительстве, который был в нем заложен изначально. Задумывалось, что дольщик финансирует строительство на его ранних этапах и за счет этого приобретает квартиру по более низкой цене, но в то же время берет на себя некоторые риски. При замещении финансирования строительства гражданами банковским финансированием риски перекладываются на банк, но стоимость жилья возрастает. Если банк будет финансово устойчивым, то стоимость жилья возрастет процентов на 15. А если у банка будет отозвана лицензия при цене квартиры выше 10 миллионов рублей, то стоимость жилья может возрасти даже в два раза.
Да, модель банковского финансирования более соответствует классическим схемам, принятым в мировой практике. Исключается "торговля воздухом", о которой говорил Е.А. Суханов. Но, возможно, проблема была не в этом.
Действительно, использовалось много схем в обход Закона N 214-ФЗ. В Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости [25] отмечены случаи подмены договора долевого участия:
- на договор купли-продажи жилого помещения в объекте строительства;
- на предварительный договор участия в долевом строительстве;
- на предварительный договор купли-продажи жилого помещения в объекте строительства;
- на договор займа;
- на договор простого товарищества;
- на выдачу векселя;
- на договор инвестирования строительства и другие случаи.
В Обзоре отмечается, что независимо от наименования заключенного сторонами договора судам следует учитывать существо сделки и фактически сложившиеся отношения сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, то к сделке применяются положения Закона N 214-ФЗ, а сделка, совершенная сторонами, признается притворной.
Застройщики не имели права оформлять отношения по привлечению денежных средств граждан для строительства с помощью иных договорных конструкций, например совместной деятельности, подряда, только когда дольщиком являлся гражданин. В связи с тем что Закон не содержал подобного ограничения в отношении юридических лиц, получалось, что юридические лица, участвуя в долевом строительстве, могли заключать не только договоры участия в долевом строительстве, но и любые иные договоры, предусмотренные российским законодательством.
Поскольку злоупотребления со стороны застройщиков случались часто, стали применяться обходные схемы с целью привлечения физических лиц в долевое строительство с помощью косвенных договоров, минуя требования Закона N 214-ФЗ. Застройщик мог заключить с юридическим лицом - участником долевого строительства любой договор, в том числе смешанный, воспользовавшись принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ). В результате уступки право требования переходило к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (ст. 384 ГК РФ). Гражданин в результате подобной уступки права становился стороной первоначального договора между застройщиком и уступившим кредитором (юридическим лицом). И в этом случае Закон N 214-ФЗ не осуществлял защиту интересов граждан - участников долевого строительства.
Однако в пункте 1 "Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 июля 2017 года, такой "косвенный" договор был квалифицирован как договор участия в долевом строительстве.
Суды вносят свой вклад в то, чтобы застройщики не могли использовать схемы в обход Закона N 214-ФЗ. С каждым годом увеличивается количество требований к застройщикам с тем, чтобы повышалась правовая защищенность дольщиков. Все меньше отмечается случаев злоупотреблений застройщиков. Возможно, и без перехода на банковское финансирование удалось бы решить проблемы обманутых дольщиков. Несмотря на то что работа компенсационного фонда только началась, в нем уже накоплены немалые средства, и если бы фонд продолжал оставаться одним из основных способов защиты прав дольщиков, то он смог бы эффективно решать их проблемы.
Таким образом, создание жилищно-строительного кооператива и заключение договора участия в долевом строительстве помогают реализовать право на жилище гражданам, которые не могут претендовать на социальное жилье. Такие способы реализации права на жилище выгодны государству, поскольку не предполагают затрат с его стороны. Жилищно-строительные кооперативы, объединяющие поддерживаемые государством категории граждан, получают землю под строительство бесплатно. Кроме того, ЖСК могут достроить дом при банкротстве застройщика. Но в то же время у членов ЖСК значительно меньше прав, чем у участников долевого строительства. В частности, к ним не применяется Закон о защите прав потребителей, не установлены способы обеспечения исполнения обязательств кооператива перед пайщиками, пока невозможен кредит под залог права на паенакопление.
Публичная власть стремится свести к минимуму риски граждан, заключающих договор участия в долевом строительстве. Защита прав дольщиков была введена Законом N 214-ФЗ. Сначала Закон предусматривал государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве и залог прав на дом и земельный участок в качестве основных мер защиты прав дольщиков. Затем в 2012 году была введена обязанность застройщика либо получить поручительство банка, либо застраховать свою гражданскую ответственность. В 2017 году эта обязанность была заменена для застройщика необходимостью вносить взносы в компенсационный фонд. И, наконец, в 2019 году планируется отменить все ранее использовавшиеся способы обеспечения исполнения обязательств застройщика и перейти на банковское финансирование строительства, что, с одной стороны, способствует минимизации рисков дольщиков, но, с другой стороны, повлечет увеличение цен на строящееся жилье.
Представляется, что причины появления обманутых дольщиков кроются в том, что недобросовестные застройщики использовали схемы в обход Закона N 214-ФЗ. В данном случае банковское финансирование может не столько защитить интересы дольщиков, сколько замедлить темпы строительства в стране. При корректном функционировании компенсационного фонда вполне можно обойтись и без перехода на банковское финансирование строительства.
Литература и информационные источники
1. Участие в долевом строительстве: неразрешенные проблемы // Закон. 2017. N 4. С. 20 - 31.
2. Кирсанов А.Р. Перспективы развития законодательства о долевом строительстве // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. N 2. С. 64 - 75.
3. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ.
4. О содействии развитию жилищного строительства: Федеральный закон от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ.
5. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.
6. Кирсанов А.Р. Законодательство о долевом строительстве: прошлое, настоящее и будущее // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. N 6. С. 64 - 74.
7. URL: https://rg.ru/2011/07/26/reg-permkray/dolshiki.html (дата обращения: 5 декабря 2018 года).
8. URL: https://rg.ru/2016/12/04/ostavlennye-stroiteliami-bankrotami-obekty-podmoskovia-budut-dostroeny.html (дата обращения: 5 декабря 2018 года).
9. URL: https://rg.ru/2017/07/18/reg-pfo/permskaia-obshchestvennaia-palata-obsudila-varianty-dostrojki-obektov.html (дата обращения: 5 декабря 2018 года).
10. Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2012 года N 558.
11. Об утверждении перечня отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", и оснований включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 108.
12. Об утверждении Правил формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации: Приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 22 сентября 2015 года N 18197.
13. Об утверждении Правил формирования списков работников Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, ее территориальных органов и подведомственных Росздравнадзору организаций, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства": Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 13 января 2015 года N 59.
14. Невинная И. Дом на бесплатной земле // Российская газета. Федеральный выпуск. 2011. N 159.
15. О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства": Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 244-ФЗ.
16. Система поддержки развития жилищных некоммерческих объединений граждан по 161-ФЗ. Первые результаты, алгоритм реализации и проблемные вопросы. URL: www.oprf.ru/press/conference/3416 (дата обращения: 12 декабря 2018 года).
17. О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 111-ФЗ.
18. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 294-ФЗ.
19. О проекте федерального закона N 139186-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях защиты прав участников долевого строительства): Материалы заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 14 июля 2017 года // Стенограмма заседаний. Бюллетень. 2017. N 48 (1596).
20. О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ.
21. О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 25 декабря 2018 года N 478-ФЗ.
22. URL: https://фонд214.рф/about (дата обращения: 12 декабря 2018 года).
23. URL: https://erzrf.ru/news/fondu-zashchity-dolshchikov-peredadut-rynok-strakhovaniya-otvetstvennosti-zastroyshchikov-pered-dolshchikami?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=184738689 (дата обращения: 9 января 2019 года).
24. О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 1 июля 2018 года N 175-ФЗ.
25. Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости: утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 декабря 2013 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. N 3.
26. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
27. Обзор судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости: утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 июля 2017 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2018. N 9.
Читайте ещё по этой теме:
Автор: А.В. Пушкина