г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Подряд на проектные и изыскательские работы в строительстве в системе гражданско-правовых договоров

Договор подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве - соглашение, по которому подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы для строительства, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ). Несмотря на то что без этого договора не обходится ни одна крупномасштабная стройка, в настоящее время ему не уделяется должное внимание. Достаточно отметить, что с момента принятия части второй Гражданского кодекса РФ в юридической литературе практически отсутствуют какие-либо публикации по данной проблематике.

Отчасти это объясняется тем, что в условиях административного управления экономикой нормы о договоре подряда на проектные работы в строительстве не входили ни в один кодифицированный акт, являющийся основой гражданского законодательства. Традиционно отношения подряда по проектированию были объектом административно-правового регулирования, исключающего какую-либо свободу контрагента и условий договора. В связи с этим долгое время присутствовал подход, в рамках которого рассматриваемый договор считался разновидностью или частью договора подряда на капитальное строительство. Лишь в период, когда организации стали переводить на хозяйственный расчет, договор подряда на проектные и изыскательские работы выделился в самостоятельный вид и в настоящее время представлен как разновидность договора подряда (§ 4 гл. 37 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда, включая подряд на проектные и изыскательские работы, применяются общие положения § 1 гл. 37 ГК РФ, если иное не установлено нормами об этих договорах. Из этого следует, что нормы о договоре подряда на проектные и изыскательские работы должны рассматриваться в качестве специальных норм, и если с помощью них нельзя урегулировать складывающиеся отношения, то должны применяться в оставшейся части нормы общего характера. Такой подход указывает на то, что законодатель определил самостоятельное место договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ в системе гражданско-правовых договоров - разновидность договора подряда. Очевидно, что этому способствует общность признаков, которыми обладает рассматриваемый договор, - выполнение работы по заданию заказчика за вознаграждение, консенсуальность и взаимность договора, результатом работы является материальный объект.

Вместе с тем полное и безоговорочное применение общих норм о подряде к договору подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве вызывает сомнение. В связи с этим если будут найдены аргументы о невозможности применения к рассматриваемому договору норм об общих положениях подряда, то уместно предположить, что подряд на проектные и изыскательские работы не должен рассматриваться в качестве обычной разновидности подряда. Это означает, что нормы об этом договоре должны быть выведены за рамки гл. 37 ГК РФ.

Первое, на что следует обратить внимание. Все подрядные договоры объединяет то, что результатом действий подрядчика является либо вновь созданная вещь, либо переработана существующая. Результатом договора подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве могут быть техническая документация или результаты инженерных изысканий, которые нельзя отнести к вновь созданной или переработанной вещи. Результаты инженерных изысканий имеют юридическое значение в цифровых данных по климатическим условиям местности строительства, структуры грунта для подготовки фундамента и т.д. Техническая документация представляет собой комплекс графических материалов и пояснительных записок, образующих в совокупности проект строительства. Проект строительства можно рассматривать в качестве такого объекта авторского права, как произведения архитектуры. Необходимо обратить внимание на то, что речь идет о произведениях как о совокупности идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеком форме [1].

По содержанию произведение представляет собой нематериальное благо, которое является результатом творчества, и это благо имеет объективную форму выражения. Именно творческий характер произведения и объективная форма выражения должны рассматриваться в качестве его признаков. Как справедливо отметил О.Г. Ершов, речь может идти о свойственной только автору этого произведения способности подбирать архитектурные конструктивные элементы в пределах одного либо нескольких заранее выбранных архитектурных стилей. Сюда же относится компоновка и соотношение объемно-планировочных решений, выраженных в расположении различных помещений, украшении фасадов зданий элементами конструкций, заимствованных из различных архитектурных стилей. Именно за счет такого рода проводимой автором комбинаторики конструктивных элементов достигаются новизна, неповторимость и индивидуальность произведения архитектуры [2].

Таким образом, юридическое значение в подрядном договоре на проектные и изыскательские работы имеет не форма, в которой подрядная организация представляет разработанный проект и материалы, а их содержание, которое, еще раз отметим, является нематериальным благом и к вещи никак не относится. С этим положением тесно связано право, которое передает подрядчик на результат выполненной работы. Применительно к общим положениям о подряде в соответствии с п. 1 ст. 703 ГК РФ по договору, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает на нее права заказчику.

Это позволяет предположить, что подрядчик изначально обладает правом собственности на изготовленную вещь, а объектом передачи является вещное право. После того как заказчик стал собственником изготовленной для него вещи, он может произвести ее отчуждение. Однако в отношении подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве этого не наблюдается. В соответствии со ст. 762 ГК РФ заказчик вправе использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика. Вывод напрашивается о том, что передаваемое подрядчиком право на техническую документацию не является правом собственности или иным вещным правом. Скорее, речь идет об исключительных правах на произведение архитектуры. В этом случае складывающиеся отношения напоминают отношения пользования исключительным правом на основе исключительной лицензии, не предполагающей передачу исключительного права пользования произведением третьему лицу.

Данный вывод можно соотнести с еще одной особенностью договора подряда на проектные и изыскательские работы. Если общие положения о подряде предполагают, что при просрочке передачи или приемки результата работы риск гибели материалов и результата работы несет сторона, допустившая просрочку, то при подряде на проектные работы в строительстве данное правило о риске не применяется. Это как раз и обусловлено тем, что техническая документация является нематериальным благом, а не вещью. Нельзя применить здесь также норму о том, что при отсутствии в договоре подряда указания о цене выполняемой работы цена должна определяться п. 3 ст. 424 ГК РФ (применяется цена за аналогично выполняемые работы при сравнимых обстоятельствах). Необходимо обратить внимание, что техническая документация для строительства предполагает наличие материалов, на основе которых создается индивидуально-определенная вещь в виде здания и сооружения, имеющая свою стоимость. Следовательно, и техническая документация должна обладать свойством неповторимости, которое формирует в каждом конкретном случае индивидуальную цену. Даже строительство по типовым проектам предполагает привязку к местности, что влечет корректирование цены договора подряда на проектные и изыскательские работы.

Особый характер результата выполняемой проектантом работы не позволяет в полной мере применить общую норму об экономии подрядчика. В соответствии со ст. 710 ГК РФ, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество работ. Очевидно, что экономия подрядчика возможна, если выполняются только изыскательские работы. Подрядчик в этом случае может сократить расходы, например, на устройство скважин для взятия проб грунта. Однако если условием договора предусматривается только выполнение проектных работ, то экономия невозможна. Сегодня цена при подряде на проектные работы определяется пропорционально стоимости строительно-монтажных работ. При разработке проекта подрядчик ограничен в возможности их сокращения, поскольку они задаются технологией строительного производства. С другой стороны, сокращение стоимости строительно-монтажных работ нельзя отнести к сокращению расходов подрядчика.

Не укладывается в рамки договора подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве общая модель самостоятельности подрядчика. В соответствии с п. 3 ст. 703 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика. В рассматриваемом договоре подряда на проектные работы самостоятельность проектанта как подрядчика при выполнении задания заказчика ограничена обязательными требованиями норм законодательства о техническом регулировании. Разрабатывая проектную документацию, подрядчик ограничен требованиями технических регламентов, определяющих безопасность будущих возводимых зданий и сооружений. Отличие от общих положений подряда в том, что самостоятельность подрядчика определяется не диспозитивной нормой, основанной на договоре, а императивной - установленной требованиями нормативного акта и не изменяемой соглашением сторон. Выйти за пределы императивных предписаний, образующих содержание технического регламента, подрядчик не может.

Ограниченная самостоятельность подрядчика в способах выполнения задания по договору подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве также делает невозможным применение норм об использовании материала и для работы проверки заказчиком ее качества. Так, например, проектант не может использовать экономно и расчетливо материал заказчика и возвратить его остаток. Подряд на проектные и изыскательские работы не может быть выполнен из материалов заказчика, поскольку основу изыскательских и проектных работ составляют данные, полученные подрядчиком только самостоятельно, без применения материала, из которого выполняется работа. Даже если заказчик оказывает техническое содействие, например передает для подготовки проекта компьютерную технику, то это нельзя рассматривать как переданный материал, так как он непосредственно не подлежит переработке. Отсюда подрядчик также не может отвечать за несохранность предоставленного заказчиком материала (ст. 714 ГК РФ).

Более того, заказчик не может проверить качество выполненной проектантом работы, поскольку, с одной стороны, не является специалистом в области проектирования, с другой - визуальный осмотр технической документации или инженерных изысканий результата не даст. Сделать демонстрацию качества технической документации, как при обычном подряде, подрядчик не в состоянии, поскольку окончательное решение этого вопроса возможно значительно позже на этапе строительства или эксплуатации зданий. При оценке качества выполненной проектантом работы нельзя сослаться на то, что качество может определяться обычно предъявляемыми к работам такого рода требованиями. В связи с этим становится вряд ли возможным применение ст. 720 ГК РФ, предусматривающей обязанность заказчика в сроки и порядке, которые предусмотрены договором подряда, осмотреть и принять выполненную работу.

Особый объект, являющийся результатом работы проектанта, ставит под сомнение возможность установления гарантийного срока. Если исходить из того, что гарантийный срок представляет собой период времени, в течение которого подрядчик ручается за безотказную работу изготовленной вещи и обязуется устранить недостатки за свой счет, то это положение нельзя применить к изготовленной подрядчиком технической документации. Также момент передачи технической документации не может рассматриваться в качестве начала течения гарантийного срока.

Таким образом, учитывая вышеизложенные положения, можно сделать вывод о том, что договор подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве не может рассматриваться в качестве разновидности договора подряда. Это обусловлено тем, что результат выполненной подрядчиком работы не является вновь созданной или переработанной вещью, а представляет собой особый объект авторского права в виде произведения архитектуры. Здесь можно вести речь о договоре подрядного типа, которому свойственны общие признаки договора подряда. В системе гражданско-правовых договоров рассматриваемый договор должен занимать самостоятельное место, например наравне с договором подряда и договором на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Фактически это означает то, что нормы о договоре подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве могут быть выведены из § 4 гл. 37 ГК РФ в самостоятельную главу Кодекса.

Литература

1. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 32.

2. Ершов О.Г. Произведения архитектуры и градостроительства как объекты авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2009. N 4. С. 12 - 14.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: Д.О. Булдаков

0

Оставить комментарий