г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Пусть существует инвестиционный проект предполагающий выкуп земельных участков и снос находящейся на них недвижимости. Здесь возможны два основных варианта. В первом варианте снос необходим для государственных или муниципальных нужд и собственнику придется уничтожить свою недвижимость. При этом согласно ст. 239 п. 1 ГК РФ отчуждение недвижимого имущества осуществляется в том же порядке, что и изъятие земельного участка.

Собственнику недвижимости положена компенсация независимо от того принадлежит ему земельный участок нет.

Во втором варианте инвестиционный проект носит частный характер, отношения между инвестором и собственником недвижимости должны регулироваться на основе договора, заключенного между ними, который также может содержать выкупную цену сносимой недвижимости.

Получив уведомление о том, что принадлежащая вам недвижимость попадает под снос в соответствии с инвестиционной программой, имеет смысл проверить вправе ли данный государственный орган принимать такое решение.

Решение должно быть принято федеральным или региональным органом исполнительной власти (ст.279 п.2 ГК РФ), но никак не органами местного самоуправления.

Далее необходимо проверить, принято ли соответствующее решение в рамках компетенции соответствующего гос. органа.

Порядок подготовки и принятия этих решений определяется федеральным земельным законодательством. Решение о сносе будет незаконным, если реализация инвестиционного проекта возможна и без сноса данной недвижимости. Однако, если же земельный участок подлежит изъятию, недвижимость может быть снесена только в том случае, если предполагаемое использование земли невозможно без прекращения права собственности на здания, строения, сооружения (п. 1 ст. 239 Гражданского кодекса РФ).

При этом необходимо учитывать, что любая инвестиционная программа должна согласовываться с документами территориального планирования, документацией по планировке территории, принятыми и утвержденными в надлежащем порядке, градостроительными регламентами, разрешенными для использования. Данные документы в соответствии с пунктом 6 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ представляются органами местного самоуправления органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам по их запросу. Следовательно, если собственнику недвижимости удастся доказать несоответствие инвестиционного проекта градостроительной документации, возможно изъятие и снос недвижимости удастся предотвратить.

В большинстве случаев снос в связи с реализацией инвестиционной программы осуществляется заинтересованным лицом (инвестором, его подрядчиком). Весьма редко снос может быть возложен на собственника, но только с его согласия, за счет инвестора и, в случае необходимости, с привлечением организации, имеющей соответствующую лицензию в области градостроительной деятельности.

До момента сноса недвижимость подлежит изъятию, которое проходит в том же порядке, что и изъятие земельного участка.

  1. Уполномоченный орган власти принимает решение об изъятии недвижимости, которое подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  2. Не позднее чем за год до предстоящего изъятия собственник недвижимости должен быть письменно уведомлен о принятом решении, а также о произведенной регистрации (п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса РФ). Причем с согласия собственника выкуп возможен и до истечения года с даты, когда он был уведомлен о выкупе.
  3. Собственнику предлагают заключить сделку о выкупе соответствующего имущества для государственных нужд. Содержание соглашения включает, например, следующие существенные условия: о выкупной цене; о сроках выкупа; об обязательстве РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену.
  4. Если собственник не согласен на выкуп или отказывается заключать соглашение на предлагаемых условиях, спор разрешается судом. Если суд примет решение об отчуждении земельного участка, оно (при неисполнении в добровольном порядке) будет исполнено принудительно.

Выкуп недвижимости для государственных и муниципальных нужд, в том числе для сноса в связи с реализацией инвестиционной программы, осуществляется в том же порядке, что и выкуп земельного участка.

Согласно ст. 281 п. 2 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

На этом основании можно сделать вывод, что собственнику недвижимости должны возместить рыночную стоимость выкупаемого недвижимого имущества, а также все убытки, связанные с изъятием такого имущества. Допустим в здании, которое предполагается снести, располагаются производственные помещения, принадлежащие собственнику. В этом случае он получает не только рыночную стоимость самого здания, но и сумму компенсации в связи с переносом производства, а также те неполученные доходы, которые собственник получил бы, если производство продолжало работать.

Помимо этого собственнику недвижимости возмещаются суммы, которые он должен выплатить третьим лицам в качестве санкции по обязательствам, прекращающимся в связи со сносом. Например, если все или часть помещений в сносимом здании сданы в аренду, договор аренды прекращается с изъятием и сносом здания.

Арендодатель при этом выплачивает арендаторам сумму неустойки (убытков). Эта сумма также должна быть включена в сумму компенсации, которая выплачивается собственнику недвижимости.

Естественно, если собственнику недвижимости не принадлежит земельный участок, то суммы компенсации подсчитываются и выплачиваются каждому отдельно.

Порядок подсчета суммы компенсации нормативно не утвержден. Поэтому собственнику следует не только самостоятельно привести соответствующий расчет, но и подготовить доказательства его правильности (различные справки, которые основываются на данных бухгалтерского и управленческого учета, переписка с контрагентами, договоры и пр.).

Такие доказательства могут потребоваться для предъявления в суд, если выкупная цена не будет согласована, и могут сыграть решающее значение для предотвращения или минимизации убытков, вызванных сносом принадлежащего вам недвижимого имущества.

Правда, учтите: в сумму компенсации не включаются затраты по строительству, расширению и реконструкции объектов, подлежащих сносу, если такие затраты произведены после того, как собственник получил уведомление о предстоящем изъятии недвижимости (ст. 280 Гражданского кодекса РФ).

Иск о выкупе недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента, когда собственнику было направлено уведомление о том, что соответствующий госорган власти принял решение о выкупе земельного участка. По истечении срока исковой давности, если необходимость в выкупе участка сохранилась, уполномоченный орган принимает новое решение и изложенная процедура начинается вновь.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: А.Б. Борисова

0

Оставить комментарий