Принимая во внимание остроту и небывалый размах проблем, возникающих в сфере жилищного строительства, осуществляемого с привлечением средств граждан, отсутствие на протяжении длительного времени положительных результатов их преодоления, Генеральная прокуратура Российской Федерации данному вопросу уделяет особое внимание.
Справедливости ради все же надо отметить, что согласно имеющимся данным на протяжении последних нескольких лет в целом по стране наблюдалась положительная динамика снижения количества "проблемных" объектов и пострадавших граждан. Все-таки принимаемые органами государственной власти, местного самоуправления и правоохранительными органами меры позволили в большинстве регионов стабилизировать обстановку и обеспечить восстановление прав более 20 тыс. человек.
Существенно сократилось количество "проблемных" объектов в Алтайском крае, Свердловской, Тюменской, Оренбургской областях. А в Новгородской области такие объекты вообще ликвидированы.
И все-таки приходится признать: проверочные мероприятия при участии прокуроров свидетельствуют о том, что при большой масштабности жилищного строительства в России состояние законности в данной области все еще остается неудовлетворительным. Нарушения закона вскрыты на всех этапах строительства, включая выделение земельных участков на указанные цели, проведение государственной экспертизы проектной документации, выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Так, в 2012 г. прокуроры выявили более 2,7 тыс. нарушений законодательства. Для их устранения внесено более 1 тыс. представлений к различным видам ответственности. Привлечено около 1,5 тыс. виновных должностных лиц. В интересах социально незащищенных категорий граждан в суды предъявлено более 200 исков.
Одна из причин массовых нарушений прав граждан в данной сфере - несоблюдение застройщиками требований законодательства при привлечении и расходовании денежных средств граждан.
Так, в минувшем году прокуроры Свердловской области выявили нецелевое расходование денежных средств одним из застройщиков в размере более 100 млн. руб. По данному факту возбуждено уголовное дело в отношении его директора.
Нередки случаи, когда строительные организации привлекают денежные средства граждан до заключения и регистрации договоров участия в долевом строительстве. Часто такие договоры подменяются иными видами гражданско-правовых сделок. В них включаются условия, противоречащие федеральному законодательству. Указанные нарушения выявлялись прокурорами Красноярского края, Калужской, Омской, Самарской, Тульской, Тюменской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Кроме того, встречаются факты применения схем криминального банкротства в целях уклонения от исполнения договорных обязательств перед участниками долевого строительства.
В таких условиях важное значение приобретает деятельность арбитражных управляющих предприятий - застройщиков "проблемных" многоквартирных домов. Им прокуроры уделяют самое пристальное внимание.
Во многом негативная ситуация на рынке жилищного строительства сложилась ввиду ненадлежащего исполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих контрольно-разрешительных полномочий в сфере строительства.
Так, прокуратурой Республики Марий Эл только посредством внесения представления министру строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики устранены многие нарушения законодательства. В министерстве отсутствовали нормативные акты, регламентирующие проведение контрольно-надзорных проверок. Должностные лица не принимали мер по результатам нарушений. Застройщики не представляли нужную отчетность в сфере долевого строительства. Таких случаев более 20. Аналогичные нарушения выявлялись прокурорами Курской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Пензенской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и г. Санкт-Петербурга.
Искусственные административные барьеры в получении юридическими лицами разрешений на строительство и оформлении земельно-правовых отношений, несоблюдение сроков выдачи такой документации случались в Иркутской, Ростовской, Саратовской и Ярославской областях.
Некоторыми органами исполнительной власти умышленно искажались официальные статистические данные о количестве "проблемных" объектов и пострадавших граждан.
Так, прокурором Московской области в деятельности министерства строительного комплекса области выявлены факты существенного занижения таких сведений.
Аналогичные нарушения имеются в Республиках Башкортостан, Марий Эл, Тыва, Архангельской, Калужской, Саратовской и Ульяновской областях.
Строительство большинства "проблемных" домов прекращено в период 2003 - 2008 гг. Предприятия-застройщики сейчас уже признаны банкротами и прекратили свою хозяйственную деятельность. Данное обстоятельство исключает возможность принятия мер прокурорского реагирования в целях устранения таких нарушений. В таком случае восстановить права граждан иным способом, кроме как предоставлением материальной помощи из бюджета, невозможно.
Однако анализ данных свидетельствует о том, что со стороны органов власти не осуществляется надлежащий контроль за целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых субъектам жилищного строительства в целях завершения работ по возведению "проблемных" объектов. Проверки носят эпизодический, а в ряде регионов единичный характер. Принимаемые меры недостаточны в Республиках Башкортостан, Марий Эл, Тыва, Архангельской, Калужской, Самарской и Ульяновской областях.
В ходе проверок выявляются также факты несоблюдения сроков строительства, введения домов в эксплуатацию и последующей передачи квартир собственникам. Это значит, что правоохранительными органами не используется весь комплекс предоставленных полномочий по предупреждению правонарушений и не анализируются причины их совершения.
Действенным методом по недопущению появления новых объектов, при строительстве которых возможны нарушения прав граждан, является принятие превентивных мер по распространению застройщиками недостоверной рекламы об объектах строительства (Астраханская, Владимирская, Новосибирская, Омская, Рязанская и Саратовская области).
В Краснодарском крае судами удовлетворены требования прокуроров по 32 заявлениям об ограничении доступа к сайтам сети Интернет, содержащим предложения недобросовестных застройщиков о продаже квартир в городах Краснодаре и Сочи.
Нынче в жилищное строительство привлекаются большие финансовые средства. Это весьма питательная среда для лиц, целью которых является незаконное обогащение.
Всего в 2012 г. в сфере долевого строительства зарегистрировано около 1 тыс. сообщений о преступлениях. (Для сравнения: в 2011 г. - 1255, в 2010 г. - 1525 таких случаев.) За тот же период возбуждено около 800 уголовных дел, что на 27% больше, чем в 2011 г. (около 600).
Приведенные данные свидетельствуют о значительном повышении эффективности проводимых правоохранительными органами мероприятий, наступательности в противодействии преступлениям названной категории. Особенно с учетом низкой степени их латентности. При этом нельзя не отметить: иногда органы предварительного расследования существенно нарушают конституционные права граждан на судопроизводство в разумные сроки и доступ к правосудию. По большинству изложенных материалов допускались волокита и неорганизованность.
Такой пример. В минувшем году следователями вынесено более 200 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, из которых 93% прокурорами отменены. В тот же период следственными органами прекращено 54 уголовных дела. При этом 52 решения по ним признаны незаконными и отменены прокурорами, в том числе повторно.
В целях устранения подобных нарушений внесено 84 представления. По результатам их рассмотрения более 70 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Необходимо отметить: в сложившейся ситуации надзорная деятельность прокуратуры на данном направлении приобретает все более важное значение.
Поэтому мы и впредь будем прилагать все усилия для повышения результативности работы по защите прав граждан, участников долевого строительства, эффективности межведомственного взаимодействия, а также совершенствования действующего законодательства.
Автор: А.С. Летуновский