Юридическая наука всегда стремилась к теоретическому осмыслению ряда важных проблем и их исследованию. Одной из них является проблема пробелов в праве.
Под пробелами в праве следует понимать отсутствие (полностью или частично) правовых норм, на основании которых можно было бы решить вопрос о применении права в случае, подлежащем правовому регулированию <1>. Пробелы в праве - явление неоднозначное. Они могут быть следствием того, что та или иная ситуация не была предусмотрена при разработке законодательства. В других случаях (и таких большинство) пробелы являются результатом возникновения новых общественных отношений, не урегулированных нормативными правовыми актами законодательства.
--------------------------------
<1> См.: Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев; Ред. кол.: М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский и др. М.: Сов. энциклопедия, 1984.
Становление нового законодательства и нормотворческая деятельность после принятия важнейших кодификационных актов в области правового регулирования земельных отношений как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь свидетельствует о правильности избранных ранее направлений развития. Среди них - углубление существующих и включение новых принципов земельного законодательства, совершенствование правового регулирования отношений собственности, землевладения и землепользования, охраны земель, внедрение зонирования, упрочение правового статуса субъектов земельного права, уточнение состава земель соответствующих категорий и видов, урегулирование вопросов платы за землю и оценки земли и др.
Однако практика показывает, что земельное право не лишено пробелов. Это связано главным образом с новыми задачами земельного права и его ролью в новых условиях хозяйствования, перехода к социально ориентированной рыночной экономике.
Одним из пробелов земельного права видится неурегулированность в основных кодификационных актах земельного законодательства России и Республики Беларусь состава объектов земельных отношений.
В частности, невключение в круг объектов правового регулирования прав на земельные участки и ограничений (обременений) прав на земельные участки. ЗК РФ не называет ограничения земельных прав в качестве объектов земельных отношений, но он содержит их регламентацию (хотя и недостаточную) в своем содержании. Статьей 56 ЗК РФ определено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом, федеральными законами. Одновременно определены основные из состава таких ограничений. Причем перечень их, приведенный в п. 2 ст. 56 ЗК РФ, не является исчерпывающим. Ограничения прав отнесены к такому объекту, как земля. Они устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Они могут быть установлены бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежат государственной регистрации и в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В Кодексе Республики Беларусь о земле (ст. 16) среди объектов земельных отношений названы земельные участки (их части), в том числе земельные сервитуты. Ограничения земельных прав среди объектов земельных отношений в Республике Беларусь не значатся.
Таким образом, бесспорно, что как сами права на земельные участки, так и ограничения прав на земельные участки (но не на землю как таковую) должны быть включены в состав объектов земельных отношений.
Достаточно проблемным (и пробельным) является и включение в качестве объекта земельных отношений земли. В юридической литературе уже указывалось, что вопрос о включении земли в перечень объектов земельных отношений нуждается в дальнейшем обсуждении <2>.
Как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь анализ гражданского и земельного законодательства позволяет сделать вывод, что понятия "земля" и "земельный участок" употребляются как синонимы. Статья 2 Кодекса Республики Беларусь о земле определяет землю как объект права собственности. Статья 15 ЗК РФ озаглавлена "Собственность на землю граждан и юридических лиц", в ее содержании используется и понятие "земельные участки". В качестве объекта земельных отношений ЗК РФ называет землю как природный объект и природный ресурс. Как подчеркивает О.И. Крассов, объектом земельных отношений всегда является какая-то юридическая категория, отражающая наиболее характерные юридически значимые признаки соответствующего объекта природы. Объектом отношений является индивидуализированная часть земли, то есть конкретный земельный участок <3>.
--------------------------------
<2> См.: Дамбиева Т.В. Земля как объект права собственности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 11. С. 71 - 75.
<3> См.: Крассов О.И. Юридическое понятие "земельный участок" // Экологическое право. 2004. N 2.
Заслуживает внимания и детального изучения подход к урегулированию вопроса об объекте земельных отношений законодателей Эстонии, Швеции и других государств.
Например, в силу ст. 8 Закона Эстонской Республики "О вещном праве" недвижимой вещью является земельный участок вместе с его существенными частями. Таковыми признаны находящиеся с ним в неотторжимой связи вещи, такие как строения, растущий лес, иные растения и неубранные плоды, а также связанные с земельным участком и принадлежащие каждому очередному собственнику недвижимой вещи вещные права (ст. 16 Закона). Законодатель определил, что строение, соединенное с земельным участком в преходящих целях, не является существенной частью земельного участка. К числу существенных частей земельного участка не отнесено и строение, находящееся в неотторжимой связи с чужим земельным участком в целях осуществления обременяющего этот земельный участок вещного права. Однако с прекращением вещного права остающееся на земельном участке строение становится существенной частью земельного участка.
В соответствии со ст. 1 главы первой Земельного кодекса Швеции объектом права собственности является земля, которая рассматривается в качестве совокупности единиц недвижимого имущества (недвижимости).
В последние годы акцентируется внимание на внедрении экономических методов регулирования земельных отношений в целях повышения эффективности правового регулирования. Как представляется, в гражданский оборот должны быть вовлечены не только земельные участки, находящиеся в частной собственности, но и вещные права: право пожизненного наследуемого землевладения, право постоянного (бессрочного) землепользования, частные земельные сервитуты, право аренды земельных участков. По действующему гражданскому и земельному законодательству такие вещные права на земельные участки, как право пожизненного наследуемого владения земельными участками и право землепользования, являются неотчуждаемыми.
Законодатель в Республике Беларусь и в Российской Федерации запрещает сделки с участками, принадлежащими гражданам и юридическим лицам, на данных правах. Запрещается и переуступка таких прав, за исключением перехода права пожизненного наследуемого владения земельными участками, по наследству. В соответствии со ст. 128 ГК Республики Беларусь 1998 г. имущественные права отнесены к объектам гражданских прав, которые в силу ст. 129 ГК могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным способом, если они не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Первым этапом для включения данных прав в гражданский оборот должна стать их оценка.
Отсутствуют в земельном праве положения, которые бы регламентировали возможность предоставления земельных участков в собственность, владение, пользование, в аренду под определенным условием. Такими условиями могут стать обязанности соответствующего собственника, владельца или землепользователя по совершению определенных действий, как-то: построить или отремонтировать дорогу, объект социального назначения, произвести мелиоративные работы и др.
Необоснованно обойденным вниманием оказался институт соседского права. Соседские отношения в настоящее время не всегда могут регулироваться, исходя из общих принципов права, общественных представлений, сложившихся основ общежития, поскольку они подвергнуты пересмотру. Урегулировать их возможно с помощью норм земельного права. Как представляется, данными проблемами вопрос о пробелах земельного права не исчерпывается. Однако включение таких положений в Кодекс о земле способствовало бы упрочению роли земельного права в новых условиях.
Автор: Станкевич Н. Г.