г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Меры принудительного исполнения

С целью защиты прав и охраняемых законом интересов сторон исполнительного производства, иных лиц, связанных с исполнением юрисдикционного акта, государственных или общественных интересов, принудительное исполнение может быть осуществлено лишь в формах, определенных законом. Для этих целей предусмотрены меры принудительного исполнения, под которыми закон понимает действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу (п. 1 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В п. 3 ст. 68 Закона указаны меры принудительного исполнения. К ним, в частности, относятся:

  1. обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
  2. обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
  3. обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
  4. изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;
  5. наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
  6. обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  7. совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае если это действие может быть совершено без личного участия должника;
  8. принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
  9. принудительное выселение должника из жилого помещения;
  10. освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;
  11. иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Кстати, следует отметить, что в предыдущей редакции Федерального закона "Об исполнительном производстве" были лишь 4 меры принудительного исполнения плюс "иные меры", как и сейчас. Полагаем, однако, что речь не идет об увеличении принудительной силы государства. Скорее налицо "узаконение" и без того существовавших на практике форм, расшифровка абстрактных требований закона. Следует иметь в виду, как это правильно отмечает В.В. Ярков, что перечисленные меры могут применяться как самостоятельно, так и в своей совокупности <1>. Выбор конкретной меры принудительного исполнения (или той или иной их совокупности) судебным приставом-исполнителем зависит от многих факторов, среди которых основные: мера должна соответствовать требованиям исполнительного документа, конкретной ситуации (положение сторон производства и т.п.), быть наиболее приемлемой для своевременного и полного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, а также соответствовать закону.
--------------------------------
<1> См.: Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" и к Федеральному закону "О судебных приставах". М., 2000. С. 170.

Сами меры в ст. 68 Закона перечислены по различным основаниям деления, что может привести к некоторой путанице в понимании их юридической сущности. Так, пункты 1, 2 и 3 статьи указывают на обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации и обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника, то есть деление происходит по признаку "доходы-имущество", хотя, строго говоря, заработная плата, пенсия, стипендия (иначе - денежные средства) также являются имуществом, а имущество, которое может быть арестовано и реализовано, можно расценивать в ряде случаев как доход (и почти всегда - как источник дохода). Вопрос это не праздный. В практике прокурорского надзора имели место анекдотичные случаи, когда в нарушение трудового законодательства работникам сельскохозяйственных предприятий заработная плата выдавалась той или иной продукцией предприятия (3 мешка картофеля, машина навоза и т.п.). Что это - заработная плата или имущество? По сути, имущество, по форме получения - заработная плата. Что в такой ситуации делать судебному приставу-исполнителю, производящему взыскание одной четверти заработка на алименты? Пересылать одну четвертую часть машины навоза взыскателю или продавать эту часть и направлять деньги?

Пункт 5 статьи говорит об обращении взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц. Здесь выделение меры взыскания иное - имущество арестовывается (изымается, реализуется или выдается взыскателю и т.п.) не у должника, а у третьих лиц. Исполнительные действия по-прежнему производятся в интересах данного взыскателя в отношении данного должника, однако место совершения исполнительных действий - то, где имущество должника находится, то есть территория третьего лица, например его жилище, в которое можно проникнуть только по основаниям, предусмотренным законом.

Указанная в п. 4 ст. 68 Закона мера принудительного исполнения - изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе, - отличается от иных мер способом действия (изъять у должника и передать взыскателю, а, например, не арестовать, оценить и реализовать) и определенностью предмета исполнения (должны быть изъяты и переданы определенные предметы, указанные в исполнительном документе, тогда как для п. п. 1 и 2 статьи совершенно безразлично, что это за имущество или источники дохода, лишь бы их денежным выражением можно было удовлетворить требования взыскателя). Конкретные предметы и необходимые действия с ними (изъятие и передача) прямо определены исполнительным документом, в связи с чем особых проблем с пониманием требований исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя не возникает. Исполнено данное решение может быть, только пока существует подлежащая изъятию и передаче вещь, а фактически исполняется данное производство, только когда вещь изъята из фонда должника и поступила в фонд взыскателя, то есть в его владение. В целом же классификация мер принудительного исполнения идет по пути формирования перечня мер через объединение недвижимого и движимого имущества должника в единый имущественный комплекс, на который обращается взыскание.

Интересно, как этот вопрос был решен в Уставе гражданского судопроизводства 1864 года.

Устав предусматривал несколько основных способов исполнения судебных решений: обращение взыскания на движимое имущество должника; обращение взыскания на недвижимое имение должника; передача имения натурой лицу, которому оно присуждено (ст. 933 Устава); обращение взыскания на доходы должника (ст. ст. 1129, 1192, 1208 Устава); разрешение взыскателю произвести за счет должника те действия или работы, которые не совершены им в назначенный судом срок (ст. 934 Устава) <2>. Имелись и другие способы принудительного исполнения.
--------------------------------
<2> В этом случае "судебный пристав сам не смел принимать участия при производстве работ, он только должен был обеспечивать беспрепятственное осуществление взыскателем права, дарованного ему статьей 934" (Яблочков Т.М. Учебник русского гражданского судопроизводства. Ярославль, 1910. С. 215).

Известный исследователь российского права Е.В. Васьковский отмечал, что "устав группирует исполнительные меры следующим образом:

  • обращение взыскания на движимое имущество, а именно: а) на вещи, которые находятся у должника; б) на ценные бумаги; в) на вещи и капиталы, находящиеся у третьих лиц; г) на капиталы должника, хранящиеся в правительственных учреждениях или кредитных установлениях; д) на жалованье и другие повременные платежи;
  • обращение взыскания на недвижимое имущество;
  • принудительная передача отсуженного имущества;
  • воспрещение должнику выезда из места жительства;
  • розыскание средств к удовлетворению взыскания" <3>.

--------------------------------
<3> Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. М., 1913. Т. 1. С. 375.

Васьковский полагал, что обращение взыскания на движимое и недвижимое имущество относится к мерам реального исполнения (прямого принуждения), так как ведет к непосредственному удовлетворению требований истца. Остальные меры следует относить к мерам личного исполнения (косвенного принуждения), так как они не вели к непосредственному удовлетворению требований истца, а лишь понуждали ответчика к их удовлетворению <4>.
--------------------------------
<4> См.: Там же. С. 373.

Иная классификация мер принудительного исполнения была предложена проф. А.Х. Гольмстеном. Он, в частности, выделял четыре способа исполнения: передача вещи натурою; исполнение работ за счет ответчика; получение доходов с имущества ответчика; осуществление права судебного залога (как одного из способов обеспечения иска) <5>.
--------------------------------
<5> См.: Гольмстен А.Х. Учебник русского гражданского судопроизводства. СПб., 1915. С. 325 - 327.

Ряд авторов полагают, что возможно использование некоторых мер принудительного исполнения, предусмотренных Уставом, но не воспринятых современным российским законодательством, и в настоящее время. Так, И.Б. Морозова и А.М. Треушников пишут, что "применение мер косвенного принуждения при существующем на практике "неуважительном" отношении должника к исполнению решения может оказаться очень действенным и облегчить задачу судебного пристава-исполнителя... введение и развитие института судебного залога как средства обеспечения исполнения решения при его последующем осуществлении в стадии исполнительного производства сможет улучшить реальное исполнение решения, а также защитить оспариваемое движимое и недвижимое имущество от повреждений, изменения его качественного и количественного состава и, безусловно, ускорить процесс исполнения" <6>.
--------------------------------
<6> Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство. Учебно-практическое пособие. М., 1999. С. 17 - 18.

По справедливому замечанию указанных авторов, определение мер принудительного исполнения является наиболее важным моментом исполнительного производства. Современные экономические реалии требуют адаптации исполнительных мер к правилам и обычаям существующих на практике товарно-денежных отношений. Во многом действующие меры принудительного исполнения требуют изменения, а также более подробной регламентации.

Так, например, в отличие от современного отечественного законодательства, по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года отдельно выделялось обращение взыскания на движимое имущество должника, которое считалось одним из трех основных способов исполнения (ст. 933 Устава). Свод законов гражданских понимал под движимым имуществом "мореходные и речные суда всякого рода, книги, рукописи, картины и вообще все предметы, относящиеся к наукам и искусствам, домовые уборы, экипажи, земледельческие орудия, всякого рода инструменты и материалы, лошади, скот, хлеб сжатый и молоченный, всякие припасы, выработанные на заводах наличные руды и все то, что из земли извлечено. Наличные капиталы, заемные письма, векселя, закладные и обязательства всякого рода принадлежат к имуществам движимым. Право золотопромышленников на золотой прииск, состоящий на землях казенных и Кабинета его Императорского Величества, признается имуществом движимым".

Глава "Обращение взыскания на движимое имущества" Устава гражданского судопроизводства регулировала порядок обращения взыскания на движимое имущество и определяла особенности обращения взыскания на выкупные процентные бумаги, акции и облигации; капиталы или иное движимое имущество должника, находящееся у третьего лица; капиталы должника, находящиеся в правительственном или судебном месте или кредитном установлении; жалованье и другие оклады.

Но вернемся к законодательству современному. Как следует из пп. 11 п. 3 ст. 68 Закона, перечень мер принудительного исполнения, приведенный в данной статье, не является исчерпывающим. Подпункт 11 не исключает иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом. Кстати, раньше это положение звучало по-иному: предусматривались "иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа". На практике это чаще всего запрет на совершение определенных действий. Кроме того, нередки случаи уничтожения по решению суда пиратских копий аудио- и видеозаписей и т.д. В.В. Ярков приводит интересный пример исполнения: в соответствии с решением суда в процессе исполнительного производства футболки, выпущенные одной из фирм с нарушением товарного знака другой фирмы, не были уничтожены, а лишь приведены в негодность путем срезания с них всех незаконно использованных товарных знаков <7>.
--------------------------------
<7> См.: Ярков В.В. Указ. соч. С. 171.

Предусмотреть все возможные меры принудительного исполнения раз и навсегда невозможно - жизнь не стоит на месте, и появление новых обязательственных отношений, специфических форм человеческого общения и размещения информации (например, на сайте в Интернете) требует постоянного соответствия процесса защиты и восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов реалиям жизни, то есть допускаемым их нарушениям. Поэтому вполне оправданно, что другие меры принудительного исполнения могут быть предложены законодателем, а то, что эти меры могут содержаться только в федеральных законах, - важная гарантия от исполнительного произвола. Заканчивая краткий обзор мер принудительного исполнения хотелось бы отметить, что в ближайшем будущем иные меры принудительного исполнения будут, в случае их появления, скорее всего корреспондировать со способами защиты гражданских прав, изложенным в ст. 12 Гражданского кодекса РФ (признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре и др.), что соответствует и складывающейся судебной практике.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: Максуров А.А.

0

Оставить комментарий