Отказ в рассмотрении документов на согласование перепланировки жилого помещения признан судом неправомерным, как вынесенный по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством.
К Московским юристам обратилась гражданка Иванова со следующим вопросом. В 1999 году гражданке Ивановой и членам ее семьи была предоставлена комната в общежитии. Тогда же, в 1999 году, общежитие было переведено в фонд коммунального заселения. Для этого в квартире Ивановой администрацией предприятия была осуществлена перепланировка, а именно – туалет был отделен от комнаты перегородкой.
В 2007 году дом был переведен на баланс местной администрации. Всем жильцам дома было предложено явиться в жилищный отдел для заключения договора социального найма на свои комнаты в вышеуказанной коммунальной квартире. Однако, когда Иванова обратилась в жилищный отдел с заявлением о заключении с ней договора социального найма, то ей было отказано в заключении такого договора, поскольку в поэтажном плане БТИ установленная в 1999 году перегородка значилась как несогласованная перепланировка. В связи с изложенным Иванову обязались получить письменное согласование на ранее произведенную перепланировку.
Летом 2007 года Иванова получила письмо за подписью Главы местной администрации, со ссылкой на ч.2 ст.26 ЖК РФ, согласно которому такое заявление о перепланировке и (или) переустройстве жилого помещения должно предоставляться собственником данного жилого помещения или уполномоченным им лицом.
В связи с данным незаконным отказом в рассмотрении документов Ивановой на согласование перепланировки, Московские юристы составили Заявление гражданки Ивановой в районный суд в порядке публичного производства об обязании местной администрации принять и рассмотреть заявление Ивановой о согласовании перепланировки в ее комнате.
Согласно вынесенному районным судом решению по делу, требования Ивановой были признаны судом обоснованными.
В части 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ (ссылка на которую содержалась в обжалуемом гражданкой Ивановой письменном отказе в рассмотрении ее документов на согласование перепланировки) сказано следующее:
“Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
- заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры”.
Основания для отказа в согласовании перепланировки перечислены в ч.1 ст.27 Жилищного кодекса РФ, в которой сказано следующее:
“Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
- непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
- представления документов в ненадлежащий орган;
- несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства”.
Других ограничений в реализации гражданами их права на согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения Жилищный кодекс РФ не содержит.
Учитывая тот факт, что предоставление документов на согласование перепланировки неуполномоченным собственником жилого помещения лицом, не предусмотрено в ч.1 ст.27 Жилищного кодекса РФ в качестве основания для отказа в рассмотрении документов на согласование перепланировки жилого помещения, суд первой инстанции обязал местную администрацию принять и рассмотреть документы гражданки Ивановой на согласование перепланировки в ее комнате.
Судом кассационной инстанции данное решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а поданная представителем местной администрации кассационная жалоба – без удовлетворения.
Источник: Московские юристы