Суд признал неправомерными требования администрации закрытого военного городка о выселении членов семьи бывшего военнослужащего без предоставления им другого жилого помещения в связи с обналичиванием семьей бывшего военнослужащего предоставленного им жилищного сертификата.
К Московским юристам обратилась гражданка Иванова с просьбой помочь ей в решении нижеследующей проблемы. В 1998 году мужу гражданки Ивановой была предоставлена воинской частью, в которой он служил по контракту, служебная квартира по договору найма служебного жилого помещения. Данная квартира находится на территории закрытого военного городка. Вместе с супругами в указанную квартиру были вселены двое их несовершеннолетних детей. В 2002 году муж гражданки Ивановой уволился из рядов Вооруженных Сил в связи с окончанием срока действия контракта. Тогда же, в 2002 году семье Ивановых был предоставлен жилищный сертификат для улучшения их жилищных условий. Муж гражданки Ивановой обналичил указанный жилищный сертификат, путем приобретения квартиры в одном из ЖСК в Московской области. Денежные средства были перечислены банком на счет ЖСК, и квартира была оформлена в собственность гражданина Иванова. В 2003 году Иванов продал квартиру в ЖСК и на вырученные деньги приобрел дом в другом субъекте РФ. После этого он оформил расторжение брака со своей женой и перерегистрировался по месту жительства в приобретенный им дом. Семья гражданина Иванова (его бывшая жена и двое несовершеннолетних детей) осталась жить в служебной квартире Иванова в закрытом военном городке.
В 2007 году администрация закрытого военного городка обратилась с исковым заявлением в районный суд о выселении гражданки Ивановой и двух ее несовершеннолетних детей из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья. В качестве основания для заявления таких исковых требований администрация закрытого военного городка указала на то, что при получении жилищного сертификата Иванов с женой подписали обязательство об освобождении служебной квартиры после обналичивания ими этого жилищного сертификата.
Московские юристы помогли гражданке Ивановой в составлении отзыва на исковое заявление в районный суд и представляли ее интересы в районном суде по данному судебному спору. В пункте 10 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков (утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. N 351) (с изменениями от 29 сентября 1999 г.) сказано нижеследующее:
“Владелец сертификата имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата”.
Аналогичная по своему содержанию норма содержится и в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153) (с изменениями от 15 октября 2007 г.). Согласно абзацу второму пункта 55 вышеуказанных Правил “приобретаемое жилое помещение (жилые помещения) оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата”.
Таким образом, с 1999 года и по настоящий момент обналичивание жилищного сертификата представляет собой оформление приобретаемого при поддержке государства жилого помещения путем его оформления в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. Между тем, в материалах судебного дела имелись лишь сведения о приобретении жилого помещения лично гражданином Ивановым. Таким образом, гражданкой Ивановой и ее детьми жилищный сертификат обналичен не был. Служебное жилое помещение было предоставлено Ивановой и ее детям в 1998 году, как членам семьи военнослужащего Иванова. Гражданин Иванов произвел обналичивание сертификата без ведома и согласия своей супруги в 2002 году.
Предоставление служебного жилого помещения семье Ивановых и обналичивание Ивановым жилищного сертификата, были произведены до 01 марта 2005 года (то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ). В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г.) сказано следующее: “Если к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации у лица при наличии оснований, указанных в статье 108 ЖК РСФСР, возникло право на льготы, предусмотренные данной нормой, то к спорным правоотношениям можно применять положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; если же лицо до 1 марта 2005 года не приобрело право на льготы, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются”.
Таким образом, к данным правоотношениям подлежит применению ст.108 ЖК РСФСР, согласно которой не допускается выселение членов семьи бывшего военнослужащего без предоставления другого жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, районным судом было вынесено по делу судебное решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации закрытого военного городка было отказано в полном объеме.
Читайте ещё по этой теме:
Источник: Московские юристы