В статье 10 Закона города Москвы №29 от 14 июня 2006 года “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” сказано нижеследующее:
1. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.
2. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
- изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
- обмен жилыми помещениями;
- невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
- изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
- вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
- выдел доли собственниками жилых помещений;
- отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
3. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;
3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
- обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
- безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
- отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.
Из содержания вышеуказанной нормы видно, как само понятие “намеренное ухудшение жилищных условий”, так и последствия такого ухудшения жилищных условий.
К намеренному ухудшению жилищных условий граждан могут быть отнесены:
- Совершение каких-либо сделок, направленных на изменение порядка пользования квартирой (например, соглашение о выделе доли или об определении порядка пользования комнатами в квартире);
- Совершение жильцами сделки обмена жилья, при котором ухудшаются их жилищные условия;
- Намеренное (фиктивное) расторжение брака.
- Вселение детей, родителей и иных лиц, объединенных с проживающими в квартире гражданами признаками родства или свойства и ранее проживавшими (зарегистрированными по месту жительства) в другом жилом помещении на территории Российской Федерации;
- Расторжение городом с жильцами квартиры договор найма или договора социального найма за нарушение жильцами его условий;
- Совершение сделок дарения, мены, купли-продажи, на основании которой жильцы квартиры произвели отчуждение принадлежащего им жилья или части жилого помещения, после чего они получили право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязательными условиями всех вышеперечисленных действий является то, что они совершаются самими жильцами квартиры (или комнаты в коммунальной квартире), и результатом совершения ими таких действий является то, что приходящаяся на каждого проживающего в квартире (или комнате в коммунальной квартире) площадь уменьшается до такой степени, что становится возможным их постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в городе Москве это общая площадь менее 10 кв.м. на одного человека в отдельной квартире или 15 кв.м. на одного человека в коммунальной квартире) или разделение ранее заведенных на них учетных дел (что дает очередникам право на предоставление нескольких отдельных квартир в рамках улучшения жилищных условий).
Однако, вышеперечисленные случаи вовсе не означают, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеют право совершать вообще никаких действий с занимаемым (или принадлежащим им на праве собственности) жильем, рискуя быть внесенными в список граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.
Граждане вправе совершать следующие действия, не считающиеся в качестве намеренного ухудшения жилищных условий:
1. Вселение в квартиру к родителям их несовершеннолетних детей, а также вселение лиц, ранее не обладавших самостоятельным правом пользования жилым помещением (например, новорожденный ребенок или гражданин, ранее не имевший регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации);
2. Вселение супруга, нетрудоспособных родителей или иных граждан (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), если ранее, по прежнему месту жительства, они уже были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий;
3. Расторжение получателем ренты договора ренты (т.е. когда получатель ренты снова становится собственником квартиры, в которой он проживает);
4. Признание какой-либо сделки с квартирой недействительной в судебном порядке (например, расприватизация квартиры через суд);
5. Вселение в квартиру нетрудоспособных родителей, если до вселения они проживали в непригодном для постоянного проживания помещении, расприватизировали его во внесудебном порядке;
6. Расторжение договора дарения по инициативе дарителя или одаряемого, если предметом такого договора было жилое помещение.
В любом случае, совершение действий, которые могут быть квалифицированы, как намеренное ухудшение жилищных условий, влечет всего к одному-единственному последствию – пятилетнему мораторию на учет этих действий органами жилищного учета (в городе Москве это районная Управа и окружное Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы).
Иными словами, если граждане совершат действия, направленные на ухудшение их жилищных условий, то их либо не поставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ближайшие после этого события пять лет (если они ранее не стояли на таком учете), либо отсрочат предоставление им нового жилья или разделение их учетного дела на несколько учетных дел (если ранее они уже были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), на тот же пятилетний срок. Однако, в любом случае, совершение гражданами вышеперечисленных действий по ухудшению жилищных условий не может служить основанием для снятия таких граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Читайте еще по данной теме:
- Намеренное ухудшение жилищных условий
- Судебная практика: Расторжение брака не является ухудшением жилищных условий
Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист
Телефон: 8 (495) 740-55-17
Источник: Московские юристы
Сотрудник Жилищной Департамента ЮАО г.Москвы мне — очереднику 1988 г. О/О — устно сообщила, что в связи с моим разводом с гражданином Германии в 2008 г.(он не был прописан в моей квартире и не претендовал на площадь) нашу очередь заморозили на ПЯТЬ лет!!! Постановление получу позже. Законны ли действия Департамента?
Моя семья — очередники 1988 г.О/О г.Москвы, моя мама(пенсионерка 80 л.) приехала из Казахстана и проживает с нами с 2006 г., зарегестрирована в нашей квартире с 1999 г. С 2009 г.я пытаюсь её включить в нашу очередь, но не получаю ответа. Что мне делать, как защитить гражданские права моей семьи?
Если в течение 30 дней вам не было дано никакого ответа на поданное вами заявление о принятии вашей мамы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включении её в ваше учетное дело, то вы можете обжаловать эти действия жилищного отдела в судебном порядке в течение трех месяцев, как необоснованный незаконный отказ.
Согласно пп.4 п.2 ст.10 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года расторжение брака считается в г.Москве действием, свидетельствующем о намеренном ухудшении ваших жилищных условий. Поэтому формально действия сотрудников Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы нормы действующего в г.Москве законодательства не нарушают.
Добрый день!
Хотелось бы получить от Вас консультацию по вопросу улучшения жилищных условий.
Мой гражданский муж недавно развелся с женой. Оба прописаны в коммуналке в комнате 10 м.кв. уже 14 лет. У них есть малолетний ребенок (5 лет). Мы собирались пожениться в этом году, но им (моему гражданскому мужу и его бывшей жене) сказали, что постановка на учет на улучшение жилищных условий откладывается на 5 лет в связи с тем, что они якобы намеренно ухудшили свое положение разведясь, хотя мой гражданский муж полтора года проживает со мной, а не со своей бывшей женой. Они оба россияне, а я белоруска. Теперь они намерены опротестовать решение суда о разводе, чтобы стать на очередь на улучшение жилищных условий. Хотелось бы знать, есть ли в законе способы обойти 5-летний мораторий, т.к. развод был осуществлен не фиктивно и мы собирались создать новую семью. Может ли быть ситуация, если, например, меня, как законную жену, в случае заключения брака и рождения ребенка пропишут по месту жительства мужа, соответственно этим фактом мы подтверждаем, что развод был не намеренный, встать на очередь на расширение жилплощади?
Спасибо.
Если речь идет о городе Москве, то эффективных способов обойти указанное вами ограничение, предусмотренное Законом г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года, в настоящий момент, не существует.
В квартире прописаны я, мой сын и сестра. Квартира по договору социалного найма не в собственности. Если мы приватизируем эту квартиру на мою сестру полностью, будет ли считаться, что я намеренно ухудшидшила свои жилищные условия?
Приватизация квартиры, в данном случае, не может рассматриваться в качестве намеренного ухудшения жилищных условий, поскольку при оформлении приватизации никак не изменится состав лиц, проживающих в квартире, и имеющих самостоятельное право пользования этой квартирой.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. У мужа в 2-комнатной неприватизированной квартире прописано 6 человек (Муж, его мама, и его сестра с тремя детьми). У меня есть собственность 1/4 квартиры. У сестры новый муж, от которого у нее рожден третий ребенок, у него есть собственность. Вопрос: если сестра разведется с новым мужем, будет ли это являться ухудшение жилищных условий? Дети изначально были прописаны с ней и совместного имущества с новым мужем она не приобрела.
Расторжение брака рассматривается действующим законодательством, как изменение состава семьи очередника, то есть как намеренное ухудшение жилищных условий. Такое действие не влечет за собой снятие с жилищного учета, а является лишь основанием для пятилетней отсрочки в предоставлении очередникам нового жилья.