В прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «Московские юристы» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».
На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.
К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.
Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.
Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.
Прислали по почте извещение или позвонили по телефону и сообщили о снятии с очереди, но не предоставили официальных документов о снятии с очереди
Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.
В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.
Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).
Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.
Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.
Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя
Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.
Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.
В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.
В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.
То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.
Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет
В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.
Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.
В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:
«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».
Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:
- в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
- в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
- в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
- в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.
Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.
Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили
Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.
Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.
Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.
Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.
ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).
Читайте еще по данной теме:
- Суд с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
- Восстановление на очереди по улучшению жилищных условий
- Обжалование незаконного снятия граждан с жилищного учета
- Восстановление на жилищном учете ошибочного снятого очередника
Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист
Телефон: 8 (495) 740-55-17
Источник: Московские юристы
Поскольку льгота была предоставлена вам лишь в связи с наличием у вас на попечении несовершеннолетнего ребенка, то после достижения ребенком 18-летнего возраста (если только ребенок не является инвалидом, по-прежнему находящимся на вашем попечении) данная жилищная льгота на вас уже не распространяется.
Добрый день! Получили сегодня по почте письмо о снятии семьи из 4-х человек (муж, я, 2 сына (13 и 18 лет) с очереди (стояли с 2002 г.), проживали в общежитии гостиничного типа в 2-комнатной квартире без кухни, в одной комнате на 15 кв.м.
Старенький, деревянный дом (1963 г.), без удобств (воды, газа, отопления), печное отопление, в 360 км от Москвы в Ярославской области, купили 4 года назад.
Скажите, пожалуйста, можно ли что-то сделать?
У наших юристов были подобные судебные процессы. Признать распоряжение о снятии с жилищного учета и восстановиться на жилищном учете в судебном порядке вполне возможно. Но в суде нужно будет представить документы (включая заключение эксперта и технический паспорт БТИ), свидетельствующие о том, что дом не отвечает современным требованиям, предъявляемым с жилым помещениям, и в результате является непригодным для круглогодичного проживания в нем.
К тому же, если речь идет о г.Москве, то снять с жилищного учета вашу семью не могут, даже при наличии жилого дома за пределами г.Москвы, поскольку согласно Закону г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года, жильцы общежитий имеют право на улучшение жилищных условий вне зависимости от приходящегося на каждого из них метража.
Добрый день! Стояли на очереди с 2001 года с дочерью. Проживаем в коммунальной квартире 4-х комнатной, занимаем комнату 19 кв.м. На этой же площади прописан бывший муж с дочерью от первого брака (комната приватизирована). В 2007 году умерла мама. Однокомнатную, малогабаритную квартиру в городе Перми оформила в собственность, но у меня есть сестра, племянница, которые тоже имеют на нее право. Нас сняли с очереди в 2013 году. Причина - квартира в городе Перми, и бывший муж, который живет в квартире своей жены. Пожалуйста, объясните, есть ли смысл бороться в нашей замечательной стране за возможность жить нормально???
То, что учли квартиру, находящуюся в г.Перми, является вполне законным действием. Площадь, приходящаяся на вашего бывшего мужа, также может браться в расчет, если брак между вами был расторгнут менее пяти лет назад.
Если, с учетом вышеизложенного, на вас и членов вашей семьи приходится менее установленной в вашем субъекте РФ нормы предоставления, то снятие вас с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, как незаконное.
Живем в общежитии в Санкт-Петербурге с 1982 года. Стою на очереди с 1993 г. В 2005 г. умерла мама, после нее осталась квартира в Петрозаводске, оформила себе в собственность в 2006 г. Два этажа общежития предприятие оформило себе в собственность в 2013 г. - как квартиру 772 м, хотя общежитие коридорного типа. Я подала в суд на администрацию района о предоставлении жилья во внеочередном порядке, суд проиграла. Меня сняли с очереди, мотивировка п.2 ст.6 о введении в действие ЖК РФ. Я инвалид 2 группы с 2002 г. Помогите. На кого мне теперь подавать в суд?
Вы можете оспорить в суде и отменить распоряжение о снятии вас с жилищного учета. Судебная практика по такой категории дел уже сформировалась. Если общежитие было переведено в коммунальный жилой фонд и с вами был заключен договор социального найма на комнату по инициативе местной администрации, то это действие не считается улучшением жилищных условий, и не влечет за собой снятие с жилищного учета.
Здравствуйте! Была бы очень признательна за совет!
С 1991 г. состоим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Семья из 3-х человек: муж, жена и дочь. Договор соцнайма оформлен на жену, т.е. меня. Сейчас узнали, что полгода назад было принято распоряжение снять нас с учета, хотя никакого уведомления мы не получали. Причиной послужило то, что муж наследовал собственность в 1/4 доли дома в Рязанской области, а значит, что суммарно на нашу семью приходится достаточное количество кв.метров, и, как понимаю, решение о снятии с очереди вполне правомерно. Вопрос следующий: возможно ли как-то восстановиться в очереди, отказавшись от этой доли, поскольку там все равно никто не проживает и сами условия малопригодны для жизни? И, апеллируя к тому, что не поступало никакого извещения? Или же теперь придется "с нуля" оформляться (при этом отказавшись от той доли наследованного дома)?
Заранее спасибо за ответ.
В данном случае работники Депатамента жилищной политики поступили в полном соответствии с требованиями ст.ст.1 и 9 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2014 года. Поэтому снятие вашей семьи с жилищного учета оспаривать бесполезно. ВАш муж может продать унаследованный им дом третьим лицам (но не родным для него людям), и через пять лет после этого ваша семья получит право снова встать на жилищный учет (но БЕЗ сохранения года первоначальной постановки на учет).
Предложили пять вариантов и сняли с очереди. Дошли до Верховного суда, который отказал передать дело на рассмотрение, мотивируя тем, что все ранее принятые решения судами являются законными. При этом, при обжалование решений, как и в самом иске, был сделан акцент на то, что было нарушено материальное право, в частности не была учтена ч.2 ст.6 Вводного Закона "О введение в действие закона ЖК РФ". Бала ли у Вас подобная практика?
К сожалению, в указанной ситуации снимают с жилищного учета на основании ст.21 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года, и норма ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" здесь не применима, поскольку предполагается, что граждане сами отказались от всех ранее предложенных им вариантов улучшения жилищных условий.
Здравствуйте! Вопрос 1. Если у моего мужа есть квартира, но он не стоит на очереди, как я, Департамент вправе запрашивать его выписку из домовой книги с его метрами? Вопрос 2. Положено 18 м на человека, а какой, жилой или общей площади? У мужа квартира 75 м, прописаны трое. Если брать общую площадь, то получаются лишние метражи, а если жилую, то вроде по норме. Заранее спасибо!
Согласно ст.1 и ст.9 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года, ваш муж считается членом семьи очередника, и его площадь учитывается при предоставлении жилых помещений. При этом учету подлежит общая, а не жилая площадь занимаемого им жилья.
Добрый день!
После вступления судебного решения (Московский городской суд апелляционная инстанция) по восстановлению в очереди на жильё в силу, какие препоны может "придумать" ДЖП и ЖФ Москвы для затягивания сроков восстановления в очереди на жилье? И какие перспективы предоставления жилья по очереди?
Есть ли хоть один человек, который получил жильё?
Заранее благодарен за Вашу консультацию.
Судебные решения о восстановлении граждан на жилищном учете, в последнее время, Департамент жилищной политики г.Москвы исполняет крайне неохотно. Тем более, что сроков для добровольного исполнения таких решений законодательно не установлено.
Поэтому вам лучше будет взять в суде исполнительный лист, и предъявить этот исполнительный лист к исполнению в службу судебных приставов-исполнителей. Судебные приставы-исполнители назначат сотрудникам Департамента жилищной политики г.Москвы месячный срок для исполнения судебного решения, после чего начнут накладывать на них административные штрафы за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя. Это несколько ускорит решение проблемы восстановления вас на жилищном учете.
Сейчас жилищные условия очередников в г.Москве улучшаются, в основном, путем предоставления им жилья по платным программам (субсидии, купля-продажа с рассрочкой платежа или льготная ипотека). По договорам социального найма жилье предоставляют, как правило, тем очередникам, кто живет в аварийном или ветхом фонде, либо инвалидам.
Проживаю в комнате 10.2 кв.м, общей 16.76 в коммунальной квартире. Состою на учете с 1983 года. После смерти родителей в наследство (1999 г.) досталась часть квартиры 29.7 кв.м, на основании этого сняли с очереди в 2014 г. Правомерно ли это? Можно ли предпринять какие-либо попытки восстановиться в очереди и получить жилье? Спасибо.
Вы можете обжаловать распоряжение о снятии вас с жилищного учета в судебном порядке в течение трех месяцев, но лишь при условии, что унаследованный вами дом по своим техническим характеристикам не соответствует действующим нормативам, и на этом основании не может быть признан помещением, пригодным для постоянного проживания.
Здравствуйте. С 2001 года в очереди на квартиру. В 2007 умер отец и я оформила дачный домик (летний, без коммуникаци) на себя. В свидетельстве на дачу написали жилой дом. Сейчас хотят снять с очереди, засчитали дачу как жилье......??! Что нам делать? Подавать в суд, или это законно?
По данному основанию Департамент снимет вашу семью с жилищного учета, сославшись на ст.ст.9 и 20 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года. Данное распоряжение о снятии с жилищного учета можно будет обжаловать в судебном порядке, если у вас на руках будет заключение Строительно-технической экспертизы о том, что указанный вами дачный дом непригоден для постоянного проживания.
Я заявитель, выписываюсь, а ребенок моей дочери прописывается. Надо идти и что-то менять? Стоим с 1994.