г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Сняли с очереди на квартиру. Что делать?

ДЖП и ЖФВ прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «Московские юристы» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.

К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.

Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Прислали по почте извещение или позвонили по телефону и сообщили о снятии с очереди, но не предоставили официальных документов о снятии с очереди

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Читайте еще по данной теме:

Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист

Телефон: 8 (495) 740-55-17

Источник: Московские юристы

0

Комментарии (153)

В настоящий момент очень много льгот, действовавших до 2005 года, отменено. Отмена льготы не дает право муниципалитету (в Москве это Департамент городского имущества) снимать граждан с жилищного учета. Однако Департамент может перевести вас из определенной очереди (в связи с тем, что после отмены льготы такой очереди больше не существует) в общую очередь на получение жилья. Такое действие Департамента оспорить в суде будет значительно сложнее, поскольку формально ваше право на улучшение жилищных условий переводом в общую очередь не нарушается.

Здравствуйте. Москва, бывшее общежитие, жилье 36 м, прописано 2 человека (мать, сын). С 96 года стояли на очереди. В 14 году общежитие перевели в муниципальное жилье, подписали договор социального найма и сняли с очереди на улучшение жилищных условий. Насколько это правомерно?

В данном случае всё зависит от площади жилого помещения, указанной в договоре социального найма. Дело в том, что в момент существования общежития, на очередь ставили всех его жильцов, без учета приходящейся на каждого из них площади жилого помещения (не путать с жилой площадью). После перевода общежития в муниципальный фонд комнатам в бывшем общежитии присвоили статус комнат в коммунальных квартирах. С этот момента уже стали приниматься в расчет площадь жилого помещения (с учетом части площади коридора, кухни и санузла), и если эта площадь превышала 18 кв.м на одного человека, то таких жильцов снимали с жилищного учета.

На учёте с 1989 г., т.к. проживала в общежитии и была молодым специалистом. В 2006 г. получила в наследство от умершей матери квартиру в другом городе. В этом же году общежитие поменяло статус на дом коммунального типа. Добилась через суд заключения договора соц.найма на комнату, в которой проживала. Решили с учёта не снимать, хотя в учётном деле имелись документы на унаследованную квартиру. Даже выписали решение о заключении договора соцнайма без снятия с учёта. А в этом году сняли с учёта по причине унаследованной квартиры, как обеспеченную жильём. Имели ли право? Получается, что применили ко мне закон с опозданием на 8 лет и при одних и тех же обстоятельствах (мои жилищные условия не изменились с тех пор). Закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.

В данном случае все зависит от того, осталась ли у вас в собственности унаследованная квартира, или эта квартира была вами отчуждена (если была отчуждена, то когда именно). Если унаследованная квартира по-прежнему числится у вас в собственности, то вас сняли с жилищного учета совершенно законно, поскольку приплюсовали размер занимаемой вами площади в доме коммунального заселения к площади унаследованной квартиры. Если вы произвели отчуждение унаследованной квартиры (продали её или подарили кому-либо) менее пяти лет назад, то снятие вас с жилищного учета также является законным. Однако в том случае, если вы продали или подарили кому-либо унаследованную квартиру более пяти лет назад, то снятие вас с жилищного учета является незаконным, и может быть вами оспорено в судебном порядке.

Здравствуйте!
Свекровь, муж и ребенок стоят на очереди по программе улучшения жилищных условий. В коммунальной комнате 32 кв.м на ул.Х в СПб.
Я супруга и 2 года прописана у них в комнате.
С рождения я была прописана в коммунальной квартире у мамы (ул.М в СПб).
Но 4 года назад мать квартиру продала. И я была вынуждена прописаться в квартиру к своему отцу и сестре (ул.У в СПб)
Квартира у отца, 2-к. кв. И в ней я была прописана меньше 2 х лет, после чего муж прописал к себе в комнату (на тот момент у отца в квартире были прописаны 5 человек на 47 кв.м).
Сейчас мы были в Жилищном отделе с вопросом о постановке меня на очередь к мужу в комнату и внесение в список очередников.
На что специалист ответила, что это было преднамеренное ухудшение жилищных условий (так как я из отдельной квартиры прописалась к мужу) и мне не дадут добро на постановку на учет.
Так ли это? И можно ли это оспорить в случае отказа в постановке меня на учет?

В данном случае либо вы неправильно поняли ответ специалиста жилищного отдела, либо специалист жилищного отдела неправильно понял вашу ситуацию.
При намеренном ухудшении жилищных условий, учитываются действия, совершенные очередниками за последние пять лет.
То, что вас зарегистрировали в комнате очередников, считается намеренным ухудшением жилищных условий. Однако это действие не порождает отказа в постановке вас на жилищный учет, а учитывается при улучшении жилищных условий в течение пяти лет с момента совершения такого действия.
Жилищный отдел должен будет поставить вас на учет вместе с остальными жильцами комнаты в коммунальной квартире. Но при этом в течение ближайшего года (оставшегося после истечения четырех лет с момента регистрации вас в этой комнате) жилищный отдел должен будет учитывать приходившуюся на вас площадь в квартире отца, в размере 9,4 кв.м (47 кв.м / 5 человек) при предоставлении жилья семье вашего мужа.
По истечении года ваша перерегистрация из квартиры отца в комнату мужа вообще никакого значения иметь уже не будет.
Письменный отказ в постановке на учет по указанному вами основанию, вы сможете обжаловать в судебном порядке.

В 96 году продал свою квартиру, и сразу же встал на очередь в получении квартиры на службе. Будет ли считаться это ухудшением жилищных условий?
В то время руководствовались постановлением Совмина №335. Там не говорится об ухудшении, как об этом прописано на настоящем Законодательстве.

Действия, повлекшее ухудшение жилищных условий, учитываются в течение пяти лет со дня их совершения. Поскольку вы продали квартиру в 1996 году, то с 2001 года продажа вами квартиры не влечет за собой никаких правовых последствий.

Здравствуйте. Может ли администрация снять с очереди молодую семью, потому что семья приобрела квартиру в ипотеку? Правомерны ли их действия? Мы встали в очередь 2014 году, и с каждым годом двигали назад.

Судебная практика по такой категории дел исходит из следующего. Если квартира была приобретена в ипотеку на имя человека, стоявшего на жилищном учете, то снятие с жилищного учета является правомерным. Если же квартира была приобретена на имя человека, не стоявшего на жилищном учете (но, по мнению местной администрации, являющегося членом семьи заявителя), то решение о снятии с жилищного учета в этом случае подлежит отмене.

Здравствуйте. У нас сложилась трудная ситуация. Семья состоит в очереди (муж, жена и 2 детей) на улучшение жилищного помещения с 1998 г. Им предоставили комнату в 3-х комнатной коммунальной квартире. В 2005 году дочь использовала свою часть и взяла программу от государства - социальную ипотеку, жилье под проценты. Она её выплатила и продала. Сейчас она приобрела свою собственную квартиру в Одинцовской обл. за свои собственные деньги. Т.к. она воспользовалась своей долей, она с учета слетела и остались на учете стоять (муж, жена, сын). Сейчас, когда хотели узнать, какие есть программы или субсидии, чтобы воспользоваться, мы узнаем, что нас с мая 2020 года без предупреждения сняли с очереди. Ссылаются на то, что у дочери есть квартира в Одинцовской обл. и дом в Брянской обл. Но какое отношение имеет к её жилью семья? Если они там и живут в одной комнате коммунальной квартире, они не оформлены там и не имеют никого отношения к её имуществу. Что делать в такой ситуации?

Здравствуйте.
Для начала, Вам нужно будет истребовать из местной администрации копию Распоряжения о снятии семьи с жилищного учета. В зависимости от содержания этого распоряжения, можно будет решить, насколько перспективно его обжалование в судебном порядке.
Здесь могут быть самые разные варианты. Администрация может сослаться на то, что в 2005 году все члены семьи дали письменное согласие на улучшение жилищных условий путем предоставления дочери социальной ипотеки и её отселения из квартиры.
Возможен вариант, при котором администрация неправомерно учла имущество (жилые помещения), принадлежащие не только дочери, но и членам её семьи (её супругу и детям).
То есть могут быть самые разные основания для снятия с учета, как правомерные, так и неправомерные. Узнать об этом можно будет только после ознакомления с текстом распоряжения.

Оставить комментарий