В прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «Московские юристы» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».
На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.
К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.
Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.
Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.
Прислали по почте извещение или позвонили по телефону и сообщили о снятии с очереди, но не предоставили официальных документов о снятии с очереди
Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.
В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.
Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).
Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.
Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.
Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя
Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.
Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.
В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.
В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.
То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.
Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет
В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.
Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.
В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:
«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».
Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:
- в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
- в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
- в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
- в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.
Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.
Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили
Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.
Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.
Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.
Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.
ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).
Читайте еще по данной теме:
- Суд с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
- Восстановление на очереди по улучшению жилищных условий
- Обжалование незаконного снятия граждан с жилищного учета
- Восстановление на жилищном учете ошибочного снятого очередника
Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист
Телефон: 8 (495) 740-55-17
Источник: Московские юристы
Договор социального найма на квартиру, после вашей перерегистрации по другому месту жительства, нужно будет переоформить на другого совершеннолетнего жильца вашей квартиры. Затем новый наниматель квартиры должен будет явиться в окружное УДЖП г.Москвы (если речь идет о городе Москве) и подать заявление о том, чтобы теперь его указали в учетном деле в качестве нового заявителя.
Добрый день!
Стоим в очереди с 89 года. В трехкомнатной коммунальной квартире мать и сын занимают по договору социального найма 1 комнату. Есть еще соседи (семья из 4 человек, но прописаны двое), но они уже давно не живут, т.к. купили квартиру и оформили на непрописанных членов семьи. Нам показали 3 варианта и сняли с очереди в 2013 году. А недавно подали документы на приватизацию этой комнаты. Можно ли восстановиться теперь в очереди? Есть ли какие-то варианты выселить этих соседей и присоединить площадь? Соседи платят коммунальные платежи.
Заранее спасибо!
Согласно требованиям ст.21 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года вашу семью после трех подряд отказов от предложенных вариантов улучшения жилищных условий должны были не снимать с жилищного учета, а перевести в отдельный список, в рамках которого предложить ещё два варианта нового жилья, и лишь после отказа от этих двух дополнительных вариантов снять с очереди.
Вы можете обжаловать распоряжение о снятии с жилищного учета в судебном порядке, подав соответствующий иск в Пресненский районный суд г.Москвы.
Доброе время суток! У меня несколько вопросов. Семья из четырёх человек в 1983 году встала на очередь. Квартира была коммунальная. Далее нам отдали вторую комнату в этой квартире без снятия с учёта. На четверых вышло 46 кв. метров. В 1994 г. умирает один из членов семьи. Но с очереди нас не сняли тогда. A в апреле 1999 году у меня родился ребенок и здесь я узнаю, что с очереди нас сняли в январе 1999 г. Причину снятия не сообщили. Можно ли было тогда восстановиться в очередь? И можно ли что-то сделать сейчас?
Вам нужно получить на руки Постановление (или Распоряжение) о снятии вашей семьи с жилищного учета. Именно с даты выдачи вам этого постановления (распоряжения) будет исчисляться трехлетний срок на подачу в суд иска о признании его незаконным и восстановлении вас с семьей на жилищном учете.
Выводы об основаниях для подачи такого иска, как и сама законность данного постановления (распоряжения) можно будет сделать только после того, как вы ознакомитесь с текстом данного документа и узнаете мотивировку, с которой вы были сняты с жилищного учета.
Доброе время суток! В 1983 году мы встали на очередь. Сейчас наш дом под снос, и нам сообщили о том, что мы сняты с очереди в 1999 году. Основания для снятия они не могут сообщить, т.к. это прошло уже много лет, сказали чтобы мы зaкaзaли в центральном архиве документы, и там будет причина, по которой нас сняли с очереди. Я получила ответ на запрос из архива. Ответ меня удивляет. В архиве нет данных о том, что нас сняли с учёта. Подскажите, пожалуйста, что нам делать?
Если речь идет о городе Москве, то вам нужно подать заявление в Департамент городского имущества (бывший ДЖП г.Москвы) заявление, с просьбой дать вам разъяснения о том, когда вам, как очереднику 1983 года, будет предоставлено жилье в порядке улучшения жилищных условий. Если вам будет прислан письменный ответ, что на основании такого-то распоряжения от такой-то даты вы были сняты с жилищного учета, то в течение трех месяцев вам нужно будет подать в суд заявление об оспаривании данного распоряжения. Суд истребует из Департамента копию вашего учетного дела, в котором будет содержаться, в том числе, и копия распоряжения о снятии вас с жилищного учета. Ознакомившись с содержанием распоряжения, вы сможете подать в суд заявление об уточнении ранее заявленных требований, в котором указать подробно, по пунктам, в чем именно это распоряжение нарушает ваши права.
Здравствуйте. Подскажите, что можно сделать в данной ситуации. Моя мать давно стоит в очереди на квартиру. И около года назад нам позвонили и предложили квартиру в городе Подольск, без ведома матери. Свекровь отказалась от предложенного варианта, поставив нас перед фактом только теперь. Возможно ли теперь, через время, принять это предложение?
Согласие на предложенный вариант теперь давать бесполезно, поскольку эта квартира с вероятностью 100 процентов уже была предоставлена другим очередникам. Другое дело, что отказ свекрови не является основанием для снятия с жилищного учета вашей мамы, поскольку заявителем (лицом, по чьему заявлению ваша семья была принята на жилищный учет) свекровь не является, и отказ от предложенного варианта она давала от своего имени, а не на основании какой-либо доверенности, выданной вашей мамой.
Здравствуйте, уважаемые юристы!
В 2004 году мною был приобретен в собственность земельный участок для ведения садоводства (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 600 м2) и жилое строение (без каких-либо коммуникаций, не отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам), общей площадью 44,6 м2, в том числе жилой 16,1 м2, в техническом паспорте которого указаны характеристики элементов: фундамент – железобетонные столбы (пескоблоки 20*20*40 см); стены – из щитов неутеплённых заводского изготовления.
Разве эти характеристики земли и строения указывают на пригодность для постоянного проживания? Или всё-таки жилищная группа Управы ошиблась при прочтении документов?
По всей видимости, жилищная группа Управы руководствовалась при принятии решения записью в вашем Свидетельстве о государственной регистрации права на приобретенное строение, где сказано, что это “жилой дом”. Однако такая запись не имеет правового значения, если строение не соответствует требованиям пункта 12 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", согласно которому жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Если приобретенное вами строение этим требованиям не соответствует, то вам нужно будет заказать строительно-техническую экспертизу, чтобы эксперт дал четкое заключение о том, что дом не отвечает предъявляемым к жилым строениям требованиям, и затем предоставить в Управу копию этого экспертного заключения.
Здравствуйте. С 2012 г. стояли в очереди на выплату для приобретения жилья по программе "Молодая семья". Заявителем являюсь я. Прописаны и проживали с мужем в квартире у бабушки мужа (собственник), вместе с бабушкой и его дядей. Документы, подтверждающие отсутствие жилплощади, запрашивали официально у Россреестра лично. В 2014 г. родился ребенок, которого мы так же хотели признать нуждающимся для получения социальной выплаты в рамках программы. О чем письменно уведомили Управление по распределению жилья. Они, в свою очередь, повторно самостоятельно запросили в Росреестре документы об отсутствии/наличии жилья у всех проживающих с нами. В этот раз Росреестр предоставил сведения о наличии у бабушки и дяди по 1/3 доли в еще одной квартире (квартира находится в области, по 1/3 доли у дяди и бабушки было еще с 1996 г., я об этой квартире ничего не знала). Но даже с учетом этой жилплощади я, муж и сын попадали по нормам в категорию нуждающихся. Но в Управление не стали учитывать наличие ребенка и сняли нас с очереди. Скажите, пожалуйста, правомерны ли их действия? С учетом того, что ошибка была не наша, а гос.органа (неверно была предоставлена информация о собственности), к "всплывшей" квартире я не имею никакого наследственного отношения и она не принадлежит моим родственникам, и следует ли учитывать тот факт, что дядя, проживающий с нами, страдает тяжелой формой эпилепсии и проживание с ним в однокомнатной квартире вместе с ребенком затруднительно.
Вам нужно в течение трех месяцев с даты получения на руки Распоряжения о снятии с жилищного учета, обжаловать это распоряжение в судебном порядке. К заявлению об оспаривании распоряжения нужно будет приложить, кроме решения о постановки вашей семьи на жилищный учет, а также текста самого обжалуемого распоряжения, правоустанавливающие документы на жилье бабушки и дяди, выписки из ЕГРП об отсутствии другого жилья у вас с мужем и ребенком, а также копию финансового лицевого счета на занимаемую вами сейчас квартиру. Тогда из приложенных вами документов будет видно, что на каждого из очередников приходиться меньше учетной нормы из расчета на одного человека, что и будет являться основанием для отмены Распоряжения.
Добрый день. Все так и сделала (собрала и предоставила все документы). Но, к сожалению, суд вынес решение не в нашу пользу и занял сторону Управления по распределению жилья. Виновной по "всем статьям" осталась я. Потому что (цитата судьи) не проверила информацию, предоставленную Росреестром, и не проконтролировала Управление, чтобы они ее проверили (смешно, не правда ли). Буду подавать апелляцию. Скажите, пожалуйста, были ли в Вашей практике подобные случаи (или примерно такие) с положительным исходом для граждан. И вообще, как по Вашему, каков процент моего выигрыша в этом деле?
Конкретно с таким основанием для снятия с жилищного учета нашим юристам прежде иметь дело не приходилось. Однако в вашем случае судья нарушил правила о доказывании по делам в порядке публичного производства. Дело в том, что по такой категории дел ГПК РФ установлен особый порядок доказывания – заявитель должен лишь предъявить в суд документы, подтверждающие нарушение его права, а орган государственной власти или должностное лицо (чьи действия обжалуются в суде) уже сам должен доказать, что все действия совершил в рамках российского законодательства. В данном случае этого сделано не было, поскольку именно на местный Жилищный отдел (в г.Москве – Департамент городского имущества) возлагается обязанность по проверке достоверности предоставленной информации.
Добрый день. Мы состояли в очереди на улучшение жил условий. Я, моя дочь и моя мама. После того, как мы приватизировали квартиру, а дочь прописали к моему мужу, нас сняли с очереди. Законно ли это? Ведь площадь мужа тоже учитывается, соответственно, и условия никак не улучшились.
Если заявителем (лицом, по чьему заявлению ваша семья была поставлена на жилищный учет) была не ваша дочь, то площадь жилого помещения её мужа при подсчете кв.м из расчета на одного очередника, учитывать не имели права. В этом случае вы можете обжаловать Расторжение о снятии вашей семьи с жилищного учета в судебном порядке, в течение трех месяцев со дня принятия данного Распоряжения.
Я с родным братом стоял с 88 года. Мать стояла по другой программе субсидирования. В ноябре 2014 истекал срок субсидии матери, и она решила купить на эти деньги квартиру в далекой области нашему "бездомному" сводному брату (по отцу). В апреле 2015 пришло уведомление моему брату (мне не приходило) о том, что "Вас с братом сняли с очереди, так как ваша мать улучшила жилищные условия". По факту, у нас с братом как было по третье части квартиры (7 метров жилой площади) так и осталось... Подскажите, пожалуйста, можно ли сделать что-то в этом случае, если никак повлиять на решение матери мы не могли и, в общем, она нам, совершеннолетним, ни чем не обязана?
Обжаловать снятие вас с братом с жилищного учета можно в судебном порядке, но лишь при условии, что вы вдвоем стояли на жилищном учете в рамках отдельного от вашей мамы учетного дела, и после 01 марта 2005 года ваши с мамой учетные дела не были объединены в одно общее учетное дело.
С 1999 года стоял в жилищной очереди на улучшение жилищных условий. Числился в общежитии коридорного типа на койко-место. При передаче общежития на баланс города, ДЖП оформил мне договор социального найма на комнату 13,1, в помещении жилой площади 21,6 кв.м. Договор я не подписывал. ДЖП снял с очереди, мотивируя обеспеченность более 18 кв.м. В период оформления Договора социального найма ДЖП, представленная мне комната не была переведена в жилое помещение, лишь только через пару месяцев стала жилым помещением. На комнату открыты два ФЛС, приходит платежка на два человека (по 6,55 кв.м). Есть ли шанс восстановиться в очереди? Спасибо.