В прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «Московские юристы» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».
На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.
К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.
Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.
Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.
Прислали по почте извещение или позвонили по телефону и сообщили о снятии с очереди, но не предоставили официальных документов о снятии с очереди
Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.
В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.
Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).
Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.
Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.
Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя
Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.
Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.
В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.
В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.
То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.
Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет
В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.
Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.
В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:
«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».
Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:
- в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
- в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
- в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
- в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.
Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.
Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили
Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.
Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.
Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.
Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.
ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).
Читайте еще по данной теме:
- Суд с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
- Восстановление на очереди по улучшению жилищных условий
- Обжалование незаконного снятия граждан с жилищного учета
- Восстановление на жилищном учете ошибочного снятого очередника
Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист
Телефон: 8 (495) 740-55-17
Источник: Московские юристы
В настоящий момент действующие нормативные акты, предписывающие учитывать срок беременности при предоставлении жилья, отсутствуют.
В очереди на квартиру стою с 2004 года со своим сыном как мать одиночка. Сын 1990 года рождения. В 1994 году вышла замуж и прописала мужа в квартиру 28.5 кв. метров, а в 1997 году пришлось развестись - но выписать не смогла бывшего мужа. В 2012 году вступила в наследство на дом в деревне после смерти мамы - другого жилья никто из нас не имеет. Снимут ли нас с очереди на квартиру по новым законам?
Если дом в деревне был оформлен (зарегистрирован в Управлении Росреестра) в Вашу собственность, то его площадь будет приплюсована к площади занимаемой Вами квартиры. Получившаяся таким образом общая площадь всех занимаемых вами помещений (квартиры + дома) будет поделена на количество зарегистрированных в вашей квартире жильцов. Если получившаяся конечная цифра будет больше, чем установленная в вашем субъекте РФ площадь предоставления жилья из расчета на одного человека, то вас могут снять с жилищного учета, как обеспеченную жильем по требованиям местного законодательства.
С 1995 по 2006 года стояла в очереди на жилье. Недавно выяснилось, что с 2006 года нет меня в списках. Администрация района причин снятия не называет, просто нет документов и все (вроде как утеряны). Возможно ли восстановиться в очереди, чтоб не попасть в конец очереди? И как быть, если очередь уже прошла? Каким номером возможно восстановиться? На момент вынесения постановления номер в очереди был 132.
Вам нужно будет подать в местную администрацию заявление с требованием о предоставлении вам нового жилья в порядке улучшения жилищных условий в 2017 году.
Если вам придет ответ о том, что перед вами в очереди стоит ещё такое-то количество очередников, в связи с чем улучшить ваши жилищные условия в 2017 году не представляется возможным, то значит, что ваше учетное дело не было утеряно, и просто ещё не подошла ваша очередь.
Если же вам придет письменный ответ о том, что местная администрация не располагает сведениями о том, что вы состоите на жилищном учете, и в связи с этим не может улучшить ваши жилищные условия в 2017 году, то вам придется подать в суд иск о восстановлении на жилищном учете. В суде вам нужно будет доказывать факт постановки на жилищный учет в 1996 году, и просить суд обязать местную администрацию восстановить вас на жилищном учете именно с вышеуказанного года постановки на учет.
Здравствуйте. Такой вопрос. Наша семья состоит из пяти человек: папа, мама, два сына и дочь. Моя мама стоит в очереди на квартиру с 1998 г. Наша квартира составляет 38 кв.м. Я (дочь) в 2009 г. родила сына, прописала его в квартире у родителей. Туда же еще прописались мой муж в 2015 г., моя дочка в 2016 г. В 2016 г. на материнский капитал мы купили 1/2 часть дома 19 кв.м. Оформлен на меня (дочь). У сыновей мамы ничего в собственности нет. Квартира приватизирована, собственник папа и мой сын. Мамина очередь вот-вот подойдет, а надо сдавать документы. Не снимут ли нас с очереди, за то, что у меня (дочери) есть 1/2 часть дома 19 кв.м?
Для того, чтобы ваших родителей сняли с жилищного учета, нужно, чтобы на каждого из членов семьи приходилось более 18 кв.м жилья. Как следует из содержания вашего вопроса, в квартире площадью 38 кв.м сейчас зарегистрировано восемь человек. Кроме того, вам принадлежит половина дома площадью 19 кв.м. Если просто просуммировать площади жилых помещений (38 + 19 = 57 кв.м) и поделить на восемь человек, то получится 7,15 кв.м, что явно меньше указанных ваше 18 кв.м. Поэтому оснований для снятия ваших родителей с жилищного учета, при данных обстоятельствах, не имеется.
Здравствуйте! Я уже писала Вам 13.04.17 в 11:26. Забыла спросить, а доли в доме надо выделять детям и мужу? Если да, то их нужно выписывать из квартиры и прописывать в доме? Повлияет ли это очередь на квартиру?
Выделять доли мужа и детей в приобретенном доме не обязательно. Если всё оставить, как есть сейчас, то ни вас, ни вашу маму, с жилищного учета снять не должны.
Семья (отец и сын, семья сына - жена, дочь с ребенком и еще 2 несовершеннолетних детей сына, всего 7 человек) прописана в хрущевке, очередники Москвы с 2004 года. Есть незарегистрированный дом с удобствами в Московской области (СНТ). Сейчас по данным аэрофотосъемки дом фигурирует как незарегистрированное строение. Как правильно оформить дом (или не оформлять, или избавиться от участка), чтобы избежать снятия с жилищного учета?
Возможны два варианта решения возникшей проблемы:
1) Зарегистрировать дом по дачной амнистии, как нежилое строение;
2) Продать земельный участок вместе с незарегистрированным домом посторонним лицам.
Не регистрировать дом (то есть оставить ситуацию в её нынешнем виде) не рекомендуется, поскольку это приведет к повышению налоговой ставки на землю и уплате штрафов за уклонение от постановки дома на кадастровый учет.
Я состоял на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту жительства с 1969 года под учетным номером в списке муниципальной подведомственности — 138.
06 апреля 2015 года в мой адрес было направлено Уведомление о результатах рассмотрения жилищного вопроса. В соответствии с данным Уведомлением, на основании Постановления администрации 02 апреля 2015 года и какого-то заявления, я был снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Мой сын, ветеран боевых действий Чеченской республики, был прописан по данному адресу 02 ноября 2005 года. Следовательно, данные о том, что моя семья нуждается в улучшении жилищных условий, что на 2-х взрослых человек приходится по 5,5 м2, были известны должностным лицам администрации города Сочи, на момент принятия Постановления в 2015 году. Что нам делать???? Законно ли это???
Вам нужно получить точную информацию о причинах снятия с жилищного учета. Основания для снятия с жилищного учета могут быть самые разные – от выявления другого жилья у заявителя и членов его семьи, до подачи заявителем и кем-либо из стоящих вместе с ним на жилищном учете членов его семьи заявления о снятии с жилищного учета. Точную информацию о причинах снятия с жилищного учета можно узнать лишь из содержания Постановления администрации 02 апреля 215 года. Вам нужно истребовать письменным заявлением из местной администрации копию указанного Постановления. Если содержащаяся там информация не будет соответствовать действительным обстоятельствам дела, то Вы сможете оспорить это Постановление в судебном порядке и на основании решения суда восстановиться на жилищном учете.
Здравствуйте! Стоим с мужем уже много лет в очереди на получение ГСЖ по категории Чернобыльцы. В прошлом году начали формировать новые списки с внеочередниками, которые отодвигают нас ещё дальше. Подскажите, если мы с мужем оформим развод - он продолжит ожидание обещанного государством сертификата, я возьму на себя ипотеку - не найдётся ли у соответствующих органов причины снять моего (бывшего в такой ситуации) мужа с очереди или не предоставить сертификат? Ждать уже сил нет. Но терять хотя бы уменьшенную (т.е. только на мужа) господдержку не хочется. Спасибо!
Поскольку по данной категории на очередь вставал ваш муж, то сам факт расторжения брака не будет являться основанием для снятия его с очереди. Однако с момента расторжения брака, и до момента приобретения на ваше имя другого жилья по ипотеке, должно пройти не менее пяти лет. В противном случае эта приобретенная квартира будет считаться, в том числе, и его жилым помещением, что уже будет являться основанием для снятия вашего бывшего мужа с жилищного учета.
Спасибо большое за ответ! Если возможно, уточните, пожалуйста - после развода мы же не будем считаться одной семьёй, и, соответственно, на очереди будет стоять он один - почему же тогда мои действия по покупке квартиры будут отнесены к нему? Просто не могу найти такого в правилах выпуска сертификатов... Спасибо!
Существует ст.53 ЖК РФ о намеренном ухудшении жилищных условий. Формально эта статья относится к гражданам, которые могут быть приняты на жилищный учет. Однако государственные органы часто применяют эту норму и к гражданам, ранее уже принятым на учет.
Именно по этой причине факт развода будет засчитан через пять лет после регистрации расторжения брака. А до истечения вышеуказанного пятилетнего срока квартиру, приобретенную вами по ипотеке, могут засчитать, как площадь, принадлежащую вам и вашему бывшему мужу.
При этом стоит различать состав членов семьи по Семейному кодексу РФ, и по Жилищному кодексу РФ. В первом случае к членам семьи относятся лица, объединенные признаками родства или свойства. Во втором случае – лица, принятые на жилищный учет в качестве членов одной семьи, а также лица, вселенные в качестве членов семьи нанимателя или собственника жилого помещения.
Муж стоит на очереди с 2002 года. В 2012 умер дед и оставил дом в наследство. Муж живёт в СПб, а дом находится в Псковской области, он без воды, газа, отопления, канализации. Его кадастровая стоимость 250000 р. Из-за такого дома тоже имеют право снять с очереди? Ведь чтоб встать на очередь, дом с кадастровой стоимостью не выше 500000 р. не является помехой...
В данном случае существенное значение имеет не кадастровая цена (которая учитывается только при постановке на учет), а площадь дома. Если площадь дома + приходящаяся на вашего мужа площадь квартиры в СПб будет превышать норму предоставления, то тогда его вполне могут снять с жилищного учета, как обеспеченного жильем согласно установленной для жителей СПб норме предоставления из расчета на одного человека.
Добрый день. Стоим на льготной очереди на улучшение жилищных условий с 1992 г. Семья из 4 человек проживает в квартире площадью 42 кв.м. Никаких квартир и домов в собственности нет, и не было. Пришло уведомление о снятии с льготной, но с сохранением места в общей очереди (по льготной были 1, по общей 92). На льготную очередь встали в связи с рождением близнецов (постановление от 31.07.1984 г. №335 п.23 (И). Законно ли это, подскажите.