г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Сняли с очереди на квартиру. Что делать?

ДЖП и ЖФВ прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «Московские юристы» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.

К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.

Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Прислали по почте извещение или позвонили по телефону и сообщили о снятии с очереди, но не предоставили официальных документов о снятии с очереди

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Читайте еще по данной теме:

Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист

Телефон: 8 (495) 740-55-17

Источник: Московские юристы

0

Комментарии (153)

Если вы заключите брак, то всю вашу семью снимут с жилищного учета, поскольку посчитают метраж квартиры, принадлежащей вашему мужу. Однако в настоящий момент сложилась положительная судебная практика, по которой вы с мамой сможете восстановиться на жилищном учете, поскольку:
1) Квартира вашего мужа не считается общим имуществом супругов;
2) Если ваш муж НЕ будет регистрироваться по месту вашего проживания, а вы, в свою очередь, НЕ перерегистрируетесь в его квартиру, то ваш муж не будет считаться членом семьи заявителя – вашей мамы – и его жилье по закону учету не будет подлежать.
Однако, как уже было сказано выше, после регистрации вами брака, вашу маму и вас автоматически снимут с жилищного учета, и восстанавливаться на жилищном учете вам придется в судебном порядке.

Мы, являясь многодетной семьей, стояли в очереди на жильё с 2005 года. В 2012 году нужно было обновить документы, но мы не знали об этом и никаких уведомлений, ни письменных, ни устных, не получали по сегодняшний день. Вчера пришёл ответ, на наш запрос об очерёдности, в котором мы узнали, что сняты с учёта, аж в 2012 году, как не подтвердившие основание предоставления жилья... Что нам делать? Живём впятером в одной комнате, в жилье нуждаемся.

Если вам по почте, начиная с 2005 года и по 2016 год, не приходило никаких уведомлений, то имеются основания для судебного оспаривания и отмены распоряжения о снятии вас с жилищного учета. Однако в суде придется подавать заявление о восстановлении срока исковой давности. Срок на подачу такого иска у вас составляет 3 месяца с даты получения письма из Департамента о снятии вас в 2012 году с жилищного учета.

Добрый день! Прошу проконсультировать меня по моему вопросу! В 2015 году я зарегистрировала брак. Стою в очереди на жилье по рз 30 (Сыктывкар) с 2012 года по категориям: "лица, имеющие 3х и более детей" и "лица, потерявшие жилое помещение по причине стихийных бедствий". Первая дочь от первого брака. Мой второй муж является отцом двух младших дочерей. По первой категории нас сняли с очереди, т.к. старшей дочке исполнилось 18 лет, и по второй категории нас тоже сняли с очереди по причине того, что у моего мужа есть жилье (70 кв.м). Муж в ветхом жилье не был зарегистрирован, только я и дочери. В его квартире мы имеем временную регистрацию. Вопрос: скоро суд! Насколько правомерны действия администрации города Сыктывкара по отношению ко мне, по отношению к моей старшей дочери.

Если с учетом квартиры вашего мужа, на каждого из очередников приходится больше, чем норма предоставления жилья на одного человека, установленная законодательством вашего субъекта РФ, то снятие с жилищного учета является вполне законным. Если же с учетом вас с тремя детьми, ваших родителей и вашего мужа, на каждого приходится меньший метраж, чем установленная в вашем субъекте РФ норма предоставления, то тогда суд вполне может ваши иск удовлетворить.

Прописан совместно с бывшей женой в служебной квартире. Состоял на очереди с 1987 года. Сын купил квартиру по программе "Молодая семья", мы с бывшей женой остались прописаны в служебной квартире. Департамент гос.имущества посчитав квадраты купленного жилья сыном и метраж служебной квартиры, снял нас с бывшей женой с очереди. Обосновав, что по метражу мы обеспечены по норме. Проживаем в Москве.

В данном случае ДГИ руководствовался ст.ст.1 и 9 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года, согласно которым учитывается площадь жилья, относительно которого заявитель и члены его семьи имеют самостоятельное право пользования. Супруг, дети и родители заявителя учитываются вне зависимости от места их проживания.

Добрый вечер!
Стоим на очереди с 1999, семья из 3 человек, 1 собственник, но он не заявитель. Можно ли на этой (единственной) жилплощади временно, на полгода, зарегистрировать 2-х человек? Без проживания. Не снимут ли с очереди на таком основании?

Такое действие не является основанием для снятия очередника с жилищного учета. Однако вселение в квартиру посторонних лиц считается намеренным ухудшением жилищных условий, и повлечет за собой пятилетнюю отсрочку улучшения ваших жилищных условий.

Я стою на очереди с 1994 г. (проживала с матерью и дочерью в общежитии). Но членами семьи почему-то считается только дочь. В 2006 г. дочь вышла замуж и с 2011 г. совместно со мной не живет и не прописана. В 2013 г. приобретает квартиру вместе с мужем (78,9 кв.м) и двумя дочерьми. В августе 2016 г. меня снимают с очереди (общая, и как инвалид), в связи с утратой оснований, так как посчитали, что я имею долю в квартире дочери и обеспечена больше чем 12 кв.м (учетная норма по г.Новосибирску, норма предоставления по нашему городу 15 кв.м). Можно ли обжаловать это через суд и восстановиться на очереди, так как дочь уже давно со мной не живет и не является членом моей семьи? И как рассчитывать обеспеченность жильем - по учетной норме или по норме предоставления?

Обеспеченность жильем рассчитывается по норме предоставления. То есть, в вашем случае, для снятия с жилищного учета на каждого члена вашей семьи должно приходиться более 15 кв.м жилья. При этом к членам семьи относятся супруг, дети и родители заявителя – вне зависимости от места из проживания, а остальные граждане – если они были вселены (зарегистрированы по месту жительства) в жилое помещение заявителя в качестве членов его семьи.

Здравствуйте! Дополнительный вопрос к вопросу от 6 октября 2016 г. Т.е. получается, членами моей семьи является моя мать и дочь (мать прописана и проживает со мной в общежитии, дочь прописана и проживает в своей квартире с мужем и 2 дочерьми). Как рассчитать норму обеспеченности жилья? У дочери 2 квартиры общей площадью 78,9 кв.м (в одной квартире она одна собственник (36,1 кв.м), во второй квартире (42,8 кв.м) вместе с мужем и 2 дочерьми) Т.е. всю эту площадь нужно разделить только между мной и моей матерью и дочерью? Или же вся эта площадь делится на всех 6 человек? Или возможно через суд признать мою дочь не членом моей семьи?

Нужно взять площадь, на которую у вашей дочери имеется самостоятельное право пользования (её доли в праве собственности на две квартиры), прибавить к площади, занимаемой вами и вашей мамой, после чего полученную цифру разделить на вас, вашу маму и дочь.

Здравствуйте. Мы (моя мама, я, брат и его несовершеннолетний сын) стоим на очереди с 1998 г. Главным квартиросъемщиком является наша мама, она же ставила нас на очередь. Также в нашей муниципальной квартире прописан мамин бывший муж, наш отец, на очереди он не стоит, с нами не живет с 1998 года. 4 года назад он официально женился на гражданке из г.Белгород, у которой в Белгороде имеется жилая площадь. У меня, брата и мамы супругов нет. Никакой другой собственности тоже. Ждать очереди смысла нет, и мы хотим принять участие в программе предоставления субсидии на приобретение жилья. В МФЦ мне сказали, что при участии в программе будет учитываться площадь новой жены отца. Также из департамента городского имущества г.Москвы пришло уведомление о предоставлении документов для нашей перерегистрации в очереди, где просят документы всех зарегистрированных людей по нашему адресу, а также их супругов и несовершеннолетних детей. И говорят о том, что все это является одной семьей. Но каким образом новая жена моего отца может являться родственником моей маме, да и всем нам? Правомерно ли при расчете субсидии, и, в принципе, вопросе дальнейшего нахождения в очереди, учитывать площадь новой жены отца, при учете, что отец даже не очередник округа. И как доказать, что мы (я, мама и брат с сыном) (бывший муж мамы с новой женой) две разные семьи. Лицевой счет-то разделить теперь невозможно, тем более что у нас 2 смежные комнаты и совместный санузел.

Понятие членов семьи заявителя (лица, по чьему заявлению граждане были поставлены на жилищный учет) приведено в ст.1 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года, и по этой норме уже сложилась вполне четкая судебная практика. Членами семьи заявителя являются супруг, дети и родители заявителя, а также иные лица, вселенные в квартиру заявителя в качестве членов его семьи. Поскольку заявителем является ваша мама, то после расторжения брака её бывший муж по-прежнему считается членом семьи заявителя. При этом жена бывшего мужа вашей мамы, как лицо, не вселенное в вашу квартиру, членом семьи вашей мамы не считается, и принадлежащее ей на праве собственности или праве пользования жилье на территории РФ учитываться не может. Однако, поскольку брак между вашим отцом (бывшим мужем вашей мамы) и его нынешней женой был заключен 4 года назад, то в ДГИ совершенно обоснованно просят предоставить сведения обо всем оформленном на её имя имуществе, резонно предполагая, что за эти 4 года вполне могло быть приобретено жилье, оформленное на жену вашего отца, но при этом являющееся общей совместной собственностью супругов (вашего отца и его нынешней жены). В таком имуществе вашему отцу принадлежала бы 1/2 доля, и эта доля (площадь жилья, приходящаяся на такую супружескую долю) должна быть учтена ДГИ г.Москвы. Исправить эту ситуацию можно только одним способом – если ваш отец самостоятельно или по решению суда будет снят с регистрационного учета по месту жительства в вашей квартире.

Здравствуйте. Квартира соц. найма 32 кв.м, прописано 7 человек. 5 человек купили 2 квартиры с использованием субсидий. Оставшихся 2-х взрослых братьев сняли с очереди, но никто пока что не выписался. Может быть, нам приватизировать квартиру на всех, тогда братьям можно будет заново встать на очередь?

Поскольку в Распоряжении о предоставлении субсидии на приобретение жилья, с высокой долей вероятности прописано, что получатели субсидии обязуются выселиться из занимаемой квартиры и не совершать с ней никаких сделок, то оформить приватизацию с их участием не получится.

Добрый день! Моя мама с 1979 года стоит в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий). В этом списке указана мама - заявитель и я (дочь). В 2015 году я стала собственником своей квартиры. В квартире прописаны и проживают 2 человека (я и мама). С точки зрения закона может ли мама остаться на очереди?

Если речь идет не о приобретении вами другого жилья, а лишь об оформлении права собственности на уже занимаемую квартиру, то это обстоятельство никак не повлияет на нахождение вас и вашей мамы на жилищном учете.

Стояли на очереди с 88 года - отец, я и сестра. Отец, как инвалид, в августе получил квартиру, а меня с сестрой сняли с очереди (уведомлений и писем мы не получали). Могу ли я восстановить очередь с учетом того, что при снятии с нее я была в положении. Детки родились в апреле, и мы снова нуждаемся в улучшении жил условий.

Оставить комментарий