Предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой. Поэтому данный вопрос актуален как для физических и юридических лиц с точки зрения соотношения цены услуги и качества оказанных услуг, так и для самих региональных операторов в части получения оплаты за свои услуги.
В период коронавирусной инфекции плательщики коммунальных услуг были освобождены от неустоек (штрафов, пеней) в случаях, когда просрочили или не полностью оплатили коммунальные услуги. Мораторий действовал с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" // Собрание законодательства РФ. 13.04.2020. N 15 (часть IV). Ст. 2281.
Согласно данным из СМИ за время коронавирусной инфекции долги населения за жилищно-коммунальные услуги выросли на 55 млрд рублей и достигли 625 млрд рублей <2>.
--------------------------------
<2> Утечка долгов. Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/02/24/rossiiane-zadolzhali-za-kommunalnye-uslugi-625-mlrd-rublej.html.
С 1 января 2019 года субъекты Российской Федерации в обязательном порядке должны были перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Суть данной реформы заключается в том, что в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами на территории субъекта действует один или несколько региональных операторов, которые осуществляют сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.
С 1 января 2019 года прошло чуть более двух лет, поэтому актуально изучить судебную практику по вопросу вывоза твердых коммунальных отходов.
Поэтому в рамках данной статьи опишем судебную практику, выявим тенденции правоприменительной практики.
Первой проблемой является перерасчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов при отсутствии жильцов. Согласно действующему законодательству неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан <3>.
--------------------------------
<3> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.
Согласно п. 86, 88 раздела VII Постановления N 354 <4> при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу.
--------------------------------
<4> Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах") // Собрание законодательства РФ. 30.05.2011. N 22. Ст. 3168.
Факт отсутствия в нормативных актах методики перерасчета не является основанием для ущемления прав потребителя жилищно-коммунальных услуг, проживающего и зарегистрированного в другом субъекте Российской Федерации. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение <5>.
--------------------------------
<5> Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах") // Собрание законодательства РФ. 30.05.2011. N 22. Ст. 3168.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. При этом в суд обращались заявители с требованием о признании недействующим пункта 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, но требования не были удовлетворены <6>.
--------------------------------
<6> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2020 г. URL: https://sudact.ru/vsrf/doc/K0hYAdIykOHH/?vsrf-txt=твердые+коммунальные+отходы&vsrf-case_doc=&vsrf-lawchunkmfo=&vsrf-date_from=&vsrf-date_to=&vsrf-judge=&_=1615114511119&snippet_pos=1850#snippet.
Обращение одного из сособственников жилого помещения за перерасчетом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения не подлежит удовлетворению.
В качестве примера приведем решение Талдомского районного суда Московской области N 2-420/2019 2-420/2019~М-261/2019 М-261/2019 от 13 июня 2019 г. по делу N 2-420/2019 <7>.
--------------------------------
<7> Решение Талдомского районного суда Московской области N 2-420/2019 2-420/2019~М-261/2019 М-261/2019 от 13 июня 2019 г. по делу N 2-420/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/9gddHD16vKYa/.
Истец являлся сособственником квартиры, поэтому обратился в суд с требованием о перерасчете платы за коммунальную услугу. В качестве доводов было сообщено, что в жилом помещении отсутствуют потребители и истец проживает по другому адресу, также в помещении прекращена подача газа, отсутствует водопотребление, водоотведение и электроснабжение. Истец подавал документы для перерасчета платы за коммунальную услугу, но получил отказ <8>.
--------------------------------
<8> Решение Талдомского районного суда Московской области N 2-420/2019 2-420/2019~М-261/2019 М-261/2019 от 13 июня 2019 г. по делу N 2-420/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/9gddHD16vKYa/.
Решение суда: суд отказал истцу в удовлетворении требований <9>. Порядок освобождения от оплаты коммунальных услуг при временном отсутствии в помещении носит заявительный характер.
--------------------------------
<9> Решение Талдомского районного суда Московской области N 2-420/2019 2-420/2019~М-261/2019 М-261/2019 от 13 июня 2019 г. по делу N 2-420/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/9gddHD16vKYa/.
При этом заявление о производстве перерасчета поступило от одного из сособственников жилого помещения. Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется исходя из площади жилого помещения.
В соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации при начислении платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.
Вторая проблема заключается в качестве оказываемых услуг со стороны регионального оператора. В частности, регулярность, своевременность вывоза мусора с контейнерных площадок.
Ранее согласно СанПиН 42-128-4690-88 в холодное время года срок хранения твердых коммунальных отходов должен быть не более трех суток, в теплое время - не более одних суток (ежедневный вывоз) <10>. Поэтому в холодное время года региональные операторы обязаны вывозить твердые коммунальные отходы в срок, который не превышает трех дней, а в теплое время года - ежедневно <11>.
--------------------------------
<10> СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) // СПС КонсультантПлюс.
<11> СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) // СПС КонсультантПлюс.
С 4 декабря 2020 года нормы СанПиН 42-128-4690-88 утратили силу <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.2020 N 42 "О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР" // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. Выпуск 4. Декабрь, 2020.
По новым правилам срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток. Вывоз крупногабаритного мусора осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше - не реже 1 раза в 7 суток <13>.
--------------------------------
<13> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...").
Далее рассмотрим примеры из судебной практики, а именно решение Нагайбакского районного суда N 2-116/2019 2-116/2019~М-81/2019 М-81/2019 от 18 июня 2019 г. по делу N 2-116/2019 <14>.
--------------------------------
<14> Решение Нагайбакского районного суда N 2-116/2019 2-116/2019~М-81/2019 М-81/2019 от 18 июня 2019 г. по делу N 2-116/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/iHAzpk8tbAgV/.
Примеры из практики: в рамках одного дела физическое лицо утверждало, что региональный оператор нерегулярно осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов, хотя в дополнительном соглашении к договору установлена периодичность вывоза по заявке, но не реже 1 раза в неделю <15>.
--------------------------------
<15> Решение Нагайбакского районного суда N 2-116/2019 2-116/2019~М-81/2019 М-81/2019 от 18 июня 2019 г. по делу N 2-116/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/iHAzpk8tbAgV/.
Решение суда: суд удовлетворил требования истца, и услуги фактически не оказывались. В качестве обоснования своей позиции суд привел следующие доводы, что представленные графики выезда специалиста в XXX, а также сообщения на электронную почту администрации XXX, а именно в производственный отдел изменения времени выезда специалиста не доказывают факт надлежащего исполнения услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах истец фактически не смог воспользоваться услугой по вывозу твердых коммунальных отходов, но при этом у него возникла обязанность оплаты неоказанной услуги <16>. С ответчика в отношении истца был взыскан штраф в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
--------------------------------
<16> Решение Нагайбакского районного суда N 2-116/2019 2-116/2019~М-81/2019 М-81/2019 от 18 июня 2019 г. по делу N 2-116/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/iHAzpk8tbAgV/.
При этом по данной категории дел существуют и противоположная судебная практика.
Жители жилых домов обратились в суд с требованием прекращения незаконного начисления платы за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, так как договоры на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с ответчиком не заключались, услуга по сбору и вывозу ответчиком не оказывается в соответствии с требованиями законодательства, истцы не пользуются контейнерами, установленными в районе многоквартирных жилых домов <17>.
--------------------------------
<17> Решение Рыбинского районного суда N 2-55/2020 2-55/2020(2-995/2019;)~М-855/2019 2-995/2019 М-855/2019 от 13 февраля 2020 г. по делу N 2-55/2020. URL: https://sudact.ru/regular/doc/C3FJTw6y2hlT/.
Ответчик в рамках судебного процесса пояснил, что вывоз осуществляется мешковым способом сбора твердых коммунальных отходов.
Решение суда: суд отказал в удовлетворении требований истца <18>.
--------------------------------
<18> Решение Рыбинского районного суда N 2-55/2020 2-55/2020(2-995/2019;)~М-855/2019 2-995/2019 М-855/2019 от 13 февраля 2020 г. по делу N 2-55/2020. URL: https://sudact.ru/regular/doc/C3FJTw6y2hlT/.
Доводы истцов о том, что ответчиком не были организованы надлежащим образом места сбора мусора, не могут являться основанием для признания задолженности по оплате услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов отсутствующей.
Истцами не представлены доказательства, подтверждающие, что они не пользуются услугами ответчиков по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо того, что они заключили договор на вывоз с другой специализированной организацией.
Также истцы не представили доказательства, что истцы собственными силами осуществляли вывоз твердых коммунальных отходов и в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Вывод
Исходя из анализа судебной практики можно сделать следующие выводы:
- Региональный оператор обязан пересчитать плату за вывоз твердых коммунальных отходов в случае временного отсутствия жильцов и при условии предоставления перечня подтверждающих документов. Полное отсутствие проживающих в квартире - это частный случай временного отсутствия потребителя, безусловно влекущий перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
- Нарушение сроков вывоза твердых коммунальных отходов является основанием для привлечения регионального оператора к ответственности в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
Также стоит отметить, что определение временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов и, соответственно, периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха, может привести к усложнению доказывания физическими и юридическими лицам в рамках судебного процесса позиции по нарушению региональным оператором регулярности вывоза твердых коммунальных отходов.
Со своей стороны отметим, что каждый случай индивидуален и подлежит отдельному рассмотрению и анализу, который должен быть основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Будем в дальнейшем следить за судебной практикой в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Автор: Д. Мартасов