Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (ст. 40).
Порядок предоставления жилых помещений гражданам России с 1 марта 2005 г. установлен гл. 7 "Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма" Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом отказ в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий может быть им обжалован в судебном порядке (ст. ст. 54, 56 ЖК РФ). Практика Службы судебных приставов Свердловской области свидетельствует о том, что случаев обращения граждан, претендующих на социальное жилье, к судебной защите немало, что следует из количества поступающих на исполнение исполнительных листов судов общей юрисдикции об обязании органов местного самоуправления предоставить гражданину жилое помещение, отвечающее определенным требованиям. Практика "принудительного" обеспечения граждан жилыми помещениями наиболее распространена в крупных городах, например в г. Екатеринбурге, что связано с немалым количеством категорий льготников и с ветхостью жилищного фонда в областном (краевом, республиканском) центре.
Однако получение на руки судебного решения о предоставлении жилого помещения само по себе жилищной проблемы не решает. В ряде случаев исполнение таких решений сталкивается с определенными препятствиями как объективного, так и субъективного характера. В связи с этим хотелось бы остановиться на некоторых проблемах исполнения решений судов о предоставлении жилого помещения.
Добровольное исполнение исполнительного документа. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) устанавливает срок для добровольного исполнения должником предъявленного к исполнению в службу судебных приставов исполнительного документа, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства (п. 3 ст. 9). В случае неисполнения должником (как правило, местной администрацией) исполнительного листа о предоставлении гражданину жилого помещения исполнение производится в принудительном порядке, а для должника наступают определенные правовые последствия: 1) взыскание исполнительского сбора или штрафа за неисполнение исполнительного документа (п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 85) <2>; 2) взыскание расходов по совершению исполнительных действий (п. 1 ст. 84).
--------------------------------
<2> Бесспорно, что за одно и то же правонарушение возможно применение только одного вида ответственности. В связи с этим представляется не соответствующим Конституции Российской Федерации положение п. 1 ст. 81 Закона об исполнительном производстве о взыскании с должника исполнительского сбора за неисполнение им без уважительных причин требований исполнительного документа не имущественного характера при одновременном наложении на него штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 85 того же Закона. На практике в случае неисполнения исполнительных документов неимущественного характера без уважительных причин судебные приставы-исполнители ограничиваются взысканием с должника исполнительского сбора, не прибегая к штрафу, предусмотренному п. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве.
Очевидно, что обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть исполнена местной администрацией в 5-дневный срок, что связано с длительностью процедуры "подбора" отыскиваемого жилого помещения и оформлением в отношении его жилищных прав гражданина.
Здесь, конечно, можно поставить в упрек администрации и то, что о необходимости предоставления гражданину жилого помещения стало известно еще с момента вступления соответствующего решения суда в законную силу, следовательно, установленный Законом об исполнительном производстве 5-дневный срок объективно продляется на время с момента вступления решения суда в законную силу до момента обращения его к принудительному исполнению, и то, что сама администрация как аппарат "бюрократии" не торопится в решении поставленных перед ней задач. Но нельзя не учитывать и пассивность самого гражданина-взыскателя, который по получении на руки решения суда, как принято в постсоветской России, ждет причитающегося ему сложа руки, хотя без ряда необходимых данных (количество членов семьи гражданина, их возраст и пол, наконец, фамилия, имя и отчество) администрация-должник не может даже инициировать процедуру добровольного исполнения судебного решения.
При исполнении таких решений "руки" администрации нередко связаны и отсутствием свободного жилищного фонда, а также денежных средств, заложенных в местном бюджете на текущий год, на приобретение необходимого жилья на рынке недвижимости <3>.
--------------------------------
<3> Практика исполнения решений судов о предоставлении жилого помещения на территории г. Екатеринбурга свидетельствует о том, что отыскиваемое жилое помещение, как правило, приобретается администрацией г. Екатеринбурга на вторичном рынке жилья за счет средств, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, поскольку социальное строительство жилых домов в г. Екатеринбурге не имеет места, а участие в долевом (коммерческом) строительстве так называемых элитных жилых домов выливается муниципалитету "в копеечку".
Для оценки уважительности причин неисполнения должником исполнительного документа о предоставлении жилого помещения судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать, в частности:
- наличие или отсутствие на момент возбуждения исполнительного производства у администрации-должника свободной жилой площади;
- при наличии свободной жилой площади - расторопность администрации к предложению гражданину-взыскателю жилого помещения, отвечающего предусмотренным решением суда требованиям (выдача смотрового ордера и пр.);
- при отсутствии свободной жилой площади - обращение местной администрации в суд, выдавший исполнительный лист, с ходатайством об отсрочке его исполнения (ст. ст. 203, 434 ГПК РФ, ст. 18 Закона об исполнительном производстве);
- при отсутствии свободной жилой площади - выход администрации в представительный орган муниципалитета с ходатайством о выделении дополнительных бюджетных средств на обеспечение гражданина жилым помещением.
Указанные обстоятельства являются предметом проверки при рассмотрении судами дел по жалобам администраций-должников на постановления судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора. Изменение способа исполнения решения суда. В соответствии со ст. ст. 203, 434 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон и других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Аналогичная норма содержится в ст. 18 Закона об исполнительном производстве.
Приведенные нормы допускают субсидиарное исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений, имея в виду возможность изменения способа исполнения решения: предоставление жилого помещения на взыскание рыночной стоимости присужденного жилого помещения <4>. Судебная практика, производя такое изменение способа исполнения, исходит из того, что гражданин, получивший жилое помещение по договору социального найма, имеет право впоследствии его приватизировать, став его собственником (ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" <5> (далее - Закон о приватизации)).
--------------------------------
<4> См.: БВС РФ. 1999. N 6; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам" (п. 19) // БВС РФ. 1998. N 8 - 10.
<5> ВВС РФ. 1991. N 28. Ст. 959 (с последующими изменениями и дополнениями).
Между тем реализация права на приватизацию жилого помещения на безвозмездных началах ограничена 1 января 2010 г. <6>. Кроме того, жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2010 г., не подлежат приватизации (ст. 4 Закона о приватизации (в ред. Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации")) <7>.
--------------------------------
<6> Закон о приватизации признан утратившим силу с 1 января 2010 г. (ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 15).
<7> Следует иметь в виду, что положение ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации (в ред. Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., признано не соответствующим Конституции Российской Федерации и утратило силу (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой" // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2876).
В связи с изложенным возникает вопрос о возможности изменения способа исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения по договору социального найма: возможно ли изменение такого способа на взыскание денежной компенсации с 1 марта 2010 г.
Полагаем, что данный вопрос может быть разрешен следующим образом:
- если решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вступило в законную силу до 1 марта 2010 г., то изменение способа его исполнения на взыскание денежной компенсации возможно, поскольку до указанной даты гражданин получил право на жилое помещение, хотя и не оформленное в порядке, установленном ЖК РФ (заключение договора социального найма). Не имеет, по нашему мнению, юридического значения здесь и факт обращения решения суда к исполнению;
- если решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вступило в законную силу после 1 марта 2010 г., то изменение способа его исполнения на взыскание денежной компенсации невозможно, поскольку гражданин, ставший нанимателем (членом его семьи) жилого помещения по договору социального найма после 1 марта 2010 г., лишен права на его приватизацию.
В любом случае вопрос об изменении способа исполнения решения суда может ставить перед судом только взыскатель (гражданин). У судебного пристава-исполнителя и у должника (местной администрации) материального (законного) интереса в этом не имеется. Это обусловлено также принципом диспозитивности в гражданском процессе и исполнительном производстве.
Фактическое исполнение исполнительного документа. Практике известны случаи отказа граждан-взыскателей от получения жилого помещения, предложенного должником-администрацией. Мотивы такого отказа различны: не тот административный район, не тот этаж, отсутствие надлежащей социальной инфраструктуры и пр. Данная проблема исходит из резолютивной части решения суда. Зачастую суды, разрешая дела о предоставлении жилых помещений, в резолютивной части решения указывают на необходимость предоставления "жилого помещения, равноценного ранее занимаемому".
Что понимать под равноценностью: только общую площадь жилого помещения, расположенность его в данном населенном пункте и благоустроенность применительно к нему или также количество комнат (например, в коммунальной квартире), выход окон на ту же сторону (например, на юг), тот же этаж, наконец, строительство жилого дома, в котором предоставляется жилое помещение, из того же материала (кирпичный или панельный) и пр.? Очевидно, что последние обстоятельства юридического значения при исполнении решения суда не имеют. Не стоит забывать, что любая квартира (комната) - вещь индивидуально-определенная, единственная в своем роде, и найти абсолютно равнозначное жилое помещение объективно невозможно. В связи с указанным, если гражданин-взыскатель отказывается от предложенного ему жилого помещения по мотивам, не имеющим юридического значения, исполнительное производство подлежит окончанию возвращением исполнительного листа взыскателю по основанию, предусмотренному пп. 6 п. 1 ст. 26 Закона об исполнительном производстве (взыскатель своим бездействием препятствует исполнению исполнительного документа), что не препятствует гражданину предъявить такой исполнительный лист к взысканию заново в пределах установленного Федеральным законом срока исполнительной давности - три года (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).
Читайте ещё по этой теме:
- Проблемы исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений
- Умышленное неисполнение
- Принудительное исполнение исполнительных документов
Авторы: Закарлюка А., Новикова Д.
Константин Михайлович, здравствуйте! У меня на руках исполнительный лист, после решения суда обязать администрацию предоставить нам жилье вне очереди, площадью, равнозначной занимаемой ранее. Площадь 37.6. У нас было две раздельные комнаты. Скажите, пожалуйста:
1. Куда нести исполнительный лист - в администрацию или судебным приставам?
2. Должно ли новое жилье также быть из двух комнат и кухни?
3. Можно ли будет это жилье приватизировать?
Здравствуйте.
Отвечаю по порядку заданных Вами вопросов:
1) Вам нужно подать сначала заявление в местную администрацию с требованием о добровольном исполнении судебного решения. Если администрация в течение месяца не предложит Вам варианты нового жилья, то нужно будет взять в суде исполнительный лист и предъявить его для принудительного исполнения в местный Отдел службы судебных приставов-исполнителей;
2) Кухня должна быть в любом случае. А вот количество комнат зависит от многих факторов:
- Приватизированы ли ныне занимаемые квартиры (если да, то новое жилье, в любом случае, должно представлять собой двухкомнатную квартиру);
- Указано ли в решении суда, что суд подразумевает, в данном конкретном случае, под "равнозначным жильем";
- Имеются ли в составе Вашей семьи граждане, страдающие заболеваниями, при котором запрещено проживание с ними в одном жилом помещении (комнате);
3) Если две переселяемые комнаты принадлежат взыскателям на праве собственности, то вновь предоставляемое жилье также должно быть предоставлено изначально на праве собственности, что исключит возможность его приватизации. Если же нынешнее жилье занято по договору социального найма, то на вновь предоставляемое жилье будет заключен договор социального найма, что позволит, в дальнейшем, оформить его приватизацию.
Константин Михайлович, здравствуйте! Я относила решение суда в администрацию и писала заявление в начале июня, но администрация молчит. Я забрала исполнительный лист 23 августа. Но мне сказали в суде, что его нужно нести в администрацию. Я написала заявление и вместе с исполнительным листом отнесла в администрацию. Я правильно Вас поняла, что нужно забрать у них исполнительный и отнести судебным приставам? Наше сгоревшее жилье было в собственности, состояло из 2-ух комнат и кухни. То есть, предоставляемое жилье должно быть также из 2-ух комнат и кухни и быть приватизированным, правильно я поняла? В решении суда написано, что нам должны предоставить жилье равное ранее занимаемому 37.6 кв.м во внеочередном порядке. Написано равнозначное ранее занимаемому.
Здравствуйте.
Исполнительный лист выдается не для предъявления его должнику, а для предъявления в банк (если речь идет о взыскании денег с должника) или судебным приставам-исполнителям (если речь идет о вселении/выселении, предоставлении жилья и т.д.). Поэтому, если в администрации лист не успели потерять, то Вам нужно забрать его и отнести судебным приставам-исполнителям.
В данном случае Вам должны будут предоставить на праве собственности двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 37,6 кв.м.
Спасибо Вам огромное.
Скажите, пожалуйста, а на какую статью можно ссылаться, чтобы дали 2-х комнатную?
У Вас речь идет об исполнении судебного решения. Поэтому ссылаться ни на какие статьи не нужно. Если должнику (местной администрации) из текста судебного решения будет не понятно, что именно суд имел в виду под "равнозначным жильем", то именно администрация должна будет обратиться в суд с заявлением о разъяснении порядка исполнения судебного решения.
Спасибо Вам большое 🤗
Константин Михайлович, здравствуйте! Сегодня мне звонили с администрации, сказали, что готовы предоставить нам жилье. Это две комнаты в общежитии, я нашла в интернете, что у этого дома в 2005 году стоит износ 39 процентов. Я имею право на этом основании отказаться от этого жилья? Они сейчас будут предлогать всё самое худшее, просто потому, что мы добились чтобы нам предоставили жильё. Сколько раз можно отказываться от жилья и учитывается ли в эти разы жильё которое не подходит под равнозначное, в нашем случае (кухня, две комнаты не менее 37.6кв)
Забыла спросить, вот вы говорите, что администрация должна через суд уточнять по поводу равнозначного жилья, а если они скажут, что равнозначное только по площади, как в данном случае, две комнаты в общаге площадью 38 кв, что на это можно сказать согласно закону?
Здравствуйте. Суд вынес частичное решение, выделил отдельный код плотильщика, но не признал нас отдельными семьями. Могу ли я встать на улучшения жилищных условий?
Здравствуйте.
Суды по таким искам НИКОГДА не пишут о признании граждан разными семьями в резолютивной части судебного решения. Однако, если суд укажет в мотивировочной части судебного решения, что иск удовлетворен в связи с тем, что истец и ответчик являются разными семьями, то таким судебным решением можно попытаться воспользоваться при подаче заявления о постановке на жилищный учет. Важное требование в этом случае - местная администрация (например, в Москве это ДГИ города Москвы) должна быть привлечена к участию в деле в качестве третьего лица. Иначе местная администрация просто скажет, что решение, принятое по делу, к участию в котором их не привлекли, не имеет для них правового значения.
Решение ещё не готово. Я подала апелляцию. Как привлечь ДГИ? Может нанять адвоката?
Третье лицо можно привлечь к участию в деле только до момента оглашения судебного решения судом первой инстанции. Теперь ДГИ сможет привлечь к делу только суд апелляционной инстанции, и лишь в том случае, если ДГИ (!!!) подаст на это решение апелляционную жалобу и сам попросит суд апелляционной инстанции привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица. Наем юриста или адвоката этот порядок вещей не изменит.
Благодарю 🤗
Константин Михайлович, здравствуйте! Ещё хотела спросить у вас, наш юрист говорит, что это в Москве прописано, что должны дать жилье чтобы было столько же комнат, а у нас в Приморском крае такого нет, дают просто равнозначное по площади, что даже Верховный суд поясняет, что равнозначное это равное по площади, а не по количеству комнат. А нам что делать, заселяться в общагу 1959 года постройки? Причём рядом дом 1958 года постройки, и его в 2015 году признали аварийный.
Здравствуйте.
Если администрация предлагает Вам варианты переселения, но Вы считаете их неравнозначными, то именно Вам придется подавать в суд заявление о разъяснении порядка исполнения судебного решения. Для местной администрации никакие ссылки на законы и судебную практику значения не имеют. Они исполняют ровно то, что скажет им суд. Именно поэтому Вам нужно будет получить на руки определение суда о разъяснении порядка исполнения судебного решения, и потребовать от администрации исполнения этого судебного постановления.
Константин Михайлович, здравствуйте! А вообще могут дать вместо квартиры общежитие? Должен ли быть в комнате туалет с ванной и кухня? Вы писали, что если администрация не знает, что подразумевается под равнозначным, то они должны обратиться в суд за разъяснениями, а теперь вы пишите, что если мы считаем жилье неравнозначным, то мы должны обращаться в суд. Я запуталась. Что подразумевается под благоустроенным жильем простыми словами? Должен ли сам дом и подъезд находиться в хорошем состоянии? Я имею ввиду не гнилые проваливающиеся полы и лестницы. Сколько раз мы можем отказываться, и по каким причинам можно отказаться? И скажите, пожалуйста, можно ли сделать ванную комнату, если в доме деревянные перекрытия?
Здравствуйте. У Вас сейчас НЕ стадия судебного процесса, а стадия ИСПОЛНЕНИЯ судебного решения. На этой стадии не имеют никакого практического значения разъяснения ВС РФ и судебная практика по такой категории дел. Если бы администрация заявила, что не знает, какое жилое помещение нужно предоставить в рамках исполнения судебного решения, то именно администрация подала бы в суд заявление о разъяснении порядка исполнения судебного решения. Но, поскольку администрация начала предлагать Вам варианты, которые Вы считаете неравнозначными и не соответствующими смыслу судебного решения, то в этой ситуации именно Вам придется подать в суд заявление о разъяснении порядка исполнения судебного решения. Как суд разъяснит в этой ситуации понятие "равнозначное жилое помещение", будет видно из текста определения, которое (при Вашем несогласии с этим определением) можно будет обжаловать в суде апелляционной инстанции.
Количество отказов от предложенных вариантов жилья при исполнении судебного решение НЕ ограничено.
Уровень благоустройства жилья и параметры его пригодности для проживания устанавливаются в каждом субъекте РФ отдельно. Единого стандарта, который действовал бы на территории всей Российской Федерации, не существует.