г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение

Вопросы перевода жилого помещения в нежилое и наоборот в настоящее время, пожалуй, как никогда актуальны. И понятно почему. В стране огромными темпами развивается инфраструктура городов, предприниматели, ориентированные прежде всего на рынок розничной торговли, тяготеют к центральным улицам с целью расположения на них точек сбыта продукции, своих офисов. Открываются новые магазины, аптеки, парикмахерские, функционируют отделения банков, салоны связи... Но нежилой фонд не резиновый. Со временем становится практически невозможно найти в "деловом центре" свободное помещение или свободный земельный участок под строительство. Какой выход? Приобретение в собственность "квадратных метров" в уже существующем жилом здании с дальнейшим переводом их в разряд нежилых. Таким образом, преодолевается дефицит помещений, а бизнес-аудитория остается при своих интересах. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. Но везде есть свои минусы.

Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое - процесс обязательный, ведь объекты недвижимости должны использоваться строго по своему назначению. К тому же он еще и довольно затратный. Причем затратный не только в финансовом смысле (придется обойти не одну инстанцию и собрать массу документов, которые изготовляются не за "просто так"), но и по времени. В лучшем случае реализовать идею удастся за 5 - 6 месяцев, но есть "шанс", что процесс затянется на гораздо больший срок. Стоят ли эти потери конечного результата, решает уже каждый сам для себя. Некоторые прибегают к услугам профессионалов, перекладывая за определенную сумму на их плечи все хлопоты и заботы, экономя при этом собственное время. Вместо стояния в очередях они получают на руки уже готовое свидетельство о праве собственности. Другие действуют самостоятельно, приобретая ценнейший опыт в этом нелегком деле.

Как бы то ни было, процедура для всех едина. Рассмотрим ее важнейшие моменты и разберемся в терминологии. Прежде всего, следует обратить внимание, что как жилые, так и нежилые помещения относятся к объектам недвижимости. И хотя ст. 130 ГК прямо не указывает на это в приведенном перечне, конкретизацию правовой статус этих объектов получил в ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В нем же нежилое помещение обозначается как часть здания (сооружения), тем самым ставится точка в давнем споре о соотношении названных понятий. Эта норма находит свое отражение и в сложившейся практике. В частности, Президиум ВАС РФ в информационном письме N 53 от 1 июня 2000 г. подчеркнул, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным. Причем нежилое помещение может самостоятельно использоваться для производства, хозяйственной деятельности и т.д., благодаря тому что характеризуется обособленностью от иных помещений. Ну и, конечно же, нежилое помещение не может использоваться для жилья, оно не является жилым и не отнесено к таковому. Это чердаки, подвалы, пристройки, технические помещения любого размера и т.п.

С нежилым помещением теперь все понятно. Обратимся ко второму термину. Для того чтобы сформулировать понятие жилого помещения не требуется систематического анализа норм законодательства, как в предыдущем случае. Легальное определение дается в ст. 15 ЖК. Это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Общая его площадь состоит из суммы площади всех частей жилого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

К жилым помещениям законодатель относит три вида объектов: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Перечень исчерпывающий, да и, пожалуй, добавить в него ничего нельзя.

Под жилым домом понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Под квартирой - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Ну и комната в ст. 16 ЖК обозначается как часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Теперь что касается перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Нормативную базу по этому вопросу составляют Жилищный кодекс (гл. 3, ст. 22 - 24), градостроительное законодательство, куда входит Градостроительный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ст. 3 Градостроительного кодекса). Могут приниматься и муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу.

Так вот, анализ законодательства показывает, что в первую очередь должна определяется сама возможность перевода. Жилищный кодекс указывает, что недопустим перевод жилого помещения в нежилое, если:

  • доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям (к ним относятся прежде всего лестничные клетки) или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению (имеется в виду изолированный от жилой части здания вход);
  • переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания (т.е. в нем зарегистрированы и фактически проживают физические лица). Из смысла этой нормы следует, что также не допускается перевод пригодных для проживания жилых помещений в нежилые, если в результате собственник жилого помещения и (или) члены его семьи становятся нуждающимися в получении жилья или улучшении жилищных условий;
  • право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц (т.е. если, например, помещение является предметом залога, в отношении него заключен договор аренды и т.п.).

Когда речь идет о квартире в многоквартирном доме, то устанавливается еще одно правило - она должна быть расположена на первом этаже дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.

В отношении нежилого помещения действует запрет на его перевод в жилой фонд, если:

  • оно не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям;
  • право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В качестве оснований для перевода можно выделить признание жилых помещений непригодными для постоянного проживания, необходимость получения средств для расширенного воспроизводства жилищного фонда, направленность политики на социально-экономическое развитие и благоустройство города. Кроме того, принимается во внимание целесообразность изменения функционального назначения жилых помещений, расположенных на первых этажах строений, в целях улучшения жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения, например в случаях, если окна всех или большей части жилых помещений выходят на улицы с интенсивным движением транспорта, на территории торговых и промышленных предприятий, если жилые помещения расположены в цокольной, подвальной части жилого строения или в строениях нежилого назначения.

Следующим этапом является сбор документов, которые необходимы собственнику (или уполномоченному им лицу) для перевода жилого помещения в нежилое и наоборот. Согласно ч. 2 ст. 23 ЖК в этот перечень входят:

  1. заявление о переводе помещения;
  2. правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  3. план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
  4. поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
  5. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

И все. Помимо этих пяти пунктов орган местного самоуправления, осуществляющий перевод помещений, никаких других документов требовать не может. На практике все складывается совершенно иначе. Должностные лица настаивают на получении от заявителя еще целого ряда "необходимых" документов, будь то согласие на перевод от собственников квартир, примыкающих к переводимому помещению, или согласие всех собственников, проживающих в доме. Понятно, что это порой существенно затягивает процедуру сбора документов или, того хуже, делает перевод вообще невозможным.

Кто же прав в данной ситуации? Давайте разберемся.

Как уже было сказано выше, перевод жилого помещения в нежилое и наоборот допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (ч. 1 ст. 22 ЖК). Вместе с тем это не лишает органы местного самоуправления возможности принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения (ч. 2 ст. 5 ЖК). Но! Они должно соответствовать Жилищному кодексу, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 7 ст. 5 ЖК). Чего нет в данной ситуации. Исходя из положения ч. 8 ст. 5 ЖК, "в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям Жилищного кодекса применяются положения Жилищного кодекса". Следовательно, собственник помещения должен исходить только из того перечня, который установлен в ч. 2 ст. 23 ЖК, а отстаивать свои интересы в связи с этим может и в судебном порядке.

Итак, заявление пишется по установленной форме с указанием адреса переводимого помещения, адреса заявителя, причины перевода и цели использования помещения после перевода, предполагаемого функционального назначения. В случае затруднений образец заявления всегда можно найти на доске объявлений органа, осуществляющего прием документов. К нему прикладывается подлинник или, что лучше, нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа, т.е. договора, по которому заявитель приобрел помещение в собственность (договоры купли-продажи, дарения, мены и т.п.). План переводимого помещения, поэтажный план дома (ПИБ) в виде справок предусмотренной формы заявитель должен получить в БТИ. Наконец, заявитель с помощью специализированных проектных организаций, имеющих лицензию, готовит предпроектное предложение (технологическая схема, генплан, выполненный на топографической основе) и заключение о наличии технической возможности реконструкции помещения под конкретное функциональное назначение (указывается нормативное наименование объекта) в соответствии с действующими техническими, нормативными требованиями.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения. Теперь ему остается только ждать решения. А оно, в свою очередь, должно быть принято не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов.

В зависимости от его содержания различаются и последствия для заявителя.

Во-первых, в переводе жилого помещения в нежилое и, наоборот, могут просто отказать. Ст. 24 ЖК предусматривает четыре законных основания для отказа. Это непредставление того перечня документов, которые указаны в ч. 2 ст. 23 ЖК; представление документов в ненадлежащий орган; несоблюдение условий перевода помещения (ст. 22 ЖК); несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям действующего законодательства.

В обязательном порядке решение должно содержать указание на одно из этих оснований со ссылкой на допущенные нарушения. Только в этом случае выполняется требование мотивированности вынесенного акта. Что же может предпринять заявитель, получив такой документ? Обжаловать его в судебном порядке. Это право ему предоставлено ч. 3 ст. 24 ЖК.

Во-вторых, решение может подтверждать окончание перевода помещения. Понятно, что для заявителя это наилучший исход дела, ведь данный документ является основанием использования помещения в качестве жилого или, наоборот, нежилого. Но при одном условии: если не требуется проведения его переустройства и (или) перепланировки и (или) иных работ. Это уже третья ситуация.

Орган, осуществляющий перевод помещений, может посчитать, что для обеспечения использования помещения в качестве жилого или нежилого проведение переустройства и (или) перепланировки в соответствии с предоставленным проектом и (или) иных работ, является необходимым. В данном случае требование об их проведении, перечень иных работ должны содержаться в самом решении, которое одновременно является и основанием для их начала. А вот завершение указанных работ должно быть подтверждено актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений. Он же направляет акт в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Подписанный акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения. Итак, каким бы ни было принятое решение, оно выдается или направляется заявителю по указанному им в заявлении адресу не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия. Кроме того, орган, осуществляющий перевод помещения, одновременно информирует об этом факте собственников помещений, примыкающих к переводимому объекту.

К слову, процедура оформления перевода помещений более детальную регламентацию получает на уровне местного законодательства. Например, Постановлением Правительства г. Москвы N 382-ПП от 15 мая 2007 г. был утвержден Регламент подготовки в режиме "одного окна" выписки из распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с выпиской из протокола Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, который определяет порядок подготовки и выдачи выписки и целый ряд других вопросов. Регламент принимался во исполнение Постановления Правительства г. Москвы от 31 октября 2006 года N 856-ПП "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы по оформлению и выдаче документов заявителям" и для заинтересованного лица четко обозначил весь процесс получения разрешения на перевод.

В частности, Регламент конкретизировал следующие моменты.

Во-первых, было введено такое понятие, как "служба "одного окна", которую составляют специально выделенные и оформленные приказом сотрудники структурных подразделений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, осуществляющие прием заявлений и документов от заявителя для подготовки запрашиваемых документов, получение дополнительных документов, не имеющих непосредственного отношения к заявителю, и согласований (экспертиз), а также выдачу запрашиваемых документов либо мотивированных отказов.

Именно в данную службу заявитель подает предусмотренный ч. 2 ст. 23 ЖК пакет документов. В его же присутствии сотрудники проверяют документы с точки зрения комплектности и правильности оформления и при положительном результате регистрируют в электронном журнале регистрации и контроля обращений заявителей в службу "одного окна". На оригинале заявления ставится штамп службы установленного образца, Типовая форма которого утверждена Постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2006 года N 168-ПП "О единых требованиях к информационным стендам и к организации ведения учета обращений заявителей в службы "одного окна", а заявителю на руки выдается заверенная подписью сотрудника выписка из электронного журнала по утвержденной тем же самым Постановлением форме. Кстати, второй экземпляр выписки подписывается сотрудником службы "одного окна" и заявителем дважды: при подаче заявления с комплектом документов и уже при выдаче конечного документа, чтобы затем была возможность подшить его к заявлению и оставить в службе "одного окна".

Но сотрудники могут и отказать в приеме документов. Сюда относятся случаи, когда:

  • заявитель обратился с требованием о выдаче документов, оформление которых не осуществляется данным держателем "одного окна" и соответствующей службой;
  • у заявителя в наличии неполный комплект документов;
  • представленные документы неправильно оформлены или утратили силу;
  • отсутствует оформленная в установленном порядке доверенность в случае подачи заявки на оформление запрашиваемого документа, подлежащего выдаче третьему лицу;
  • заявитель обратился с требованием о выдаче документов, не соответствующих профилю или направлению деятельности держателя "одного окна".

По желанию отказ в приеме документов может быть оформлен для заявителя в письменном виде и выдан в течение 4 рабочих дней. Обоснование отказа любыми другими причинами, кроме перечисленных, дает заявителю право обжаловать данное решение руководителю соответствующего структурного подразделения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, отвечающего за работу службы "одного окна", руководителю Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы либо в суд.

Следующим этапом Регламент выделяет подготовку самой выписки из распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с выпиской из протокола Городской МВК. Для этого служба "одного окна" организует в течение 3-х рабочих дней с момента регистрации заявления параллельную рассылку копий пакета документов или запросы в:

  • соответствующий районный отдел Государственного учреждения города Москвы единого информационно-расчетного центра административного округа города Москвы (или сокращенно - ГУ ЕИРЦ АО) в случае, если функции паспортного учета по жилому помещению, в отношении которого подано заявление о переводе его в нежилое помещение, осуществляет ГУ ЕИРЦ АО, - для получения единого жилищного документа (в случае перевода жилого помещения в нежилое помещение);
  • Управление Федеральной регистрационной службы по Москве - для получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • Управление Реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы - для получения справки о наличии или отсутствии зарегистрированных по состоянию на 31 января 1998 года прав на жилое помещение (в случае перевода жилого помещения в нежилое помещение);
  • Мосжилинспекцию - для получения заключения о возможности переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.

Эти организации и учреждения в течение соответственно 5, 5, 7 и 17 рабочих дней рассматривают представленные пакеты документов и готовят свои заключения, которые затем в соответствии с соглашениями об информационном взаимодействии представляют в службу "одного окна". Последняя направляет полученные материалы в Городскую МВК для рассмотрения. Решение о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение должно быть принято в течение 25 рабочих дней и оформляется протоколом, утверждаемым распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

Выписка из протокола Городской МВК должна быть подписана председателем комиссии, или заместителем председателя комиссии, или членом комиссии, председательствующим на данном заседании, и секретарем комиссии и заверена печатью Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

Выписка из распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы оформляется на бланке письма Департамента за подписью руководителя Департамента или заместителя руководителя Департамента и также заверяется названной печатью. В течение 4 рабочих дней соответствующее подразделение Департамента готовит указанное распоряжение, осуществляет его оформление, регистрацию и передает в службу "одного окна" для выдачи заявителю. В целом же общий срок подготовки запрашиваемого документа не может быть более 45 рабочих дней, причем началом срока считается день, следующий за днем регистрации заявления в электронном журнале регистрации и контроля обращений заявителей в службу "одного окна".

И, наконец, именно с выдачей готовой выписки Регламент связывает последний этап перевода помещения. Служба "одного окна" направляет заявителю уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение. Оно оформляется на бланке письма Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы за подписью руководителя соответствующего структурного подразделения по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 502 от 10 августа 2005 года.

Выписка из распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с выпиской из протокола Городской МВК бесплатно выдается заявителю или его доверенному лицу в службе "одного окна" при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а третье лицо помимо этого должно еще представить нотариально засвидетельствованную доверенность. Получение документов подтверждается подписью заявителя в выписке из электронного журнала регистрации либо на бланке своего заявления. В самом журнале также делается отметка об этом.

Регламент предусматривает и причины отказа в выдаче документов. Это может быть: требование заявителя выдать документы в срок меньший, чем предусмотрено для выдачи; представление поддельных, недействительных документов, документов, утративших силу; отзыв заявителем своего заявления (запроса) о выдаче документа; обращение заявителя без предъявления соответствующей доверенности за документом для другого лица (содержащим сведения о другом лице); и по иным основаниям, предусмотренным законами и иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Любой такой отказ может быть обжалован у руководителя соответствующего структурного подразделения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, отвечающего за работу службы "одного окна", руководителя Департамента либо в суде. Стоит обратить внимание, что Регламент возлагает на Государственную жилищную инспекцию города Москвы обязанность по осуществлению контроля над соблюдением норм и правил производства работ по переустройству и (или) перепланировке переводимых помещений, если они предусматриваются, а на ГУП МосгорБТИ - по внесению соответствующих изменений в учетно-техническую документацию на помещение после получения распоряжения Департамента или акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого (нежилого) помещения. Кроме того, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обязан направить копию распоряжения в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если переустройства и (или) перепланировки помещения не требуется.

Такая детальная регламентация процесса перевода помещения, несмотря на общую сложность восприятия и кажущуюся запутанность, имеет важное значение, если не сказать большего - в ней есть насущная необходимость. Расставив все точки над "i", она не оставляет "светлых пятен" не только в самой процедуре, но в тех отношениях, которые складываются уже после завершения всех работ. Здесь имеется в виду целый ряд обязанностей собственника переведенного помещения при взаимодействии с другими лицами, органами власти и организациями. В частности, ч. 10 ст. 23 ЖК указывает, что переведенный объект должен использоваться с соблюдением требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Например, на владельце нежилого помещения в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений лежит обязанность по эксплуатации и ремонту жилого дома, затраты по эксплуатации и ремонту общего имущества жилого дома, участию в выборе способа управления, заключению договора управления домом. Юридические лица - собственники должны также заключить договоры на электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, вывоз твердых бытовых отходов, должны соблюдать ограничения на производство работ (в том числе разгрузочно-погрузочных), на шум, вибрацию и иные воздействия. Например, в столице нормативным актом, регулирующим эти отношения, является Закон г. Москвы от 12.07.2002 N 42 "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве". Согласно ему защищаемыми от нарушения покоя граждан и тишины в ночное время (период времени с 22 до 6 часов) помещениями и территориями являются:

а) помещения больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов;

б) квартиры жилых домов, помещения детских садов, интернаты для детей, престарелых и инвалидов;

в) номера гостиниц и жилые комнаты общежитий;

г) подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, больниц и санаториев, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, гостиниц и общежитий, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов;

д) территории больниц и санаториев, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, детских садов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов, гостиниц и общежитий, придомовые территории;

е) площадки отдыха на территории микрорайонов и групп жилых домов.

Вследствие чего не допускаются такие действия собственника помещения, как:

а) использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли - киосках, павильонах, лотках, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;

б) игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;

в) использование звуковых сигналов охранной сигнализации автомобилей, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;

г) использование пиротехнических средств, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;

д) производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;

е) иные действия.

Но стоит обратить внимание, что положения данного Закона не распространяются:

а) на действия юридических лиц и граждан, направленные на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий;

в) на правонарушения, за которые федеральным законодательством предусмотрена административная ответственность.

За все нарушения покоя граждан и тишины в ночное время Закон предусматривает два вида административных взысканий: предупреждение и штраф. Первое выносится в случае, когда нарушение устраняется по первому требованию, второе - если этого не происходит. Причем для физических лиц штраф устанавливается в размере от половины до пяти, а для юридических и должностных лиц - от одного до десяти минимальных размеров заработной платы. Если в течение года наказуемое деяние, за которое на виновное лицо уже был наложен штраф, было совершено повторно, размер штрафа увеличивается вдвое.

Административное взыскание налагается обоснованным и мотивированным постановлением административной комиссии районной Управы по делам об административных правонарушениях г. Москвы, а оно, в свою очередь, выносится после рассмотрения в установленном законодательством об административных правонарушениях порядке протокола должностного лица органа внутренних дел о выявленном правонарушении. Подводя черту, следует сказать, что вышеназванные требования к использованию переведенного помещения довольно существенны, хотя порой собственник, пройдя огонь, воду и медные трубы в процессе перевода, уже просто не обращает на них внимания. Или, что еще хуже, вообще не догадывается об их существовании. В обоих случаях последствия для него весьма плачевны, а выполнять требования все равно придется.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: Никифорова Е.И.

0

Оставить комментарий