В силу своей профессиональной деятельности мне приходилось сталкиваться со случаями, когда на просьбы граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ) право на получение жилья вне очереди, органы местного самоуправления отвечали отказом, ссылаясь на то, что предоставлением жилья заявителям будут нарушены права иных граждан, которые также обладают аналогичной льготой, поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма (далее - список внеочередников), ранее заявителей, но до настоящего времени не обеспечены жилыми помещениями.
Поскольку в ЖК РФ отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено вне очереди, оно будет выделяться с установленной очередностью по списку внеочередников, который формируется и ведется органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ.
В некоторых случаях суды общей юрисдикции при рассмотрении исков граждан о предоставлении жилья вне очереди, несмотря на имеющееся у граждан право на получение жилья вне очереди, отказывали гражданам в удовлетворении их требований. Так, решением Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2007 г., оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 7 февраля 2008 г., гражданке К., страдающей тяжелой формой хронического заболевания, которая дает право на внеочередное получение жилого помещения, было отказано в удовлетворении иска о предоставлении жилья вне очереди.
В решении суд первой инстанции указал следующее:
"Несмотря на то что истица К. имеет право на получение жилого помещения вне очереди, суд при разрешении данного спора учитывает наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором К. состоит под номером 275. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истице К., то суд приходит к выводу о том, что предоставление жилья семье истицы должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней".
В связи с изложенным возникают интересные вопросы: предполагает ли внеочередное предоставление жилья включение гражданина в какую-либо очередь и должно ли жилье внеочередникам предоставляться в порядке очередности по списку внеочередников (исходя из времени включения их в данный список)?
Постараемся ответить на эти вопросы.
ЖК РФ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЬЯ ВНЕ ОЧЕРЕДИ
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Как известно, из общего правила есть исключение. И это исключение установлено ч. 2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
- Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
- Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых не возможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 (далее - Перечень N 378).
ЖК РФ, закрепив за гражданами, указанными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан. Полагаю, что отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, указанным в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников), так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.
В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. в порядке очередности лиц равной категории. Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не свидетельствует о том, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.
Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок определен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2), а внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди.
Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя в силе решение Самарского областного суда от 12 октября 2007 г., которым признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД "О жилище", предусматривавший, что граждане, имеющие в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, указала, что установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства <2>.
--------------------------------
<2> Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. N 46-Г07-33.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЬЯ ВНЕ ОЧЕРЕДИ
"В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет" <3>.
--------------------------------
<3> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2. С. 36.
Изложенная позиция также отражена в Определении Верховного Суда РФ от 30 сентября 2008 года N 85-В08-3, которым были отменены вышеназванные решение Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2007 г. и Определение Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 7 февраля 2008 г.
В отношении детей-сирот Верховный Суд РФ отметил следующее:
"Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчиков при рассмотрении дел о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе" <4>.
--------------------------------
<4> Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 10. С. 21.
Итак, с учетом изложенного, считаю, что можно следующим образом ответить на вопросы, поставленные выше: внеочередное предоставление жилья не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь; жилье гражданам, которые в соответствии с ЖК РФ имеют право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данных граждан в орган местного самоуправления с целью реализации имеющегося у них субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.
Читайте еще по данной теме:
• Сняли с очереди на квартиру. Что делать?
Автор: Гурченков С.А.
Такая ситуация. Наш дом признан аварийным и непригодным для проживания. Исполком г.Казани подал иск о выселении и расторжении договора социального найма с предоставлением нового жилья, равнозначного по площади (жилье это, как компенсация аварийному). Я состою на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Могу ли я обратиться в суд с иском об обязании исполкома г.Казани предоставить ВНЕ ОЧЕРЕДИ жилье, уже как нуждающимся по пп.1 п.2 ст.57 ЖК РФ?
Поскольку вы состоите на жилищном учете, то вы вправе сначала предъявить письменное требование о внеочередном улучшении ваших жилищных условий, а после получения письменного отказа – подать в суд встречный иск по ст.57 ЖК РФ об обязании предоставить вам вне очереди новое жилье по установленной для жителей г.Казани норме предоставления.
Добрый день! В 2-хкомнатной муниципальной квартире прописаны и проживаем 6 человек, фактически 2 семьи. Первая семья: я – инвалид 2 группы по рассеянному склерозу, ветеран труда Челябинской области, педагог-пенсионер с 42-летним педагогическим стажем; муж - пенсионер; сын (32 года). Вторая семья: моя дочь от первого брака (мой муж не удочерял) с 2-мя детьми 19 и 3-х лет. Могу ли я получить квартиру вне очереди на свою семью с дополнительной площадью? Кроме инвалидности 2 группы по РС с нарушением тазовых костей, моченедержания и опорно-двигательного аппарата (ноги), являюсь дочерью репрессированной и реабилитированной (тоже пишу заявление); также МСЭ мне отказал в причине инв. "при нахождении в прифронтовой зоне" из-за того, что изменились ФЗ. Буду обжаловать. Наша квартира имеет общую площадь 53.7 кв.м, учетная норма в городе 12 кв.м. Малоимущие. Что получит семья дочери? Заранее спасибо.
Поскольку на каждого из проживающих в квартире жильцов приходится менее учетной нормы, установленной в вашем субъекте РФ (то есть менее 12 кв.м общей площади на одного человека), то для начала жильцам квартиры (6 человек) нужно встать на учет нуждающихся в жилых помещениях. После постановки на жилищный учет, если у вас имеется заболевание, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378
"Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", то вы вправе будете на основании п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ подать в местную администрацию заявление о предоставлении вам отдельного жилья вне очереди.
Если занимаемая вами квартира отдельная (не коммунальная), то ваша дочь будет принята на жилищный учет совместно с остальными 5 жильцами квартиры, и варианты предоставления жилья (в дополнение к занимаемой, или взамен занимаемой площади) будут предоставлены ей при подходе очереди на улучшение жилищных условий.
Здравствуйте. По постановлению 378 получил жильё по договору социального найма. Смогу ли я её приватизировать? Спасибо.
Вы сможете приватизировать полученное жилье, но только при условии, если ранее вы НЕ участвовали в приватизации другого жилья в совершеннолетнем возрасте.
Здравствуйте. Справка о хроническом заболевании по Постановлению 378 выдана в декабре 2009 года, не указан врачебной комиссией код. Документы на приобретение жилья в МЭРИИ приняли. До сих пор (2018 год) стоял на очереди на получение внеочередного жилья. Сегодня, 21.05, суд затребовал обновить медицинскую справку. То есть заново пройти всю комиссию. Это справедливо? СПАСИБО за ответ. Юрист МЭРИИ сказал, что Постановление 378 недействительно, теперь читаем Приказ Минздрава РФ от 29.11.12 года.
Логика в действиях суда явно отсутствует, поскольку у вас уже имеется справка о наличии заболевания, дающего право на внеочередное предоставление жилья. Эта справка ответчиком не оспаривает, судом подлинность этой справки под сомнение не поставлена, Распоряжения о снятии вас с жилищного учета издано не было. Соответственно, судом нарушается требование ст.56 ГПК РФ, исходя из смысла которой, вы уже представили суду документ, обосновывающий ваш иск, и опровергать этот документ должен именно ответчик. То есть обязанность по представлению документов, опровергающих ваш довод о праве на внеочередное получение жилья, лежит именно на мэрии. При этом ответчика довод о том, что теперь действует Приказ Минздрава РФ от 29.11.12 года, к вашему случаю не относится, поскольку вы были приняты на жилищный учет в 2008 году, и указанный документ обратной силы не имеет.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в квартире общей площадью 66.6 квадратов, проживает брат с кодом заболевания ф 20, так же по медицинскому заключению имеет право на дополнительную жилую площадь. В социальной квартире проживает 6 человек. Обратившись за получением квартиры, нам ответили отказом, обусловив это тем, что мы проходим по площади. То есть они берут всю площадь квартиры 66.6 и делят на 6 человек, хотя по факту в платежках жилая площадь установлена на уровне 43 квадрата, в нашем регионе норма 10 квадратов на человека. Влияет ли площадь квартиры на постановку вне очереди? А так же говорят, что мы одна семья. Проживают: Брат, Мама, Бабушка, Тётя, Двоюрный брат и я. Приводят доводы, что мы одна семья и нам расширение не полагается. После долгих мучительных споров предложили выход, приватизировать квартиру, якобы это разъединит семьи, так же сказали, что доходы нашей семьи должны не превышать уровня в 25 тыс., то есть мои, мамы и брата, дали кучу справок. Стоит ли приватизировать квартиру? Или может лучше обратиться в суд? Как быть, люди Help!
До тех пор, пока речь идет об отдельной (не коммунальной) квартире, будут учитывать всех, кто в этой квартире зарегистрирован, в качестве членов одной семьи. При этом за основу при расчете площади на каждого проживающего в квартире будут брать общую площадь квартиры и делить её на количество проживающих.
Кроме того, даже для получения жилья вне очереди, нужно сначала встать на жилищный учет, и лишь затем подать в рамках открытого учетного дела заявление о предоставлении жилья вне очереди.
Изменить эту ситуацию можно, если приватизировать квартиру, а затем подписать между собственниками и зарегистрировать в местном Управлении Росреестра соглашение о выделе долей в натуре. Тогда квартира станет принадлежать нескольким собственниками не вся, а покомнатно. После государственной регистрации договора о выделе в натуре, копию договора нужно будет предъявить в местный МФЦ для оформления раздельной (покомнатной) оплаты жилищно-коммунальных услуг. С момента переоформления платежек покомнатно, квартира будет значиться в документах, как коммунальная.
Через пять лет после осуществления вышеуказанных действий жильцы комнат в коммунальной квартире смогут встать на жилищный учет.
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, имеет ли смысл судиться с администрацией МР, снявшей меня с учёта на внеочередное получения жилья, как сироту? В список меня включили ещё в 2010 году, есть справки. По исполнении 18 лет обратилась с заявлением на предоставление жилья, но мне отказали в связи с тем, что я уже не состою на учёте на получение специализированного жилья, так как с 2013 года надо было вставать на учёт заново. А раз я не состою, то и жилье не предоставят. Вопрос: Закон обратную силу имеет в данном случае? Правомерно ли действия администрации по исключению из старого списка без уведомления? Понятно, что сейчас жилье дают уже только на 5 лет, а не как раньше, с возможностью приватизации. Но ведь я встала на учёт, когда действовал другой закон и я свое право реализовала в соответствии с тем законом. Моё мнение, что новый закон распространяется на людей, которые реализовали свое право сироты на жилье уже после его принятия. Подскажите, что делать в данном случае?
Здравствуйте.
Согласно п.1 ст.6 ЖК РФ закон обратной силы не имеет. Поэтому Вам нужно обжаловать решение местной администрации в судебном порядке. В иске нужно будет указать, что вы просите восстановить срок исковой давности, поскольку ранее Вы не были письменно извещены о снятии с жилищного учета, и, соответственно, не имели формального основания для обращения с иском в суд.
Здравствуйте. Мне 29 лет, и я мама троих детей. Я не в браке воспитываю всех детей одна, проживаю в коммуналке в одной комнате 14.5 кв.м. Хочу улучшить свои жилищные условия, вставать на очередь. Есть ли смысл, или может быть есть какая-то другая программа? Подскажите, куда мне обратиться.
Формально Вы подпадаете под категорию “матери-одиночки”, и вправе рассчитывать на предоставление нового жилья на льготных условиях. Поскольку Вам менее 35 лет, то Вы вправе стать участником государственной программы “Молодая семья” и получить от местной администрации новое жилье по льготной ипотечной программе (с меньшим размером процентов по ипотеке, чем если бы жилье приобреталось без участия в государственной жилищной программе) и компенсацией 35 процентов от стоимости предоставляемой квартиры. Также для матерей-одиночек, на содержании которых находится трое детей, может быть предоставлено новое муниципальное жилье за счет местной администрации.
Для начала Вам нужно будет подать в отдел соцзащиты по месту проживания:
- паспорт гражданина РФ заявителя;
- удостоверение, подтверждающее полученный социальный статус;
- заявление о постановке на учет;
- свидетельства о появлении всех детей семьи;
- информация о доходах и недвижимом имуществе матери-одиночки;
- справочные данные о местах регистрации за предыдущие 10 лет;
- в некоторых случаях понадобится комплекс справок о доходах проживающих вместе с матерью-одиночкой членов семьи.
Органы муниципальной власти вправе расширять список необходимых бумаг.
После постановки на жилищный учет Вы будете вправе выбрать программу, по которой желаете улучшить свои жилищные условия (на платной или бесплатной основе), в зависимости от того, каким критериям местного законодательства для каждого из вида программ Вы соответствуете (если речь идет о бесплатном жилье), и в зависимости от наличия у Вас соответствующих финансовых возможностей (если речь идет о получении нового жилья по льготной ипотеке).
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, советом. Проживаю в квартире 32,8 квадратов. Я с мужем, 3 детьми, мамой и братом. Встала на учёт, как малоимущая (многодетная семья) и нуждающаяся в улучшении жилищных условий в нашу Администрацию (где нас поставили, как внеочередных во внеочередную очередь в 2019 году). Мы были 28 в очереди, сейчас (на 11.05.2021) мы только 27. Очередь вообще не продвигается. Возможно ли как-то повлиять на продвижение в очереди? Мы с семьёй уже не смогли ютиться в маленькой комнате, и снимаем жилье, а это очень тяжело. Я нахожусь в декретном отпуске до 3 лет (сыну только 2 года, постоянно болеет). В садик ходим, но по состоянию здоровья в основном дома. Старшему сыну в этом году уже 18 лет исполнилось (больше мы не многодетные, хотя он учится очно в техникуме в другой области). А в 2022 году мне надо собирать подтверждающие бумаги на нуждаемость в жилом помещении, и, так как я не смогу подтвердить, что мы многодетные, нас уберут с этого списка (так сказали в местной Администрации). Что нам делать, помогите, с чего начать?
Здравствуйте.
Для начала, Вам нужно будет подать в мастную администрацию заявление с требованием о незамедлительном предоставлении жилья Вам, как внеочереднику. Из администрации Вам пришлют стандартный ответ о недостаточном количестве новых жилых помещений для представления Вам нового жилья. Этот формальный отказ нужно будет обжаловать в судебном порядке, поскольку нехватка жилья не является основанием для отказа в его предоставлении внеочередникам. Соответствующая судебная практика уже имеется (пример – пункт 11 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).