Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом.
Без преувеличения можно сказать, что ребенок признается полноценным субъектом различных правоотношений. И анализируя его права, необходимо иметь в виду, что кроме специальных прав, закрепленных в Семейном кодексе РФ, ребенок, как и любой человек, обладает всеми личными неимущественными правами, предусмотренными Конституцией РФ, которые отличаются от прав взрослых граждан тем, что являются элементами не только абсолютных правоотношений, но и относительных, так как родители (или лица, их заменяющие) обязаны создать условия для их реализации и обеспечивать их защиту. К таким правам относятся права на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, честь, имя, жилище и т.д.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в статье 40 Конституции РФ с учетом положений международно-правовых актов (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Исходя из норм семейного и гражданского законодательства Российской Федерации несовершеннолетние являются особыми субъектами жилищных правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ несовершеннолетний имеет право жить и воспитываться в семье и право на совместное проживание с родителями. Пункт 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ конкретизирует названные права: местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов. На основании пункта 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. Следовательно, место жительства несовершеннолетних определено самим законом, так как несовершеннолетний постоянно (преимущественно) проживает вместе со своими родителями (законными представителями).
В жилищных правоотношениях значение слова "проживает" вместе с законными представителями равнозначно значению слова "пользуется" жилым помещением законных представителей. Таким образом, представляется, что каждый несовершеннолетний, реализуя свое право на совместное проживание с законными представителями, имеет право пользования жилым помещением законных представителей.
Законные представители могут воспользоваться своим правом свободного выбора места жительства - изменить город проживания, улучшить жилищные условия, например, переехать из комнаты в квартире в собственную квартиру. Сам ребенок тоже может быть собственником отдельного жилого помещения. Но место жительства несовершеннолетнего до 14 лет "привязывается" к месту жительства его законных представителей. Признавая право несовершеннолетних постоянно проживать вместе с законными представителями, законодатель стремится обеспечить реализацию "наилучших интересов ребенка". Совместное проживание с законными представителями способствует в том числе более эффективной реализации личных и имущественных прав и интересов ребенка, их защите.
На основании пункта 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом их мнения.
В соответствии с пунктом 1 ст. 55 СК РФ расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. При наличии названных обстоятельств право несовершеннолетнего на совместное проживание с законными представителями не утрачивается, а видоизменяется. Постоянно проживать несовершеннолетний в указанных случаях может только с одним из законных представителей. Но нужно учитывать, что в соответствии с нормами семейного и гражданского права законными представителями несовершеннолетнего являются оба родителя, они равны в правах и обязанностях по отношению к своим детям (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 28 ГК РФ, п. 1 ст. 61 СК РФ). Названные в пункте 1 ст. 55 СК РФ обстоятельства не обрывают юридическую (а кровную - тем более) связь между ребенком и каждым из родителей. Ребенок вправе воспитываться обоими родителями, общаться с ними, совместно проживать с любым из них. Главное - чтобы это соответствовало интересам ребенка. По моему мнению, и при раздельном проживании родителей ребенок сохраняет право пользования жилыми помещениями обоих родителей. Полагаю, что в жилищных правоотношениях с участием несовершеннолетних вышеназванные нормы семейного и гражданского законодательства должны обязательно учитываться.
На основании пункта 1 ст. 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, но с условием, что между интересами родителей и несовершеннолетних детей нет противоречий. Органы опеки и попечительства контролируют, насколько при этом соблюдаются права (имущественные и жилищные в том числе) несовершеннолетних.
Как правильно отмечает Л.Ю. Михеева, "контроль органов опеки и попечительства за сделками с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние, является проявлением публичного интереса, "одной из внутренних социальных функций государства" по охране и защите прав несовершеннолетних и служит определенной гарантией соблюдения жилищных прав детей" <1>.
--------------------------------
<1> Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика / Под ред. Р.П. Мананковой. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 173.
В соответствии с пунктом 4 ст. 292 ГК РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения члены семьи собственника, допускается с согласия органа опеки и попечительства. На мой взгляд, в силу приоритетности защиты прав и интересов детей названная деятельность органов опеки и попечительства необходима во всех случаях проживания детей в жилом помещении независимо от того, правом собственности или правом пользования жилым помещением они обладают. Иначе данная норма может быть интерпретирована так, что "отчуждение жилого помещения, в котором проживают дети, по общему правилу теперь согласия органов опеки и попечительства не требует". Но это в определенной степени будет противоречить пункту 2 ст. 37 ГК РФ, который содержит императивное правило об обязательности предварительного разрешения органа опеки и попечительства "на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду, в безвозмездное пользование или в залог), сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного" <2>. Таким образом, получается, что эти две правовые нормы противоречат и даже исключают друг друга.
--------------------------------
<2> Филиппова С.Ю. Новый Жилищный кодекс Российской Федерации о праве собственности на жилое помещение // Цивилист. 2005. N 3.
В соответствии с Семейным кодексом РФ причинами того, что несовершеннолетние дети остаются без попечения родителей, могут быть как очевидные события (смерть родителей, признание родителей недееспособными, лишение родительских прав и т.д.) так и обстоятельства, которые носят порой объективный, а порой и субъективный характер. К ним относятся: невозможность защищать своего ребенка, заботиться о нем из-за пребывания в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелание выполнять родительский долг. Правда, такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и др.). Но в любом случае исходя из норм гражданского и семейного законодательства органу опеки и попечительства должно быть известно о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. При этом сам механизм предварительного выяснения названных обстоятельств законом не предусмотрен. На наш взгляд, это может привести к снижению эффективности защиты жилищных прав и интересов названной категории несовершеннолетних.
Пункт 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Таким образом, Жилищный кодекс не относит к безусловным членам семьи собственника жилого помещения детей и родителей супруга собственника, которые будут признаны таковыми в случае вселения их собственником в качестве членов своей семьи. Данное положение подтверждается разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г.
Хотелось бы остановиться также на реализации пункта 4 ст. 31 ЖК РФ по делам с участием несовершеннолетних детей, поскольку среди цивилистов и судей нет единства в толковании данной нормы закона. По общему правилу пункта 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется. Здесь сразу возникает ряд вопросов: что понимать под прекращением семейных отношений с собственником жилого помещения? Как обстоит дело с несовершеннолетними детьми супругов, расторгнувших брак, ведь дети бывшими не бывают? Прекращаются ли семейные отношения собственника жилого помещения с несовершеннолетними детьми при расторжении брака супругами? До последнего времени эти вопросы оставались без ответа. Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. видно, что под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния и признание брака недействительным. Остальные обстоятельства должны оцениваются в совокупности с другими доказательствами, представленными по делу.
На мой взгляд, дети собственника жилого помещения не могут стать бывшими членами его семьи и, следовательно, "не могут прекратиться семейные отношения собственника жилья и его детей". Ведь несмотря на расторжение брака их родителями, дети сохраняют право пользования жилым помещением, принадлежащим одному из родителей, в котором они проживали, так как в соответствии со статьей 47 СК РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Связь родителей и детей - кровная, а не социально-юридическая, как в случае заключения брака. Поэтому бывших детей и бывших родителей быть не может.
Возможна ситуация, когда при расторжении брака место жительства несовершеннолетнего определяется решением суда (п. 3 ст. 65 СК РФ). Например, оно было определено как с родителем, не имеющим в собственности или на праве пользования другого жилого помещения. При прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за таким родителем не сохраняется, он обязан освободить его. Как обеспечиваются интересы детей в данном случае? Напрямую эта ситуация законом также не урегулирована. Полагаем, что родитель-несобственник может только обратиться с иском в суд с требованием сохранить за ним право пользования жилым помещением, принадлежащим родителю-собственнику, на определенный срок. Возможность сохранения права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника при наличии определенных обстоятельств предоставлена пунктом 4 ст. 31 ЖК РФ. Реализация семейных прав родителя-несобственника (на совместное проживание с ребенком, на его воспитание и др.) поставлена, таким образом, в зависимость от решения суда о сохранении за ним права пользования спорным жилым помещением. Но в соответствии с пунктом 4 ст. 31 ЖК РФ суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи только в случае, если по их требованию собственник исполняет в отношении их алиментные обязательства.
Но законодателем не уточняется срок, на который устанавливаются обязанность по обеспечению данного жилого помещения и требования к нему. Как разъясняет Пленум Верховного Суда РФ, если суд придет к выводу о необходимости возложения на собственника жилого помещения обязанности по обеспечению бывшего члена его семьи другим жилым помещением, то в решении суда должны быть определены срок исполнения такой обязанности и основные характеристики предоставляемого жилого помещения. Таким образом, решение суда в данной ситуации может являться определенной гарантией соблюдения жилищных прав несовершеннолетних детей при расторжении брака их родителями.
Исходя из этого видно, что в целом с принятием нового Жилищного кодекса РФ правовое положение несовершеннолетнего как члена семьи собственника жилого помещения сильно не изменилось, однако на практике представляется маловероятным, чтобы мать (бывший член семьи собственника жилого помещения), покидая жилое помещение, оставила несовершеннолетнего ребенка в жилом помещении собственника, следовательно, несовершеннолетний член семьи собственника жилого помещения будет проживать с матерью в другом жилом помещении. Согласно пункту 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - в данном случае матери, что подтверждается судебной практикой, в частности Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 28 февраля 1994 г.: "Несовершеннолетний ребенок, в случае раздельного проживания его родителей, приобретает право на жилую площадь в квартире (доме) того родителя, с кем он постоянно проживает". Право пользования возникает у гражданина при вселении и фактическом проживании в жилом помещении. При этом факт наличия или отсутствия регистрации по месту жительства не порождает права на жилую площадь.
Раздел ЖК РФ "Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма" также затрагивает реализацию прав несовершеннолетних. В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются "детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы".
На основании статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруга, а также дети и родители данного нанимателя. Дети другого супруга не являются членами семьи нанимателя жилого помещения. Здесь проведем аналогию с Жилищным кодексом РСФСР, исходя из статьи 53 которого к членам семьи нанимателя жилья относились супруг нанимателя, их дети и родители, т.е. дети и нанимателя, и его супруга являлись членами семьи нанимателя. Таким образом, изменения в данной части, внесенные в новый Жилищный кодекс РФ, ухудшают положение несовершеннолетних детей другого супруга.
Глава 10 ЖК РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" устанавливает перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений.
Проанализировав статьи вышеназванной главы (в сравнении с Жилищным кодексом РСФСР), видим, что в настоящее время могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения в черте соответствующего населенного пункта семьи военнослужащих, не относящихся к пункту 1 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, и одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Таким образом, изменения, внесенные в главу 10 ЖК РФ, также отчасти ухудшают положение несовершеннолетних детей.
В отличие от Жилищного кодекса РСФСР в разделе "Жилищные и жилищно-строительные кооперативы" ЖК РФ установлено право на вступление в жилищные кооперативы граждан, достигших возраста 16 лет. По моему мнению, данное нововведение в Жилищный кодекс значительно улучшает положение несовершеннолетних, так как статья 111 ЖК РФ приведена в соответствие с пунктом 1 ст. 26 ГК РФ "дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет".
Несовершеннолетние дети могут быть вселены в жилое помещение наймодателя без его согласия и без согласия нанимателя жилого помещения как постоянно с ним проживающие. Данное право дает несовершеннолетним статья 679 ГК РФ, Жилищным кодексом эта ситуация не регулируется. Ранее право на вселение несовершеннолетних детей определяла статья 132 ЖК РСФСР, на основании которой наниматель, арендатор жилого помещения в доме, квартире, принадлежащих гражданину на праве личной собственности, имеет право вселить в нанятое, арендуемое им помещение независимо от согласия собственника дома своих несовершеннолетних детей, а если он занимает изолированное помещение - также супруга и нетрудоспособных родителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что Жилищный кодекс РФ в большей степени защищает права собственников жилого помещения. В сравнении с Жилищным кодексом РСФСР некоторые нововведения в Жилищный кодекс РФ ухудшают положение и отчасти ущемляют права несовершеннолетних детей как особых субъектов жилищных правоотношений, некоторые, наоборот, улучшают их положение.
Библиография
Нормативные правовые акты
Конституция РФ. М.: Приор, 2000.
Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Закон Вологодской области от 12 января 2007 г. N 1549-ОЗ "О внесении изменений в Закон области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области".
Учебники, монографии, статьи
Дубровская И.А. Выселение бывших членов семьи собственника // Жилищное право. 2007. N 3.
Кирилловых А.А. Жилищный кодекс РФ и права несовершеннолетних на жилые помещения // Адвокат. 2007. N 9.
Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика / Под ред. Р.П. Мананковой. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Ништ Т.А. Учет интересов несовершеннолетних детей в имущественных отношениях супругов // Юридический мир. 2007. N 3.
Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. Н.В. Федосеева. М.: Консалтбанкир, 2006.
Филиппова С.Ю. Новый Жилищный кодекс Российской Федерации о праве собственности на жилое помещение // Цивилист. 2005. N 3.
Фаршатов И. Охрана жилищных прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 1999. N 8.
Шешко Г.Ф., Вишнякова А.В. Справочник по жилищным вопросам. М.: Контракт; Инфра-М, 2008.
Читайте ещё по этой теме:
- Права несовершеннолетнего на недвижимое имущество в исполнительном производстве
- Ответственность органов опеки и попечительства за нарушение прав несовершеннолетних
- Реализация права несовершеннолетнего на судебную защиту при предъявлении иска прокурором
Автор: С.А. Иванова