г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение от 28 января 2006 г. N 47).

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников - граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан - собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

Само понятие "вне очереди" также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет <1>. Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.

--------------------------------

<1> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 - "вправе".

Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан <2>.

--------------------------------

<2> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.

Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.

После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее - ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.

Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение <3>.

--------------------------------

<3> Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.

Такой "круговорот домовладения" от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.

Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.

При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он - собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.

На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.

В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.

Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.

Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.

Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.

Читайте еще по данной теме:

Автор: Ковтков Д.И.
54

Комментарии (196)

Здравствуйте. Если жилье по соц найму стало не пригодное для жизни, нужно ли нанимателю доказывать свою малоимущность, для того, чтобы получить новое жилье?

Поскольку переселение из непригодного для проживания (аварийного) жилья осуществляется на основании п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди, то для получения нового жилья при таком переселении признания малоимущим не требуется.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста. Нам необходимо признать деревенский дом непригодным для проживания, чтобы вычесть кв. метры при получении субсидии. Какие основные причины могут позволить сделать дом непригодным? Например, он находиться близко к дороге и очень шумно от проезжающих машин и вибрация от фар, так же нет воды канализации и газа. В администрации отказываются что-либо делать и отправляют к частным организациям для проведения комиссии. Подскажите, как можно повлиять на администрацию и какие действия необходимы, чтобы дом признали непригодным?

Для начала, вам нужно будет подать в местную администрацию заявление с просьбой об обследовании дома и принятии решения о признании его непригодным для проживания.
Если местная администрация откажется признавать дом непригодным для проживания или не даст ответ по существу в течение 30 дней с даты подачи заявления, то вам нужно будет заказать в организации, занимающейся проведением строительно-технических экспертиз (такого рода организации, действующие именно в вашем регионе, можно найти через любую поисковую систему), заключение о признании вашего дома непригодным для проживания.
Критерии для признания дома непригодным для проживания перечислены в Разделе III Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
После получения на руки заключения строительно-технической экспертизы, вам нужно будет подать в суд иск о признании дома непригодным для проживания.

Здравствуйте. Дом находится в долевой собственности. Находится в аварийном состоянии, провалилась крыша. Местная администрация заставляет его сносить, накладывает штрафы за ненадлежащее состояние здания. С нашей же стороны ситуация такова: один из долевых собственников эмигрировал за границу, связи с ним нет. Как дом признать аварийным, подлежащим сносу, что можно сделать в данной ситуации?

В данной ситуации местная администрация сама подаст в суд иск о сносе аварийного строения и обязании собственников произвести его снос за свой счет. Решение суда будет принято даже в том случае, если кто-то из собственников дома не явится на судебное заседание по делу. На основании судебного решения вы сможете снести аварийный дом.

Деревенский дом, имеющий двух собственников, одним из которых является администрация города, состоит из двух половин с общей крышей и стеной, но двумя разными номерами дома 12 (администрация) и 12а (наша). Половина, принадлежащая администрации, сильно разрушена, и она без нас признала, что дом 12 непригоден для жилья, но финансирования не заложено на ремонт/снос. Допустимо ли признать непригодной только половину здания с общей крышей и стеной, и что стоит сделать, чтобы не оказаться с проблемами?

Вам нужно провести за свой счет строительно-техническую экспертизу, для подтверждения того факта, что, либо ВЕСЬ дом непригоден для проживания, либо он пригоден для проживания только в том случае, если собственник аварийной части дома (местная администрация) приведет свою часть дома в соответствие с действующими нормативами.
В первом случае Вы вправе будете потребовать в судебном порядке от местной администрации предоставить Вам вне очереди новое жилье.
Во втором случае Вы сможете заявить в суд иск об обязании местной администрации отремонтировать её часть жилого дома за счет местного бюджета.

У нас дом на два хозяина. Сосед в своей половине не проживает уже более 11 лет. Сейчас он хочет снести и продать свой участок. Я не возражаю, пусть продаёт. Я возражаю против сноса, т.к. дом не пятистенок, а четырёх. Дом старый, но моя часть в нормальном состоянии. Хочет сделать свою половину аварийной. Они сделали экспертизу и признали свою аварийной. Местная администрация дала отказ на данном этапе им. Мне сказали, что если признают, то ничего не предоставят, т.к. нет жилья и тем более я собственник, должна сама себя обеспечить, а ещё обязана сама за свой счёт снести дом. Не буду - то штраф платить мне. Мы готовы разрешить им снести, но при условии, что зальют фундамент и утеплят стену. Их это не устраивает, им надо, чтоб мы платили 50% от стоимости проделанных работ. Как мне быть? На чьей стороне закон? Стоит ли соглашаться на их условия? Выиграю я дело, если дойдёт до суда? Мы против признания нашей половины аварийной. Тюмень.

Вам нужно будет заказать строительно-техническую экспертизу на предмет технической невозможности сноса соседской части дома без причинения повреждений вашей части дома. Имея на руках такое заключение, вы сможете спокойно отбивать все иски, поданные против вас, а вашему соседу ничего не останется, как снести свою часть дома на ваших условиях.

Здравствуйте. Дом признан непригодным для проживания. У меня двое несовершеннолетних детей. Одна на инвалидности. Был суд, признал администрацию выдать благоустроенную квартиру. Не дождались. Взяли кредит, залезли в долги. Но надо платить за коммунальные услуги, отдавать долги. Как мне жить, матери с двумя детьми, и еще ребенок инвалид. Я думаю администрация должна помочь мне с денежным вопросом. Пожалуйста, подскажите.

Здравствуйте.
Сам по себе факт наличия судебного решения против администрации не порождает у местной администрации каких-либо финансовых обязательств.
В данном случае существенное значение имеет наличие/отсутствие у Вас переписки с местной администрацией о предоставлении Вам благоустроенного жилья по решению суда.
Например, если после принятия судебного решения местная администрация письменно сообщила Вам, что не может предоставить свободное благоустроенное жилье, но не возражает, чтобы Вы решили свой жилищный вопрос путем покупки жилья с использованием заемных средств, то такого рода переписка может послужить основанием для подачи иска в суд о взыскании с администрации Ваших расходов на приобретение себе другого жилья, и позволит просить суд хотя бы о частичной компенсации поселенных Вами расходов.

Дом, принадлежащий нашей семье, признан непригодным для жилья. Но пока шла бумажная волокита, мы взяли ипотечный кредит и оплатили квартиру. Что делать, чтобы администрация предоставила квартиру? Cемья 4 человека: я, муж и двой детей 7 и 14 лет.

Здравствуйте.
Поскольку формально Вы уже имеете в собственности новую квартиру (пусть даже и находящуюся в залоге у банка), то местная администрация может попытаться отказать Вам в предоставлении другого жилья взамен того, что было признано непригодным для проживания.
Для этого администрация должна будет снять Вас с жилищного учета (поскольку лиц, проживающих в непригодном для проживания жилье обязаны сначала поставить на жилищный учет, и лишь затем предоставить им новое жилье), чтобы был формальный повод отказать Вам в предоставлении муниципального жилья.
Постановление о снятии с жилищного учета можно будет обжаловать в судебном порядке. Шансы на успех будут только в том случае, если на каждого из членов Вашей семьи будет в ипотечной квартире приходиться площадь, менее установленной для жильцов Вашего субъекта РФ нормы постановки на учет. При этой площадь аварийного дома учитываться не будет.
В случае отмены судом постановления о снятии Вашей семьи с жилищного учета, у Вас будет право на получение нового муниципального жилья, в дополнение к приобретенной по ипотеке квартире.

Добрый день. Дом 1960 г. постройки попал под затопление в июне 2019 г. Межведомственная комиссия признает дом непригодным для проживания и ставит категорию аварийности. Глава выдает постановление на снос в результате физического износа и ни слова о наводнении. Хотя именно момент наводнения ухудшил состояние дома до аварийного. Исходя из формулировки "в результате физического износа" я не могу обратиться за социальной выплатой по ЧС. Правомерно ли поступает глава? Какие пошаговые действия мне необходимо совершить, если мой дом признан аварийным "в результате физического износа"

Здравствуйте.
Вы можете попытаться решить возникшую проблему по следующей схеме:
1. Получить в МЧС справку о том, что дом попал в зону подтопления;
2. Заказать строительно-техническую экспертизу, которая установит, что дом находится в аварийном состоянии, и имеются следы разрушения от воздействия влаги;
3. Далее можно попытаться подать в суд заявление об установлении юридического факта (гибели имущества в результате стихийного бедствия) и установить в судебном порядке, что дом был фактически разрушен именно в результате затопления;
4. Подать в местную администрацию заявление о выплате вам компенсации;
5. Получить письменный отказ и обжаловать этот отказ в судебном порядке.

Добрый день. Спасибо Вам за Вашу статью и за Ваши ответы на комментарии. Очень прошу разъяснить мне, как поступить: дом, 21 кв.м., признан аварийным, Тульская область, Глава Администрации дал документ о том, что он подлежит сносу. Заключение комиссии тоже есть. Во Владимире есть квартира, но метража не хватает на всех (многодетная семья). На очередь ставить отказываются, говорят, что у нас есть дом и плюсует метраж дома к метражу в квартире. Идти в суд?

Здравствуйте.
Аварийное жилье не считается пригодным для проживания, в связи с чем его площадь нельзя учитывать при постановке на жилищный учет. Поэтому иного пути, кроме как обжаловать отказ в постановке на жилищный учет в судебном порядке, в данном случае не имеется.

Здравствуйте! У нас сгорел дом, дом в собственности, земля нет. Нас признали малоимущими, поставили на учёт, как нуждающихся в жилье, предоставили маневренное жильё. Дом признан непригодным для жилья межведомственной комиссией. Администрация подтверждает, что мы имеем право на внеочередное получение жилья, но мотивирует отказ тем, что нет жилья в данный момент. У меня вопрос: сколько кв.м нам должны дать, и как можно увеличить размер кв.м?

Здравствуйте.
Если Вы признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и Ваш дом был признан аварийным, то на Вашу семью распространяется норма подпункта 1 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, и администрация обязана предоставить Вашей семье новое жилье по договору социального найма незамедлительно.
По порядку применения указанной нормы права существует достаточно четкая судебная практика, согласно которой отсутствие свободного жилья не является законным основанием для отказа в предоставлении нового жилья по договору социального найма (пример: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 74-КГ18-13).
При этом новое жилье Вашей семье (как очередникам) должны будут предоставить согласно норме предоставления, установленной для жителей Вашего субъекта федерации. Например, в г.Москве норма предоставления на одного человека составляет 18 кв.м общей площади, а в Московской области норма предоставления составляет в разных районах от 11 до 18 кв.м общей площади на человека.

Здравствуйте! Хотела бы уточнить. То есть, то, что мы стоим на учёте как нуждающееся в жилье, говорит о том, что мы очередники, но нам должны предоставить жилье вне очереди. Правильно я поняла? И мы должны получить жилье согласно норме предоставления?

Здравствуйте. Да, именно так. Требования законодательства таковы, что если Вы живете в аварийном жилье и не стоите на очереди, то Вам могут предоставить любое жилье без учета нормы предоставления. Если же Вы живете в аварийном жилье и стоите на очереди, то Вам должны улучшить жилищные условия вне очереди, то есть предоставить другое жилье по норме предоставления.

Здравствуйте! Спасибо Вам большое. Скажите, а что делать в нашей ситуации? Администрация прислала нам письмо о том, что да, мы имеем законное право на внеочередное предоставления жилья, но в данный момент у них нет жилья равном ранее занимаемому нами. Куда писать, в прокуратуру или подавать в суд? Тогда на какие статьи закона опираться, чтобы добиться от администрации жилья. То, что на ст.57, это понятно, а на счёт кв.м, согласно какой статьи, нам должны предоставить по норме предоставления на одного человека? Заранее спасибо.

Здравствуйте. В данном случае применяется норма статьи 50 Жилищного кодекса РФ, и жилье предоставляется по норме предоставления, размер которой устанавливается органом местного самоуправления.
В Вашем случае норма предоставления установлена нормативным актом конкретно Вашего субъекта РФ, безотносительного того, речь идет о плановом предоставлении жилья, или же о предоставлении жилья вне очереди.
С иском об обязании предоставить жилье по норме предоставления и во внеочередном порядке Вы можете обратиться в районный суд по месту Вашей регистрации.

Здравствуйте. Купили дом 2018 года постройки. При проведении ремонтных работ обнаружили скрытые дефекты дома. Вызвал эксперта судебного технической экспертизы. Результат экспертизы плачевный, что дом ограниченно работоспособный, т.е. не пригодный для жизни. Дом куплен в ипотеку и застрахован. Все дефекты в доме были тщательно скрыты. Я подал все документы в страховую. Подскажите, есть какие-то шансы получить страховую выплату (конструктивно дома нарушен)? И второй вопрос: Имеет ли смысл дом признавать аварийным? Подал претензию продавцу о досудебном урегулировании.

Здравствуйте.
Поскольку Вам продали дом, а не набор строительных материалов, и этот дом по заключению эксперта является ограниченно годным, то оснований для расторжения договора и получении страховки не имеется.
Вряд ли стоимость устранения выявленных недостатков будет сопоставима со стоимостью самого дома. Только в этом случае можно будет воспользоваться нормой пункта 2 статьи 475 ГК РФ и заявить об одностороннем отказе от договора.
Максимум, что Вы можете сделать, это подать в суд на основании статьи 557, пункта 1 статьи 475 и пункта 1 статьи 476 ГК РФ иск об уменьшении цены договора, в котором потребовать уменьшить цену купленного имущества на стоимость его ремонта, и взыскать с продавца стоимость предстоящего ремонта дома.
Однако Вам нужно учитывать ещё и срок исковой давности по таким требованиям, который установлен пункта 2 статьи 477 ГК РФ и составляет два года с момента передачи Вам дома по акту приема-передачи.

Уважаемый КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ! Благодарю вас за отзывчивость на моё обращение!
Принимая во внимание то, что в материалах учетного дела моей мамы отсутствует решение органа местного самоуправления о признании жилого помещения (не в Москве) непригодным для проживания граждан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 No 47 и считают, что правовых оснований для улучшения жилищных условий не имеется. Таким образом, моя мать подлежит снятию с жилищного учета в Москве.
В настоящее время дом находится в аварийном состоянии, деформация несущих строительных конструкций угрожает безопасности жизни человека. Таким образом, моя мать не может проживать и сейчас не проживает в данном жилом помещении, и срочно нуждается в улучшении жилищных условий.
Следуя рекомендациям Департамента городского имущества, для того, чтобы не потерять очередь в получении жилья на территории Москвы, дом нужно признать непригодным для проживания.
Подскажите, пожалуйста, какие правовые последствия нас, как собственников, могут ожидать после признания дома непригодным для проживания? По телефону местное самоуправление оговорилось, что после данной процедуры они выпишут положение и сносе дома. Что это может значить? Дом сносить не жалко, на это просто нет средств.
Ваша статья вселяет уверенность, что меня просто запугивают, дабы отговорить от данной процедуры. Большое вам спасибо, что помогаете людям не потеряться.

Здравствуйте.
В данном случае, не нужно руководствоваться разъяснениями, полученными в телефонном разговоре с представителем местной администрации.
Признание жилого дома аварийным и не подлежащим ремонту НЕ влечет за собой его снос за счет собственников дома. Снос осуществляется только в случаях, четко определенных законом, если это самовольная постройка, если дом расположен в водоохранной или иной запретной зоне, или в случае изъятия земельного участка под домом для государственных и муниципальных нужд.
Дом признать аварийным можно. Однако в статье подробно расписано, почему местная администрация будет этому всячески сопротивляться. Поэтому, с высокой долей вероятности, дом откажутся признавать аварийным, и придется оспаривать такой отказ в судебном порядке. По делу будет проведена судебная строительно-техническая экспертиза (которая оплачивается за счет истцов), и уже на основании заключения эксперта суд придет к вывод о наличии/отсутствии оснований для признания дома аварийным.

Мне бабушка подарила дом, а он ветхий. Могу ли я подать заявление и признать дом непригодным для проживания?

Здравствуйте.
Если Вы официально стали собственником дома, то Вы можете подать в местную администрацию заявление о признании этого дома непригодным для проживания.

В 2013 году я купила дом за материнский капитал, а с 2015 года пробую подать документы на программу молодая семья. Но у меня нет 30% взноса, поэтому мне отказывают. При оформлении документов по программе дом признали нежилым постановлением. Могу ли я продать дом с этим постановлением? Могу ли как-то отменить постановление в связи с непрохождением программы? Если есть сейчас разрешение на строительство могу продать дом?

Здравствуйте.
Признание дома непригодным для проживания формально не препятствует Вам в его продаже. Действующим законодательством на такие сделки прямого запрета не предусмотрено.
Отменить постановление о признании дома непригодным для проживания не получится. Однако, если в постановлении говорится о том, что дом подлежит капитальному ремонту или реконструкции, то можно выполнить соответствующие работы и добиться признания дома снова пригодным для проживания.
Вам нужно учесть требования местной администрации относительно Вашего дома. Если администрация письменно выдвинула Вам требование о передаче аварийного дома и расположенного под ним земельного участка в федеральную или муниципальную собственность, то продажа дома может привести к отмене постановления о выделении Вам другого жилья (выплате компенсации).

Константин Михайлович, здравствуйте! Я уже у вас спрашивала, но в процессе общения с нашей администрацией, возникли вопросы. Наш дом признан непригодным для жилья. дом в собственности, земля нет. Если администрация предоставит нам жильё, может ли администрация изъять у нас дом и землю? И ещё вопрос: если мы были прописаны в г.Артёме, может ли администрация предоставить нам жилье в г.Артёме посёлке Заводском, если посёлок Заводской территориально относится к г.Артёму? Заранее спасибо.

Здравствуйте.
В случае предоставления Вам нового жилья взамен аварийного, будут изъяты и аварийный дом, и расположенным под ним земельный участок.
Относительно места нахождения представляемого жилья, данная проблема регулируется не федеральным, а местным законодательством. Поэтому с этим вопросом Вам нужно обратиться к местным юристам, специализирующихся на вопросах, связанных с недвижимым имуществом.

Здравствуйте, Константин Михайлович! В Вашей статье написано, что если администрация при предоставлении жилья изымает дом и землю, то администрация должна выплатить рыночную стоимость за дом и участок. А если администрация города отказывается выплачивать рыночную стоимость за дом и участок, то дом и земля остаются нашими, я правильно поняла? Заранее спасибо.

Здравствуйте.
Согласно ч. 6 ст. 32 ЖК РФ, при признании жилья аварийным собственнику полагается равноценное возмещение. То же самое касается и принудительного изъятия земельного участка для муниципальных нужд по решению суда. При отсутствии другого жилья в собственности владелец может жить в старом доме не более полугода с момента предоставления возмещения, если иные условия не установлены соглашением между ним и муниципалитетом.
В разделе II Обзора судебной практики, утвержденном Президиумом ВС РФ от 29.04.2014 года сказано, что возмещению подлежат:
- Рыночная цена жилища без учета ветхого состояния;
- Стоимость земельного участка, на котором расположен дом;
- Убытки, причиненные собственнику в связи с изменением места жительства: возмещение расходов на аренду квартиры, переезд, поиск жилплощади.
Таким образом, при принятии местным органом власти решения об изъятии аварийного жилья, в этом же постановлении должен быть указан размер предоставляемой собственнику такого жилья компенсации, и в сумму такой компенсации, кроме стоимости жилья, входят также убытки, причиненные с связи с изменением места жительства.
То есть основная проблема будет не в выплате компенсации, как таковой, а в её размере.

Оставить комментарий