Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение от 28 января 2006 г. N 47).
В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.
В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников - граждан, так и для органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.
Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан - собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.
Само понятие "вне очереди" также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет <1>. Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.
--------------------------------
<1> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.
И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 - "вправе".
Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан <2>.
--------------------------------
<2> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.
Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.
В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.
После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее - ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.
Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.
После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.
Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.
В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение <3>.
--------------------------------
<3> Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.
Такой "круговорот домовладения" от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.
Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.
Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.
Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.
Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.
При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он - собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.
На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.
В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.
Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.
Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.
Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.
Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.
Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.
Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.
Читайте еще по данной теме:
- Признание индивидуального дома непригодным для проживания
- Как снять с кадастрового учета разрушенный дом?
- Как определяется нормальный (естественный) износ имущества в целях применения Гражданского кодекса?
Купленная комната находится под туалетами общего назначения. Администрация признала жилое помещение непригодным для проживания. Собственник я и двое несовершеннолетних детей. Запуталась, читая постановления и пункты в ЖК РФ, но поняла, что переселения не будет, потому что в собственности. Топят сверху постоянно, живу в постоянной тревоге.
Если имеется официальное постановление местной администрации о признании вашей квартиры непригодной для проживания, то вы вправе подать в местную администрацию заявление о постановке вас с детьми на жилищный учет, и предоставлении вам за счет местной администрации другого (пригодного для проживания) жилья вне очереди, на основании п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Частный дом в Курске признан непригодным для проживания. Управление по учету жилья отказывает в признании нуждающейся и постановке на учет, по основанию - у меня регистрация в муниципальной квартире, наниматель которой - бывший муж, в разводе с 2002 г. В ордере на получение квартиры меня нет, другого жилья у меня нет. Подскажите, что делать.
В техническом паспорте приобретенного нами дома в г.Воронеже стоит отметка БТИ о том, что он непригоден к жилью. Мы хотим восстановить этот дом, но порядок этой процедуры нам не могут пояснить, ни в БТИ, ни в Архитектуре. Как можно провести эту процедуру и с кем ее нужно согласовывать?
По всей видимости, вам отказывают в постановке на учет по внеочередному улучшению жилищных условий, в связи с тем, что вы не являетесь нанимателем квартиры. Исправить эту ситуацию можно двумя способами:
1) Подать совместное с бывшим мужем заявление о постановке на жилищный учет;
2) Выписать мужа из квартиры в судебном порядке, переоформить договор социального найма, и затем подать заявление о постановке на жилищный учет только от вашего имени.
Для начала, вам нужно запросить у местной администрации информацию о том, признан ли этот дома аварийным и подлежащим капитальному ремонту, или речь идет о доме, признанным аварийным и не подлежащем ремонту.
Если будет получен ответ о том, что дом был признан аварийным и подлежащим капитальному ремонту, то можно будет запросить информацию о том, была ли местной администрацией назначена организация, ответственная за проведение капитального ремонта этого дома, и, если не была, то какой комплект документов и куда нужно подать для рассмотрения заявки вашей организации.
В каждом субъекте РФ существует свой порядок назначения организаций, ответственных за проведение капитального ремонта. На федеральном уровне этот вопрос детально не урегулирован.
Здравствуйте. У меня 2/3 доли в обшей долевой собственности на частный дом, который официально признан непригодным для проживания в 2014 г., не подлежащим ремонту и реконструкции. Лицевые счета на ком.услуги оформлены на мое имя и оплачиваются мною по настоящее время, хотя проживать там с 2014 г. не представляется возможным. Однако регистрация у меня в муниципальной квартире, наниматель и получатель которой муж, с 2002 г. – бывший. Развод оформлен. Управление по учету жилья отказало в принятии меня на жилищный учет, по основанию - есть регистрация в муниципальной квартире, значит, я обеспечена жильем по их логике. Подскажите, что делать. Спасибо
Поскольку вы все ещё имеете долю в праве собственности на аварийный дом, то администрация вполне законно (на основании ст.288 ГК РФ) учитывает площадь этого дома при постановке вас на жилищный учет. Вам нужно произвести отчуждение (дарение, продажу) этой доли, и через пять лет после оформления сделки вы (вместе с бывшим мужем) получите право встать на жилищный учет.
Здравствуйте. Уточнения к вопросу от 06.10.17 г. - я подала документы о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с аварийностью моего дома. Просто регистрация у меня в муниципальной квартире, а не в доме, что и стало препятствием. Спасибо
Из содержания ранее присланного вами вопроса и дополнения к этому вопросу видно следующее.
Имеется квартира (муниципальная), в которой вы зарегистрированы и фактически проживаете. Одновременно имеется квартира (приватизированная) в аварийном доме.
То есть вы фактически проживаете в нормальном (не аварийном) доме, но при этом не можете распорядиться (продать, подарить и т.д.) своим имуществом в аварийном доме.
В этом случае нарушены не ваши жилищные права, а ваши имущественные права. Соответственно, встать на жилищный учет в качестве жильца аварийного дома вы не сможете, но сможете потребовать предоставления вам натурального (в виде другого жилья) или денежного возмещения, когда начнется расселение аварийного дома.
Здравствуйте. Наш частный дом признан аварийным и непригодным для проживания. В нашем районе есть судебное решение по двухквартирному дому. Суть в том, что обе части дома признаны аварийными и непригодными, и два хозяина дома (двух половинок) через суд принудили администрацию города выкупить ихние дома и землю под ними по рыночной стоимости. Закон жилищный ст.32 ч.10 говорит, что признав дом аварийным и непригодным, у администрации возникает обязанность по сносу. И в итоге жильцы этого двухквартирного дома получили достойное возмещение и купили другое жилье на вторичке. Суть моего вопроса в том, что по нашему дому частному и со своей землей, можем мы по такому же сценарию принудить администрацию выкупить наш дом по рыночной цене? Возникают ли обязанности у администрации, признав наш дом непригодным для жилья? Получится ли у нас со своим жилым частным домом на земле через суд понудить выкупить наш дом?
С момента признания вашего дома аварийным и не подлежащим ремонту, вы имеете право на основании ст.57 ЖК РФ подать в местную администрацию заявление о постановке вас на учет на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма. После постановки вас на жилищный учет местная администрация обязана будет предоставить вам вне очереди новое жилье. При этом квартира и земельный участок под домом останутся у вас и ваших соседей на праве собственности, и вопрос об их выкупе у вас будет решаться во внесудебном порядке и только с вашего письменного согласия.
Разъясните, пожалуйста, почему тогда суд отказывает нам даже в апелляции, на примере нашего случая. А именно, согласно ст.40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище, и предусмотрено, что малоимущим и иным указанным законе гражданам, нуждающимся в жилище ... Согласно ч.2 ст.57 предусмотрено признание жилого помещения в установленном порядке не пригодным для проживания и не подлежащего ремонту... возможность по договорам соц.найма во внеочередном порядке. Далее суд дает мотивировку нашего отказа.... Предоставление жилого помещения государственного или муниципального фонда по договорам соц.найма регламентируется ст.49 ЖК РФ. Далее суд пишет - в соответствии с ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущими гражданами по установленном настоящим Кодексом основании, нуждающимся в жилых помещениях по договорам соц. найма. То есть, чтоб получить по соц.найму жильё, нужно быть опять-таки признанным малоимущим в совокупности и нуждающимся ч.1 51 ЖК РФ!!!!! Я привел выдержку из судебной мотивировочной части нашего дело, где нам было отказано по договору соц. найма, имея дом, признанный не пригодным для жилья. Подскажите, как нам дальше быть. Позиция прокурора такая же! По такому же сценарию было отказано инвалиду 2-ой гр., так как он не признан был малоимущим???? И ему отказали договор по соц.найму
В настоящий момент сложилась следующая судебная практика по такой категории дел. Сначала граждане, проживающие в домах, признанных непригодными для проживания (аварийными), должны быть поставлены на жилищный учет по внеочередному предоставлению жилья. И лишь после этого такие граждане имеют право на получение жилья по договору социального найма. Причем, когда речь идет об аварийном жилье, то доказывать малоимущность не требуется.
В вашем же случае, судя по всему, жильцы дома сразу обратились в суд с требованием о предоставлении им другого жилья, минуя стадию постановки на жилищный учет. Поэтому суды первой и апелляционном инстанций отказали в удовлетворении иска.
Вам нужно сначала встать на жилищный учет (в случае отказа в постановке на учет – обжаловать этот отказ в суде), и лишь затем требовать предоставления жилья во внеочередном порядке.
Здравствуйте!!! В моей семье сложилась такая ситуация. В доме проживали пробабушка, бабушка, дядя. Общая площадь 33,8, жилая 28. Моя пробабушка участник ВОВ. 8 августа мы подали заявление на признание дома не пригодным для проживания. Получили заключение спустя 3 месяца. После прошла неделя и пробабушка скончалась. У нас на руках есть завещание, составленное при жизни на мою бабушку. Помогите, что нам делать?????? На основании акта межведомственной комиссии установило, что техническое состояние жилого дома оценивается, как требующее капитального ремонта. Приняла заключение о пригодности для проживания домовладения, и признании дома непригодным для проживания, в связи и физическим износом в процессе эксплуатации 60%, вследствие того, что в фундаменте трещины, сколы и выпадение камней в надземной части, разрушения растворного слоя. В стенах небольшие трещины в местах сопряжения с перекрытиями. Имеются видимые поражения гнилью и грибком в оконных конструкциях, незначительные перекосы дверных коробок, отопление газовое, водопровода и канализации нет. На основании п.12 Постановления РФ ОТ 28.01.2006 № 46 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащему сносу" - "Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещением, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Из описанной вами ситуации следует, что дом прабабушки был признан непригодным для проживания и подлежащим капитальному ремонту. Прабабушка скончалась, оставив завещание на бабушку.
В описании ситуации вами не указано только одно – В ЧЕМ, СОБСТВЕННО, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАШ ВОПРОС (то есть, какая именно возникла проблема, требующая консультации юриста)?
Что нам делать с этим заключением? Мы можем встать на очередь, или нам нужно ждать полгода и вступать в наследство, и только после этого повторно собирать документы?
Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как следует из содержания вашего вопроса от 27 ноября 2017 года, дом прабабушки был признан аварийным и подлежащим (!!!) капитальному ремонту. Такая формулировка постановления местной администрации не позволяет применить в отношении вашей семьи норму п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Поэтому сначала вам нужно будет принять наследство, оформить право собственности на дом и зарегистрироваться в нем по месту жительства. Затем вам нужно будет обжаловать постановление в части признания дома подлежащим капитальному ремонту. И лишь в случае положительного исхода судебного процесса по вашему иску, вы сможете потребовать признания вас нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставления нового жилья вне очереди.
Здравствуйте. Являюсь реабилитированным. Стою в очереди на получение сертификата на жилье. В настоящее время проживаю в собственном доме (совместно с супругой), который достался мне по наследству в 1\2 доли собственности после смерти сына. Вторая половина дома за внуком, ему уже 20 лет. Вместе с нами не проживает. В доме не прописан. Дом признан не пригодным для проживания с процентом износа 61%. Для того, чтобы получить сертификат администрация сельского поселения заставляет меня подписать обязательство о передаче жилья в муниципальную собственность. Насколько это законно? Дом не полностью мой. Может, я могу отказаться от него в пользу своего внука?
В данном случае вы можете либо переоформить свою долю в собственность внука, либо подать в местную администрацию заявление о предоставлении вам субсидии на приобретение нового жилья в дополнение (!!!) к занимаемому жилью. В первом случае сделка по отчуждению доли дома будет расценена, как намеренное ухудшение вами своих жилищных условий, и предоставление вам нового жилья будет отсрочено на пять лет. Во втором случае – вам будет предоставлена субсидия на меньшую сумму, чем планируется в настоящий момент.