г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Можно ли оспорить признание многоквартирного дома аварийным?

Вопрос: Можно ли оспорить признание многоквартирного дома аварийным?

Ответ: Да, признание многоквартирного дома аварийным можно оспорить, если будет установлено, что обязанности, возложенные на органы местного самоуправления действующим законодательством, были исполнены ненадлежащим образом.

Обоснование: Согласно Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утв. Госстроем России, аварийное состояние здания - состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.

Аварийное состояние несущих конструкций здания - состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и без принятых мер по укреплению могут вызвать аварийное состояние жилого помещения или всего жилого здания и представляют опасность для проживающих.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным, а также подробный перечень оснований для признания дома аварийным определен Постановлением Правительства от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение). Такими основаниями согласно п. 33 Положения являются:

  • ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Порядок создания межведомственной комиссии устанавливается каждым органом соответственно.

Оценка соответствия помещения установленным в п. 7 Положения требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании в том числе заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия может принять в том числе решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного от комиссии заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 Положения.

Но как быть, если с принятым решением о признании аварийным жилого многоквартирного дома не согласны собственники такого дома?

В соответствии со ст. 218 КАС РФ решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, предусмотренном положениями гл. 22 КАС РФ.

Из содержания приведенных выше норм можно определить основания для отмены решения межведомственной комиссии.

Одним из оснований оспорить заключение межведомственной комиссии является несоблюдение порядка принятия заключения межведомственной комиссией, установленного законодательством. Положениями четко установлен порядок создания межведомственной комиссии и процедура принятия решения относительно признания многоквартирного жилого дома аварийным, следовательно, суды при рассмотрении иска об оспаривании заключения межведомственной комиссии проверяют, вынесено ли было заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в п. 7 Положения, кроме того, судами выясняется, производилась ли оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным п. 43 Положения, соответствует ли акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии форме, установленной приложениями N 1 и 2 Положению, также устанавливает, каким образом был произведен осмотр жилого дома, были ли использованы измерительные приборы и приспособления и не была ли нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в п. 44 Положения требованиям. В случае установления судом факта несоблюдения порядка принятия такого заключения оно будет правомерно признано незаконным.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.08.2018 по делу N 33а-12866/2018, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.08.2018 по делу N 33а-13599/2018). Разрешая заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления по существу, суд приходит к выводу об их удовлетворении в случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя и не соответствует закону или иному нормативному акту.

Таким образом, можем сделать вывод, что при установлении судом факта нарушения порядка принятия решения межведомственной комиссией, равно как выявления несоответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства, если будет установлено, что данное решение нарушает права, свободы и законные интересы проживающих в жилом многоквартирном доме или создает препятствие к осуществлению их прав, оно правомерно признается незаконным.

Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, то есть признание жилого многоквартирного дома аварийным оспорено. Принявший данное решение орган местного самоуправления обязан повторно рассмотреть вопрос относительно признания (непризнания) многоквартирного дома аварийным, провести необходимые действия и принять по данному вопросу новое решение (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 08.02.2018 N 33а-1058/2018; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.04.2018 по делу N 33а-7172/2018, Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 15.02.2018 N 33а-1230/2018, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 N 06АП-6243/2018 по делу N А73-13164/2018).

Таким образом, решение о признании многоквартирного дома аварийным может быть оспорено, если будет установлено, что обязанности, возложенные на органы местного самоуправления действующим законодательством, были ненадлежаще исполнены.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: В.А. Григорьева

4

Оставить комментарий