В статье 10 Закона города Москвы №29 от 14 июня 2006 года “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” сказано нижеследующее:
1. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.
2. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
- изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
- обмен жилыми помещениями;
- невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
- изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
- вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
- выдел доли собственниками жилых помещений;
- отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
3. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;
3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
- обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
- безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
- отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.
Из содержания вышеуказанной нормы видно, как само понятие “намеренное ухудшение жилищных условий”, так и последствия такого ухудшения жилищных условий.
К намеренному ухудшению жилищных условий граждан могут быть отнесены:
- Совершение каких-либо сделок, направленных на изменение порядка пользования квартирой (например, соглашение о выделе доли или об определении порядка пользования комнатами в квартире);
- Совершение жильцами сделки обмена жилья, при котором ухудшаются их жилищные условия;
- Намеренное (фиктивное) расторжение брака.
- Вселение детей, родителей и иных лиц, объединенных с проживающими в квартире гражданами признаками родства или свойства и ранее проживавшими (зарегистрированными по месту жительства) в другом жилом помещении на территории Российской Федерации;
- Расторжение городом с жильцами квартиры договор найма или договора социального найма за нарушение жильцами его условий;
- Совершение сделок дарения, мены, купли-продажи, на основании которой жильцы квартиры произвели отчуждение принадлежащего им жилья или части жилого помещения, после чего они получили право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязательными условиями всех вышеперечисленных действий является то, что они совершаются самими жильцами квартиры (или комнаты в коммунальной квартире), и результатом совершения ими таких действий является то, что приходящаяся на каждого проживающего в квартире (или комнате в коммунальной квартире) площадь уменьшается до такой степени, что становится возможным их постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в городе Москве это общая площадь менее 10 кв.м. на одного человека в отдельной квартире или 15 кв.м. на одного человека в коммунальной квартире) или разделение ранее заведенных на них учетных дел (что дает очередникам право на предоставление нескольких отдельных квартир в рамках улучшения жилищных условий).
Однако, вышеперечисленные случаи вовсе не означают, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеют право совершать вообще никаких действий с занимаемым (или принадлежащим им на праве собственности) жильем, рискуя быть внесенными в список граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.
Граждане вправе совершать следующие действия, не считающиеся в качестве намеренного ухудшения жилищных условий:
1. Вселение в квартиру к родителям их несовершеннолетних детей, а также вселение лиц, ранее не обладавших самостоятельным правом пользования жилым помещением (например, новорожденный ребенок или гражданин, ранее не имевший регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации);
2. Вселение супруга, нетрудоспособных родителей или иных граждан (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), если ранее, по прежнему месту жительства, они уже были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий;
3. Расторжение получателем ренты договора ренты (т.е. когда получатель ренты снова становится собственником квартиры, в которой он проживает);
4. Признание какой-либо сделки с квартирой недействительной в судебном порядке (например, расприватизация квартиры через суд);
5. Вселение в квартиру нетрудоспособных родителей, если до вселения они проживали в непригодном для постоянного проживания помещении, расприватизировали его во внесудебном порядке;
6. Расторжение договора дарения по инициативе дарителя или одаряемого, если предметом такого договора было жилое помещение.
В любом случае, совершение действий, которые могут быть квалифицированы, как намеренное ухудшение жилищных условий, влечет всего к одному-единственному последствию – пятилетнему мораторию на учет этих действий органами жилищного учета (в городе Москве это районная Управа и окружное Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы).
Иными словами, если граждане совершат действия, направленные на ухудшение их жилищных условий, то их либо не поставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ближайшие после этого события пять лет (если они ранее не стояли на таком учете), либо отсрочат предоставление им нового жилья или разделение их учетного дела на несколько учетных дел (если ранее они уже были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), на тот же пятилетний срок. Однако, в любом случае, совершение гражданами вышеперечисленных действий по ухудшению жилищных условий не может служить основанием для снятия таких граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Читайте еще по данной теме:
- Намеренное ухудшение жилищных условий
- Судебная практика: Расторжение брака не является ухудшением жилищных условий
Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист
Телефон: 8 (495) 740-55-17
Источник: Московские юристы
Отвечаем по порядку заданных вами вопросов:
1) В настоящий момент отказ в постановке вас на учет на получение субсидии правомерен, поскольку вы живете в отдельной, а не в коммунальной, квартире. Соответственно, согласно ст.1 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года, все проживающие в этой квартире граждане (включая и вашу сестру) считаются членами вашей семьи;
2) Такая перерегистарция будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий, если после перерегистрации на каждого из проживающих в квартире жены жильцов будет приходиться меньше площади, чем в ныне занимаемой вами квартире;
3) Нет, не снимут, поскольку перерегистарция будет осуществлена из одной квартиры в другую в пределах г.Москвы;
4) В случае перерегистарции по другому месту жительства (если эта перерегистрация не будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий) документы от сестры требовать уже не будут;
5) Признание семей разными в судебном порядке, в данном случае, никак не поможет, так как квартира будет по-прежнему числиться не как отдельная, а как коммунальная;
6) За получением консультации по возможным вариантам решения вашей проблемы вы можете записаться на платную устную консультацию к нашим юристам.
В данном случае имело место именно намеренное ухудшение жилищных условий. Дело в том, что согласно ст.31 ЖК РФ, после регистрации вашей семьи в квартире бабушки, вы все приобрели статус членов семьи собственника квартиры. С этого момента все члены вашей семьи получили равное с бабушкой право пользования её квартирой, и никого из вас она не могла бы выписать из свой квартиры просто так (без оснований, четко перечисленных в Жилищном кодексе РФ). Поэтому добровольно перерегистрировавшись из квартиры бабушки в комнату в общежитии, ваша семья совершила вполне осознанное намеренное ухудшение своих жилищных условий.
Добрый день!
Менее пяти лет назад произошел развод в семье из трех человек (в т.ч. несовершеннолетний ребенок), занимающей жилое помещение (комнату) 15 кв.м. На учете не состоят. Более пяти лет по данному адресу никто постоянно не регистрировался и не снимался с постоянной регистрации. Количество метров на человека до развода уже давало основания состоять на жилищном учете.
Т.е. приходящаяся площадь на каждого проживающего в комнате коммунальной квартиры данным разводом НЕ уменьшалась до такой степени, что становится возможным постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а уже была таковой ДО развода.
Относится ли данный развод к ухудшению жилищных условий?
Как обосновать позицию в ДЖП?
Если до расторжения брака метраж из расчета на одного зарегистрированного в квартире жильца составлял менее установленной для жителей города Москвы учетной нормы (10 кв.м общей площади на человека), то расторжение брака не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий. Соответствующая судебная практика в РФ уже сложилась, и юристы Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы об этой судебной практике знают.
Здравствуйте. Квартира приватизирована в 1992 г. Детей не включали в договор о собственности, но по ордеру квартиру они получали. Квартира приватизирована на родителей. Теперь в разводе, и бывший муж подарил свою долю чужому человеку. Остается прописанным. Квартира 55 кв.м, прописано 5 человек. Две изолированные комнаты. Право пользования определено. Я и двое взрослых разнополых в одну комнату, и новую сособственницу в другую комнату. Скажите, мы москвичи, и можем мы встать на очередь? Обещают наши дома под снос. Дом серия К-7, 5 этажей. Суды лишь декларированы для правосудного решения. Ответьте, пожалуйста.
Поскольку речь идет об отдельной, а не о коммунальной квартире, то учетная норма (площадь, при которой жильцов квартиры могут поставить на жилищный учет) составляет 10 кв.м общей площади на одного человека. В вашем же случае в квартире общей площадью 55 кв.м зарегистрированы пять жильцов. Соответственно, на каждого из жильцов приходится 11 кв.м общей площади, что больше предусмотренной Законом г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года учетной нормы. Поэтому, в настоящий момент, у жильцов вашей квартиры отсутствует право на постановку на жилищный учет.
Здравствуйте. Я с 1991 года работал в МВД. 04.02.2011 года был уволен. В апреле 2012 года при разводе с женой подарил ей долю в квартире и дом в деревне. Себе жилых помещений не оставил. 15.06.2012 года восстановился на службе в МВД и в апреле 2013 года узнал, что можно получить субсидию на покупку или строительство жилья. Обратился в комиссию УМВД, но мне пояснили, что я намерено ухудшил жилищные условия. Но ведь я в тот момент работал на другом месте и про данную субсидию ничего не знал. Имуществе оставил жене, т.к. с ней остался несовершеннолетний сын.
Вопрос: Правомерно ли мне отказали в получении субсидии?
Поскольку вы сначала переоформили (подарили) свою собственность на жену, а затем оформили расторжение брака, то согласно ст.53 ЖК РФ вы совершили намеренное ухудшение своих жилищных условий, и сможете рассчитывать на получение субсидии только через пять лет после расторжения брака.
Добрый день! Я с мужем, 2-мя детьми, братом и племянницей прописана в Москве в комнате в коммунальной квартире.
Дом трехэтажный, не типовой, не сносимой серии. Наша доля в общей площади квартиры - 36 кв.м, т.е. по 6 кв.м на человека. Супруг прописан с 2004 г., остальные - с рождения. Договор социального найма, другой недвижимости нет, на очередь не вставали. В подъезде повесили объявление, что дом признан аварийным и подлежит расселению.
По новому законодательству должны дать по норме, но есть нюанс: в 2010 году я подарила маме 1/4 долю в жилом доме площадью 45 кв.м (т.е. около 12 кв.м) в деревне в Московской области, доставшуюся мне по наследству после смерти отца. Деревня находиться в 115 км от Москвы - печное отопление, газ баллон, туалет на улице, других удобств нет, инфраструктуры (дороги, школы, детсада, поликлиники) тоже нет. Совершая данное действие, я не имела своей целью постановку на жилищный учет, встать на который могла еще в 2007 г., и возникшее у меня в 2008 г. право на дополнительные 12 кв.м в деревне никак на постановку на жилищный учет не влияло, т.к. даже с ними площадь у нас была меньше нормы (меньше 10 кв.м на человека). Неужели такое мое действие может быть расценено как преднамеренное ухудшение жилищных условии и может послужить поводом для отказа в предоставление жилья по норме при переселении? Заранее благодарна за ответ.
Совершенные вами действия, направленные на намеренное ухудшение ваших жилищных условий, никаких правовых последствий иметь не будут. Дело в том, что поскольку вы не стоите на жилищном учете, то ст.89 ЖК РФ в её новой редакции (с указанием на предоставление нового жилья по норме предоставления) к вашей семье отношения не имеет. К вам подлежит применению норма ст.13 Закона г.Москвы №21 от 31 мая 2006 года, согласно которой вашей семье должны будут предоставить аналогичное по количеству комнат жилье в доме-новостройке, без учета нормы предоставления.
Спасибо за ответ! Я все-таки не разобралась.
Часть 7 Статьи 13 Закона г. Москвы №21 от 31 мая 2006 года гласит: При предоставлении жилого помещения гражданам, не состоящим на жилищном учете и занимающим жилые помещения менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законом города Москвы, учитываются наличие иных жилых помещений, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования, все гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, а также действия, совершенные за последние пять лет, в результате которых жилищные условия указанных граждан ухудшились. Перечень действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и действий, не являющихся ухудшением жилищных условий, устанавливается законом города Москвы. При наличии у граждан или членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования, или совершении ими сделок или действий, в результате которых жилищные условия граждан ухудшились, им предоставляются жилые помещения, равнозначные по общей площади освобождаемым.
Т.е., если преднамеренного ухудшения жилищных условий не было, и иных жилых помещений нет, должны предоставляться помещения неравнозначные по общей площади??? Т.е. по норме??? Или нет??? Могут ли мой брат (с ребенком) или мой муж (с 2-мя детьми) доказать (скорее через суд), что действий по преднамеренному ухудшению жилищных условий они не совершали и согласие мне на сделку не давали? Спасибо!
Дело в том, что площадь ныне строящихся и предоставляемых взамен снесенного жилья квартир, по любому больше, чем площадь (общая и жилая) сносимого жилья. Поэтому неравнозначность предоставляемого по площади жилья означает вовсе не предоставление нового жилья по норме предоставления (это возможно только в отношении очередников), а лишь говорит о том, что вам при переселении дадут на всю семью такое же по количеству комнат новое жилье, которое в силу конструктивных особенностей дома будет немного больше по общей и жилой площади.
Развелся с женой около года назад. Дети остались со мной, алименты с жены не взыскивал. Хочу встать на очередь. До развода у нас было семь квадратов на человека, после развода стало восемь, потому что жена выписалась. Может ли развод считаться ухудшением жилищных условий, ведь после него в семь остался один кормилец - я, и наш суммарный доход уменьшился?
Расторжение брака подпадает под действие ст.53 ЖК РФ и считается намеренным ухудшением жилищных условий. Дело в том, что поскольку Ваша бывшая жена перерегистрировалась по новому месту жительства, то она приобрела самостоятельное право пользования другим жилым помещением, и в ближайшие после расторжения брака 5 лет её долю площади по новому месту жительства будут приплюсовывать к вашей жилой площади, что может стать препятствием для постановки вас на жилищный учет.
Здравствуйте! Признан нуждающимся в Министерстве обороны в 2000 году вдвоем с женой. Проживаем в служебной квартире в г.Москве, своего жилья в собственности и по ДСН не имели. Перед смертью моя мама оформила договоры дарения на меня и моего брата по квартире, имевшейся у нее в собственности в районном центре Сибири. У меня появилась собственность в размере 29 кв.м с условием проживания в ней матери. Мы с женой в этой квартире никогда не проживали и не были зарегистрированы. После смерти мамы в 2010 году обременения исчезли, квартиру за ненадобностью я продал в 2011 году. В настоящее время я подлежу увольнению по предельному возрасту, выразил желание по увольнении обеспечить меня жильем в г.Москве. По норме предоставления мне положено (с учетом права на дополнительную площадь) 51-70 метров. В органах жилищного обеспечения мне сказали, что я совершил намеренное ухудшение жилищных условий и, как следствие, буду снят с учета нуждающихся (на 1 человека моей семьи приходилось 14,5 метров). Или будет вычет из нормы предоставления этих 29 метров имевшейся квартиры. Всё будет решать начальник. Неужели (одно или другое решение) будет законно?
Добрый день.
Не очень поняла, подскажите, пожалуйста. Если мы проживаем в общежитии, с мужем в разводе 4 года, я с дочерью проживаю в одной комнате, муж занимает другую. Так как учетные дела не делят, и чтобы его площадь не приплюсовали к нам, муж снялся с очереди. Это все равно считается ухудшением жилищных условий и нам надо ждать еще год?
Поскольку обстоятельств, перечисленных в ст.56 ЖК РФ, выявлено не было, то оснований для снятия вас с жилищного учета не имеется. Максимум, что может сделать ваш начальник - это уменьшить вам площадь предоставляемого жилья, на площадь той квартиры, что вы продали два года назад.
Снятие с жилищного учета вашего мужа намеренным ухудшением жилищных условий не считается, тогда как расторжение брака (применительно к вашей ситуации, поскольку муж занимает отдельную комнату в общежитии) к такому виду действий, предусмотренных ст.53 ЖК РФ, относится.
Добрый день. Почему считается ухудшением жилищных условий то, что мы развелись? Ведь муж выписался из нашей комнаты в общежиитии и прописался в другую. Тем более, он снялся с жилищного учета и никак уже не претендует на будущую квартиру?
Ведь в законе говорится: "Обязательными условиями всех вышеперечисленных действий является то, что они совершаются самими жильцами квартиры (или комнаты в коммунальной квартире), и результатом совершения ими таких действий является то, что приходящаяся на каждого проживающего в квартире (или комнате в коммунальной квартире) площадь уменьшается".
А нас проживало в одной комнате 3 человека, а сейчас 2 соответственно метраж на человека увеличелся, а не уменьшился.
Расторжение брака считается намеренным ухудшением жилищных условий не во всех случаях. Но в вашем конкретном случае такое действие считается намеренным ухудшением жилищных условий.
Дело в том, что вы и ваш муж занимали две отдельные комнаты к общежитии. И до расторжения брака площади этих двух комнат суммировались.
То есть на каждого из очередников до расторжения брака приходилось, например, 12 кв.м (комната №1) + 15 кв.м (комната №2) = 27 кв.м на нескольких очередников (например, на троих человек). В этом примерном случае мы получаем площадь жилья, приходящегося на каждого из очередников (27 кв.м / 3 человек) равную 9 кв.м.
После расторжения брака и переезда вашего бывшего мужа, например, в комнату №2, учитывается только площадь комнаты №1 (12 кв.м) и делится на двух оставшихся очередников. В итоге, на каждого очередника будет приходиться (12 кв.м / 2 человека) порядка 6 кв.м.
На этом примере видно, что до расторжения брака на каждого из очередников приходилось по 9 кв.м, а после расторжения брака - только по 6 кв.м на человека.
Именно поэтому расторжение брака, в вашем случае, признается намеренным ухудшением жилищных условий.