В статье 10 Закона города Москвы №29 от 14 июня 2006 года “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” сказано нижеследующее:
1. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.
2. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
- изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
- обмен жилыми помещениями;
- невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
- изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
- вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
- выдел доли собственниками жилых помещений;
- отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
3. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;
3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
- обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
- безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
- отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.
Из содержания вышеуказанной нормы видно, как само понятие “намеренное ухудшение жилищных условий”, так и последствия такого ухудшения жилищных условий.
К намеренному ухудшению жилищных условий граждан могут быть отнесены:
- Совершение каких-либо сделок, направленных на изменение порядка пользования квартирой (например, соглашение о выделе доли или об определении порядка пользования комнатами в квартире);
- Совершение жильцами сделки обмена жилья, при котором ухудшаются их жилищные условия;
- Намеренное (фиктивное) расторжение брака.
- Вселение детей, родителей и иных лиц, объединенных с проживающими в квартире гражданами признаками родства или свойства и ранее проживавшими (зарегистрированными по месту жительства) в другом жилом помещении на территории Российской Федерации;
- Расторжение городом с жильцами квартиры договор найма или договора социального найма за нарушение жильцами его условий;
- Совершение сделок дарения, мены, купли-продажи, на основании которой жильцы квартиры произвели отчуждение принадлежащего им жилья или части жилого помещения, после чего они получили право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязательными условиями всех вышеперечисленных действий является то, что они совершаются самими жильцами квартиры (или комнаты в коммунальной квартире), и результатом совершения ими таких действий является то, что приходящаяся на каждого проживающего в квартире (или комнате в коммунальной квартире) площадь уменьшается до такой степени, что становится возможным их постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в городе Москве это общая площадь менее 10 кв.м. на одного человека в отдельной квартире или 15 кв.м. на одного человека в коммунальной квартире) или разделение ранее заведенных на них учетных дел (что дает очередникам право на предоставление нескольких отдельных квартир в рамках улучшения жилищных условий).
Однако, вышеперечисленные случаи вовсе не означают, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеют право совершать вообще никаких действий с занимаемым (или принадлежащим им на праве собственности) жильем, рискуя быть внесенными в список граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.
Граждане вправе совершать следующие действия, не считающиеся в качестве намеренного ухудшения жилищных условий:
1. Вселение в квартиру к родителям их несовершеннолетних детей, а также вселение лиц, ранее не обладавших самостоятельным правом пользования жилым помещением (например, новорожденный ребенок или гражданин, ранее не имевший регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации);
2. Вселение супруга, нетрудоспособных родителей или иных граждан (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), если ранее, по прежнему месту жительства, они уже были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий;
3. Расторжение получателем ренты договора ренты (т.е. когда получатель ренты снова становится собственником квартиры, в которой он проживает);
4. Признание какой-либо сделки с квартирой недействительной в судебном порядке (например, расприватизация квартиры через суд);
5. Вселение в квартиру нетрудоспособных родителей, если до вселения они проживали в непригодном для постоянного проживания помещении, расприватизировали его во внесудебном порядке;
6. Расторжение договора дарения по инициативе дарителя или одаряемого, если предметом такого договора было жилое помещение.
В любом случае, совершение действий, которые могут быть квалифицированы, как намеренное ухудшение жилищных условий, влечет всего к одному-единственному последствию – пятилетнему мораторию на учет этих действий органами жилищного учета (в городе Москве это районная Управа и окружное Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы).
Иными словами, если граждане совершат действия, направленные на ухудшение их жилищных условий, то их либо не поставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ближайшие после этого события пять лет (если они ранее не стояли на таком учете), либо отсрочат предоставление им нового жилья или разделение их учетного дела на несколько учетных дел (если ранее они уже были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), на тот же пятилетний срок. Однако, в любом случае, совершение гражданами вышеперечисленных действий по ухудшению жилищных условий не может служить основанием для снятия таких граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Читайте еще по данной теме:
- Намеренное ухудшение жилищных условий
- Судебная практика: Расторжение брака не является ухудшением жилищных условий
Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист
Телефон: 8 (495) 740-55-17
Источник: Московские юристы
До тех пор, пока вы не зарегистрируете своё право собственности на квартиру, в долевом строительтве которой вы собираетесь принять участие, жилищные органы не будут учитывать её площадь, и вас не смогут снять с жилищного учета из-за превышения нормы предоставления.
Но вы можете совместить участие в долевом строительстве с улучшением своих жилищных условий. Если дом, в котором находится интересующее вас жилье, построен более чем на 70 процентов, то вы можете подать заявление в жилищный отдел о предоставлении вам субсидии на приобретение этой квартиры в строящемся доме. Тогда вы и квартиру за государственный счет (путем получения субсидии) приобретете, и свои жилищные условия сможете улучшить достаточно быстро.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, является ли намеренным ухудшением жилищных условий то, что мой супруг прописался в нашу общую квартиру (35 кв.м на 3 чел.) спустя 3 года после свадьбы. Выписался из родительской квартиры (не приватизирована) в 55 кв.м.
Перерегистрация мужа не считается намеренным ухудшением жилищных условий в одном-единственном случае - если ранее он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по своему прежнему месту жительства.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, будет ли я являться ухудшением жилищных условий продажа квартиры моего ребенка 29 кв.м в МО, с одновременной покупкой квартиры большей площади в Москве при постановке на очередь в Москве? Спасибо!
Формально продажа жилья считается намеренным ухудшением жилищных условий. Однако, если вы продадите квартиру ребенка с условием оплаты за квартиру по безналичному расчету, а затем с этого же банковского счета перечислите деньги продавцу бОльшей по площади квартиры (приобретаемой на имя ребенка), то появится шанс доказать факт улучшения, а не ухудшения жилищных условий ребенка.
Добрый день!
Помогите пожалуйста!
Недавно меня поставили в очередь на получение субсидии для приобретения жилого имущества государственным служащим.
Летом собираюсь выходить замуж и прописать после свадьбы мужа к себе (у него квартира значительно больше).
Является ли это намеренным ухудшением жилищных условий?
Стою в очереди на получение жилья с 1995 года. Пенсионерка УИС с 2006 года. Проживаю в общежитии 36 кв.м по договору социального найма вместе с несовершеннолетним сыном. Квартира признана аварийной. Была в первом браке с 1994 по 2002 г. Бывший муж остался прописан. Во втором браке с 2011 года. Нынешнего мужа я не включила в состав семьи. Состав семьи 2 человека - я и сын. На него квадратные метры я не заявляла. В жилищно-бытовую комиссию ИК-7 ФБУ по Калининградской области необходимо представить справки об имуществе моего мужа. Поквартирную карту. У него нет собственности. Он прописан по другому адресу у своей бывшей жены. Квартира муниципальная 70 кв.м, он главный квартиросъемщик, получал квартиру на бывшую семью из 4-х человек. Сейчас там прописано 3 человека. Мне сказали, что мне не положено жилье, так как мой нынешний муж когда-то получал квадраты. И я и мой сын(сын от первого брака), якобы, имею право на его квадраты, т.к. он считается обеспеченным жильем. Муж, якобы, считается членом моей семьи. Поэтому в расчет входят его квадраты по месту прописки (где проживает его бывшая семья). Интересно получается, при разделе имущества муниципальная квартира не делилась. Муж не получил ни квадрата от бывшей жены. А теперь я, его вторая жена, вдруг имею право на его квадраты, которые нажиты не в браке. При том, что я его не заявляла в состав семьи на получения жилья. Правомерно ли мне хотят отказать в жилье чиновники? Как делается расчет квадратов, что и сколько суммируется? И имеют ли право требовать от меня такие справки на мужа, если я его не заявляла? Что делать? Развестись? Является ли развод в моей ситуации намеренным ухудшением жилищных условий и решит проблему? Является ли муж членом семьи, если он прописан в другом месте?
Вселение (регистрация по месту жительства) вашего мужа в занимаемое вами жилье может быть учтено, как намеренное ухудшение жилищных условий, по ст.54 ЖК РФ. Исключение из этого правила допускается в том случае, если ваш муж сейчас также стоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В состав членов семьи заявителя (лица, по заявлению которого была произведена постановка на жилищный учет) входят: супруг, дети и родители без учета места их проживания, а также иные лица, вселенные заявителем в занимаемое им жилое помещение в качестве членов своей семьи.
При улучшении жилищных условий учитываются все жилые помещения (доли в жилых помещениях), на которые у заявителя и членов его семьи имеется самостоятельное право пользования.
Поэтому ваша семья, в настоящий момент, состоит из четырех человек - вы с сыном + бывший муж (поскольку он был ранее вселен вами в занимаемое жилое помещение в качестве члена вашей семьи) + нынешний муж.
Поскольку квартира, в которой зарегистрирован ваш нынешний муж, муниципальная, то вы не имеете самостоятельное право пользования этой квартирой, и её площадь при улучшении ваших жилищных условий учитываться не должна. В этом случае на каждого члена вашей семьи приходится (36 кв.м : 4 человека) 9 кв.м.
Расторжение брака с вашим нынешним мужем будет расценено, как намеренное ухудшение вами своих жилищных условий по ст.54 ЖК РФ, и после расторжения брака ваши жилищные условия могут быть улучшены только по прошествии 5 лет.
Здравствуйте! Моя семья из четырех человек (я, муж, дочь, дочь) стоит на жилищном учете. Дочь вышла замуж за уроженца Украины и развелась (пять лет не прошло, а дом сносят). При этом он не был в нашей квартире зарегистрированным и не имеет Российского гражданства. Ухудшаем ли мы жилищные условия?
Формально расторжение брака признается в качестве намеренного ухудшения жилищных условий. Однако судебная практика по таким спорам неоднозначная, поскольку учитывается, был ли бывший супруг зарегистрирован и затем выписан из сносимой квартиры, и имел ли он самостоятельное право пользования каким-либо жильем на территории Российской Федерации.
В вашем случае расторжение брака может быть признано не подпадающим под требования ст.54 ЖК РФ, если:
1) Бывший муж никогда не был зарегистрирован в ныне сносимом жилье, ни по месте пребывания, ни по месту жительства;
2) Бывший муж не имел самостоятельного права пользования или права собственности на какое-либо другое жилье на территории Российской Федерации;
3) С момента расторжения брака прошло более пяти лет.
БУДЕТ ЛИ СЧИТАТЬСЯ УХУДШЕНИЕМ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, ЕСЛИ Я ВЫПИШУСЬ ИЗ БЛАГОУСТРОЕННОЙ КВАРТИРЫ МАТЕРИ (46 КВ.М), КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЕЕ СОБСТВЕННИКОМ И ПРОПИСАНЫ МЫ С НЕЙ ВДВОЕМ, К МУЖУ В ЕГО НЕБЛАГОУСТРОЕННУЮ КВАРТИРУ 27 КВ.М, ЯВЛЯЮЩУЮСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУЖА, ПРИОБРЕТЕННОЙ ДО БРАКА, ГДЕ ПРОПИСАН ОН, НАШИ 2 ДЕТЕЙ И ЕГО БАБУШКА?
Указанное вами действие будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку сейчас вы имеете право пользования 23 кв.м, а после перегистрации в квартиру мужа на ващу долю будет приходиться лишь 5,4 кв.м.
Добрый вечер!
У меня такая ситуация: состою в очереди на улучшении жилищных условий с 1993 года в общежитии 32.4 кв.м, семья из 7 человек, трое из которых несовершеннолетние внуки.
В собственности у меня находился дачный дом в Нижегородской области, летом 2013 года состоялась сделка по купле-продаже этого дома.
Подскажите, пожалуйста, будет ли являться эта сделка ухудшением жилищных условий, и не сдвинут ли меня с очереди на 5 лет?
Буду Вам очень признательна за ответ.
Заранее спасибо!
Продажа дачного дома может быть признана намеренным ухудшением жилищных условий, если этот дачный дом до его продажи был зарегистрирован в Управлении Росреестра в качестве жилого строения.
Разведена, бывший муж женился. Проживаем в квартире, приобретенной в совместном браке, собственник квартиры я, другого жилья у меня и бывшего мужа нет. Он хочет через суд выделить свою долю. Причем более 50%, поскольку он платил основную часть средств. Если такое решение примет суд, и я попаду в категорию нуждающихся, будет ли выделение долей по решению суда намеренным ухудшением условий.
Если раздел квартиры будет произведен по решению суда и без вашего на то согласия (без признания вами иска), то такое действие не будет подпадать под требования ст.53 ЖК РФ о намеренном ухудшении жилищных условий.
Добрый день! Прошу Вас подсказать. Имеется 68 кв.м, прописано 8 человек. Заявителем на получение субсидии будет наниматель, в квартире прописана многодетная семья (мать и 3 ребенка, ее муж прописан по другому адресу). В каком размере может быть предоставлена субсидия?
Хотелось бы уточнить, что разумеется интересует размер субсидии не в денежном эквиваленте, а в % от нормативно выделяемых государством денежных средств на 1 кв.м.
Как я понял из ваших консультаций, если бы заявителем была, многодетная мать, то субсидия составляла бы 100% около 95 000 руб, но пришлось бы учитывать и жилую площадь мужа.
Поскольку в вашем вопросе нет вообще никаких данных о регионе проживания, целях получения субсидии и количестве лет нахождения в очереди, то будем исходить из следующих предположений:
1) Речь идет о очередниках г.Москвы;
2) Очередники стоят на жилищном учете более 10 лет;
3) Планируется получение субсидии на приобретение нового жилья;
4) Приобретение жилья планируется в дополнение (а не вместо) к занимаемому жилью.
При таких исходных данных размер субсидии составит:
18 кв.м (норма предоставления в г.Москве) х 8 очередников = 144 кв.м (площадь жилья, на которую может претендовать семья из 8 очередников);
144 кв.м - 68 кв.м (площадь занимаемого жилья) = 76 кв.м (площадь жилья для предоставления в дополнение к занимаемому жилью);
76 кв.м х 96 477 рублей (нормативная стоимость кв.м) = 7 332 252 рубля;
7 332 252 рубля х 70 процентов (размер субсидии для очередников, простоявших на жилищном учете более 10 лет) = 5 132 576 рублей.