В статье 10 Закона города Москвы №29 от 14 июня 2006 года “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” сказано нижеследующее:
1. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.
2. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
- изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
- обмен жилыми помещениями;
- невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
- изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
- вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
- выдел доли собственниками жилых помещений;
- отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
3. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;
3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
- обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
- безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
- отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.
Из содержания вышеуказанной нормы видно, как само понятие “намеренное ухудшение жилищных условий”, так и последствия такого ухудшения жилищных условий.
К намеренному ухудшению жилищных условий граждан могут быть отнесены:
- Совершение каких-либо сделок, направленных на изменение порядка пользования квартирой (например, соглашение о выделе доли или об определении порядка пользования комнатами в квартире);
- Совершение жильцами сделки обмена жилья, при котором ухудшаются их жилищные условия;
- Намеренное (фиктивное) расторжение брака.
- Вселение детей, родителей и иных лиц, объединенных с проживающими в квартире гражданами признаками родства или свойства и ранее проживавшими (зарегистрированными по месту жительства) в другом жилом помещении на территории Российской Федерации;
- Расторжение городом с жильцами квартиры договор найма или договора социального найма за нарушение жильцами его условий;
- Совершение сделок дарения, мены, купли-продажи, на основании которой жильцы квартиры произвели отчуждение принадлежащего им жилья или части жилого помещения, после чего они получили право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязательными условиями всех вышеперечисленных действий является то, что они совершаются самими жильцами квартиры (или комнаты в коммунальной квартире), и результатом совершения ими таких действий является то, что приходящаяся на каждого проживающего в квартире (или комнате в коммунальной квартире) площадь уменьшается до такой степени, что становится возможным их постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в городе Москве это общая площадь менее 10 кв.м. на одного человека в отдельной квартире или 15 кв.м. на одного человека в коммунальной квартире) или разделение ранее заведенных на них учетных дел (что дает очередникам право на предоставление нескольких отдельных квартир в рамках улучшения жилищных условий).
Однако, вышеперечисленные случаи вовсе не означают, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеют право совершать вообще никаких действий с занимаемым (или принадлежащим им на праве собственности) жильем, рискуя быть внесенными в список граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.
Граждане вправе совершать следующие действия, не считающиеся в качестве намеренного ухудшения жилищных условий:
1. Вселение в квартиру к родителям их несовершеннолетних детей, а также вселение лиц, ранее не обладавших самостоятельным правом пользования жилым помещением (например, новорожденный ребенок или гражданин, ранее не имевший регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации);
2. Вселение супруга, нетрудоспособных родителей или иных граждан (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), если ранее, по прежнему месту жительства, они уже были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий;
3. Расторжение получателем ренты договора ренты (т.е. когда получатель ренты снова становится собственником квартиры, в которой он проживает);
4. Признание какой-либо сделки с квартирой недействительной в судебном порядке (например, расприватизация квартиры через суд);
5. Вселение в квартиру нетрудоспособных родителей, если до вселения они проживали в непригодном для постоянного проживания помещении, расприватизировали его во внесудебном порядке;
6. Расторжение договора дарения по инициативе дарителя или одаряемого, если предметом такого договора было жилое помещение.
В любом случае, совершение действий, которые могут быть квалифицированы, как намеренное ухудшение жилищных условий, влечет всего к одному-единственному последствию – пятилетнему мораторию на учет этих действий органами жилищного учета (в городе Москве это районная Управа и окружное Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы).
Иными словами, если граждане совершат действия, направленные на ухудшение их жилищных условий, то их либо не поставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ближайшие после этого события пять лет (если они ранее не стояли на таком учете), либо отсрочат предоставление им нового жилья или разделение их учетного дела на несколько учетных дел (если ранее они уже были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), на тот же пятилетний срок. Однако, в любом случае, совершение гражданами вышеперечисленных действий по ухудшению жилищных условий не может служить основанием для снятия таких граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Читайте еще по данной теме:
- Намеренное ухудшение жилищных условий
- Судебная практика: Расторжение брака не является ухудшением жилищных условий
Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист
Телефон: 8 (495) 740-55-17
Источник: Московские юристы
При предоставлении жилья учитывается площадь, находящаяся в пользовании (или собственности) у очередников. Поэтому при улучшении жилищных условий вы вправе будете рассчитывать на жилье общей площадью от 44 кв.м.
Заявление в суд целесообразно подать тоьлко в том случае, если с момента продажи вами квартиры и приобретения нового жилья и до момент обращения с заявлением о постановке вас на жилищный учет прошло более пяти лет.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, будет ли являться расприватизация квартиры с последующим переводом её в состав служебного жилья ОМВД, ухудшением жилищных условий?! Смогу ли я после этого получить субсидию на приобретение жилья от МВД согласно ФЗ от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», или мне откажут??? Спасибо!
Поскольку площадь жилого помещения, приходящаяся на заявителя или членов его семьи, при расприватизации не уменьшается и не увеличивается, то такой вид сделок с жильем не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий.
Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей (Здесь не говорится о том новорожденный он или нет). Далее говорится: Вселение детей, ранее проживавшими (зарегистрированными по месту жительства) в другом жилом помещении на территории Российской Федерации. Здесь какое-то противоречие. Разъясните, пожалуйста.
Именно по этой причине речь идет о регистрации по месту жительства родителей их новорожденных детей. Если же ребенок будет сначала (после своего рождения) зарегистрирован по одному адресу, а затем будет перерегистрирован по другому адресу, то такое действие уже будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий.
Здравствуйте! Мои родители стоят в очереди на улучшение жилищных условии с 90 года. В 2008 году я выхожу замуж. У моего мужа в долевой собственности есть квартира (приобретенная до брака). В 2011 рождается ребенок, которого мы прописываем в квартире моих родителей. В 2013 году я развожусь. Соответственно, как развод, так и замужество не ухудшили жилищные условия. В то же время право на получение субсидии на покупку квартиры мы тоже не потеряли! Но в нашем районном жилищном департаменте мне заявили, что я теперь не имею право претендовать на квартиру в течение 5 лет. Насколько правомерны их действия?
Здравствуйте! Можем ли мы встать на улучшение жилищных условий, если в квартире общей площадью 54,4 кв.м прописано 5 человек. У одного из них есть собственность общей площадью 34 кв.м, а другой состоит в браке, и у его жены есть 1/3 доля в приватизированной квартире общей площадью 52 кв.м, на которой, в свою очередь, прописана ихняя дочь?
Вам нужно будет получить в районнои департаменте письменный отказ в предоставлении субсидии, после чего обжаловать этот отказ в судебном порядке. В суд вам нуждно будет представить все документы, подтверждающие, что ваши жилищные условия не ухудшились (включая и документы на квартиру бывшего мужа). Тогда суд, изучив все представленные вами документы, сможет вполне обоснованно обязать департамент предоставить вам субсидию на улучшение ваших жилищных условий.
Налицо явное превышение учетной нормы, что препятствует вам постановке на жилищный учет, поскольку при подаче вами документов на постановку на жилищный учет, будет учтена ВСЯ площадь ВСЕХ трех квартир, и поделена на количество жильцов (то есть на каждого из жильцов придется значительно больше, чем 10 кв.м общей площади).