г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Ухудшение жилищных условий

В статье 10 Закона города Москвы №29 от 14 июня 2006 года “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” сказано нижеследующее:

1. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.

2. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:

  • изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
  • обмен жилыми помещениями;
  • невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
  • изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
  • вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
  • выдел доли собственниками жилых помещений;
  • отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

3. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:

1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;

2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;

3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

  • обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
  • безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
  • отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

Из содержания вышеуказанной нормы видно, как само понятие “намеренное ухудшение жилищных условий”, так и последствия такого ухудшения жилищных условий.

К намеренному ухудшению жилищных условий граждан могут быть отнесены:

  • Совершение каких-либо сделок, направленных на изменение порядка пользования квартирой (например, соглашение о выделе доли или об определении порядка пользования комнатами в квартире);
  • Совершение жильцами сделки обмена жилья, при котором ухудшаются их жилищные условия;
  • Намеренное (фиктивное) расторжение брака.
  • Вселение детей, родителей и иных лиц, объединенных с проживающими в квартире гражданами признаками родства или свойства и ранее проживавшими (зарегистрированными по месту жительства) в другом жилом помещении на территории Российской Федерации;
  • Расторжение городом с жильцами квартиры договор найма или договора социального найма за нарушение жильцами его условий;
  • Совершение сделок дарения, мены, купли-продажи, на основании которой жильцы квартиры произвели отчуждение принадлежащего им жилья или части жилого помещения, после чего они получили право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязательными условиями всех вышеперечисленных действий является то, что они совершаются самими жильцами квартиры (или комнаты в коммунальной квартире), и результатом совершения ими таких действий является то, что приходящаяся на каждого проживающего в квартире (или комнате в коммунальной квартире) площадь уменьшается до такой степени, что становится возможным их постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в городе Москве это общая площадь менее 10 кв.м. на одного человека в отдельной квартире или 15 кв.м. на одного человека в коммунальной квартире) или разделение ранее заведенных на них учетных дел (что дает очередникам право на предоставление нескольких отдельных квартир в рамках улучшения жилищных условий).

Однако, вышеперечисленные случаи вовсе не означают, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеют право совершать вообще никаких действий с занимаемым (или принадлежащим им на праве собственности) жильем, рискуя быть внесенными в список граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.

Граждане вправе совершать следующие действия, не считающиеся в качестве намеренного ухудшения жилищных условий:

1. Вселение в квартиру к родителям их несовершеннолетних детей, а также вселение лиц, ранее не обладавших самостоятельным правом пользования жилым помещением (например, новорожденный ребенок или гражданин, ранее не имевший регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации);

2. Вселение супруга, нетрудоспособных родителей или иных граждан (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), если ранее, по прежнему месту жительства, они уже были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий;

3. Расторжение получателем ренты договора ренты (т.е. когда получатель ренты снова становится собственником квартиры, в которой он проживает);

4. Признание какой-либо сделки с квартирой недействительной в судебном порядке (например, расприватизация квартиры через суд);

5. Вселение в квартиру нетрудоспособных родителей, если до вселения они проживали в непригодном для постоянного проживания помещении, расприватизировали его во внесудебном порядке;

6. Расторжение договора дарения по инициативе дарителя или одаряемого, если предметом такого договора было жилое помещение.

В любом случае, совершение действий, которые могут быть квалифицированы, как намеренное ухудшение жилищных условий, влечет всего к одному-единственному последствию – пятилетнему мораторию на учет этих действий органами жилищного учета (в городе Москве это районная Управа и окружное Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы).

Иными словами, если граждане совершат действия, направленные на ухудшение их жилищных условий, то их либо не поставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ближайшие после этого события пять лет (если они ранее не стояли на таком учете), либо отсрочат предоставление им нового жилья или разделение их учетного дела на несколько учетных дел (если ранее они уже были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), на тот же пятилетний срок. Однако, в любом случае, совершение гражданами вышеперечисленных действий по ухудшению жилищных условий не может служить основанием для снятия таких граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Читайте еще по данной теме:

Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист

Телефон: 8 (495) 740-55-17

Источник: Московские юристы

2

Комментарии (265)

Спасибо большое за ответ!
Да, действительно, речь идет о Москве. Сейчас они только собираются подавать документы, в очереди не стоят. А вопрос заключается в следующем: есть ли какие повышающие коэффициенты размера субсидии, при постановке на учет в том числе и лиц, признанных многодетной семьей?

К сожалению, Законом г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года не предусмотрено каких-либо повышающих коэффициентов для многодетных семей. Поэтому после 10 лет нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, максимальный размер субсидии на приобретение жилья составит 70 процентов от НОРМАТИВНОЙ цены кв.м в г.Москве.

Я стою на улучшение жилищных условий. В январе 2012 году развелся по суду, инициатором я был, а в апреле 2012 года женился на другой. Ни первая жена, ни вторая жена прописаны в квартире не были. Считается ли это ухудшением жилищных условий? Спасибо.

Изменение состава семьи, в том числе, путем расторжения брака, считается намеренным ухудшением жилищных условий, даже если ваша прежняя жена не была зарегистрирована в вашей квартире.
Орган жилищного учета, в данном случае, руководствуется тем, что ваша прежняя жена имела право пользования другим жильем, в котором она была зарегистрирована (и это жилье приплюсовывалось к площади занимаемого вами жилья). Таким образом, после расторжения брака площадь, относительно которой вы и члены вашей семьи имеете право пользования, уменьшилась. То есть произошло то, что называется намеренным ухудшеним жилищных условий.

Мы втроём (я, моя мама и мой сын) прописаны в комнате коммунальной квартиры. Стоим с 1998 года на улучшение. Год назад мама развилась с мужем (он прописан в другой муниципальной квартире). Узнали, что развод является ухудшением жилищных условий и нас могут на 5 лет оставить без движения в очереди. Можно ли это через суд оспорить и какие шансы? Заранее Спасибо.

В данном случае ключевое значение имеет то обстоятельство, кто именно был указан в качестве заявителя при постановке вашей семьи на жилищный учет, а кто был указан в качестве членов семьи заявителя. Если в качестве заявителя была указана ваша мама, то обжаловать действия органов жилищного учета бесполезно, поскольку имело место быть намеренное ухудшение жилищных условий. Если же заявителем при постановке на жилищный учет были указаны вы, и муж вашей мамы не является вашим отцом, то расторжение вашей мамой брака не является намеренным ухудшением вами (как заявителем) своих жилищных условий. Только в этом случае есть смысл обжаловать действия органов жилищного учета в судебном порядке.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста!
Мы проживаем в трехкомнатной квартире (74 общая / 53 жилая), прописанные 6 человек - я, мама, два брата, жена брата и их ребенок. Причем жену и ребенка брата мы прописали после рождения ребенка. Я женат с 2010 года. Жена прописана в Москве в комнате коммунальной квартиры (24 кв.м) с мамой, папой, братом и сестрой. Является ли прописка жены и ребенка брата намеренным ухудшением жилищных условий? И как вообще лучше поступить в данной ситуации? Спасибо, прошу прощения за запутанность!

Если жена вашего брата до вселения (регистрации по месту жительства) в вашу квартиру не была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, то её вселение в квартиру считается намеренным ухудшением жилищных условий. Вселение ребенка к родителю в качестве намеренного ухудшения жилищных условий не считается. Поскольку вселение жены вашего брата уже состоялось, то предпринять что-либо сейчас уже невозможно. Если органы жилищного учета сочтут, что вселение жены брата в вашу квартиру является намеренным ухудшением жилищных условий, то ваша семья будет поставлена на жилищный учет только через пять лет после вселения жены.

Здравствуйте. Я прописана в Москве, в квартире с мамой, папой и двумя детьми (38 кв.м). Муж прописан в МО. Признают ли нас нуждающимися в улучшении жилищных условий? Спасибо.

Вашу семью могут признать нуждающимися в улучшении жилищных условий, но лишь в том случае, если заявителем (лицом, подавшим заявление о постановке на жилищный учет) выступит один из ваших родителей, и ни ну одного из прописанных в вашей квартире жильцов не будет в собственности другого жилья.

Я родилась 1974 году. Через 2 года стала сиротой и была на государственном обеспечении. В 18 лет я должна была получить квартиру от государства, но я не знала и до сих пор никуда не обращалась. В 2004 году вышла замуж. У мужа две квартиры: одну 43 метра подарила его мама, а вторую мы с мужем 32 метра в 2012 году взяли в ипотеку. В первой квартире прописаны 2 человека (его родители), а во второй 5 человек. Могу ли я сейчас получить квартиру или уже поздно?

Как сирота вы имели право на получение жилья от государства в 1992 году (по достижении 18 лет). Сейчас же вы можете претендовать на улучшение жилищных условий лишь на общих основаниях, а для этого у вас с мужем имеется слишком много жилой площади на праве собственности.

Уважаемые юристы, подскажите, помогите мне. Я обратилась в юридическую консультацию с вопросом, могу ли я претендовать на помощь государства по программе молодой семье доступное жилье. Я 31 год собственница 13 метров в Подмосковье, в доме барачного типа. Муж 29 лет и сын 1,5 года прописаны в квартире 59 метров отца (единоличного собственника), где также прописаны мать. Муж доли не имеет, но на него и сына приходится 15 метров. Юристы мне сообщили, что так как вы живете двумя семьями в двухкомнатной квартире, вас можно разделить с родителями мужа и признать отдельной семьей. После этого я со своими 13 местами в бараке в Подмосковье муж и сын, просто прописанные в Москве, можем подать документы по программе молодая семья. Подскажите, эти действия относятся к умышленному ухудшению жилищных условий. Можно ли доверять юридической компании, которая это предлагает?

В данном случае намеренного ухудшения жилищных условий не усмартивается. Но и стать участниками программы "Молодой семье - доступное жилье" указанным вами способом не получится, поскольку для этого нужно, либо чтобы ваш муж с ребенком были прописаны вместе с вами в Подмосковье, либо чтобы вы прописались в квартире мужа в Москве. Но в этом случае уже будет просматриваться намеренное ухудшение жилищных условий, что не позволит вам стать участником вышеуказанной программы.

Добрый день! Прошу разобраться с вопросом.
Проживаем в 2-х комнатной квартире 44 кв.м в пятиэтажке под снос в Москве. Прописаны 3 человек: Я, моя мама и дочь. Супруга прописана у своих родителей.
Если прописать супругу к нам в квартиру, будет ли это считаться ухудшением жилищных условий?
И если потом родится второй ребенок, сможем ли мы встать в очередь на улучшение жилищных условий?
Заранее спасибо!

Регистрация (вселение) жены в вашу квартиру, в отличие от регистрации новорожденного ребенка, будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий. В результате вы сможете встать на жилищный учет лишь через пять лет после оформления регистрации вашей жены по месту жительства в вашей квартире.

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться в моей ситуации. Я, мама, папа, сестра (не замужем, детей не имеет) и моя дочь (4 годика) прописаны в двухкомнатной квартире в Москве (квартира по социальному найму, общей площадью 43 кв.м). С 2004 года стоим на улучшение условий (другой жилой площади никто из прописанных не имеет). Мой муж прописан в Московской области в трёхкомнатной квартире вместе с папой и мамой, при этом является долевым собственником 1/3 данной квартиры (21,53 кв.м). В Жилищном управлении нам сообщили, что в настоящее время, помимо других вариантов, у нас есть возможность воспользоваться либо социальной ипотекой, либо куплей-продажей через ЖУ, и в дополнение к имеющейся в Москве квартире для улучшения условий и последующего снятия с очереди всех, приобрести двухкомнатную квартиру (65-70 кв.м) на меня и дочку. Кроме того, при расчете квадратных метров инспектор в ЖУ отняла из 21,53 кв.м мужа 18 кв.м, и приплюсовала излишек (3,53 кв.м) к 43 кв.м, после чего рассчитала указанную двушку и предложила ждать смотровой. Почитав интернет, поняла, что плюсование метров мужа, не зарегистрированного по месту моей прописки и не являющегося очередником, противоречит Жилищному кодексу. Наряду с этим недавно муж получил в собственность по договору дарения в Московской области - однокомнатную квартиру, общей площадью 42,2 кв.м, в которой в настоящее время никто не прописан и не зарегистрирован. При этом в Жилищном управлении каких-либо документов на недвижимость мужа, кроме 1/3 доли в трёхкомнатной квартире, пока не запрашивали. Таким образом, излишек мужа, если его считать, закрывая глаза на Жилищный кодекс, уже составляет 42,2 + 3,53 = 45,73. Общая на всех площадь с учетом излишка получается 45,73 + 43 = 88,73 при норме 5 х 18 = 90, т.е. не хватает всего 1,27 м.
В связи с этим вопросы:
1. Все ли правильно я посчитала?
2. На какую реальную жилищную площадь мы можем рассчитывать при учёте излишка мужа?
3. Стоит ли говорить инспектору о наличии квартиры мужа (42,2 м) до получения смотрового?
4. Можно ли что-то изменить в излишках (продать, подарить, прописать и т.п.), не ухудшив условия?

1. Если заявителем (лицом, по заявлению которого ваша семья была поставлена на жилищный учет) являетесь не вы, то согласно ст.1 и ст.9 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года (и судебной практике по порядку применения этих статей) площадь жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании вашего мужа, не имеют права учитывать ни в каком размере;
2. Норма предоставления в г.Москве составляет 18 кв.м на человека. Соответственно, в случае предоставления новой квартиры вам с дочерью, остальные очередники (3 человека) останутся жить в квартире площадью 43 кв.м.
Например, вам предоставят квартиру площадью 60 кв.м. Тогда излишки площади будут высчитываться следующим образом: 18 кв.м х 5 человек = 90 кв.м; 43 кв.м + 60 кв.м = 103 кв.м; 103 кв.м - 90 кв.м = 13 кв.м. То есть в указанном случае излишки составят 13 кв.м;
3. Когда вы сообщите о второй квартире мужа, значение не имеет, поскольку его площадь будет учтена сотрудниками ДЖП г.Москвы при решении вопроса о предоставлении или непредоставлении квартиры (поскольку сотрудники ДЖП г.Москвы имеют прямой доступ к базе данных Росреестра о зарегистрированных на граждан правах на жилые помещения на всей территории РФ);
4. Что-либо делать с жильем мужа не нужно, поскольку его площадь (при указанных вами обстоятельствах) сотрудники ДЖП г.Москвы учитывать не имеют права, в любом случае.

Я обновляла документы недавно и получила письмо из ДЖП и ЖФ, но не могу разобраться в смысле письма. Помогите, пожалуйста. "Иванова и его семья не ухудшала жилищные условия в течении последних 5 лет, кроме изменения состава семьи между Ивановой и Сидоровым и между Петровым и Минаевой", а в конце написали "Считать Семью Ивановых нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1998 года по категории , при условий сохранения оснований для нахождения на жилищном учете". У нас с мамой был развод 2012 г. с мужьями, а на очередь заявителем был мой отчим, который умер 2005 году. Мы только сейчас обновили документы и теперь не знаем, что делать, радоваться или огорчаться, и ждать 2017 года. А может есть еще варианты? Спасибо

В данном случае ничего не произошло. Департамент жилищной политики просто подтвердил, что вы по-прежнему имеете право на нахождение на жилищном учете с 1998 года. Другое дело, что боло два расторжения брака, в связи с чем ваши жилищные условия будут теперь улучшены не ранее 2017 года.

Оставить комментарий