В прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «Московские юристы» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».
На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.
К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.
Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.
Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.
Прислали по почте извещение или позвонили по телефону и сообщили о снятии с очереди, но не предоставили официальных документов о снятии с очереди
Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.
В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.
Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).
Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.
Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.
Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя
Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.
Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.
В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.
В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.
То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.
Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет
В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.
Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.
В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:
«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».
Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:
- в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
- в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
- в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
- в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.
Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.
Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили
Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.
Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.
Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.
Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.
ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).
Читайте еще по данной теме:
- Суд с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
- Восстановление на очереди по улучшению жилищных условий
- Обжалование незаконного снятия граждан с жилищного учета
- Восстановление на жилищном учете ошибочного снятого очередника
Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист
Телефон: 8 (495) 740-55-17
Источник: Московские юристы
Вам нужно взять в районном ФМЦ Единый жилищный документ на комнату, и посмотреть, сколько человек числится в этой комнате. Если кроме вас в ней числится ещё один жилец, то ваша доля площади будет явно меньше 18 кв.м, что позволит вам обжаловать распоряжение Департамента о снятии вас с жилищного учета в судебном порядке.
Добрый день. Моя свекровь стоит на очереди с 1990 года. У нее два сына и оба женаты. Есть два внука, которые тоже прописаны у нее на площади. Т.е. на очереди уже стоит 5 человек (комната в коммуналке). В прошлом году жена второго сына выписалась из г.Тулы, где раньше была прописана у родителей, и прописалась в Москву ко мне (я жена первого сына). В связи с этим нас отодвинули на пять лет с очереди. В департаменте городского имущества говорят подавать в суд, что это незаконно. Есть ли вариант, что суд мы выиграем, и действительно ли незаконно нас отодвинули?
Данное действие не может быть квалифицировано в качестве намеренного ухудшения жилищных условий (и не должно повлечь за собой пятилетнюю отсрочку в улучшении жилищных условий), либо в случае, предусмотренном п.2 ч.2 ст.10 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года, то есть лишь в том случае, если жена второго сына ДО её вселения в вашу московскую квартиру была принята на жилищный учет.
Скажите, пожалуйста. Меня сняли с очереди на жилье, потому что мне досталось в наследство полквартиры в Краснодарском крае. Живу в СПб в комнате 10 метров с ребенком. Законно ли это?
В данном случае вам нужно произвести расчет приходящейся на вас с ребенком площади. Если на вас с ребенком, с учетом вашей доли в квартире в Краснодарском крае, приходится больше, чем установлено законодательством Санкт-Петербурга площади предоставления на одного человека, то снятие с очереди было законным. Если же, например, местная администрация учла не половину площади квартиры в Краснодарском крае, а всю площадь этой квартиры, то распоряжение о снятии вас с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке.
Могут ли снять с очереди, если мы стоим на очереди с 1982 года, дочь по молодежке купила квартиру, но осталась зарегистрированной у нас в коммунальной квартире, так как у нее осталась в собственности комната? Могут ли нас с мужем снять с очереди, если у нас, кроме комнат в коммуналке, ничего нет?
Формально местная администрация улучшила жилищные условия вашей семьи, поскольку предоставила на праве собственности квартиру одному из членов семьи очередника (в данном случае – вашей дочери). Если с учетом предоставленной вашей дочери квартиры общая площадь на каждого члена вашей семьи превысила установленную в вашем регионе площадь предоставления, то это обстоятельство, согласно ст.56 ЖК РФ, является основанием для снятия с жилищного учета всей семьи очередника.
Снимут с очереди, если зарегистрированы по одному адресу, или вообще (вопрос от 04.12.2015)?
Учитывается площадь всех жилых помещений, на которые у заявителя (лица, по чьему заявлению семья была поставлена на жилищный учет) и членов его семьи имеется самостоятельное право пользования. При этом членами семьи заявителя считаются его супруг, дети и родители, вне зависимости от места их проживания (места регистрации). Поскольку ваша дочь стала собственником другого жилого помещения, то она приобрела самостоятельное право пользования этим жильем, и площадь этого жилого помещения должна учитываться даже в том случае, если ваша дочь перерегистрируется из вашей квартиры по другому месту жительства.
Стою в очереди на получение жилья, как пенсионер ФСКН РФ, с 2002 года. Имею ли я право на первоочередное получение жилья, как инвалид 2 группы или должен входить еще в список хронических заболеваний?
Первоочередного права на улучшение жилищных условий, в настоящее время, в РФ нет. Для получения права на внеочередное улучшение жилищных условий одного лишь наличия инвалидности будет недостаточно. Нужно будет, чтобы вы имели заболевание, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Добрый день.
Подскажите. Мы являемся очередниками Мать отец (супруги) 2 дочери, 1 из дочерей вышла замуж. Муж не является очередником, прописан в квартире вдвоем с отцом 60 кв. метров. Правомерно ли Департамент ЖП учитывает площадь мужа дочери при выплате субсидии, ссылаясь на статью? Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Но ведь муж дочери не может быть признан членом семьи заявителя, а заявители родители, а не дочь! И прописан он в этой квартире с 92 года, до брака!!!!
Подскажите, правомерно поступает ДЖП?
Если муж дочери не был зарегистрирован в вашей квартире, а сама ваша дочь не являлась заявителем (лицом, на основании заявления которого ваша семья была поставлена на жилищный учет), то норма ст.1 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года к нему применяться не может. Соответствующая судебная практика (включая разъяснения Верховного Суда РФ по порядку применения нормы ст.1 Закона г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года) уже сложилась.
Муж никогда не был зарегистрирован в нашей квартире, и дочь не является заявителем.
Мы обратились за устной консультацией в Департамент, чтобы нам рассчитали субсидию, где там без разбору ответили, что мужа будут учитывать и все... Даже если он не очередник, в нашей квартиру не прописан и т.д.
Подскажите, как доказать Департаменту, что нет оснований учитывать площадь мужа дочери? Мы сейчас будем подавать документы на саму субсидию. Может нужно приложить какие то документы? Или написать заявление на субсидию, что муж не был прописан и не является членом семьи заявителя? Как нам поступить, чтобы не учитывали его площадь при расчете субсидии?
На каком сроке беременности можно считать не родившегося ребенка полноценным членом семьи? Стоим на очереди. Можем рассчитывать на то, что на не родившегося ребенка нам выделяет тоже 18 кв.м?
Вам нужно будет при подаче заявления на выплату субсидии указать в этом заявлении, что муж дочери никогда не вселялся в вашу квартиру, не имеет общей с вашей дочерью собственности, и не является членом семьи заявителя. Это не приведет к изменению позиции Департамента, но позволит, в дальнейшем, Распоряжение Департамента (где будет указан в качестве члена семьи заявителя муж вашей дочери) оспорить в судебном порядке.
Срок беременности должен составлять не менее 28 недель. Тогда варианты улучшения жилищных условий будут предоставляться с учетом ещё не родившегося ребенка.
Подскажите. Два месяца назад расписались с мужем. Родная сестра моего мужа стоит на очереди на улучшение жилищных условий. Имеет ли она право требовать у меня с мужем свидетельство о заключении брака и документы о наличии у меня какого-либо имущества?
Если ваш муж не зарегистрирован в одной с сестрой жилом помещении, то предоставление каких-либо документов о заключенном браке и отсутствии у вас иного жилья на праве собственности, не требуется.
Моя мама стоит в очереди на жилье с 1998 года, но т.к. мысли о совсем бесплатном жилье нас покинули, совсем недавно она написала заявление, чтобы ее включили в очередь на ипотеку. Мы проживаем в общежитии, нас прописано 4 человека: я, младший брат, мама и ее муж. У нас 2 комнаты на разных этажах. По моему, 2 года назад нас можно сказать всех (практически) вынудили взять соцнайм и "благодаря " этому у нас теперь жилая площадь составляет 43,6 м, т.к. добавили коридор, общие туалеты, ванну и т.д. Вопрос вот в чем: Я собираюсь выйти замуж этим летом, не исключат ли нас из очереди? У будущего мужа имеется в собственности 3х комнатная квартира, где прописано 3 человека. Я уже готова смириться с тем, что меня исключат, но главное, чтобы маму не трогали... Буду благодарна за ответ!