Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение от 28 января 2006 г. N 47).
В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.
В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников - граждан, так и для органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.
Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан - собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.
Само понятие "вне очереди" также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет <1>. Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.
--------------------------------
<1> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.
И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 - "вправе".
Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан <2>.
--------------------------------
<2> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.
Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.
В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.
После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее - ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.
Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.
После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.
Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.
В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение <3>.
--------------------------------
<3> Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.
Такой "круговорот домовладения" от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.
Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.
Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.
Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.
Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.
При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он - собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.
На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.
В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.
Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.
Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.
Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.
Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.
Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.
Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.
Читайте еще по данной теме:
- Признание индивидуального дома непригодным для проживания
- Как снять с кадастрового учета разрушенный дом?
- Как определяется нормальный (естественный) износ имущества в целях применения Гражданского кодекса?
Мы переселенцы из Узбекистана, в Новой деревне Липецкой области купили дом 18 кв.м, непригодный для жилья. Живем на съемной квартире, платим огромные деньги, к кому обратиться не знаем. У нас семья состоит из семи человек, имеется инвалид 1-группы, жертва войны. Помогите, пожалуйста, поменять жилье на пригодное к проживанию. С уважением Мая Самуиловна.
Вам нужно будет подать заявление о признании дома аварийным и непригодным для проживания в местную администрацию. К заявлению нужно будет приложить письменное заключение частной строительно-технической экспертизы о сверхнормативной степени износа несущих конструкций дома. По вашему заявлению будет назначена проверка. В случае выявления критического износа оборудования и несущих конструкций, местная администрация закажет проведение государственной строительно-технической экспертизы для определения степени износа несущих конструкций дома, после чего будет принято решение, либо о признании дома аварийным, либо об отказе в признании его аварийным.
Здравствуйте. У меня дом в собственности, непригодный для жилья. В нем собственники: Я, бывший муж, 1 несовершеннолетний ребенок и 1 совершеннолетний. Куда я могу обратиться по поводу признания дома непригодным для жилья? И как поступят органы власти, если мы живем отдельно: муж раздельно и я с детьми раздельно?
Здравствуйте.
Вы можете подать в местную администрацию заявление о признании дома непригодным для проживания (аварийным). Будет назначено обследование дома на предмет его пригодности к проживанию. Если по результатам обследования комиссия примет решение о признании дома непригодным для проживания, то жильцы (собственники) дома будут признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по внеочередном порядке. Поскольку дом принадлежит его жильцам на праве собственности, то факт раздельного проживания собственников дома никак не повлияет на возможные варианты предоставления нового жилья.
Я взял ипотеку. Но теперь ни одна страховая компания не страхует, так как говорят, что дом ветхий. Что делать? И если ветхое жилье, за что тогда платить? Подскажите, что делать?
Ветхость жилья (в отличие от его аварийности) не влечет за собой невозможность проживания в таком жилье. Поэтому вы можете застраховать приобретенное в ипотеку жилье в той страховой компании, с которой сотрудничает банк, выдавший вам ипотечный кредит. После сноса дома и предоставления вам местной администрацией нового жилья по договору мены, вы сможете переоформить ипотечный договор с банком, указав в нем адрес предоставленного вам жилья, в качестве предмета залога.
Здравствуйте.
В 2013 году частный приватизированный дом признан непригодным для проживания. Получено новое жилье. Сейчас местная администрация подает иски в суд, чтобы через суд обязать собственников снести дома, мотивируя тем, что они предоставляют угрозу жизни (обрушения и т.д.). Законно ли это? И как можно сохранить дом?
Спасибо.
Может ли администрация воспользоваться ст.32 ЖК РФ? И что нам делать в этом случае?
Уважаемый Егоров Константин Михайлович!
По решению суду 19.12.2012, суд обязал администрацию провести повторное обследование частных домов по иску прокурора неопределенных лиц. На наш дом были все документы, но суд сообщил о заседаниях только 13 домам из 40 домов, которым дал право предоставлять доказательства. Нам о том, что был суд, Администрации сообщила в 2022 г., подав иск о выселении и снятии с регистрации из жилого дома (права собственности). Нас сделали ответчиками и судили год. Все что, предоставила администрация, это то, что во исполнение суда вынесла по решению суда от вступившего в законную силу от 21.01.2013 г. заключение №59, в котором сказано, что заключение было составлено по решению суда от 19.12.2012 г., и внесено в постановление на 40 домов, как непригодное для проживания. Больше документов нет. Дали ответ, что акт межведомственной комиссии по решению суда не составлялся. Проверку прокуратура начала проводить о невыполнении решения суда администрацией от 19.12.2012. Но ответ так и не дали. Не знаю, как забрать. Суд решил в иске Администрации отказать, так как посчитал, что тем, что администрация не исполнила решение суда по повторному обследованию, дом стал спорным. Мы обрадовались, что нас не выгоняют и в иске отказано. Но за день до вступления решения суда в силу подали апелляцию. Судья на первом же заседании сказала, что ей кто-то сказал нас выселить, что устранять угрозу нашему дому не будут, что прошло столько лет. Мы пожаловались на судью и прикрепили запись суда. Теперь новое решение не принято во внимание, что обследование по решению суда не было проведено, что есть государственный проект по реконструкции и дата окончания в 2024 г. Суд решил еще и землю забрать по ст.32. У нас дом новый, в 2010 г. сдали в эксплуатацию. Надо подавать кассацию, но тут все за одно, а мы юридически слабы. Могут ли через суд забрать домовладение в собственности, если мы не согласны и не хотим его отдавать администрации? Мы 12 лет ждали, когда начнется проект, а нас то малоимущими хотели сделать, а теперь хотят выкупить по решению суда, удовлетворив администрацию, чтобы не вкладывать деньги в проект. В решении написано выселить всю семью после предварительного и полного возмещения по ст.32 ЖК РФ взамен утраченного. Но мы не утратили дом во время ЧС и уже прошло 12 лет. Угрозой является берег и есть проект, нас включили в третий этап на 2024 г. Могут ли мне, как собственнику, по решению суда без моего согласия вручить деньги за мое имущество (жилой дом) без моего согласия? И надо ли подавать кассацию, если есть прокуратура? Можно ли к ним обратится за помощью?
Здравствуйте.
В данном случае, кассационную жалобу, безусловно, подавать можно и нужно. Принудительно лишить права собственности на земельный участок и дом могут лишь при наличии следующих составляющих:
1) Дом был признан аварийным и не подлежащим капитальному ремонту, о чем в деле должно содержаться СВЕЖЕЕ заключение экспертов строительно-технической экспертизы;
2) Существует реальная угроза для жизни и здоровья жильцов дома, что также должно быть установлено по результатам судебной строительно-технической экспертизы;
3) Собственникам дома была предложена денежная компенсация или равнозначное по стоимости и потребительским качествам недвижимое имущество, и равноценность такой денежной или натуральной компенсации подтверждается приобщенными к материалам судебного дела документами;
4) Собственники ДО начала судебного разбирательства письменно и необоснованно отказались от получения такой равноценной компенсации.
Лишь при наличии всех четырех пунктов возможно изъятие собственности с одновременным денежным или натуральным возмещением стоимости изымаемого имущества. Причем денежная компенсация за жилье выплачивается лишь в том случае, когда это жилье НЕ является единственным жильем ответчиков, и когда требование о выплате им денежной компенсации заявляют сами ответчики.
Прокуратуру к решению этого вопроса стоит подключать лишь при условии, если в иске содержалось требование о принудительном выселении из жилого помещения (то есть, если прокуратура участвовала в рассмотрении этого дела в суде первой инстанции), и прокурор возражал против удовлетворения иска, заявленного местной администрацией.
Уважаемый Константин Михайлович ! СПАСИБО вам за ответ .
Уважаемый Егоров Константин Михайлович! Помогите, пожалуйста.
19.12.2023 ознакомились с материалами дела и судья апелляционный Краснодарского края в первом протоколе написала, что в суд на первое заседание никто не явился 19.10.2023 (протокол сфальсифицирован!). То есть, мы с дочкой были на первом заседании, так же истец Администрация, сотрудник от ГО ЧС КК, помощник прокурора. Мы вели аудиозапись судебного заседания и после того, что судья нарушила судейскую этику, мы обратилась с жалобой в суд и прокуратуру РФ. Жаловались не один раз и аудиозапись прикрепляли, где судья был на стороне истца, не представилась, не давала высказаться, заседание 7 минут длилось, а потом еще и протокол составила, что в зале заседания была только она и ее помощники. Мы приезжали суд, есть билеты. Прокурор не написал ничего, в материалах дела нет, то есть закон не защитил, а по протоколу там вообще, кроме судей и помощников, не было. Сказать, что мы в шоке от этого беспредела, слов нет. Написали в квалификационную коллегию судей жалобу, но эта коллегия находится в этом же здании суда. Будет ли толк от этой жалобы на судью? Как доказать, что из двух заседаний одного нет, судья просто сфальсифицировала протокол, написала неправду. На вторе заседание 9.11.2023 мы не смогли приехать, о чем судье сказали. Получается по одному заседанию нас лишили единственного жилья, а первое подделали. Где закон? Как это отразить в кассации, и как доказать, что судья нарушила судейскую этику, как доказать что протокол сфальсифицирован? Как я думаю, все, кто был в зале суда, встанут на сторону судьи, и скажут, что их не было. Это ж власть. Ума не приложу, что делать. Помогите, дайте совет, как нам поможет аудиозапись суда и кому это отправить, что судья обманывает? Написала 20 .12.2023 в прокуратуру, чтобы помощник прокурора подтвердил, что мы были. Как должен действовать прокурор в случае такого нарушения, куда нам обращаться? Помогите сил нет, закона нет. В наводнении выжили, когда воды 16 м было, а теперь из подделок документов властями дом заберут. Что делать? Прошу прощения плач и пишу Вам. Перечитываю ваш первый ответ и плачу, так все правильно и грамотно Вы написали, а на самом деле, реально думаешь, погибли бы. Ведь 12 лет издевается власть, не хотят свой берег чинить. Проект есть, стоимость на наш кусочек есть, у нас маленький участок 850 кв.м. Что делать, чтоб отстали? В СК к следователю ходила, так она вместо проверки судебно-строительную экспертизу на мой участок назначила, так у меня все хорошо, если бы не этот берег с рекой принадлежащий РФ. Сколько у нас тут людей после наводнения и у всех горе. У кого проекта нет, чинить и не будут. У кого, как у нас, так дом забирают. Что делать, сил просто нет.
Константин Михайлович, я столько написала, это все эмоции, а главное не спросила. Как правильно пожаловаться на прокурора, присутствующего внутри судебного заседания и кому, не отреагировавшего на нарушение судейской этики? И как отменить сфальсифицированный протокол судебного заседания? Как нам поможет аудиозапись этого заседания вообще? И как эти факты нарушения, допущенные судьей, приложить к кассации? Я вам буду очень благодарна за ответ. И стоит ли надеяться на подачу жалобы на судью в квалификационную коллегию судей, или это бесполезно? Ведь такой беспредел творится. Как защититься от власти? Почему судья решила скрыть участников суда в протоколе и аудиозапись?
Здравствуйте.
1. Жаловаться на бездействие прокурора в этой ситуации бесполезно, поскольку прокурор напрямую не нарушил требования действующего законодательства;
2. На протокол можно подать письменные замечания, к которым приложить аудиозапись судебного заседания на флэш-карте или DVD-диске;
3. Замечания на протокол, даже если они не будут удовлетворены судьей по формальному основанию (из-за пропуска срока их подачи), то всё равно будут приобщены к материалам судебного дела и на содержание замечаний и приложенной к ним аудиозаписи можно будет сослаться в апелляционной или кассационной жалобе;
4. Жалоба на действия судьи в ККС целесообразна только в случае явного нарушения судьей требований действующего законодательства, которые будут подтверждены аудио- или видеозаписью. Например, если судья в Вашем присутствии консультировала другую сторону спора, или если судья нарушила тайну совещания при принятии судебного решения (разговаривала с кем-то по телефону или к ней кто-либо зашел в этот момент).
Добрый вечер, Константин Михайлович! Я благодарна Вам за ответ. Я эмоционально и сумбурно описала нашу ситуацию, так как обескуражена вседозволенностью должностных лиц. Данная ситуация произошла на апелляции, поданной администрацией. В суде первой инстанции администрация не предоставила документы (признание дома непригодным), в течении года ссылалась, что доказательства есть в материалах дела суда первой инстанции. Но необоснованный иск рассматривался с 1.06.2022 года по 22.05.2023. Далее судья первой инстанции дал уголовно наказуемым документам право спорных. Поясню, откуда взялись эти уголовно наказуемые документы. В 2012 году прокурор воспользовался моими персональными данными (я написала обращение в 2012 году генеральному прокурору). Вместо ответа, прокурор взял мое обращение и мой жилой дом (указал в иске), а также под мое обращение он вовлек в иск 31 дом, указав номера домов и местоположение. Иск прокурор назвал по моему обращению к генеральному прокурору, как неопределенный круг (мы ознакомились с материалами дела от 2012 в 2023 году) и материалы пестрят моей фамилией. Далее прокурор и Администрации приняли решение из 31 дома пригласить угодных лиц 11 домов, желающих получить сертификаты. В протоколе написано, что судья обязал прокурора обеспечить явку жильцов указанных домов, так как вместо ликвидации последствий наводнения было решено признать все дома для проведения повторного обследование по пункту 47. Прокурор явку обеспечил только 11 домам. Далее, было принято решение и в решение попали уже не 11 домов, которым была обеспечена явка и которых граждан не лишили их Конституционных прав на участие, либо не участие в суде (в нашем случае были все обследования и готовый проект по реконструкции заказанный властями ГОЧС). В решение попали все 31 дом. Я не знаю на счет тех граждан, но мне о решении суда, в котором распоряжался прокурор моим жилым домом, воспользовавшись моими персональными данными, которые я предоставила (семья), как пострадавшая в ЧС, сообщили в 2022 году при подаче иска на пострадавшую семью с целью выселить в трехдневный срок на улицу. Решение суда нашел сотрудник МПР, на которых РФ возложила обязанность по ликвидации и предотвращению ЧС. Сотрудник прекрасно понимал, что нарушены права нашей семьи, тем, что прокурор незаконно заключил сделку с судом о повторном обследовании дома, так как дом был обследован в 12.07.2012 межведомственной комиссией, также геологами, и есть проект на реконструкцию и устранение угрозы, исходящей от берега реки, принадлежащей РФ. Также по ответу от СК РФ требуются уголовно правовая оценка действиям должностных лиц МПР. Думаю, поэтому заблаговременно прокурор и вовлек мой жилой дом в 2012 году в иск. Также меня на протяжении 10 лет вводили в заблуждение администрация и сотрудники администрации Президента, сообщая мне о праве признать наш не пострадавшей дом по пункту 47. Также повторного обследования по решению суда не было от Администрации, а так как я не была участником суда, то и к приставам у меня нет права и надобности обращаться. А прокурор обращался два раза, два отказа от возбуждения уголовного дела было ему дано. Но мне письменный отказ не дают, возвращают ввиду открывшихся обстоятельств. Поясню: повторного обследования не было по нашему адресу, в постановление попали все 31 дом, как непригодные для постоянного проживания. Есть заключение, в котором написано, что принято это заключение на решение суда от 2012 года. Не знаю, как те 19 домов, знают ли они о суде, но кроме постановления и заключения нет ничего. Распоряжения и инструментального обследования дома нет. В суде меня не было и даже если бы я приняла решение участвовать в суде, как те 11 домов, я бы могла предоставить доказательную базу, и что у нас была по приказу заместителя губернатора сделана временная каменная наброска вдоль земельного участка до реализации проекта. Но судья и прокурор лишили всех прав конституционных на распоряжение законно приобретенным имуществом. Также все структуры власти скрывали информацию о суде и до 2022 года сообщали о праве признать жилой дом непригодным, а 1.06.2022 сообщили, что сами без собственника посудили, признали жилой дом непригодным, но не исполнили решение суда. Это абсурд, на что прокурор сказал, ошибка вышла, но доказательства не дает. Так вот, после решения суда первой инстанции уголовно наказуемые постановление и заключение стали спорными. Вы правы, что без юриста суд творит то, что выгодно власти. 22.05.2023 суд, дав право называть спорными эти уголовно наказуемые документы, отказал администрации в выселении нашей семьи (до этого мы были многодетной семьей, дождавшись, когда последнему ребенку исполнится 18 лет, тогда и подали) из единственного жилья на улицу. Ну либо внутри суда еще предлагали стать малоимущими и переселится спустя 11 лет после наводнения (сертификаты срок вышел, подали, когда сроки закончились) на 6 кв., и у нас хозяйство, да и дом мы сдали в эксплуатацию (домовладение) в 2010 г. Мы не малоимущие и мы выбрали это место. Здесь безопасно было до наводнения. Во время наводнения и после наводнения надо лишь исполнить указ Президента от 17.07.2012. Решение суда было 22.05.2023. После многочисленных жалоб отдали 8.08.2023. До этого мы знали лишь о том, что отказано, но не знали, что суд присвоил право спорых документам подлежащим уголовной ответственности. Кстати, в суд на нашу семью подали во исполнение суда, организованному в 2012 при помощи прокурора и судьи, и скрытого 10 лет, и администрация не исполнила решение суда от 2012 года. Также при получении решения суда первой инстанции, устно 8.08.2023 сказали, что администрация подала апелляцию. Ну, конечно, теперь уже можно, ведь уголовно правовые документы при помощи суда, судившего пострадавшую семью 1 год, стали спорными. И опять Вы правы, прокурор в зале суда - это не закон. А мы, пострадавшие от должностных лиц, еще и денег потратили на эти поездки бессмысленною. А письменно и устно неоднократно обращалась к прокурору, чтобы он дал оценку обоснованности иска, поданного администрацией, 10 лет скрывавшей суд от 2012 года. Просила (писала) прокурора проверить суд от 2012 года и исправить эту ошибку, убрать мои персональные данные из этого решения. Писали, чтобы убрали из постановления. Обратилась в СК, там возбудили уголовное дело, но отказали. С материалами дела от 2012 так и не ознакомились, но настойчиво навязывали экспертизу следственную на дом и участок. Я отказалась прекрасно понимая, что это нужно для оценки дома. Мы не собирались и не собираемся продавать и в проекте домовладение не участвует и не мешает. Для его реализации все работы будут вестись вдоль земельного участка с жилым домом. Налог с 2010 по 2023 мы платим за жилой дом. Поданная апелляция показала масштаб сговора. Судья начала заседание (аудиозапись) со слов ей сказали нас выселить. То есть, третий судья и нарушения. Далее она нас выселяла из квартиры и угрожающее сказала, что если мы за две недели не договоримся с администрацией, решение будет не в нашу пользу. Мы так и не поняли, о чем конкретно мы должны договариваться с сотрудниками администрации по сей день. В иске - выселиться и снятся с регистрационного учета из домовладения на улицу. Другого жилья у нас нет. Но есть проект. Только вот непонятно, куда уходят деньги на проект, выделенные Минфином с 2012 по 2024 год. Также в иске участвуют третьи лица, непонятно почему МЧС, ГОЧС, МПР? МПР нужна уголовно правовая оценка, Администрации так же нужна. Причем по нашему поводу. Но ответчики мы. Да уж, должностным лицам все можно, подать на пострадавшую семью в суд, спустя 10 лет уклонения от реализации проекта и указа Президента РФ. Не знаю, что нужно МЧС и ГО ЧС, но думаю, тоже надо дать оценку. Это же они ответственны за граждан и их имущество, защите территорий от возникновения ЧС и ликвидации ЧС. Так вот, в суде на первом заседании судья нарушила судейскую этику и прочее. Да потом нас удали из зала и продолжили совещание, собравшись в кружок возле судьи. Мы ж не знали, пусть СК РФ с этим разбирается Администрации, ГОЧС и помощника прокурора (районного). Также после жалоб протокол судья сфальсифицировала, то есть нет аудиозаписи и по протоколу никого в тот день в суде не было. Была судья апелляционного суда, а остальные никто не явился. Мы предупреждали судью и на записи это четко слышно, что мы не сможем приехать на второе заседание. Как и следует, его провели без нас и решение было в пользу администрации. По этому поводу мы собрали все доказательства, и так как это входит в полномочия СК, мы направили все доказательства к ним, пусть проведут проверку. Так же и по всем нарушениям трех судей, принявших участие в этом. По акту межведомственной комиссии от 12.07.2012 от края дома после паводка осталось 3 м. Сейчас прошли новые обрушения и осталось 2 м 65 см, обрыв со стороны реки 19 м. Мне за эти 12 лет неоднократно предлагали обратиться в суд сами же должностные лица, прямо говоря, что они нарушают права нашей семьи. Говорили, хоть от руки иск напишите и его примут. Теперь я понимаю почему, ведь должностные лица могут просить судью о принятии решения. Также я знаю, что незаконно подавать в суд на пострадавшую семью, если должностные лица не исполнили указ Президента, не ликвидировали ЧС и не предотвратили возникновение ЧС. Ведь есть проект, а Роводнедра РФ дали ответ, что все реки, и та, что находится у нас в границах земельного участка, также будет возвращена в географические границы. Обследование Росриестра в 2022 г так же выяснило, что в границах земельного находится водный объект, принадлежащий РФ. С нашей стороны нарушений земельного законодательства нет. Куда уходят финансы, выделенные на проект с 2012 по 2024, ведь в каждом ответе пишут о проекте, прошедшем все государственные проверки. А также по двум незаконным заседаниям апелляционного судьи, нам дают деньги, либо на строительство, либо на дом. Но нам не надо, ни денег, ни дом. Нам надо, чтобы прокуратура РФ провела проверку и выявила все нарушения с 2012 по 2024 всех причастных и судей тоже. Я не доверяю должностным лицам и судьям. Три суда, три нарушения. Как идти в суд? Да и мы не обращались. Будем обращаться в прокуратуру РФ. Доверие осталось к Президенту, СКРФ, Прокуратуре РФ.
Обратились к журналисту, чтобы освятить все события и привлечь общественное мнение, чтобы нам оказал помощь Президент РФ. Ведь должностные лица его указ не исполняют 12 лет!
Смысла в кассации не вижу. Это должностные лица всего края, а мы граждане, лишенные конституционных прав. И после трех судей, нарушающих закон и право граждан на честный и беспристрастный суд, положивший недопустимые доказательства, не имеющие юридической силы в материалы дела и присвоил им право спорных. А ведь по ним предусмотрена уголовная ответственность, так как администрация не исполнила решение суда в 2012 года. Прошу Вас, если Вас это не затруднит, пояснить по апелляционному определению, может ли выселить и снять с регистрационного учета из единственного жилого (домовладения) до ожидания и проведения всех проверок от СК РФ (предоставила все факты нарушений закона РФ и Конституции РФ), и Прокуратуры РФ? Ведь сама Администрации (не исполнила решение суда и не провела повторно обследование дома и скрывала 10 лет) и все третьи лица нуждаются в проверке, длительное время не принимавших мер и не предотвративших возникновение ЧС и не ликвидировавших ЧС по указу Президента РФ, а также необоснованно подавших иск л выселении. Судом апелляционным не верно применены нормы материального права. Это лишь одно из нарушений суда. Невозможно написать все нарушения всех должностных лиц. Буду благодарна за Ваш ответ, выгонят ли нашу семью на улицу, если мы не нуждаемся, ни в деньгах, ни в другом доме. Да и по апелляционному определению домовладение у нас не забирают. И по ответам пройдет осыпка из качественного грунта вдоль земельного участка с жилым домом, а также будет возведен лоток для реки и в реализации проекта домовладение не участвует. У нас тут дали через суд жилье, а потом у людей через суд и забрали. Так что нам не надо, ни от суда, ни от власти такой помощи. У нас пока все целое имущество, но идут обрушения берега. Но в 2024 году должны начаться работы. Нам надо только, чтобы ликвидировали ЧС 2012, и, тем самым, предотвратили возникновение ЧС по проекту и указу Президента. Я сообщила об новых обрушениях берега, но они там не могут разобраться, кто должен это устранить. Пока ждем, но обрушение со стороны берега проходят вплотную к хозяйственным постройкам и от дома в 2012 было 3м (акт межведомственной комиссии), а после 6.01.2024 2м 65 см. Вот так и живем, лишенные закона и конституционных прав 12 лет. С Уважением, Нина.
Здравствуйте. Если начнется исполнительное производство о выселении из дома, то судебный пристав-исполнитель должен будет сначала уведомить Вас об этом в письменной форме. Так Вы узнаете фамилию пристава и номер исполнительного производства. После этого можно будет подать на имя судебного пристава-исполнителя заявление с просьбой о приостановлении исполнительного производства до рассмотрения поданных Вами жалоб (обращений). Судебный пристав-исполнитель вправе (но не обязан) будет приостановить исполнительное производство. К заявлению о приостановлении исполнительного производства нужно будет приложить копии Ваших жалоб (обращений) в различные инстанции.
Если Вы подадите кассационную жалобу и сможете приложить к заявлению на имя судебного пристава-исполнителя документы, подтверждающие факт подачи такой жалобы, то шансы на приостановление исполнительного производства будут значительно выше.
Доброго дня, Константин Михайлович! Благодарю за Ваш ответ.
Устно пояснили, что нас снимут с регистрационного учета в никуда и нам надо будет у кого-то прописаться. Так же сказали выселять не будут. А в определении написано, что нам дадут, либо деньги на строительство, либо просто деньги, сумма не указана. Кассация будет в Краснодаре, смысла нет опять попросят. Пока ждем ответы. Куда обратится с жалобой на межрайонного прокурора, если он использовал мои персональные данные, вовлек в суд без уведомления распоряжался моим жилым домом собственность в суде, заключил соглашение с судом на повторное обследование жилого дома, скрыл эту информацию 10 лет? Администрация не исполнила решение суда 10 лет, не провела повторно обследование жилого дома по решению суда, но подала в суд спустя 10 лет. Как убрать из постановления наш жилой дом, если соглашение с судом на наш жилой дом заключил прокурор межрайонный, без меня (участником дела не была)? Я Вам благодарна за Ваш ответ. Нина
Здравствуйте.
1) Даже если кассация будет сначала рассматриваться в Краснодаре, то её всё равно нужно подать, поскольку в случае отказа по этой можно будет подать ещё одну кассационную жалобу – в Верховный Суд РФ, где у местной администрации рычагов давления на судей уже не будет. Главное – подойти к составлению и подаче кассации со всей серьезностью (нанять, действительно, профессионала, а не случайного человека), чтобы не упустить этот шанс на отмену судебного решения. Если Вам нужно добиться приостановления исполнительного производства по выселению из дома, то альтернативы у кассации в Верховный Суд РФ (после Краснодара) просто нет;
2) С жалобой на местного прокурора нужно обратиться в Генеральную прокуратуру РФ. Только подойти к этому надо так же ответственно, как и к составлению кассационной жалобы;
3) Постановление местной администрации нужно будет обжаловать в судебном порядке (опять-таки, воспользовавшись услугами местного профессионального юриста или адвоката, а не путем осуществления каких-то самостоятельных действий). Каким-либо иным образом, кроме как через суд, изъять упоминания о Вашем доме из постановления не получится.
Вам нужно нанять судебного представителя (юриста или адвоката) с хорошей репутацией. Чтобы этот юрист или адвокат специализировался на таких судебных спорах, а не просто вёл такие дела от случая к случаю. Этому судебному представителю нужно будет составить и подать ГРАМОТНЫЕ замечания на протокол (с приложенной к нему аудиозаписью судебного заседания на электронном носителе, а также заявление о восстановлении срока на подачу замечаний на протокол. Затем ему нужно будет составить ГРАМОТНУЮ апелляцию на решение суда. Но морально Вам нужно готовиться к тому, что далее придется подавать кассационную жалобу, которая будет рассматриваться судьями, никак не связанными с местной властью и местным судебным сообществом.
Главное - найти ГРАМОТНОГО юриста или адвоката, чтобы вел Ваше дело, и не пытаться больше экономить на суде. Ваша ситуация - это наглядный пример того, что происходит, когда граждане пытаются сэкономить на судебном представителе и ошибочно рассчитывают на то, что их права в суде защитит прокуратура.
Если новое жилье получено в порядке компенсации за сносимое жилье, и с собственниками подписано соответствующее соглашение, то оснований для сохранения дома в его нынешнем виде не имеется. Если же соглашение об обмене старого на новое жилье подписано собственниками не было, то правовых оснований для сноса не имеется, поскольку речь не идет о самовольной постройке. В любом случае, требование о сносе дома за счет собственников старого жилья не имеет под собой правовых оснований, поскольку в первом из рассматриваемых вариантов собственником дома стала местная администрация, а во втором варианте – местная администрация может лишь потребовать собственников привести жилое строение в надлежащее состояние.
Купили дом для проживания. При ремонте оказалось, что все бревна под обшивкой гнилые, не пригодно к ремонту. Можно ли расторгнуть договор?
Здравствуйте. Нашли частный свой дом в Подмосковье в новых списках ветхого жилья под снос. Дом 1927 г., на четыре семьи. Три части дома давно приватизированы и, так же, идет (уже около пяти лет) приватизация трех частей земельного участка. Дом в хорошем состоянии. В этом году мы сделали капитальный ремонт своей части дома, провели все современные коммуникации за свой счет. Естественно, все собственники, кроме неблагополучной четвертой семьи, не приватизировавшей свою часть и многие годы не оплачивающей коммунальные услуги, не хотят переселения в квартиры. На нашей улице немало более ветхих домов, но они в эту программу не попали (вероятно потому, что успели закончить приватизацию земли). Наш участок вряд ли представляет интерес для города под муниципальную застройку, т.к. окружен капитальными частными коттеджами. Возможно ли оспорить снос и сохранить дом?
Вам нужно заказать проведение строительно-технической экспертизы для установления стоимости восстановительного ремонта дома. Если экспертиза придет к выводу о том, что стоимость восстановительного ремонта примерно сопоставима с суммой, которую вы потратили на покупку дома, то это обстоятельство может послужить основанием для расторжения договора купли-продажи в судебном порядке.
Всё зависит от целей признания дома непригодным для проживания. Если речь идет о расселении аварийного жилья, то можно в судебном порядке добиться отмены распоряжения о сносе дома, проведя судебную строительно-техническую экспертизу, и доказав, что дом ещё вполне пригоден для проживания. Если же речь идет о признании дома непригодным для проживания и его сносе в связи с изъятием земельного участка под застройку, то признание дома пригодным для проживания не повлечет за собой его снос и строительство на его месте другого объекта недвижимости.
Мы живем в Курске, в деревянном доме до 1917 г. постройки. Дом на 2-х хозяев, нам принадлежит 27,5 м/кв на 6 человек семьи. Мне и мужу больше 35 лет. В 2014 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. И все ни на какие субсидии мы не имеем права, так отвечают в комитете соц.защиты. Воспитываем 2-х мальчиков и 2-х девочек. Дом потихоньку сыпется: провалился пол в углу комнаты, саморезы не держат полки - выскакивают. Ваша статья как свет в окошке. Ответьте, пожалуйста, с юридической точки зрения, мы можем воспользоваться своим правом согласно данной статьи, есть ли у нас шансы? Заранее благодарим.
Вам нужно подать заявление в местную администрацию о признании дома аварийным. Будет проведено обследование дома на предмет износа его несущих конструкций. В случае отказа в признании дома аварийным вы сможете заказать проведение строительно-технической экспертизы дома за свой счет, и потребовать признания дома аварийным в судебном порядке.
В наследство досталось полдома в деревне. Есть договор о приватизации дома (вернее половины) и свидетельство о праве собственности на землю, в котором написано, что оно временное до выдачи государственного акта о праве собственности на землю. Этот акт никто не получал, и в наследство никто не вступал. Дом за 17 лет обветшал и зарос. Жить в нем нельзя: ни окон, ни дверей. Но! Мы решили все-таки оформить наследство. Подскажите, с чего начать? Восстановить срок вступления в наследство и оформить его на дом, или надо признавать дом ветхим жильем. А он ведь уже даже и не жилье. Что делать с землей? куда вообще идти и что где требовать? Буду очень благодарна за полезные советы.
Наследникам нужно будет подать в суд по месту нахождения дома и земельного участка иск об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество. В суде истцам нужно будет доказать, что они фактически вступили во владение каким-либо (абсолютно любым) имуществом наследодателя в течение шести месяцев с даты его смерти. Также в суд нужно будет представить имеющиеся документы о праве собственности наследодателя на долю дома и земельный участок. Если в суде истцам удастся доказать факт принятия наследства, то суд признает за истцами и право собственности на имущество наследодателя (долю дома и земельный участок), после чего право собственности на это имущество можно будет зарегистрировать в местном Управлении Росреестра на основании судебного решения.
Хочу старый дом на узком участке признать непригодным для проживания, чтобы получить разрешение на строительство нового. Есть проблемы с этим, так как с одной стороны придется строить дом, отступя всего 1 метр от границ участка с соседом. Хотя старый стоит прямо на границе. Раньше с этим вопросов не было. У нас все дома на улице так построены. Ну так вот - получится что из этого или нет?
Препятствий для возведения дома в вашем случае не имеется. Другое дело, что сосед может попытаться в судебном порядке признать новый дом самовольной постройкой и потребовать его сноса на основании ст.222 ГК РФ. Чтобы избежать такого варианта развития событий, вам придется построить новый дом из негорючих материалов.
Здравствуйте.
Получили в наследство от бабушки часть жилого дома усадебного типа. У дома три собственника. Дом находится в ужасающем состоянии, продолжает в нем жить только один владелец. Дом находится на земле, арендованной у города. Как можно признать дом аварийным и можно ли получить за него иное жилье (дом является единственным официальным жильем наследницы - внучки). Как это зависит от участия/неучастия в процессе других владельцев. Спасибо! Готовы воспользоваться юридической помощью по решению вопроса.
Всем трем собственника дама нужно будет подать в местную администрацию заявление о признании дома аварийным. Если решением межведомственной комиссии жильцам дома будет отказано в признании дома аварийным, то такой отказ можно будет обжаловать в судебном порядке. Тогда решение о признании дома аварийным будет приниматься уже не на основании заключения государственной экспертизы, а на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы. Однако правовое последствие (в виде принятия постановления о предоставления жильцам дома нового жилья) решение о признании дома аварийным будет иметь только для тех жильцов дома, для которых этот дом является единственным жильем.
У меня дом признали не пригодным для жилья, и то, что он подлежит к сносу. Я оформила документы для того, что я нуждаюсь в жилье (у меня также есть двое детей). Но после оформления всех документов мне сказали, что я могу стоять в очереди хоть до самой старости. В такой ситуации, куда мне обратиться???
Я тоже признала дом непригодным для проживания. Не признали нуждающимися в жилье. Что для этого нужно? Подскажите, пожалуйста.
Вам нужно подать документы на признание Вас малоимущей. Только в этом случае Вы получите право встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а наличие решения о признании Вашего дома непригодным для проживания позволит Вам (как владельцу дома, признанного непригодным для проживания) требовать от местной администрации внеочередного улучшения Ваших жилищных условий. Причем, такое право можно будет реализовать, в том числе, в судебном порядке. Но обязательным условием является сначала признание Вас малоимущей, и затем постановка на жилищный учет.