г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Договор социального найма жилого помещения

Проблема получения жилья в нашей стране еще долго не потеряет своей актуальности. Новый ЖК РФ, с учетом внесенных в него поправок, не разрешил основных проблем в данной сфере. И это при том, что нормативная база для предоставления жилья по договорам социального найма разработана достаточно четко, порядок постановки на учет, методика принятия решения по предоставлению социального жилья готовы к использованию на практике. Но это не добавляет оптимизма гражданам, которые в лучшем случае знают о своих правах и терпеливо ожидают возможности вселения в обещанное жилье.

По своей сути предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма предполагает бесплатное выделение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, малоимущим и иным указанным в нормативных актах лицам в пределах нормы жилой площади, установленной законодательством, для их дальнейшего проживания.

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ КОММЕРЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЖИЛЬЯ

Трактовка понятия "договор найма" содержится и в гражданском, и в жилищном законодательстве. Необходимо сразу обратить внимание на тот факт, что в этих случаях идет регулирование принципиально разных видов договоров.

Гражданское законодательство выделяет два вида договоров найма: социального и коммерческого (тогда как в жилищном говорится только о социальном). Общей является цель договора найма жилого помещения (независимо от его разновидности) - удовлетворение потребности нанимателя (физического лица) в жилье.

Но вопросы, связанные с договором социального найма, гражданское законодательство рассматривает в целом. В разрешении же возникающих при этом проблем, а также регулировании процесса его заключения и исполнения применяются отсылочные нормы к жилищному законодательству РФ.

Таким образом, правоотношения сторон, связанные с коммерческим наймом, регулируются гражданским законодательством РФ, а с социальным наймом - жилищным.

При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что в ЖК РФ говорится не только о социальном найме жилья.

Так в ст. 19 ЖК РФ выделены различные виды жилого фонда в зависимости от формы собственности (частный, государственный, муниципальный). В государственном и муниципальном жилищных фондах социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения (ст. 60 ЖК РФ).

Если же жилое помещение входит в частный жилищный фонд, а собственником сдаваемого внаем помещения является физическое или юридическое лицо, между собственником и нанимателем заключается договор коммерческого найма жилого помещения. То есть собственник жилого помещения, согласно ст. 30 ЖК РФ, осуществляя права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных не столько ЖК РФ, сколько гражданским законодательством.

Нужно обратить внимание на отличия существенных условий договора коммерческого найма жилого помещения и договора социального найма жилья. Они состоят в следующем:

1. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Перед заключением договора коммерческого найма наниматель не должен становиться на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, не соблюдается очередность в предоставлении жилых помещений и не выполняются иные обязательные для договора социального найма условия. То есть не выполняется та процедура, которая является обязательной по ЖК РФ при заключении договора социального найма (ст. 52 ЖК РФ).

2. СТОРОНЫ ДОГОВОРА.

Сторонами по договору социального найма выступают собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) и гражданине (наниматели), перечень которых установлен жилищным законодательством (ст. 49 ЖК РФ). При заключении договора коммерческого найма его сторонами являются собственник жилого помещения (он же наймодатель) и лицо, снимающее жилое помещение во временное владение или пользование (наниматель).

3. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА.

Договор социального найма согласно ст. 60 ЖК РФ заключается без установления срока его действия. В соответствии же со ст. 683 ГК РФ договор найма (в данном случае коммерческого) жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.

4. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.

В обоих случаях объектом договора может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома) (ст. 62 ЖК РФ, ст. 673 ГК РФ).

5. ОПЛАТА.

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

  1. плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
  2. плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
  3. плату за коммунальные услуги.

Плата же за наем жилого помещения по договору коммерческого найма устанавливается по соглашению сторон, одностороннее изменение размера платы не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 682 ГК РФ).

6. ОСНОВАНИЯ РАСТОРЖЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ.

Согласно ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Кроме того, расторжение допускается по инициативе каждой из сторон при наступлении следующих случаев:

  • наниматель жилого помещения по договору социального найма, с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи, в любое время вправе расторгнуть такой договор. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда;
  • наймодатель также вправе расторгнуть договор социального найма жилого помещения, но уже в судебном порядке в случае:
  1. невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
  2. разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
  3. систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
  4.  использования жилого помещения не по назначению;
  • кроме того, договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

Договор коммерческого найма расторгается в соответствии со ст. 687 ГК РФ, согласно которой:

  • наниматель жилого помещения вправе с согласия других граждан, постоянно проживающих с ним, в любое время расторгнуть договор найма с письменным предупреждением наймодателя за три месяца;
  • по инициативе наймодателя договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке в случаях:
  1. невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме (до 1 года) в случае невнесения платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа;
  2. разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
  • в судебном порядке по инициативе любой стороны:
  1. если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния;
  2. в других случаях, предусмотренных жилищным законодательством;
  • если наниматель жилого помещения или другие граждане, за действия которых он отвечает, используют жилое помещение не по назначению либо систематически нарушают права и интересы соседей, наймодатель может предупредить нанимателя о необходимости устранения нарушения;
  • если наниматель или другие граждане, за действия которых он отвечает, после предупреждения продолжают использовать жилое помещение не по назначению или нарушать права и интересы соседей, наймодатель вправе в судебном порядке расторгнуть договор найма жилого помещения.

7. ПРАВА ТРЕТЬИХ ЛИЦ.

В соответствии со ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя (к ним отнесены проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя) жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

По договору же коммерческого найма за состояние нанимаемого жилья и исполнение предусмотренных договором обязанностей отвечает только тот человек, с кем заключено соглашение. Более того, согласно ст. 677 ГК РФ, именно наниматель несет ответственность перед наймодателем за действия граждан, постоянно проживающих совместно с ним, которые нарушают условия договора найма жилого помещения.

Обязательными условиями договоров коммерческого и социального найма являются следующие нормы, которые должны присутствовать в обоих видах договоров:

  1. описание объекта (согласно ст. 673 ГК РФ) или предмета договора (ст. 62 ЖК РФ), а именно изолированного жилого помещения (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры);
  2. указание на стороны договора, при этом нанимателями по указанным договорам могут быть только физические лица;
  3. возможность вселения в занимаемое жилье других граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем. Согласно ст. 70 ЖК РФ наниматель по договору социального найма с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. В соответствии же со ст. 679 ГК РФ с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется;
  4. наличие прав и обязанностей сторон по договору. При этом нужно учесть, что типовой договор социального найма, в котором должны быть конкретизированы условия правоотношений сторон, разрабатывается и принимается Правительством РФ, а договор коммерческого найма подписывается сторонами в том виде, в каком был согласован ими.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

Согласно ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Порядок предоставления жилья по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде предусмотрен ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ". С 1 марта 2005 г., прежде чем предоставить жилье по указанным основаниям, должно осуществляться принятие определенных категорий граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Жилые помещения предоставляются по указанным договорам следующим категориям граждан (ст. 49 ЖК РФ):

  1. малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. При этом малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи;
  2. жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, необходимы основания, предусмотренные ЖК РФ.

Нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде признаются малоимущие граждане:

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченными жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченными общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

По договорам социального найма не предоставляются жилые помещения некоторым конкретным категориям граждан. Ими являются иностранные граждане, лица без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное (п. 5 ст. 49 ЖК РФ).

Пунктом 1 ст. 57 ЖК РФ установлен порядок обеспечения граждан жильем в порядке очередности. Критерием для этого служит время принятия граждан на учет.

Но при этом ЖК РФ предусматривает случаи, когда жилое помещение предоставляется гражданам по договорам социального найма вне очереди:

  1. лицам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, а ремонту или реконструкции не подлежат;
  2. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  3. гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на внеочередное получение жилой площади, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

После принятия указанных решений органом местного самоуправления оно является законным основанием для последующего заключения договора социального найма в сроки, указанные в решении.

Жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства, граница предоставления четко определена в ЖК РФ - черта соответствующего населенного пункта. Общая площадь предоставляемого по договору социального найма жилого помещения должна определяться исходя из нормы предоставления на одного человека.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Указанные сделки и действия лиц учитываются за период времени, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, не менее чем за пять лет (ст. 53 ЖК РФ).

При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма учитываются законные интересы граждан. Например, заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Кроме того, по общему правилу при заключении договора социального найма жилья подлежит предоставлению жилое помещение, общая площадь которого рассчитывается исходя из нормы предоставления на одного человека. Жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более, чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, согласно утвержденному списку.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЬЯ, ЗАНИМАЕМОГО НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

Рассмотрение данного вопроса на настоящий момент все еще актуально, поскольку сроки приватизации были продлены до 1 марта 2010 г., то есть до наступления указанного срока лица, занимающие помещение по договору социального найма, имеют возможность получить его в собственность.

Возможность проведения приватизации предусмотрена гражданским законодательством. Согласно ст. 235 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Приватизация жилых помещений представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений (ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").

Приватизация осуществляется с обязательным соблюдением следующих условий:

  • безвозмездно. Но данное требование закона действовало далеко не всегда. Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" вступил в силу в июле 1991 г. Изначально и до внесения в него изменений и дополнений в декабре 1992 г. приватизация не была бесплатной в полном объеме. На основании ст. 12, 13 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в редакции от 4 июля 1991 г. общая площадь в размере 18 кв. м на человека и 9 кв. м на семью предоставлялась бесплатно, но местные органы обладали правом увеличивать размер бесплатно передаваемых жилых помещений с учетом потребительских качеств жилья, материального положения и других обстоятельств. Площадь квартиры, превышающая нормы бесплатно передаваемого жилья, подлежала оплате гражданами.

После внесения 23 декабря 1992 г. в этот Закон изменений и дополнений передача в собственность занимаемого гражданами жилья производится бесплатно, независимо от его размера. Суммы, ранее выплаченные гражданами за часть общей площади, превышающей по размеру названные выше нормы, подлежали возврату;

  • однократно. После вступления в силу указанных последних изменений, а также в соответствии со ст. 1 и ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах социального использования, но только один раз. Таким образом, вторым условием приватизации является положение о том, что правом на приватизацию допускается воспользоваться однократно.

Очень важное и существенное условие приватизации состоит в том, что Федеральным законом "О введении в действие ЖК РФ" был наложен ряд серьезных ограничений на процесс приватизации.

Во-первых, срок приватизации ограничен. Согласно последним изменениям, как уже было сказано ранее, она может быть проведена до 1 марта 2010 г.

Во-вторых, Федеральным законом "О введении в действие ЖК РФ" в ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" был внесен ряд изменений. В результате этого некоторое время не подлежали приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

На настоящий момент установленные ограничения продолжают действовать только в отношении некоторых категорий жилых помещений, о которых будет сказано ниже.

Субъектом приватизации являются граждане РФ (лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве РФ", или в случае, если они приобрели гражданство РФ в соответствии с ним). Гражданство РФ - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство Российской Федерации приобретается:

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство РФ;
  • в результате восстановления в гражданстве РФ;
  • по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором РФ.

Объектом приватизации являются жилые помещения (жилые дома, квартиры, изолированные комнаты в коммунальных квартирах), но не все, а за исключением отнесенных к конкретным категориям, в отношении которых приватизация запрещена. Путем приватизации осуществляется приобретение в собственность определенных ст. 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилых помещений, а именно жилых помещений, входящих в:

  • государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности непосредственно Российской Федерации и субъектам РФ);
  • муниципальный жилищный фонд (жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям (муниципальным предприятиям, ведомствам, учреждениям)).

Но не все жилые помещения, входящие в систему государственного и муниципального жилья, могут быть приватизированы гражданами. В частности, не являются объектами приватизации жилые помещения, находящиеся:

1) в аварийном состоянии согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47;

2) в общежитиях, так как жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;

3) в домах закрытых военных городков - военный городок представляет собой комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих. Они подразделяются на закрытые и открытые.

К закрытым военным городкам (именно в которых нельзя проводить приватизацию) относятся:

  • военные городки воинских частей, расположенные в населенных пунктах и имеющие систему пропусков;
  • обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне черты населенных пунктов;

4) служебные жилые помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Таким образом, жилые помещения, входящие в систему государственного или муниципального жилого фонда, могут быть приватизированы гражданами РФ при условии, что они занимаемы указанными лицами (в том числе и по договорам социального найма), а жилое помещение не отнесено к категории жилья, не являющегося объектом приватизации.

В рамках настоящей статьи нужно рассмотреть следующий момент. Федеральным законом "О введении в действие ЖК РФ" и ст. 4 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" была запрещена приватизация жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года (после вступления в силу нового ЖК РФ). То есть указанное жилье, по мнению законодателя, с этого дня перестало быть объектом приватизации.

Конституционный Суд РФ признал данное положение не соответствующим Конституции и не подлежащим применению.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ оспариваемые положения.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 15 июня 2006 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" и ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" установил следующее.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" с 1 января 2007 года утрачивают силу содержащие общие положения и нормы, закрепляющие основные принципы и условия приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (затем этот срок был продлен до 1 марта 2010 г.).

Статьей 12 того же Федерального закона ч. 1 ст. 4 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ", определяющая жилые помещения, не подлежащие приватизации, дополнена положением, согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

Оспаривающий конституционность названных законоположений Верховный Суд РФ утверждает, что отмена законодателем права граждан на бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (с 1 марта 2005 года - частичная, а с 1 января 2007 года - полная) противоречит вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, и не соответствует ее ст. 19 (ч. 1) и 55 (ч. 2 и 3).

Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ явились взаимосвязанные положения, которыми определяется завершение периода приватизации жилых помещений (бесплатной передачи в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде) с 1 января 2007 года и одновременно исключается (в пределах определяемого этой датой периода) приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предоставленных гражданам на условиях социального найма после 1 марта 2005 года.

Поскольку уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться (и многие из них воспользовались), как правило, только одним способом приобретения жилья в частную собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Создание частного жилищного фонда в Российской Федерации в немалой степени именно за счет бесплатной приватизации жилых помещений и, соответственно, существенное сокращение государственного и муниципального жилищных фондов являются, с одной стороны, свидетельством преобразования отношений собственности, формирования рынка недвижимости, а с другой стороны - предпосылкой прекращения использования бесплатной приватизации в качестве основного способа развития института частной собственности в жилищной сфере.

Правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере стал Закон "О приватизации жилищного фонда в РФ", определивший, как следует из его преамбулы, базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищных фондов с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Федеральный законодатель, таким образом, изначально не включил нормы о приватизации жилых помещений в ЖК РСФСР. Свое намерение осуществлять регламентацию приватизационного механизма рыночных преобразований в Российской Федерации в специальных законодательных актах он подтвердил, закрепив в ГК РФ, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217).

Гарантируемое ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина. Данное право, исходя из того, что приватизация жилья определяется в ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" как бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

К основным началам жилищного законодательства ЖК РФ (ст. 1) относит реализацию гражданами закрепленного в ст. 40 Конституции РФ права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в ЖК РФ, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 2).

Следовательно, в период перехода от государственно-планового правового регулирования к правовому регулированию, направленному на преобразование отношений собственности, создание основ единого рынка и гарантирование социальной защиты населения, федеральный законодатель, осуществляя законотворчество в жилищной сфере, вправе как ввести бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и прекратить ее, исходя из необходимости обеспечения сохранности в государственной и муниципальной собственности определенной доли жилищного фонда, позволяющей публичной власти выполнять социальную функцию в области жилищных отношений.

Вместе с тем, определяя момент прекращения бесплатной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, федеральному законодателю надлежит учитывать, что граждане должны иметь возможность адаптироваться к вносимым изменениям в течение некоторого переходного периода.

Исходя из вышесказанного, Конституционный Суд РФ делает вывод о том, что подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" (в котором установлен срок окончания приватизации) не противоречит Конституции РФ, поскольку, установив срок завершения длящегося с 1991 года процесса бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель тем самым предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям, вносимым в соответствующее законодательство. Вместе с тем в рамках своих дискреционных полномочий он может продлевать и восстанавливать действие правовых норм, обеспечивающих практическую реализацию этого процесса. Что и произошло, когда срок был продлен до 1 марта 2010 г.

Но при этом федеральный законодатель, установив в ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие ЖК РФ договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.

Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность.

Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.

Таким образом, установление в ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Что же получает в результате приватизации лицо, которое изначально занимало жилье по договору социального найма, а затем приобрело его в собственность путем приватизации.

Основное изменение касается статуса бывшего нанимателя - с момента завершения приватизации он становится собственником приватизированного помещения. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С этого момента ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане приобретают соответствующие права собственников объекта недвижимости (жилого помещения). Их реализация состоит в возможности владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, но при этом не нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц. Но необходимо знать, что собственник кроме указанных прав имеет и соответствующие обязанности, в частности он несет бремя содержания своего недвижимого имущества.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что приватизация являлась одним из способов приобретения жилья в собственность. Но законодательно определен момент ее окончания - с 1 марта 2010 г. она прекращается. В результате этого возможно возникновение ситуации, при которой будет значительное повышение спроса на рынке наемного жилья, в особенности, социального.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЖИЛЬЯ

Актуальность разрешения проблемы обеспечения малоимущих категорий граждан жильем, предоставляемым по договорам социального найма, очень велика. С одной стороны, возведение социального жилья если и ведется, то очень низкими темпами (в некоторых регионах оно практически прекращено). С другой - Министерство регионального развития распространило информацию о том, что подготовлен проект долгосрочной стратегии массового строительства жилья, который поступит в Правительство РФ до 20 сентября этого года. Основная цель стратегии - сделать доступным собственное или наемное жилье для граждан из всех социальных групп.

Стратегия предполагает три этапа:

  • первый - с 2007 года по 2010 год - организационный;
  • на втором этапе (2010 - 2015 годы) должен быть обеспечен ввод жилья на уровне 1 квадратного метра на человека в год;
  • на третьем (2015 - 2025 годы) - решить жилищную проблему всех категорий граждан.

Кроме того, разработчики стратегии провели сегментацию рынка жилья. По ее результатам, в частности, граждане имеют право рассчитывать на бесплатное предоставление жилья на условиях социального найма при условии, что доходы семьи ниже прожиточного минимума.

Потребность в получении жилья социальной недвижимости обусловлена тем фактом, что указанные граждане не имеют возможности получить жилье на иных условиях, в том числе воспользоваться накопительной или кредитной схемой (ипотекой). Об этом заявил спикер Совета Федерации Сергей Миронов. По его мнению, "экспертные данные говорят о том, что при нынешней кредитной ставке около 12% по ипотеке 70% россиян в течение ближайших 15 - 20 лет никогда, ни по каким схемам не смогут приобрести жилье в собственность".

То есть даже при подключении дополнительно системы финансовой поддержки коммерческое жилье не станет доступным малообеспеченным гражданам. Именно поэтому механизм предоставления жилья по договорам социального найма должен реализовываться максимально активно.

Читайте еще по этой теме:

Автор: Быков В.

0

Комментарии (4)

У меня в договоре социального найма написано, что после перехода права собственности на жилое помещение не влечёт расторжение или изменения настоящего договора социального найма. Зачем тогда разрешили приватизацию,если жильё всё равно остаётся в найме?

Смысл данного пункта в следующем: если изменится собственник жилого дома, то вы сохраните право пользования занимаемым по договору социального найма жильем на прежних условиях.
Если же вы решите приватизировать занимаемое жилое помещение, то сам же собственник произведет его отчуждение в вашу пользу, то есть договор социального найма будет считаться прекращенным в связи с тем, что вы станете собственником, а не нанимателем занимаемого вами жилого помещения.

Получается так: администрация предоставляет муниципальное жилье безвозмездно, платит за это жилье налоги, обязана проводить капитальный ремонт. Оплату за наем администрация не имеет права брать, т.к., во-первых, это не прописано изначально в договоре, который составленв 90-х, во-вторых, администрация вообще не имеет права брать деньги, кроме госпошлины. Вот и выходит, что наниматели в очень выгодном положении, и таких примеров много, т.к., во- первых, не платят налоги вообще, и, во-вторых, капремонт не надо делать, а выселить их никто не имеет права. Вопрос к знатокам: как подтолкнуть таких людей к оформлению "зеленки", ведь для администрации содержание такого жилья никак не выгодно (денежки на оплату налогов могли бы пойти на другие цели, "дыр" в поселениях и так предостаточно)?

Согласно Закону РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", приватизация является сугубо добровольным действием граждан, и насильно их нельзя сделать собственниками занимаемого ими муниципального жилья.

Оставить комментарий