г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Кадровая политика судейского сообщества

Кадровая политика - один из важнейших элементов эффективной судебной системы. Формирование истинно независимой судебной власти, неукоснительное подчинение закону - это основные принципы реализации конституционных положений, гарантирующих соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина. Ситуация осложняется отсутствием сформированной и четкой кадровой политики, основанной на профессиональном подходе к кадровым выдвижениям и продвижениям. Кадровая политика выстраивается по принципу личной преданности и родственных связей. Существуют семейные династии, в которых члены семьи занимают различные судебные должности: отец - председатель суда, сын - заместитель председателя, другой сын - судья, и все это в одном регионе.

ЗАВИСИМАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ

Статус судьи - залог эффективности правовой защиты, призванный обеспечивать ту беспристрастность, которую население вправе ожидать от судов. Независимость - обязательное условие беспристрастности судьи, которое жизненно важно для доверия к судебной системе. Независимость судьи является основополагающим принципом и правом граждан любого государства. Это не личная привилегия судьи, а средство защиты публичных интересов и прежде всего интересов правосудия.

К сожалению, судебная власть сегодня переживает кризис и это признается публично. Как заявил Валерий Зорькин в статье Б. Ямшанова "Приговор по прейскуранту", в российских судах сложился мощный коррупционный рынок ("Российская газета". Федеральный выпуск. 19.05.2004. N 3479). Судьи все менее свободны в принимаемых ими решениях. По нескольку раз в месяц их собирают на различные совещания и учат, как нужно вершить дела. Причем это не имеет ничего общего с правосудием. Есть установка сверху, которой нужно следовать, и чем ближе к "центру", тем жестче кадровая политика. Тот факт, что за последние 15 лет влияние исполнительной власти в целом и отдельных чиновников в частности на судебную систему значительно выросло, подтвердил Председатель Высшего Арбитражного Суда Антон Иванов на семинаре-совещании председателей советов судей субъектов РФ, проходившем 9 июня 2008 г. Последний пример - дело чиновника президентской Администрации Валерия Боева, подавшего в суд на теле- и радиоведущего Владимира Соловьева, который обвинил Боева в том, что он командует Высшим Арбитражным Судом. После показаний свидетеля - первого зампреда ВАС Елены Валявиной, подтвердившей факт давления, чиновник отозвал свой иск.

При этом сам А. Иванов не отрицает наличия проблем с кадровым составом. "У нас судьи достаточно часто привлекаются к дисциплинарной ответственности. Если сравнить с любой европейской страной, то эти цифры будут удивительными, - отметил он. - В Италии с 1920-х годов были лишены статуса один или двое судей, у нас - сотня каждый год".

РУКАМИ СУДЕЙ

Именно руками правосудия сегодня можно расправиться с конкурентом, "заказать" компаньона, произвести передел собственности. Рейдерство стало нормальным явлением, да и сами рейдеры не скрывают, что для достижения своих целей они используют административный ресурс и в правоохранительных органах, и в судах. Что примечательно, существуют расценки как за конкретное дело, так и за конкретного судью (Решения российской Фемиды дорожают: "прейскурант" на судей // //www.point.ru/forecasts/2006/10/25/1529). Лишение статуса неугодных судей стало нормой. И сделать это не так сложно. В любом судебном деле имеется две стороны, одна из которых, проигравшая, всегда останется недовольной принимаемым решением. Одна-две жалобы, и уже есть формальное основание для отстранения неугодного судьи, позволяющего себе самостоятельность и беспристрастность в принятии решений.

Судебная система выстроена по вертикали, что используется как инструмент давления на судей. А на судей, которые не слывут взяточниками, вообще смотрят как на белых ворон. Причем славу о мздоимстве в судейском сообществе поддерживают на всех уровнях власти. Граждане все меньше доверяют суду, а суд все стремительнее утрачивает авторитет в глазах общества.

Законодатель также вносит свою "бесценную" лепту в дискредитацию судебной власти. Принимая законы, которые не работают и не будут работать в силу того, что их невозможно применять, законодатель изначально ставит судебную власть в беспомощное положение.

ЭТИКА МАНИПУЛЯЦИЙ

Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его неподкупности и беспристрастности судьи обязаны принимать участие в формировании и поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы.

02.12.2004 VI Всероссийский съезд судей принял Кодекс судейской этики, который налагает на представителей Фемиды обязанности и правила поведения как в профессиональной, так и во внеслужебной деятельности. Нарушения судьями законов или норм поведения и этики должны рассматриваться квалификационными коллегиями судей, которые в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" вправе применять различные меры дисциплинарного воздействия.

Привлечение к дисциплинарной ответственности - эффективный способ манипулировать действиями судьи, мощный рычаг давления на него. Так, согласно п. 118 Регламента арбитражных судов Российской Федерации (утвержден Постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.96 N 7) именно от председателя суда зависит привлечение или непривлечение судьи к дисциплинарной ответственности, что с точки зрения принципа независимости судей является недопустимым. Тот минимум вопросов, затронутых выше, заставляет серьезно задуматься о кадровых проблемах судебной системы - одной из основных ветвей власти в России. Дело не только в том, что суды - от районных до Конституционного - перестали быть независимыми, зачастую принимая решения явно в интересах и по указанию исполнительной власти. Дело в том, что суды перестали пользоваться авторитетом и доверием граждан.

ЗАКРЫТАЯ КАСТА

Задача подготовки судей как не была решена раньше, так не решена и до настоящего времени. От этого проигрывают и общество, и государство. Существующая система подбора и подготовки судейских кадров нуждается в радикальном преобразовании. Давно уже общим местом в рассуждениях о судебной реформе стала констатация нехватки квалифицированных кадров в судебной системе страны. Ныне действующий (небезупречный и с точки зрения коррупции) отбор судей не обеспечивает необходимых условий для назначения на судейские должности квалифицированно подготовленных юристов и не создает действенных и эффективных механизмов для ограничений принятия в судейское сообщество лиц с низким уровнем профессиональных знаний и моральных качеств. А могло ли быть по-другому, коль скоро сама же судебная система создает дополнительные препоны для притока квалифицированных кадров в судейские ряды?

Закон РФ от 26.06.92 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" гласит, что судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, а именно: возраст не менее 25 лет, высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

Одно из важнейших условий для претендента на должность судьи - трудовой стаж, подразумевающий наличие опыта, практики, навыков работы по юридической специальности. Для сравнения, в Эстонии претенденту на должность судьи следует предварительно пройти двухлетнюю подготовительную службу в качестве кандидата в судьи. На этой службе кандидат стажируется в Государственном суде, прокуратуре, адвокатуре, местном учреждении государственной исполнительной власти или самоуправления. Только после прохождения практики в качестве кандидата претендент может получить статус судьи. В России, к сожалению, искусственно ограничивается доступ к получению этой должности. Как ни странно, адвокат выпадает из потенциальных претендентов в судьи. Адвокаты сталкиваются с большими трудностями практического характера, которые делают невозможным для них получение статуса судьи. Приведем в пример Германию, где адвокатура встроена в систему правосудия как "независимый орган". Имеется в виду правосудие в широком смысле слова - правоохранительная деятельность, юстиция. Там же к адвокатской деятельности допускается только тот, кто в соответствии с законом о судоустройстве может быть признан пригодным к исполнению судейских обязанностей. Для адвокатов и судей установлены одинаковые требования к уровню образования.

В России аналогичный подход. Адвокат - это лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в прошедшем государственную аккредитацию учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Для получения статуса адвоката необходимы стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет либо стажировка в адвокатском образовании в течение 1 - 2 лет, а также сдача квалификационного экзамена.

Базовые принципы дисциплинарной ответственности для судей и адвокатов практически едины. Они призваны ограждать их независимый статус и ставить пределы вмешательству как государства, так и общества, в корпоративную деятельность судейского и адвокатского сообществ. Квалификационные комиссии и советы адвокатских палат выполняют те же функции, что и квалификационные коллегии судей, и только они вправе на основе совокупности критериев, сформулированных в кодексах профессиональной этики, решать вопрос о дисциплинарной ответственности членов своих сообществ. В свою очередь, право обжалования в суде дисциплинарных решений квалификационных комиссий принадлежит лишь подвергнутым взысканиям судьям и адвокатам.

АДВОКАТЫ ЗА БОРТОМ

Бывшие судьи, следователи, прокуроры, успешно сдавшие квалификационный экзамен, получают статус адвоката и занимаются адвокатской деятельностью. Адвокатура не делает исключения для "бывших". Это абсолютно правильный подход, который позволяет юристу, обладающему опытом и знаниями, использовать их в области защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, нуждающихся в квалифицированной юридической помощи.

С адвокатами, желающими стать судьями, все обстоит иначе. В Законе "О статусе судей в РФ" не содержится прямого запрета для адвокатов занимать должность судьи. Однако осуществить это на практике почти невозможно, если только вы не входите в число приближенных к председателю квалификационной коллегии, которая принимает экзамены, да и такие случаи единичны. Еще на стадии сдачи квалификационного экзамена есть масса способов не дать претенденту возможности его выдержать. Хотя выглядит это довольно странно: адвокат, успешно сдавший квалификационный экзамен в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Федерации, имеющий опыт работы, - и не выдерживает судейского квалификационного экзамена. Конечно, такое иногда происходит, но ведь не повсеместно же. Бывали случаи провала на экзаменах адвокатов, имеющих ученое звание, внесших значительный вклад в науку.

Судейское сообщество несправедливо (можно даже сказать - репрессивно) относится к адвокатскому сообществу, обвиняя самих же себя в коррупционных связях с адвокатами.

Вспомним недавний законопроект антикоррупционных поправок в Закон "О статусе судей", подготовленный Высшим Арбитражным Судом РФ. Служителям Фемиды предлагали декларирование доходов, запрет на профессию для тех, чьи родные и близкие являются адвокатами, а также введение учета неофициальных контактов судей. Предложения ВАС РФ приведут к тому, что должность судьи станет недоступной для любого, чьи близкие родственники - дети, супруг, родители, братья, сестры - включены в реестр адвокатов. Наличие у судьи родственников, пусть даже не обладающих статусом адвоката, но систематически представляющих чьи-то интересы в суде, где он работает, также может стать основанием для отставки. Кандидату на судейскую должность придется заполнять специальную анкету, в которой следует указывать сведения "о знакомых претенденту лицах", являющихся адвокатами, либо просто ведущих дела в суде, а также "иные сведения, позволяющие оценить объективность, справедливость и беспристрастность" служителя Фемиды.

Предложение такого законопроекта бесперспективно, абсурдно и противозаконно, тем более что подобными методами не искоренить коррупцию в судейских рядах. Что же делать судье, чей ребенок выбрал профессию юриста, но по возрасту может стать лишь адвокатом? Законопроект и сегодняшняя действительность призывают рвать семейные и социальные связи, воспитывать детей в неполных семьях или увольняться с работы. Тогда кто же останется в судейском корпусе, если уже сейчас без купюр озвучивается, что уровень квалификации судей значительно снизился? Старые кадры уходят, а новых, способных грамотно, законно и беспристрастно отправлять правосудие, недостаточно, да еще существуют значительные ограничения. Разработчикам закона даже не пришло в голову, что запрет на родственные связи с адвокатами вступает в противоречие со ст. 37 Конституции РФ, которая гарантирует гражданам право свободно распоряжаться своими способностями к труду, с Европейской социальной хартией 1961 г., со ст. 38 Конституции РФ, согласно которой материнство, детство, семья находятся под защитой государства.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПРОФЕССИИ

Требования к судье сформулированы в ст. 3 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации". Судья обязан соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, входить в состав партий, органов управления, попечительских или наблюдательных советов и др. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах власти, общественных объединениях, в качестве помощника депутата, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.

12.04.2000 Президиум Верховного Суда РФ издал Постановление "О порядке применения Федерального закона "О внесении изменения и дополнения в ст. 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 17.07.1999 N 169-ФЗ", которое давало право судье, пребывающему в отставке и получающему ежемесячное пожизненное содержание, работать адвокатом.

Причем в 2005 г. Верховный Суд, рассматривая дело об отмене решения квалификационной коллегии судей Республики Тува о прекращении отставки судьи, работающего адвокатом, сам определил, что судья в отставке и находящийся на содержании государства может быть адвокатом, если он достиг пенсионного возраста (55 лет - у мужчин и 50 - у женщин) либо проработал судьей не менее 20 лет.

26.03.2008 Президиум Верховного Суда РФ рассмотрел вопрос о порядке применения п. 4 ст. 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с проблемами, возникшими после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" от 31.05.2002 N 63-ФЗ, и подписал Постановление, которым Постановление от 12.04.2000 признал утратившим силу. Реакция Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации не заставила себя ждать. Председателям федеральных судов субъектов Российской Федерации, председателям окружных (флотских) военных судов были направлены разъясняющие письма с уведомлением о том, что судьям, пребывающим в отставке, получающим ежемесячное пожизненное содержание и работающим адвокатами, надлежит немедленно прекратить адвокатскую деятельность. Было предложено представить в органы Судебного департамента информацию о судьях, пребывающих в отставке и продолжающих адвокатскую деятельность, для рассмотрения вопроса о прекращении выплат им ежемесячного пожизненного содержания.

Вызывает удивление сама форма решения Верховного Суда России, которое дополняет и разъясняет федеральное законодательство. Насколько обязательны для применения решения подобного рода, сформулировал Конституционный Суд РФ в Определении от 19.02.2004 N 103-О, где было указано: "...Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации не является по своему назначению и содержанию разъяснением и не подпадает под признак официального и иного толкования".

Следствие приведенной судейской кадровой политики - дискриминация профессии, обвинительный уклон, большое количество невиновно осужденных, принятие неправовых решений. Данные факты заботят как юридическое сообщество, так и общество в целом. Так, в связи с Постановлением Верховного Суда РФ от 26.04.2008 Федеральный союз адвокатов России на проведенном в Москве 05.06.2008 X съезде собрался направить обращение Президенту Российской Федерации, в Комиссию по реформе и совершенствованию правосудия при Президенте Российской Федерации, в Государственную Думу РФ, в Федеральное Собрание РФ, в Общественную палату Российской Федерации, в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ с просьбой устранить нарушение конституционных и гражданских прав адвокатов, ранее работавших судьями и пребывающих в отставке, а также нарушения в деятельности руководителей судебных органов и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ, действиями которых грубо попираются права граждан, в том числе на квалифицированные защиту и представительство в государственных, правоохранительных и судебных органах.

ПРОВЕРКА ПО ВЫСШЕМУ РАЗРЯДУ

Для формирования эффективной кадровой политики судейского сообщества требуется несколько иной, более действенный и продуктивный подход. Не следует искусственно ограничивать доступ к статусу судьи для квалифицированных юристов. Квалификационным комиссиям нужно изменить принцип отбора претендентов на должность судьи, чтобы обеспечить приток опытных, квалифицированных кадров, желательно правозащитной направленности, которые способны независимо, беспристрастно и справедливо выполнять свой долг.

Немаловажный вопрос чистки судейских рядов от нечистоплотных и недобросовестных, безграмотных и коррумпированных судей возможно решить с помощью судебных департаментов, в функции которых как раз и входят мероприятия кадрового характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. В частности, определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников судебного аппарата; взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности судов.

Следует рассмотреть нерешенный на сегодняшний день вопрос проверки фактов, изложенных в жалобах и заявлениях в отношении судей. По закону судьи обладают независимостью, и сбор сведений о них строго запрещен. Но это вовсе не означает, что статус судьи раскрывает двери вседозволенности. Необходимо создание при судебных департаментах службы собственной безопасности с возложением на нее обязанностей проверять каждый ставший известным факт судейского проступка и наделением ее полномочиями по выявлению и проверке сведений и обстоятельств непрофессионального, неэтичного, нечестного, противоправного поведения судей и работников аппаратов судов. Для этого следует предоставить департаментам право сбора информации о профессиональной деятельности судьи, о деловых качествах и поведении в быту, а также других сведений, которые могут свидетельствовать о неправильном или недостойном поведении судьи. Всем известны отнюдь не единичные случаи появления судей на рабочем месте в нетрезвом состоянии, явное несоответствие имущественного состояния доходам судьи, проявление неуважительного отношения в судебных процессах, неэтичные высказывания в адрес участников судопроизводства, совершение иных аморальных поступков, за которые квалификационные комиссии зачастую лишают виновников статуса судьи. В настоящее время выявление и обнародование таких ситуаций скорее исключение, чем правило, и судейское сообщество старается замалчивать свои проблемы и недостатки, тем более что судьба жалоб и заявлений напрямую зависит от позиции председателя суда, "под которым" работает судья-нарушитель.

Проверки органами собственной безопасности судебных департаментов России, не затрагивая болезненный вопрос судебной независимости, увеличат эффективность работы квалификационных комиссий и выявят скрытые факты неправомерного поведения судей, а также факты коррупции в судейском сообществе, что, как следствие, дисциплинирует судей. Процесс проверки должен документироваться и передаваться в квалификационные комиссии, а при необходимости и в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной или уголовной ответственности.

И еще один немаловажный фактор - это соответствие судьи занимаемой должности в силу его квалификации и юридических знаний. По оперативной статистике о работе судов общей юрисдикции, за трехмесячный период 2008 г. было отменено 11635 вынесенных районными судами решений и 761 приговор (статистические данные размещены на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ). Указанные цифры являются ярким свидетельством недостаточной квалификации и правовой грамотности судей. Некачественное, непрофессиональное рассмотрение и разрешение дел ведет к многочисленным нарушениям конституционных прав граждан. Например, лица, находящиеся под стражей, вынуждены дополнительное время содержаться в тяжелых условиях следственных изоляторов и т.д. Возвращение дел на новое рассмотрение ведет к многократному удорожанию судебной процедуры, финансируемой из федерального бюджета, и к другим не менее важным проблемам.

Неэффективность, зависимость от власти и коррумпированность российской судебной системы известны далеко за пределами Российского государства, что отрицательно сказывается на имидже нашей страны. Для решения этих и некоторых других фундаментальных вопросов, касающихся формирования международно-правовых стандартов в сфере организации и отправления правосудия, в частности правовых основ организации и деятельности судебной системы, их адаптации к общепризнанным принципам и нормам международного права, требуется серьезное реформирование кадровой политики судебной системы.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: Айвар Л.

0

Оставить комментарий