ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МОСКОВСКИМИ ЮРИСТАМИ

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ЗАПИСЬ НА ЮРИДИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: 8 (495) 740-55-17

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МОСКОВСКИМИ ЮРИСТАМИ

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ЗАПИСЬ НА ЮРИДИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: 8 (495) 740-55-17

Если я мать и учусь в меде, то как мне получить компенсацию за аренду ...читать далее

Я ИП на УСН ,хочу подарить жене коммерческую недвижимость, какие налоговые обязательства при этом возникают?Жена физ.   лицо.Нужно ли ей оформить ИП перед ...читать далее

Здравствуйте, недавно на меня подали иск, суть которого заключается в том, что в 2011 году я взял в аренду участок земли под сельхоз хозяйство, в собственность ничего не оформил, то денег не ...читать далее

Здравствуйте! Запросили выписку из бки и там информация о том, что висит просроченный кредит. По этому кредиту банк много лет назад продал его коллекторам, коллекторы обращались в суд с щаявго ...читать далее

Александр, Ульяновск, 1 ответ, Другое

Хочу приобрести авто, обращённое в доход государства и выставленное на торги территориальным образованием Госимущества, через torgi.gov.ru. Проверка через ГИБДД ничего не выявила. Но проверка по ...читать далее

Добрый день.
В коммунальной 3-х комнатной квартире, две комнаты в собственности у моей мамы, 1/2 третьей моя по договору мены, а вторая половина принадлежит Администрации. На данный момент ...читать далее

Владимир, Москва, 9 ответов, Другое

Здравствуйте!

Мы в середине июля купили квартиру. До этого несколько месяцев в ней никто не проживал. Собственник умер, его наследники продали квартиру.

Нам был выставлен счет ...читать далее

галина, москва, 1 ответ, Другое

Прочитала статью о переходе апелляции к рассмотрению дела по правилам первой инстанции. Подскажите как оформляется определение.
У меня в деле оно никак не оформлено, только ссылка в ...читать далее

Здравствуйте! У меня вопрос по жилищному спору.
Я прописана в неприватизированной квартире, собственником которой был мой отец (возможно умер или выписан в другое место). Сейчас одна из ...читать далее

Здравствуйте, моему сыну со стороны местной Администрации было отказано в включение в список нуждающихся в получении компенсации за дом.
Причина-поздняя прописка, не установлен факт ...читать далее

Артем, 2 ответа, Земельное право

Здравствуйте, недавно на меня подали иск, суть которого заключается в том, что в 2011 году я взял в аренду участок земли под сельхоз хозяйство, в собственность ничего не оформил, то денег не ...читать далее

Добрый день.Есть соседи с верхнего этажа.На протяжении 30-ти лет мешающие нормальному человеческому существованию.Диалогов нормальных за это время не происходило.Всё сводилось на хамство и ...читать далее

Здравствуйте. Как мать прошу у вас юридической помощи, касательно прав двух моих несовершеннолетних детей. Дети зарегистрированы в квартире, которая находится в соц.найме (83 кв.м.).Собственник- ...читать далее

Подскажите, законно ли застройщик при выдаче ключей требует оплату ЖКХ на три месяца вперед? Как можно отказать ему в этом на законном ...читать далее

Анастасия, 1 ответ, Семейное право

Добрый день. Подскажите, по схеме, описанной ниже. В квартире 35м2 прописано 6 человек. Мама, мой супруг, его брат, его жена и 2 детей до 18 лет. Брат со своей семьей живет отдельно на съемной ...читать далее

Добрый день .у нас такая проблема имеется дом на 3 квартиры .В нашей квартире 27,3 квадрата проживаем 7 человек двое из которых маленькие дети .Наша часть дома (квартира )просто не пригодна для ...читать далее

Добрый день. Обратился в суд с заявлением о взыскании судебных издержек. Заседание состоялось в мое отсутствие, удовлетворено. Прошло более двух месяцев и никаких подвижек в карточке дела. По сути ...читать далее

Валерий, Екатеринбург, 1 ответ, Другое

Зарегистрирован и проживаю один в г. Екатеринбурге и полностью оплачиваю услугу по обращению с ТКО. Имею в собственности за городом земельный участок с домом нахожусь там только в летне время. ...читать далее

Льготы по уплате пошлины, сколько нужно заплатить пошлину
Я инвалид 2 группы, написала апеляцию по признанию брака недействительным. В иске в первой инстанции, написано моральный ущерб 1 млн ...читать далее

Льготы для инвалидов, по оплате морального ущерба,если изначально иск по признанию брака недействительным.
В частности, инвалиды I или II группы освобождаются от уплаты государственной ...читать далее

Выберите тему, которая лучше всего подходит для вашего вопроса.
Вопрос в одном предложении

До принятия Жилищного кодекса РФ в российском законодательстве не было норм, касающихся намеренного ухудшения жилищных условий и его последствий. Статья 53 ЖК РФ установила особые правила в данной сфере. Законодатель не предусмотрел, какие именно действия могут послужить основанием для применения данной нормы. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

Из содержания интересующей нас статьи следует, что граждане, которые с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на такой учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Что признавать намеренным ухудшением жилищных условий? Какие действия не могут расцениваться в качестве таковых? В каких случаях следует отличать реализацию прав граждан от ухудшения своих жилищных условий? В настоящее время четких ответов на эти вопросы нет.

К примеру, семья из трех человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 14 кв. м. В указанную квартиру переезжает и регистрируется по месту жительства родственник. В результате количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, уменьшается до 10,5.

Важно пояснить, что Жилищный кодекс РФ, в отличие от действовавшего ранее Жилищного кодекса РСФСР, большинство отношений, связанных с признанием нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлением жилых помещений, регулирует исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой площади.

Учетной нормой площади жилого помещения признан минимальный размер площади жилого помещения, на основе которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ).

Так, в Волгограде на основании п. 1.1 Постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.06.2005 N 19/342 с 1 марта 2005 г. учетная норма площади жилого помещения для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определена в размере не более 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

В приведенном примере до вселения четвертого члена семьи граждане были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (14,2 кв. м на каждого) и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет. Но после вселения обеспеченность стала менее учетной нормы и у органов местного самоуправления возникла обязанность по постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В связи с изложенным возникает несколько существенных вопросов.

Считаются ли подобные действия намеренным ухудшением жилищных условий или же это реализация права на свободу передвижения?

Как определить и юридически констатировать, что совершенное действие является намеренным ухудшением жилищных условий?

Какими нормативными актами руководствуются органы местного самоуправления при разрешении таких ситуаций?

Чтобы дать юридическую оценку всех обстоятельств и правовое заключение, следует учитывать, что установление перечня действий, считающихся намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ.

Само по себе перечисление в законе субъекта РФ таких действий, а также их последствий не свидетельствует о противоречии данной нормы ст. 53 ЖК РФ. Эта федеральная норма не содержит списка намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий. Значит, нет и правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта РФ этого перечня.

Приведенная правовая позиция нашла отражение в Определении ВС РФ от 11.07.2007 N 5-Г07-56, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими отдельных положений Законов г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и от 25.01.2006 N 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ

Между тем органами государственной власти большинства субъектов РФ не разработаны законы, регламентирующие перечисленные выше действия. Из 83 субъектов РФ соответствующие правовые акты приняты только в 15. В свою очередь органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать правовые акты, регулирующие эти вопросы, в связи с чем возникают пробелы в правовом регулировании возникающих правоотношений.

Анализ правовых актов этих 15 субъектов РФ позволяет привести наиболее полный перечень действий, которые законодательно признаны намеренным ухудшением жилищных условий:

  1. изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
  2. обмен жилыми помещениями;
  3. невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
  4. изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
  5. вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением временных жильцов);
  6. выдел доли собственниками жилых помещений;
  7. отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

В некоторых регионах помимо перечисленных действий намеренным ухудшением жилищных условий считаются:

  1. расторжение договора социального найма по инициативе гражданина (Закон Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61);
  2. регистрация по месту жительства, если до совершения данного действия гражданин не являлся нуждающимся в жилых помещениях (Закон Псковской области от 10.07.2006 N 566-оз);
  3. перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
  4. изменение порядка пользования жилым помещением;
  5. выход из жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с получением пая;
  6. выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственника (члена семьи собственника) жилого помещения (Закон Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ).

В рассмотренном выше примере вселение члена семьи, повлекшее уменьшение количества квадратных метров общей площади, приходящегося на одного человека, расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий.

В ЦЕНТРЕ И НА МЕСТАХ

В то же время в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О разъяснено следующее. По смыслу ст. 53 ЖК РФ (которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя) и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Буквальное толкование данного разъяснения КС РФ может привести к применению ст. 53 ЖК РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены указанные выше умышленные действия.

Кроме того, даже из анализа простого примера, на котором мы сконцентрировали свое внимание выше, очевидно, что из практики может быть ряд исключений, когда то же вселение не будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий. И эти исключения опять же юридически закреплены в региональных правовых актах.

Так, согласно Закону г. Москвы от 14.06.2006 N 29 вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей, а также вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет, не признаются действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий.

ВОПРОС ВРЕМЕНИ

При определении намеренности ухудшения жилищных условий необходимо также учитывать и объективные временные обстоятельства.

В частности, в случае вселения и регистрации по месту жительства супруга (супруги) после заключения брака вопросов не возникает. Но если эти действия предпринимаются по истечении нескольких лет семейной жизни, а затем гражданин сразу обращается в органы местного самоуправления с целью признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, то временной фактор (сколько прошло времени с момента совершенных действий), бесспорно, следует принимать во внимание.

ВНЕ СПИСКА

Помимо названных выше не могут считаться намеренным ухудшением жилищных условий следующие действия:

1) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

2) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

3) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

  • обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции;
  • безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной или муниципальной власти;

4) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

5) вселение временных жильцов.

Однако утверждение в федеральном законе или ЖК РФ закрытого перечня всех возможных действий граждан, которые на практике не должны расцениваться как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий, не представляется возможным ввиду различных условий жизни людей и своеобразия гражданско-правовых сделок. В каждом отдельном случае решение о намеренности действий гражданина должно приниматься объективно, с учетом оценки всех жилищных условий заявителя.

Результаты анализа правовых актов регионального законодательства позволяют сделать вывод, что в большинстве субъектов РФ аналогичные указанным выше правовые акты отсутствуют. Органы местного самоуправления вынуждены руководствоваться только диспозицией ст. 53 ЖК РФ и документами, представленными заявителем.

Для установления факта намеренного ухудшения жилищных условий уполномоченный орган местного самоуправления проверяет представленные документы и при необходимости направляет в организации и учреждения соответствующие запросы.

При анализе вышеуказанных правовых актов выявлена весьма спорная норма права, установленная Законом ХМАО — Югры от 06.07.2005 N 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре». В случаях, если гражданин в течение 10 лет, предшествующих предоставлению ему специализированного жилого помещения, ухудшил свои жилищные условия путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, жилое помещение предоставляется данному гражданину и членам его семьи в размере нормы предоставления жилого помещения за минусом общей площади отчужденного жилого помещения.

Вместе с тем действующим законодательством РФ не предусмотрено применение нормы о намеренности ухудшения жилищных условий при предоставлении жилого помещения, а равно и об уменьшении общей площади предоставляемого жилого помещения.

Полагаем, что в тех субъектах РФ, где рассматриваемые перечни до настоящего времени не утверждены, необходимо направление в представительные органы власти проектов соответствующих нормативно-правовых актов.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАМЕРЕННОСТИ

Ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь.

Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Практика свидетельствует, что в большинстве случаев граждане, ухудшившие свои жилищные условия, делали это не намеренно с целью постановки на учет.

Так, гражданин может до обращения в органы местного самоуправления совершить действия, которые являются намеренным ухудшением жилищных условий и утверждены в качестве таковых нормативно-правовым актом субъекта РФ, но подобные действия совершены им не для постановки на учет, обеспечения жильем, а в рамках свободы договора. Следовательно, ст. 53 ЖК РФ не будет подлежать применению.

ИТОГО

По результатам проведенного исследования полагаем необходимым внести дополнения в ст. 53 ЖК РФ, законодательно закрепив следующий перечень действий, определяемых как намеренное ухудшение жилищных условий:

  1. изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок;
  2. обмен жилыми помещениями;
  3. невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
  4. вселение в жилое помещение лиц, не являющихся членами семьи нанимателя (за исключением вселения временных жильцов);
  5. выдел доли собственником жилого помещения;
  6. отчуждение принадлежащего на праве собственности гражданину жилого помещения или части жилого помещения.

В то же время жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ, а утверждение закрытого перечня всех возможных действий граждан, которые на практике не должны расцениваться как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий, не представляется возможным. Поэтому органы государственной власти субъектов РФ должны самостоятельно принимать нормативно-правовые акты, детально регулирующие данные правоотношения.

Утверждение нормативными актами тех действий, которые расцениваются как намеренное ухудшение жилищных условий или не являются таковыми, будет способствовать исключению возможности произвольного толкования нормы ст. 53 ЖК РФ, устанавливающей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, неукоснительному и однозначному применению жилищного законодательства.

Читайте еще по данной теме:

Авторы: Р.Н. Мальцев, И.В. Максимчук

0

Комментарии (1)

Сергей:

МОЛОДЦЫ! Очень грамотно, особенно раздел доказательства намеренности. В условиях, когда наши федеральные органы буквально извергают без разбора на каждого незаконность и намеренность всего. Родил ребенка — значит хочешь бюджетных денег и т.д. В стране, наряду с поиском реальных нарушений, параллельно идет компания всех грести под эту гребенку и вовремя отчитаться на верх. У НАС ХОРОШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. Поэтому раздел доказательства намеренности очень актуален.

Оставить комментарий